Доклад "Развитие связной речи у детей с ОНР".
консультация по логопедии

Заруба Светлана  Владимировна

По методике В.К. Воробьевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_po_teme_m-ka_vorobevoy.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи у детей с ОНР

По методике В.К. Воробьевой

Принципиальным моментом методики логопедической работы с детьми, имеющими недоразвитие речи, является первоначальное формирование у них навыков и умений связной повествовательной, а не описательной речи. Т.к. повествовательный рассказ:

  • динамичен, в нем происходит быстрая смена действий
  • смысловая программа повествовательного рассказа достаточно жестко мотивирована последовательностью действий того или иного события
  • описательный рассказ же статичен, фактически не имеет заданной извне программы, ее необходимо создавать намеренно и самостоятельно.

В.К. Воробьевой разработан такой способ, который существенно отличается от широко распространенного в логопедии метода словесного выяснения о чем говорится в сообщении, с опорой на вопросы логопеда. Это способ показа смысловой структуры рассказа и способа связей предложений в нем, которые наглядно продемонстрируют детям, за счет каких компонентов осуществляется переход мысли от одного предложения к другому – ЦЕПНОЙ РАССКАЗ

Учитывая психологические аспекты, формирования связной речи должно

осуществляться поэтапно.

Мы часто слышим, такие задания как: «Составь рассказ» и ребенок теряется,

ведь он не знает правила построения рассказа.

В.К.Воробьева предлагает построить процесс обучения не на словесных,

а предметных отношениях, направляя ребенка таким образом, чтобы он

был поставлен в условия решения МЫСЛИТЕЛЬНОЙ задачи.

В предложенной системе развития связной речи существует четыре взаимосвязанных между собой раздела:

I раздел. Формирование ориентировочной основы действий по
узнаванию связного сообщения - рассказа.

2 раздел. Формирование первоначального навыка связного говорения. Знакомство с правилами смысловой и языковой организации связной речи.

3 раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи.

4 раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения.

I раздел. Формирование ориентировочной основы.

Дети достаточно свободно оперируют термином «рассказ», но не представляют себе, какой отрезок речи можно обозначить этим словом. Прежде чем учить детей воспроизводить или составлять рассказы, необходимо сформировать у них практическое представление о связном сообщении.

Таким образом, нужно ввести понятие «событие», случай, который может произойти или произошел в жизни, становится понятием.

Таким же учебным понятием становится и понятие «предмет».

На этом этапе дети учатся сравнивать и отличать связное высказывание от других вариантов ненормированной речи.

Обучение умению отличать рассказ от «не рассказа» осуществляется на логопедических занятиях в связи с выполнением специальных упражнений следующего типа:

  • Сравнение рассказа и набора слов из него.
  • Сравнение рассказа и бессвязного набора предложений.
  • Сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-слабого предложения.
  • Сравнение рассказа и его деформированного варианта.

Упражнение на сравнение рассказа и отдельного коммуникативно-сильного предложения.

Рассказ повествовательного характера

В начале осени солнце светит ярко. Лес очень красивый, богат разными красками. Ягоды в лесу уже отошли, но зато много грибов. Птицы весело поют. Скоро им улетать в теплые края. Красиво не только в лесу, но и в саду. На деревьях созрели сочные яблоки и груши. Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Предложение: Много ягод и фруктов можно увидеть осенью.

Как видно из примера, предложение выбрано из того же текста. Именно с ним дети сравнивали рассказ на начальном этапе

Рассказ повествовательного характера

Сорвал ветер с дерева листок. Покру………….

Деформированный вариант рассказа.

Так муравей оказался на берегу. Пригнал …………

Основным ориентиром для опознания рассказа-повествования является представление о событии, которое можно изобразить на картинке или представить себе мысленно.

Дети усваивают, что один образец речи является рассказом потому, что в нем рассказывается о событии, случае из жизни, такой образец речи можно соотнести с картинкой-иллюстрацией. Другой образец речи рассказом не является, т.к. нельзя себе представить, что же произошло на самом деле.

Работая с текстами повествовательного характер, логопед подбирает ориентировочные карточки.

В том случае, если ребенок слышит рассказ о событии — он поднимает карточку с изображением буквы «С» (событие) или буквы «Р» (рассказ), в противоположном случае демонстрируется пустая фишка.

На занятиях целесообразно использовать графические схемы.

Введение графической записи с условными обозначениями позволило детям перейти с наглядно-чувственной опоры на решение задач в уме. Графическая запись соответствует структуре мысли простого нераспространенного предложения, в состав которого входит наименование предмета (существительное) и то, что об этом предмете, рассказывается — предикат. Причем предикативная часть высказывания может быть выражена как глагольным словом, так и прилагательным.

Графическая запись простого предложения распространенного каким-либо второстепенным членом предложения, квадратами в ней обозначены предметы высказывания (подлежащее и дополнение), стрелкой — отношения между предметами, т.е. предикат, выраженный глагольным словом:

II раздел Формирование первоначального навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста.

Задачей раздела является ознакомление детей с правилами, по которым строится рассказ и в этом ему поможет План ответа на вопрос: «Почему рассказ получился?»

Опираясь на план, дети доказывают правильность своего выбора, следуя при этом порядку его пунктов.

Для развитие навыка связного говорения большое внимание должно быть уделено:

  • формированию мотивации к связному рассказыванию
  • формированию относительно длительного рассказа.

Приемы обеспечения мотивации могут быть следующие:

- упражнения на восстановление порядка картин серии, объединенных единой темой.

- упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

- упражнения на развитие замысла

Упражнения на восстановление порядка серии картин

Детям предлагается:

  • отобрать из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный логопедом рассказ
  • восстановить заданный порядок картинок по памяти;
  • найти «ошибку» логопеда и восстановить правильный порядок элементов серии.

Упражнения эвристического характера направлены на выбор недостающего элемента ситуации.

— найти «пропавшую» картинку и определить
место в ряду заданных;

— найти лишнюю картинку, оставшиеся картинки расположить
в соответствии с логикой протекания события;

— и т.д.

Упражнения на развитие замысла, побуждающие к придумыванию небольшого сюжета с последующим его проговариванием, предлагая им вначале придумать событие с опорой на заданную программу, которая представлена последовательностью предметных картинок, например: «дедушка — мальчик — лес— пенек — кучка сухих листьев — ежик».

Затем задание усложняется: детям предлагается самостоятельно из банка предметных картинок отобрать только те, которые помогут придумать какой-либо случай.

Предъявляя графическую схему необходимо объяснить значение всех ее элементов: первый квадрат – это первое слово - предмет, стрелка – это тоже слово – действие и второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение. Далее нужно предложить детям посчитать количество предложений в нашем рассказе.

Потом логопед предлагает найти предметные картинки к первому предложению и заполнить ими строчку. Затем предлагается «прочитать» рассказ, но читать не по буквам, а по картинкам.

Анализируя схему дети замечают, в двух соседних предложениях говорится об одном и том же , так как две одинаковые картинки.

Так детей подводят к выводу о том, что именно за счет такого повтора предметных картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – РАССКАЗ.

III раздел. Закрепление правил смысловой и языковой организации связной речи

Задачи III раздела

  • -закрепление усвоенных правил на материале тренировочных упражнений,
  • постепенный переход к обучению навыкам самостоятельной связной речи.

Решение таких задач осуществляется на материале новых речевых заданий, построенных по принципу от простого к сложному.

Построить сообщение с опорой на графическую запись значительно легче, и поэтому следует начинать с заданий, стимулирующих именно такие сообщения. Постепенно в речевую практику детей вводятся задания без опоры на содержательные компоненты, но с опорой на модель будущего рассказа.

В дальнейшем элементы графической записи постепенно снимаются и заменяются анализом в устной речи, вначале с опорой на предметы сообщения или наглядные символы описания, а затем и без опоры.

IV раздел. Переход к самостоятельной связной речи с опорой на правила смысловой и языковой организации текстового сообщения

обучение детей правилам построения более сложного текста, состоящего из нескольких смысловых частей.

Минимальное обращение учащихся к вербально-графической программе во время пересказа служит сигналом для снятия вербальной конкретизации и перехода на графическую программу.

Таким образом, происходит постепенное свертывание «внешних опор».

Типология речевых упражнений разнообразна:

  • воспроизведение рассказа с опорой на предварительно составленный план;
  • пересказ с частичной опорой на план;
  • воссоздание текста по памяти;
  • краткий пересказ с предварительным выделением «смысловых вех».

Конспект занятия по формированию навыков связной повествовательной речи.

Вид занятия: формированию навыков связной повествовательной речи.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Домашние животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: научить детей пересказывать рассказ « Лакомка» с опорой на предметно-графическую схему.

Задачи:

- (обучающая) ознакомить детей с правилами смысловой связи предложений в рассказе; закрепить и уточнить знания детей о домашних животных; учить адекватному использованию лексики, обозначающей поведение животный, их отличительные признаки, а так же действия, выполняемые животными в различных ситуациях;

- (развивающая) развивать объем линейной кратковременной памяти: научить запоминать ряд состоящий из 6 элементов;

- (воспитательная) воспитывать умение выслушивать педагога и товарищей; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

- (коррекционная) устранение аграмматичного использования слов в структуре простой фразы.

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Сенсорно-

словарная

работа

Новый материал.

Знакомство детей с предметно-графическим планом

Динамическая пауза

Составление рассказа с опорой на схему

Знакомство с правилами смысловой связи предложений в рассказе

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Итог

Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет домашние животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, чем питается»

Педагог предлагает в процессе прослушивания рассказа запомнить, о каких предметах (о ком? или о чем?) сообщается в нем

Чтение рассказа:

Наша Мурка всем на удивленье любила мед.

Запах меда шел из малинника.

В малиннике стоял улей.

Улей охраняли пчелы.

Пчелы и покусали нашу кошку Мурку.

Теперь Мурка близко не подходит к меду.

После прочтения рассказа, ребята из банка предметных картинок отбирают только те, о которых говорится в нашем рассказе.

Уточняя значение слова «улей», предлагается ряд картинок: скворечник, дупло, собачья будка.

- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.

Первый квадрат – это первое слово, далее стрелка- это тоже слово, второй квадрат – это еще одно слово. Все вместе составляет целое предложение.

Посчитаем количество предложений в нашем рассказе.

Далее дети находят предметные картинки к первому предложению и заполняют строчку.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

«Вышла кошечка гулять»

Сосредоточим внимание детей на первых двух предложениях, закрыв весь текст экраном.

- Что интересного заметили?

- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

Помните, как мы с вами делали новогоднюю гирлянду? Покажите пальчиком, как вы соединяли отдельные колечки вместе. Вот так и наши предложения, соединяясь одно с другим, образуют РАССКАЗ.

Внимательно слушайте и повторяйте за мной предложения.

Сейчас вы самостоятельно перескажите рассказ «Лакомка», а поможет вам в этом наша схема.

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садтится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.

Ребята отбирают нужные картинки и объясняют, почему выбрали именно эту.

Шесть предложений в рассказе.

«читают» предложение.

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

В двух предложениях говорится об одном и том же предмете, а в графическом плане две одинаковые картинки.

Вот как дружат предложения.

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

Ответы детей.

Конспект занятия - Знакомство детей с правилами языковой, лексико-синтаксической связи предложений в рассказе.

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Дикие животные. Обучение пересказу с опорой на предметно-графическую схему.

Цель занятия: познакомить детей с новыми средствами синтаксического сцепления предложений – местоимения, производные слова, контекстные синонимы.

Задачи:

- (обучающая) познакомить детей с новыми способами связи предложений в рассказе; закрепить основной способ – прямой лексический поворот; закрепить и уточнить знания детей о диких животных; учить образовывать производные слова, т.е парадигмы словообразования;

- (развивающая) развивать точность, прочность запоминания;

- (воспитательная) воспитывать целенаправленность и устойчивость внимания; продолжать воспитывать бережное отношение к животным;

Оборудование: предметные картинки, план-схема рассказа, цветные карандаши.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Построение картинно-графическрго плана

Новый материал

Динамическая пауза

Пересказ с опорой на предметно-графическую схему

Итог

Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

Дидактическая игра «Кто, где живет»

Чтение рассказа:

Как-то раз пастух в поле поймал лисенка.

Лисенка принесли ребята.

Ребята посадили лисенка в пустой амбар.

Прямо за амбаром начинался лес.

Ночью из леса пришла лисица.

Лисица принесла лисенку зайчонка.

- Сейчас мы «запишем» рассказ, но только записывать будем не словами, а картинками.

Так дети подбирают картинки ко всем предложениям.

Знакомство с правилами лексико-синтаксической связи предложений в рассказе

Посмотрите какая схема у нас получилась.

А почему мы можем назвать эти предложения рассказом?

- Правильно, за счет такого поворота картинок осуществляется связь отдельных предложений в единое целое – рассказ.

- Ребята, соедините стрелками одинаковые картинки.

Мишка шел, шел, шел,

Пирожок нашел,

Сел, поел

И дальше пошел.

« Будь внимателен»

«Прочитайте» первое предложение, а к первому слову второго предложения необходимо подобрать новое слово, так чтобы не разрушить рассказ.

ФИШКА ЗАПРЕТА

Таким словом может быть?

Дальше по тексту производим лексические подстановки и можно сделать вывод – Содержание рассказа не меняется.

Один ребенок « прочитывает» предложение так как оно дано в рассказе, а другой с новым словом – поочередно.

Что нового узнали на занятии?

Что больше всего понравилось?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет животное и садится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Ребята внимательно слушают.

Ребята самостоятельно выстраивают смысловую программу к рассказу из предложенных педагогом картинок.

«читают» предложение.

Дети выполняют действия соответствующие тексту.

Можно заменить на –

«этого лисенка» или «детеныша»

Дети выходят к доске по очереди и пересказывают рассказ.

Ответы детей.

Конспект занятия по формированию навыка связного говорения по правилам смысловой и языковой организации текста

Тип занятия: фронтальное

Тема занятия: Хлеб. Профессии. Обучение пересказу.

Цель занятия: познакомить детей с правилами, т.е. закономерностями, которые лежат в основе создания связного речевого сообщения.

Задачи:

- (обучающая) обучение умению выделять и осознавать правила построения внутреннего, смыслового и внешнего, языкового, планов рассказа; закрепить умения рассказывания об одном и том же предмете по разному;

- (развивающая) развивать умение устанавливать причинно-следственные связи;

- (воспитательная) воспитывать уважение к труду хлебороба; воспитывать самооценку, самоконтроль и взаимоконтроль.

Оборудование: предметные картинки с изображением хлебобулочных изделий, а так же людей разных профессий: шофера, пекаря, комбайнера и предметов для них, наглядные схемы.

Ход занятия:

Этапы занятия

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Орг.момент

Повторение

изученного

Предъявление

нового материала

Динамическая пауза

Составление рассказа по сюжетным картинкам

Итог

Здравствуй, ребята, приготовимся к занятию.

Сейчас сядет тот, кто правильно назовет дикое животное, изображенное на картинке, которая лежит у вас на столе.

Молодцы!

За правильный ответ получите фишку.

Дидактическая игра «Кто, что нужно?»

Упр. На восстановление порядка картин серии, объединенных одной темой.

-Сейчас, послушайте рассказ и отберите из ряда предложенных сюжетных картинок только те, которые иллюстрируют прочитанный рассказ.

Чтение рассказа:

Наступила осень.

В поле созрел хлеб.

Начались полевые работы.

Рано утром встают комбайнеры, выводя свои корабли на поля.

Им помогают убирать хлеб шофера на грузовиках.

Струится золотое зерно в кузов грузовика.

Все люди будут благодарны за их тяжелый труд.

Расположите картинки в последовательности протекания событий.

К каждой картинке произнесите предложение.

-Ой, налетел ветер и что-то сдул с доски, какой картинки не хватает?

Встаньте в круг:

Листья осенние в небе кружатся

Листья осенние на землю ложатся,

И под ногами шуршат и шуршат,

Словно опять закружиться хотят.

Дети повторяют за педагогом отраженно, каждое предложение по картинкам.

Самостоятельно составьте рассказ по картинкам, которые мы выбрали.

А все внимательно слушают и потом скажете получился рассказ или нет и почему?

- А поможет нам в этом схема.

Ребята, чем мы сегодня занимались на занятии?

Посмотрите кто у нас собрал самый богатый урожай?

Каждый ребенок рассматривает свою картинку, называет хлебобулочное изделие и садится.

Дети по цепочке выходят к доске и выполняют задание.

Внимательно слушают, затем выбирают картинки.

Выходят к доске и правильно выставляют картинки.

Внимательно восстанавливают картинку.

Повторяют движения и проговаривают стих.

Дети оценивают свою работу и работу товарищей.

Подсчитывают фишки.

ссылки на литературные источники:

Воробьева.В.К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи.М.: Астрель, 2006.

Ботоева Юлия Александровна, учитель логопед,ДОУ д/с компенсирующего вида № 194, г. Омск, 644076ул. 50 лет ВЛКСМ 12-15, тел. 57 10 16, сот 8 91 969 78 08

Email:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды связной речи. Пересказ - важное средство развития связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР.

  Речь - это своеобразная форма познания человеком предметов и явлений действительности и средство общения людей друг с другом. Речь    имеет    основные...

Семинар-пратикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар – практикум   «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчу...

Семинар – практикум «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развития связной речи Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Приняла участие на семинаре – практикуме по теме: «Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок» (Технология развит...

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хоменко)

Семинар-практикум "Развитие связной речи у детей дошкольного возраста через составление рифмованных текстов, метафор, загадок" (Технология связной речи дошкольников Т.А. Сидорчук, Н.Н. Хомен...