Самообразование "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи"
статья по логопедии (подготовительная группа)

Васильева Наталья Александровна

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobraz.docx41.48 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад

общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по

художественно – эстетическому развитию детей №2 «Ладушки»

( МБДОУ  №2 «Ладушки»)

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»C:\Users\1\Desktop\motorika_ruk.jpg

УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

 ВАСИЛЬЕВОЙ Н.А

г.Константиновск

ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ

 1. Ф.И.О. педагога — Васильева Наталья Александровна

 2. Образование: среднее профессиональное

 3. Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

4. Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2023-24, 2024-25учебные года.

 5. Участники: дети с ОНР 

 6. Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

 7. Задачи:

 - изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

- создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

- привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

- выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

  • - подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье 8. Предполагаемый результат: разработка методических рекомендаций, создание авторской программы  по данной теме.

 9. Форма самообразования: индивидуальная.

10. Источники самообразования: интернет, методическая литература, журналы, семинары, конференции, курсы повышения квалификации, мастер-классы, занятия коллег, обмен опытом с коллегами.

11. Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

Актуальность.

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.

План работы на: 2023-2024, 2024-2025 учебные года

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь - май

Изучение методической литературы  по данной проблеме:

 - Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных , школьных и медицинских учреждений.

- Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика.
-  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

-  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
2. Поиск материалов в Интернете.

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Сентябрь-Май

  • Проведение мониторинговых исследований.
  • Проведение практических занятий:
  • Организация предметно-развивающей среды,способствующей укреплению здоровья детей.

Диагностика

Конспекты.

Октябрь-Май

Разучивание артикуляционных упражнений

Сказка о Веселом язычке (2023-24)

Картотека упражнений (2023-24)

 Развитие речевого дыхания

Сказка о Ветерке

(2023-24)

Картотека упражнений (2023-24)

Разучивание пальчиковых игр

Пальчиковый театр «Как лягушонок  друзей искал».

(2023-24)

Картотека упражнений (2023-24)

Кинезиологические упражнения

Картотека

Зрительная гимнастика

Изготовление тренажеров

Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии

Продукты деятельности

Работа с семьёй

Сентябрь

2023

Сентябрь

2024

-Логотренинг «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?»

-Консультация «Формирование правильного речевого дыхания»

Выступления на родительском собрании.

Памятки.

Октябрь

2023

Октябрь

2024

-Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»

-«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Памятка

Папка- передвижка

Памятка

Январь

2024

Январь

2025

-Мастер-класс «Кинезиологические упражнения»

-Мастер-класс «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Выступления на родительском собрании

Май

2024

Май

2025

-Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период».

-Отчёт о проделанной работе за учебный курс

Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании

Самореализация

Сентябрь -май

Сбор материалов, конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с материалами по теме самообразования.

Сентябрь

Составление плана работы

План работы по самообразованию

Октябрь

2023

Октябрь 2024

 -Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»

-Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Выступления на методсовете

Ноябрь

2023

Ноябрь

2024

 -Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями»

-Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».

Выступление на РМО учителей-логопедов

Февраль

2024

Февраль

2025

-Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности».

Мастер-класс «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками»

Выступлениена методсовете

Март

2024

Посещение семинара-практикума МБДОУ №2 «Ладушки» «Инновационные технологии дошкольного образования», участие в мастер-классе «Су-джок терапия»

Май

2024

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Отчёт.

В течение года

Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.

Сертификаты


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования

Презентация «Модель логопедического сопровождения детей с нарушениями речи в условиях инклюзивного образования» подготовлена для проведения родительского собрания (консультаций) в начале у...

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...