Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
материал
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan._samoobrazovanie.docx | 23.23 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)
Актуальность.
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.
В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей.
Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.
Особенности физического развития:
- нарушение дыхания и голосообразования;
- нарушения общей и мелкой моторики;
- расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
- повышенная утомляемость;
- заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
- нарушение темпоритмической организации движений.
Особенности психического развития:
- нарушения оптико-пространственного праксиса;
- неустойчивость внимания;
- расстройство памяти (особенно слуховой);
- несформированность мышления;
Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.
Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия.
Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.
Задачи:
—изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.
-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;
— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)
— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;
— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;
— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.
Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2020-2021, 2021-2022 учебные года.
Ожидаемые результаты:
- познавательная и речевая активность;
- правильное речевое дыхание у детей;
- сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
- положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
- отсутствие напряжения и скованности у детей;
- улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
- использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.
План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год
Раздел | Сроки | Содержание работы | Практические выходы |
Изучение методической литературы и других источников | Сентябрь — май |
— Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. — Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений. — Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта дошкольников. Психогимнастика. — Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.
| Анализ изученных источников. |
Работа с детьми | Сентябрь- Май |
| Диагностика Конспекты |
Октябрь- Май | Разучивание артикуляционных упражнений | Сказка о Веселом язычке (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) | |
Развитие речевого дыхания | Сказка о Ветерке (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) | ||
Разучивание пальчиковых игр | Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал». (2020-2021 уч.г.) Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.) | ||
Кинезиологические упражнения | Картотека | ||
Зрительная гимнастика | Изготовление тренажеров | ||
Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии | Продукты деятельности | ||
Работа с родителями | Сентябрь 2020 Сентябрь 2021 | Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» | Памятки |
Октябрь 2020 Октябрь 2021 | Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем» «Игры и упражнения для развития речевого дыхания» | Памятка Папка- передвижка | |
Январь 2021 Январь 2022 | Буклет «Кинезиологические упражнения» Буклет «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений» | Информационный буклет | |
Май 2021 Май 2022 | Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период». Отчёт о проделанной работе за учебный курс Консультация «Речевая готовность детей к школе» | Выступления на родительском собрании | |
Работа с педагогами ДОУ | Сентябрь- Май |
| Мастер-класс НОД Педсовет |
Самореализация | Сентябрь -май | Сбор материалов, конспектов по теме самообразования. | Оформление папки с материалами по теме самообразования. |
Сентябрь | Составление плана работы | План работы по самообразованию. | |
Октябрь 2020 Октябрь 2021 | Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений» Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений». | Выступления на педсовете | |
Ноябрь 2020 Ноябрь 2021 | Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями» Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания». | Мастер-класс Практикум | |
Февраль 2021 Февраль 2022 | Семинар «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками». Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности». | Семинар | |
Май 2021 2022 | Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования. | Отчёт. | |
В течение года | Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации. | Сертификаты |
Предполагаемый результат:
- Повышение показателей результатов коррекционной работы.
- Формирование комплекта дидактических материалов.
- Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "
Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...
Статья на тему :" Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушением речи"
Статья на тему здоровьесберегающих технологий на логопедических занятиях...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...
Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Материал будет полезен учителям-логопедам...
Теоретическая часть к теме по самообразованию - «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
Материал будет интересен учителям-логопедам и воспитателям коррекционных групп...
Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»
Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...
Самообразование "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи"
От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества. В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...