Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»
материал

Бабенко Наталья Сергеевна

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan._samoobrazovanie.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

Тема самообразования: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи»

Забота о здоровье — это важнейший труд. От жизнедеятельности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы… (В.А. Сухомлинский)

 

Актуальность.

 От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.

 В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей дошкольного возраста, что обусловлено ухудшением социально-экономических и экологических условий. В связи с этим в настоящее время все более востребованными становятся такие педагогические технологии, которые помимо педагогического эффекта предполагают сбережение здоровья детей. 

Логопедическая практика показывает, что с каждым годом увеличивается количество детей с дизартрией, моторной, сенсорной алалией, заиканием. Дети с речевыми недостатками, особенно имеющими органическую природу, как правило, отличаются от своих сверстников по показателям физического и нервно-психического здоровья.

Особенности физического развития:

  • нарушение дыхания и голосообразования;
  • нарушения общей и мелкой моторики;
  • расторможенность и заторможенность мышечного напряжения;
  • повышенная утомляемость;
  • заметное отставание в показателях основных физических качеств: силы, скорости, ловкости;
  • нарушение темпоритмической организации движений.

Особенности психического развития:

  • нарушения оптико-пространственного праксиса;
  • неустойчивость внимания;
  • расстройство памяти (особенно слуховой);
  • несформированность мышления;

Соответственно возникает необходимость проведения комплексной оздоровительно-коррекционной работы с данными детьми, а использование здоровьесберегающих технологий способствует интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Эффект их применения зависит от профессиональной компетенции педагога, умения использовать новые возможности, включать действенные методы в систему коррекционно-развивающего процесса, создавая психофизиологический комфорт детям во время занятий, предусматривающий «ситуацию уверенности» их в своих силах. Новые стимулы, служат для создания благоприятного эмоционального фона, способствуют включению в работу сохранных и активизации нарушенных психических функций. Таким образом, терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий содействуют созданию условий для речевого высказывания и восприятия. 

Цель: выявление эффективных способов использования здоровьесберегающих технологий в работе учителя-логопеда с целью оптимизации процесса коррекции речи и формирования у детей основ здорового образа жизни.

Задачи:

—изучить и проанализировать педагогическую, психологическую, методическую и специальную литературу по современным здоровьесберегающим технологиям.

-формировать предпосылки к полноценному освоению образовательных программ воспитанниками, путём коррекции речевых нарушений с использованием здоровьесберегающих технологий;

— создать условия для сохранения и укрепления здоровья детей, на основе комплексного и системного использования доступных для детского сада средств физического воспитания – (охрана нервной системы, снятие психического и нервного напряжения; формирование орального праксиса; совершенствование общей, мелкой моторики и зрительно – пространственного гнозиса; повышение резервов дыхательной системы)

— привлечь родителей к решению проблемы по формированию здорового образа жизни;

— выявление, обобщение и распространение педагогического опыта для педагогов ДОУ;

— подготовка публикаций для печати по теме использование здоровьесберегающих технологий в образовательном пространстве ДОУ, семье.

 

Сроки: тема выбрана для изучения и практического использования на 2020-2021, 2021-2022 учебные года.

Ожидаемые результаты:

  • познавательная и речевая активность;
  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей-логопатов;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий в занятиях с детьми.

 


План работы по самообразованию на 2020-2022 учебный год

Раздел

Сроки

Содержание работы

Практические выходы

Изучение методической литературы и других источников

Сентябрь — май

  1. Изучение методической литературы по данной проблеме:

 — Павлова М. А., Лысогорская М. В. Здоровьесберегающая система ДОУ. Модели программ. Рекомендации. Разработки занятий. 

— Ильякова Н.Е. Постановочные зонды в коррекции звукопроизношения: пособие для логопедов дошкольных, школьных и медицинских учреждений.

— Сиротюк А.Л. Коррекция развития интеллекта  дошкольников. Психогимнастика.
—  Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Занятия по формированию речемыслительной деятельности и культуры устной речи у детей.
— Ястребова А.В., Лазаренко О.И. Хочу в школу.

—  Бушлякова Р.Г. Артикуляционная гимнастика с биоэнергопластикой.


2. Поиск материалов в Интернете.

  1. http://nsportal.ru/detskiy-sad/logopediya/2014/05/14/zdorovesberegayushchie-tekhnologii-v-logopedicheskoy-rabote-s
  2. http://planetadetstva.net
  3. http://dohcolonoc.ru 
  4. http://www.maam.ru/detskijsad/plan-po-samobrazovaniyu-76460.html
  5. http://podsnezhniksad.ucoz.com
  6. http://www.logolife.ru/logopedy  
  7. http://www.books.ru/books/artikulyatsionnaya-gimnastika-s-bioenergoplastikoi-1530463/
  8. http://logoped18.ru/logopedist/konspekt-defektologas-primeneniyem-zdorov-yesberegayushchikh-tekhnologiy.php

Анализ изученных источников.

Работа с детьми

Сентябрь-

Май

  1. Проведение мониторинговых исследований.
  2. Проведение практических занятий:
  3. Организация предметно-пространственно развивающей среды, способствующей укреплению здоровья детей.

Диагностика

Конспекты

Октябрь-

Май

Разучивание артикуляционных упражнений 

Сказка о Веселом язычке 

(2020-2021 уч.г.)

Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.)

Развитие речевого дыхания

Сказка о Ветерке

(2020-2021 уч.г.)

Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.)

Разучивание пальчиковых игр 

Пальчиковый театр «Как лягушонок друзей искал».

(2020-2021 уч.г.)

Картотека упражнений (2021-2022 уч. г.)

Кинезиологические упражнения 

Картотека

Зрительная гимнастика

Изготовление тренажеров

Элементы арттерапии, логоритмики, песочной терапии, су-джок терапии

Продукты деятельности

Работа с родителями

Сентябрь

2020

Сентябрь

2021

Консультация «Зачем нужна артикуляционная гимнастика?» 

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания» 

Памятки

Октябрь

2020

Октябрь

2021

Консультация «С пальчиками играем – речь развиваем»

«Игры и упражнения для развития речевого дыхания»

Памятка

Папка- передвижка 

Январь

2021

Январь

2022 

Буклет «Кинезиологические упражнения»

Буклет «Развитие речевого дыхания посредством игровых упражнений»

Информационный буклет

Май

2021

Май 

2022

Отчёт о проделанной работе за учебный год. Консультация «Организация речевого режима в летний период».

Отчёт о проделанной работе за учебный курс

Консультация «Речевая готовность детей к школе»

Выступления на родительском собрании

Работа с педагогами ДОУ

Сентябрь-

Май

  1. Мастер-классы для педагогов
  2. НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.
  3. Выступление по обмену опытом работы на педсовете ДОУ.

Мастер-класс

НОД

Педсовет

Самореализация

Сентябрь -май

Сбор материалов, конспектов по теме самообразования.

Оформление папки с материалами по теме самообразования.

Сентябрь

Составление плана работы 

План работы по самообразованию.

Октябрь

2020

Октябрь 2021

Консультация «Здоровьесберегающие технологии в коррекции речевых нарушений»

Консультация «Формирование правильного речевого дыхания у детей посредством коррекционных упражнений».

Выступления на педсовете

Ноябрь

2020

Ноябрь

2021

Мастер-класс: «Использование кинезиологических упражнений в работе с детьми с речевыми нарушениями»

Практикум «Изготовление дидактических игр, для развития речевого дыхания».

Мастер-класс

Практикум

Февраль

2021

Февраль

2022

Семинар «Использование логоритмики на занятиях по развитию речи со старшими дошкольниками».

 Консультация для педагогов «Развитие мелкой моторики детей в театрализованной деятельности».

Семинар

Май

2021

2022

Подготовка отчёта о проделанной работе по теме самообразования.

Отчёт.

В течение года

Прослушивание вебинаров, прохождение курсов повышения квалификации.

Сертификаты

 

Предполагаемый результат:

  • Повышение показателей результатов коррекционной работы.
  • Формирование комплекта дидактических материалов.
  • Формирование педагогических разработок НОД с использованием здоровьесберегающих технологий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "

Доклад на тему: «Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи "...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...

Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедических занятий в условиях ДОУ по теме «Использование элементов логопедического массажа и самомассажа в коррекции речи детей»

Актуальность проблемы связана с нарастающей тенденцией появления в массовых садах большого количества детей с нарушениями речи различной степени тяжести, в том числе и детей с тяжелыми нарушениям...

Самообразование "Использование здоровьесберегающих технологий в системе логопедического сопровождения детей с нарушениями речи"

От состояния здоровья детей во многом зависит благополучие общества.  В последние годы выявилась устойчивая тенденция к существенному снижению показателей здоровья и темпов развития детей до...