Конспект ООД по образовательной области "Речевое развитие" для детей с ОНР ( подготовительная группа) Тема: "Волшебный мир цветов"
план-конспект занятия по развитию речи (подготовительная группа)

Лютая Тамара Валентиновна

Итоговое занятие по формиованию лексико-грамматических категорий и связной речи (лексическая тема:"Цветы")

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tsvety.doc128 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида № 41 «Золотая рыбка»

города Рубцовска Алтайского края

658210, г. Рубцовск, ул. Красная, 89;

телефон: 4-21-84, 4-45-45

e-mail: ds41-zr@yandex.ru

Конспект ООД по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи  для детей с ОВЗ (ОНР).

Тема: «Волшебный мир цветов»

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности.

                 

учитель-логопед

                                               Лютая Т. В.

г. Рубцовск, 2023

Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие» , «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие»,  «Художественно-эстетическое»

1.Лексическая тема: «Цветы»

2. Грамматическая тема: образование слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; образование относительных прилагательных, употребление предлогов; составление предложений различных синтаксических конструкций; согласование частей речи.

3Логопедическая тема: автоматизация и дифференциация сонорных и свистящих и шипящих звуков в спонтанной речи.

Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с общим недоразвитием речи.

Тема: «Волшебный мир цветов»

Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий и связной речи  через упражнения

в словообразовании и словоизменении, через составление предложений различных синтаксических конструкций.

 

Задачи:

Образовательные:

 Способствовать:

  • закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным

суффиксом, относительных прилагательных; согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения использовать в речи предлоги;

  • закреплению навыков слогового анализа;
  • закреплению умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением;
  • активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций;
  • обогащению и активизации словарного запаса;
  • уточнению и обобщению знаний о  цветах, их внешнем виде, местах произрастания; о пользе  которую они приносят;
  • закреплению понятия цветы.

Развивающие:

Способствовать:

  • развитию фонематического и зрительного  восприятия; 
  • развитию  внимания, памяти, мышления;
  • развитию артикуляционной, тонкой и общей моторики, мимики, синхронного взаимодействия между движением и речью;
  • развитию правильного речевого выдоха;
  • развитию грамматического строя речи;
  • развитию самостоятельной связной речи;
  • развитию воображения, фантазии.

Воспитательные:

Способствовать:

  • развитию эстетического восприятия:

- поощрять умение воспринимать красоту окружающего мира;

- поддерживать чувство любви и бережного отношения к природе, к цветам;

- поощрять умение  передавать в речи свои чувства.

  • развитию эмоциональной отзывчивости:

- поддерживать желание проявлять чувство ответственности, инициативности, доброжелательности, взаимопомощи и взаимовыручки;

            - поощрять умение  положительно оценивать речь друг друга;

            - поощрять умение управлять собой, выполнять установленные правила, сдерживать эмоциональное возбуждение,

        умение работать в коллективе.

СЛОВАРНАЯ РАБОТА:

Поле, луг, герань, орхидеи, бальзамин, бегония, глоксиньи, розы, лилии, медуница, колокольчики, иван-чай, незабудки, иван-да-марья, васильки, колокольчики, лютики, маки, мята, клевер, венерин башмачок, садовник, нектар, пыльца.

Лесные, сорванные, полевые, луговые, садовые, комнатные, Красная книга.

Срезают, срывают, удобряют, опрыскивают, рыхлят, любуются, нюхают.

МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ:

1. Словесные: художественное слово, беседа, вопросы, напоминания, указание, поощрение, объяснения.

2. Наглядные: сюрпризный момент, демонстрация картинок, презентации «Где растут цветы?», «Цветы Красной книги России».

 прослушивание фонограмм  «Пчёлка», «Апрель», «Цветы».

3. Игровые: игры «Назови цветок», «Покажем цветы»,  «Какие цветы»,  «Доскажи словечко», «Грустный садовник».

ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА:

Беседы о цветах,  наблюдения за изменениями  природы, за природными явлениями, за цветами, за комнатными растениями, уход за комнатными растениями, чтение стихов, рассказов, загадок о цветах, игры и упражнения по развитию словаря, грамматического строя, связной речи, рассматривание  картин с изображением леса, луга, поля, сада,  цветов.

ОБОРУДОВАНИЕ: 

Игрушка пчёлка, предметные картинки с изображением цветов, садовника, мяч, презентация «Где растут цветы?», «Цветы Красной книги России», фонограммы: «Пчёлка», «Апрель», «Цветы», раскраски – цветы.

Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап)

Цель: создание условий, способствующих ненавязчивому введению детей в образовательную деятельность, установлению контакта, положительной мотивации к предстоящей деятельности.

Задачи:

1. Привлечь детей к предстоящей совместной деятельности.

2. Способствовать активизации детей.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети заняты свободной деятельностью, видят подготовку воспитателя к занятию.  

Предполагаемые хоровые

и индивидуальные ответы детей.

- Ромашка, васильки,

роза, тюльпан.  

Для организации  детей и установления эмоционального контакта за 10 минут до мероприятия учитель-логопед привлекает внимание детей, напоминает

о предстоящем логопедическом  занятии.

Педагог поощряет желание и умение детей действовать дружно, помогать друг другу.

Логопед обращает внимание детей на гостей, предлагает присесть на стульчики.

Звучит фонограмма «Пчёлка».

Педагог обращается к детям:

- К нам прилетела маленькая пчёлка Жужу. Пчёлка очень любит цветы.

- На земле так много разных цветов, что она совсем запуталась. Поможем узнать ей  

о цветах?

- Назовите цветы.

Стулья для детей

и педагога, доска.

Фонограмма «Пчёлка»

Игрушка пчёлка.

 Основная часть

Цель: создание условий, способствующих развитию лексико-грамматических категорий   через игры и упражнения в словообразовании

и словоизменении; связной речи через составление предложений различных синтаксических конструкций.

Задачи:

1.Способствовать: закреплению навыков словообразования и словоизменения (образование существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом, относительных прилагательных, согласование частей речи в роде, числе, падеже); умения  отвечать на заданный вопрос полным предложением; использовать в речи предлоги, синонимы, антонимы; активизации умения в составлении предложений различных синтаксических конструкций; обогащению и активизации словарного запаса; уточнению и обобщению знаний

о цветах (лесных, полевых, луговых, садовых, комнатных); закреплению понятия «цветы».

2.Способствовать: развитию самоконтроля за звукопроизношением, фонематического восприятия; зрительного  восприятия, внимания. памяти, мышления,  развитию артикуляционной тонкой и общей моторики, грамматического строя речи; самостоятельной связной речи; воображения, фантазии; развитию эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости.

Деятельность

детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети, выполняют

артикуляционную гимнастику:

“иголочка”, “лопаточка”, “чашечка”, “трубочка”.

“качели к губам”, “качели к зубам”.

Дети разглядывают слайды презентации.

Называют цветы

по  местам обитания

Предполагаемые хоровые

и индивидуальные ответы детей.

- Это лес.

- Лесные цветы.

- Это подснежники,

ландыши, медуница, колокольчики, иван-чай, незабудки, иван-да-марья.

Дети  выполняют

поглаживающие движения лба, щёк,  подбородка, шеи.

Дети работают за столами, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы полным ответом.

- Кто-то сорвал цветы.

- Хорошо и плохо.

- Украшает дом.

- Наполняет его приятным ароматом.

- Дарит радость.

- Сорванные цветы, особенно полевые, быстро гибнут. Если все станут рвать цветы, не будет красоты вокруг. Не будет цветов - пчелам неоткуда будет собирать нектар, а бабочкам – пыльцу. Семена цветов не попадут в землю и из них не вырастут новые цветы.

- Больше плохого.

- Теми, что растут в живой природе: на лугу, в поле, в лесу, на городской клумбе.

- Их нужно их беречь.

- Нельзя рвать цветы, пинать, разводить костры в природе.

- Это поле.

- Полевые цветы.

- Это ромашки, клевер,

васильки,колокольчики,

лютики, маки.

Дети мимикой  изображают радость, веселье, грусть, гнев.

- Это луг.

- Луговые цветы.

- Это клевер, одуванчики, мята.

Дети выполняют дыхательную гимнастику.

- Это сад.

- Садовые цветы.

Дети читают слоги:

ЗЫ, ЦЫ, НЫ, РЫ.

Предполагаемые ответы детей.

- Ро.., бархат…, тюльпа…,

георги…, аст..

- Это комната.

- Комнатные цветы.

- Это фиалки, герань, орхидеи, бальзамин, бегония, глоксиньи, розы, лилии.

-Нужно цветы поливать, рыхлить, удобрять, опрыскивать.

- Подснежничек

- Василёчек

- Гвоздичка

- Тюльпанчик

- Ромашечка

Дети заканчивают предложения словами-действиями, затем повторяют всё предложение.

- Растут, цветут, вянут.

- На клумбах цветы

растут, цветут, вянут.

- Поливают, брызгают

- Из садовой лейки цветы поливают, брызгают.

- Удобряют.

-Удобрениями цветы удобряют.

- Cрезают.

-Выращенные цветы ножом cрезают.

- Собирают, дарят.

- Цветы собирают

в букеты и дарят.

- Любуются, нюхают.

- Цветами люди любуются, нюхают.

Дети выполняют движения, координируя их с речью.

На клумбе под окошком

(Дети сидят на корточках лицом в круг).

Поднялись цветочки, (Медленно встают).

К солнцу потянулись, (Тянутся на носочках, руки вверх).

Солнцу улыбнулись, (Руки широко в стороны).

К солнышку листочки (Ладошки развернуть вверх, повернут цветочки).

Развернут бутоны, (Руки соединить над головой).

В солнышке утонут. (Медленно развести руки в стороны).

Дети работают за столами, активно вступают в диалог, отвечают на вопросы полным ответом.

- Садовник грустит

о розе, лилии, тюльпане, васильке, фиалке, ромашке, пионе, гвоздике.

Предполагаемые хоровые

и индивидуальные ответы детей.

- На земле очень много цветов.

- Их нужно их беречь.

- Нельзя рвать цветы, пинать, разводить костры в природе.

Дети смотрят презентацию, называют цветы.

- Мак, ландыш, фиалка,

подснежник, колокольчик,

венерин башмачок.

Логопед предлагает выполнить артикуляционные упражнения.

Звучит фонограмма «Цветы».

- Покажите какие бывают у цветов лепестки.


- Как качаются они от ветра.

Педагог просит воспитанников рассмотреть слайды и ответить на вопросы, активизирует индивидуальными обращениями и похвалой.

- Посмотрите места, где растут цветы и куда прилетает пчёлка Жужу за мёдом.

 

 

- Что это ?

- Если цветы растут в лесу, то они какие?

- Назовите лесные цветы.

Логопед предлагает выполнить массаж лица

Звучит фонограмма «Апрель».

 Представьте, что вы цветы. Солнышко лучами ласкает  вас…

Логопед предлагает рассмотреть полянку с сорванными цветами, проводит игру

«Хорошо-плохо».

- Что вы видите на этой полянке?

- Как вы думаете, сорванный цветок - это хорошо или плохо?

- Почему хорошо?

- Что плохого?

- Чего же больше в том, что мы срываем цветы: хорошего или плохого?

- Какими цветами лучше любоваться?

- Как нужно относиться к цветам?

- Что нужно делать для этого?

- Молодцы! Правильно!

- Как называется это место?

- Если цветы растут в поле, они какие?

- Назовите полевые цветы.

Педагог просит выполнить упражнения на развитие мимической мускулатуры

Звучит фонограмма «Цветы». Педагог показывает соответствующие смайлики.

Цветы радуются солнышку   (радость)
Улыбаются ему   (веселье)

Вдруг набежала тучка  (грусть)
Рассердились цветы на тучку!  (рассердились)
Тучка убежала  (радость)

- Что это?

- Если цветы растут на лугу, то они какие?

- Назовите луговые цветы.

Звучит фонограмма «Цветы».

- Вспомните, как пахнут цветы и на выдохе красиво, выделяя интонацией скажите: “Ах, как пахнут цветы!”

- Я вам напомню, как “правильно нужно дышать”. Делаем глубокий вдох носом (следим, чтобы плечи не поднимались, а надувался живот), а на выдохе произносим.

- Что это?

- Если цветы растут в саду, то они какие?

Логопед предлагает угадать названия цветов, добавляя нужный слог.

- Что это?

- Если цветы растут в комнате, то они какие?

- Назовите комнатные цветы.

- Как ухаживать за комнатными цветами?

- Назовём пчёлке Жужу цветы ласково.
Подснежник — ...

Василек — ...

Гвоздика — ...

Тюльпан — ...

Ромашка — ...

Педагог поощряет детей похвалой.

Логопед просит детей ещё рассказать пчёлке про цветы.

- Закончите предложения словами-действиями.

На клумбах цветы (что делают?)

Логопед предлагает повторить всё предложение.

Из садовой лейки цветы (что делают?) — ...

Удобрениями садовые цветы (что делают?) — ...

Выращенные цветы ножом (что делают?) — ...

В букеты цветы (что делают?) — ...

Цветами люди (что делают?) — ...

Педагог поощряет детей похвалой.

 Затем логопед предлагает  изобразить цветы и проводит физминутку.

Звучит фонограмма «Цветы».

Логопед показывает картинки и просит ответить на вопрос.

У пчёлки Жужу есть один замечательный друг Садовник.

Зимой, когда нет цветов, он очень сильно грустит. Скажите, о каких цветах может грустить Садовник.

Логопед поощряет детей похвалой.

Педагог проводит заключительную беседу.

- Как нужно относиться к цветам?

- Что нужно делать для этого?

- Молодцы! Правильно!

- Многие цветы встречаются так редко, что они занесены в Красную Книгу России

 и нуждаются в охране.

Педагог демонстрирует презентацию «Цветы Красной книги России».

- Пчёлка всё запомнила про цветы, ей пора собирать нектар с цветов.

Логопед имитирует вылет пчёлки за дверь.

Фонограмма «Цветы»

Артикуляционная гимнастика.

«Лепестки»

Презентация «Где растут цветы?»

Практическая деятельность.

Упражнения

в образовании относительных прилагательных, простых предложений

с однородными членами.

Дидактическая игра: «Какие цветы?»

Д/и по ознакомлению с окружающим миром: «Назови цветок».

Фонограмма «Апрель».

Самомассаж лица.

Дидактическая игра «Хорошо-плохо»

Практическая деятельность.

Упражнение

в подборе глаголов

к существительным,

в составленнии простых и сложных предложений.

Фонограмма «Цветы»

Упражнения

на развитие мимической мускулатуры

Картинки-смайлики.

Фонограмма «Цветы»

Дыхательная гимнастика

«Цветы».

Практическая деятельность.

Упражнение

в слоговом анализе слов.

Дидактическая игра «Составь слово»

Карточки со слогами ЗЫ, ЦЫ, НЫ, РЫ.

Практическая деятельность.

Упражнение

в образовании существительных

с уменьшительно-ласкательным суффиксом.

Практическая деятельность.

Упражнение

в подборе глаголов

к существительным,

в составленнии простых распространённых предложений.

Фонограмма «Цветы».

Физминутка «Цветы»

Предметные картинки:

садовник, роза, лилия, тюльпан, василёк, фиалка, ромашка, пион, гвоздика.

Практическая деятельность.

Упражнение

в образовании существительных

в предложном падеже.

Игра с мячом «Грустный садовник»

Презентация «Цветы Красной книги России»

Фонограмма «Пчёлка»

3. Заключительная часть

Цель: подведение итогов.

Задачи:

1.Закреплять умение детей обобщать и делать выводы.

2.Развивать желание делиться своими впечатлениями, поддерживать у детей  эмоционально-положительное настроение, удовлетворение от результатов деятельности.

Деятельность детей

Деятельность педагога

Примечание

Дети сидят на стульчиках возле доски.

Свободно выражают свои мысли, чувства, делятся своими впечатлениями,

отвечают на вопросы хором и индивидуально.

Дети прощаются

с гостями.

Педагог побуждает детей к обсуждению, выделению главного, обращаясь

с вопросами:

- Чем вы помогли Пчёлке Жужжу?

- Какие задания вы выполняли?

- Какое задание для вас было трудным?

- Какое задание было самым интересным?

- Вы молодцы! Все говорили красиво и правильно!

-  Пчёлка Жужу благодарит вас за помощь. Вы настоящие друзья!

   Она оставила вам подарок: раскраски -  цветы.

- Нам пора с ней прощаться! И прощаться с нашими гостями.

Раскраски: цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности по экологическому развитию детей подготовительной группы. Тема: «Волшебный снег»

Данная деятельность может быть использована в работе с детьми, посещающих речевую группу. Для реализации поставленных задач активно используются методы и приемы ТРИЗ....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по аппликации в подготовительной группе Тема: «Волшебный зоопарк».

Программное содержание:закрепить навыки вырезывания кругов, используя шаблоны;продолжать учить детей делить круг на части;способствовать развитию умения моделировать изображения животных из кругов и и...

Конспект образовательной деятельности с детьми ОО «Познавательное развитие» в подготовительной группе Тема: «Волшебная страна».

Цель: продолжать расширять область социально нравственных ориентаций и чувств у детей; развивать коммуникативные навыки детей, навыки самооценки и самоконтроля.Программное содержание:...

Конспект коррекционно-развивающего мероприятия для детей с ЗПР (Подгрупповая коррекция) Подготовительная группа Тема: «Волшебные превращения» Тема недели: «Рыбы». Картотека №7

Задачи:Помочь сформировать психологическую защиту ребенка — успокоить или, наоборот, активизировать, настроить, заин­тересовать;Способствовать формированию адекватной самооценки на основе са...

Конспект комплексного занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Волшебное электричество»

Образовательные задачи:      - обобщать знания детей об электричестве,- расширять представления о том, где «живет» электричество и как оно...

Конспект НОД по образовательной области художественно-эстетическое развитие в подготовительной групп на тему: «Весенние цветы» (в технике \'\'Кинусайга пэчворк \'\'без иглы)

Цель : Познакомить  с   новой техникой изображения ‘’Кинусайга – пэчворг’’ без иглы.Задачи:Познакомить детей с частями цветов;Развивать представление детей...