Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».
методическая разработка по логопедии (старшая группа)

Кадырова Фидалия Вазиховна

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Василек» Козловского муниципального округа

 Чувашской Республики

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия на тему:

«Автоматизация звука «З» изолированно, в слогах, словах».

                                                    Подготовила  и  провела:

                                                                                    учитель – логопед  первой

                                                                                          квалификационной  категории

                                                                                               Кадыровой Фидалии Вазиховны.

2023г.

Тема: Автоматизация звука [з] изолированно, в слогах, словах.

 Цели: Закреплять правильное произношение звука [з] изолированно, в слогах, в словах

 Задачи:

Коррекционно-образовательные задачи:

-Автоматизация  звука «З» в слогах, словах;

- продолжать учить правильно произносить звук «З» в словах;

- учить определять наличие звука в словах.

Коррекционно-развивающие задачи: 

-развивать подвижность артикуляционного аппарата;

-развивать мелкую моторику рук;

-развивать внимание, память, мышление.

Коррекционно-воспитательные задачи: 

- воспитывать познавательный интерес к логопедическому занятию;

- положительно-эмоциональный настрой на занятие.

Оборудование: игрушка- зайка, мяч, предметные картинки, разноцветные конверты,  игра «Помоги  комарику  найти  все цветочки», «Скажи правильно», «Слушай, повтори», «Один - много», «Посчитай», дидактические пособия.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Логопед:- Здравствуй, Даша! Посмотри, сколько у нас сегодня гостей! Поздороваемся

  с гостями. Наши гости хотят посмотреть, как мы с тобой будем сегодня заниматься.

Дыхательное  упражнение 

Чтобы у нас всё хорошо получалось, мы с тобой сделаем дыхательные упражнения. Подходим к волшебному дереву, через нос вдыхаем, через рот выдыхаем.

Делаем вдох и выдох (три раза).

(Ребенок сядет за стол)

 Развитие мелкой моторики

Игра с пальчиками. Поочередное соединение всех пальцев с большим, начиная с указательного и кончая мизенцем. В обратном направлении – от мизенца  к указательному.

Еж, медведь, барсук, енот

Спят зимою каждый год.

Волка, зайца, рысь, лису

И зимой найдешь в лесу.

2. Сообщение темы занятия.        

Логопед: Даша, сегодня к нам пришла еще одна гостья. Чтобы узнать, кто она, предлагаю отгадать загадку.

                  Что за зверь лесной

                  Встал, как столбик под сосной.

                  И стоит среди травы-

                  Уши больше головы? (Зайка)

Скажи  пожалуйста, какой звук ты слышишь в слове Зайка? (Звук З)

Правильно «З». Молодец!

(Создание эмоционального настроя у ребёнка).

  Логопед: Сегодня мы будем повторять, как правильно произносится звук [З]

  Сделаем артикуляционную гимнастику для нашего  языка, а зайка будет наблюдать,

  правильно ли мы выполняем упражнения.

  3.Артикуляционная гимнастика.

   - Забор

 - Улыбка

 - Трубочка

 - Улыбка-трубочка (чередуем)

 - Вкусное варенье

 - Маляр 

 - Накажем непослушный язычок

 - Горка

 - Лошадка

   - Почистим нижние зубки.

4. Характеристика звука «З» по артикуляционным и акустическим признакам.

Логопед: Даша, скажи, когда мы произносим звук «З» в каком положении наши губы? (Губы в улыбке).

Зубы сомкнуты, между ними-щель.

  А где находится язычок? (Кончик языка упирается в нижние зубы)

Звук «З» гласный или согласный? (согласный). Звук «З» произносится голосом - звонкий, твердый, обозначаем синим цветом.

5. Произношение  изолированного звука «З».

Логопед: Зайка принесла красивый конверт,  интересно, что же там? Посмотрим! ( Удивленно открывают большой конверт). Зайка нам принесла много маленьких разноцветных конверт!

Игра: «Помоги комарику найти все цветочки» (розовый конверт)

Логопед: В розовом конверте задание. «Лети» вместе с комаром (веди пальчиком) по дорожке и звени: 3-з—з-з. Старайся лететь и петь долго, без остановок, а для этого следи за дыханием: сделай вдох через нос и на выдохе произноси: 3-3-3- 3-3-3.

Логопед: молодец, Даша!

6. Развитие фонематического слуха (зеленый конверт)

Игра «Слушай взрослого»

Логопед: Даша в зеленом конверте задание: надо хлопать в ладоши, когда услышишь слово со звуком [з].

Дом, вода, заколка, рыба, зубы, кот, фазан, медуза, забор, кукуруза, змея, земляника, Зина.

  Игра «Слушай - повтори»(красный конверт)

Логопед: Даша, покажем зайчику, как хорошо мы с тобой проговариваем  звук  «З». Сначала слушай меня внимательно, а затем повторяй за мной:

За-за-за-за  - к нам идет коза.

Зу-зу-зу-зу - привяжу козу.

Зы-зы-зы - убегаю от козы.

7. Физминутка.

Вот вам Зайкина зарядка.

Выполняем по порядку.

Быстро встали, улыбнулись,

Выше, выше потянулись.

Ну-ка плечи распрямили,

И подняли, опустили.

Влево, вправо повернулись,

Сели – встали, сели – встали,

И, надеюсь, не устали?

8. Развитие фонематического восприятия (желтый конверт)

Логопед: В конверте картинки и задание. Надо определить место звука в словах: в начале, середине, конце слова.На верхнюю полку положи картинки, в названии которых звук «З» находится в начале слова, на среднюю полку – в названии которых звук «З» находится в середине слова, а на нижнюю полку – в названии которых звук «З» в конце слова.

Зонт, замок, зима, звезда

Ваза, роза, пазлы, кукуруза

Паровоз, арбуз, камаз.

 9. Игра «Посчитай» (синий конверт)

 Один  заяц, два  зайца, три зайца, четыре зайца, пять зайцев.

 Один  козел, два  козла, три козла, четыре козла, пять козлов.

10. Различение единственного и множественного числа существительных.

  Игра «Один – много» (с мячом).

  Логопед называет один предмет, ребенок должен назвать много предметов

(коза – козы, ваза – вазы, забор - заборы, таз - тазы, арбуз - арбузы)

Логопед: молодец Даша!

11. Подведение итога.

Логопед: Даша, скажи  пожалуйста, тебе понравились игры и задания Зайки? (Мне очень понравились игры и задания). Какой звук мы сегодня повторяли? (Звук З).

Используемая литература:

1.Алтухова Н.Г. Научитесь слышать звуки. Спб: Издательство «Лань», 1999г.

2.Бурдина С.В. Логопедическая тетрадь на звуки «С», «З».

3.Волина В.В. Праздник букваря, М: АСТ-ПРЕСС,1995г.

4.Волина В.В. Учимся играя, М: Новая школа, 1994г.

5.Жукова Н.С.Уроки логопеда М: «Эксмо»2014г.

6.Комарова Л.А. Автоматизация звука «З» в игровых упражнениях. Альбом дошкольника. М: Издательство «Гном и Д», 2018г.

7.Лопухина И.С. Логопедия. 550 занимательных упражнений для развития речи. М: Аквариум, 1995г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект. Индивидуальное логопедическое занятие на тему: «Автоматизация звука [щ] в слогах, словах и фразовой речи (по мотивам сказки «По щучьему велению»)» (на основе требований ФГТ)

 Современное логопедическое занятие основываются на подходах разной направленности. Объединяющими сюжетами являются мотивы  сказок. Именно сказка заставляет сопереживать героям,...

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»

Конспект открытого индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука [ш] в слогах и словах»...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Конспект индивидуального логопедического занятияна тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С » Цель: Закреплять произношение звука Ш в слогах...

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Конспект индивидуального логопедического занятия на тему: «Автоматизация звука Ш изолированно, в слогах, словах и дифференциация звуков Ш – С »

Индивидуальное занятие является одной из организационных форм логопедического воздействия, на котором осуществляется обучение произношению. Индивидуальные занятия предусмотрены учебным плано...

Методическая разработка индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звуков [Л]-[Л`] в словах и предложениях»

Индивидуальное занятие проводится с детьми старшей группы компенсирующей направленности с тяжелыми нарушениями речи. У данной категории детей отмечаются выраженные отклонения в формировании как произн...