Фронтальное коррекционно-развивающее занятие для детей с ТНР подготовительной к школе группы "Мы читаем! Знакомство с творчеством А.Л. Барто на материале стихотворения «Медвежонок-невежа»
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Родина Елена Юрьевна

В ходе занятия у детей развивается интерес к художественной литературе,совершенствуется грамматический строй речи,совершенствуется навык чтения,развивается связная речь.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта фронтального логопедического занятия в подготовительной к школе группе для детей с ТНР

Ф.И.О. учителя-логопеда, место работы

Родина Елена Юрьевна, МБДОУ Д/c № 15 «Ручеек»

Тип группы

Группа для детей с ТНР (III год обучения, подготовительная группа).

Тип занятия

Повторение и систематизация полученных знаний.

Форма занятия

Фронтальное.

Тема занятия

Мы читаем! Знакомство с творчеством А.Л. Барто на материале стихотворения «Медвежонок-невежа»

Используемые технологии

-коррекционно – развивающая;

- здоровьесберегающая технология;

-игровая;

-информационно – коммуникационная.

Цель

Развитие связной, грамматически-правильной речи воспитанников группы.

Задачи

Коррекционно-образовательные:

  1. Дальнейшее развитие интереса к художественной литературе и чтению.
  2. Формирование умения понимать главную идею произведения, высказывать  суждение, оценку прочитанного произведения, поступков героев.
  3. Пополнение экспрессивной речи словами-антонимами.
  4. Совершенствование грамматического строя речи (навыки словообразования).
  5. Совершенствование навыка звукового анализа слов.
  6. Совершенствование навыка чтения слов.
  7. Автоматизация правильного произношения и дифференциация всех ранее поставленных звуков.

Коррекционно-развивающие:

  1. Развитие связной речи, планирующей функции речи, речевого слуха, артикуляционной и общей моторики.

Воспитательные:

  1. Воспитание навыков взаимодействия и сотрудничества, активности и самостоятельности, любви к чтению.

Оборудование:

Мольберт, Портрет детского писателя А.Л. Барто, перчаточная кукла Медвежонок, телевизор, презентация с иллюстрациями В.Сутеева к сказке А.Л. Барто «Медвежонок-невежа», слова, написанные на карточках, разрезанные на слоги для прочтения и звукового анализа (Мишка, невежа, мед, медведь, дерево, ветка), кегля, мячик, схемы для составления предложений, цветные магниты-фишки (красного, синего и зеленого цвета), зеркала, звукозапись для артикуляционной гимнастики, бочонок и камешки двух цветов (желтого и коричневого) для проведения рефлексии.

Организационная структура логопедического занятия

Этап логопедического занятия

Деятельность            учителя-логопеда

Деятельность детей

Планируемые результаты

Организационный

Логопед встречает детей, организует приветствие, предлагает присесть на стульчики.

Сюрпризный момент:

-Здравствуйте, ребята, сегодня мы продолжаем с вами знакомиться с творчеством детского писателя, кто может назвать ее имя? Чей портрет вы видите на мольберте? (А.Л. Барто).

- К нам сегодня пришел необычный гость, он ждет нас в коробке и немного стесняется. Давайте сейчас каждый тихонько постучит по крышке коробки и позовет гостя ласково такими словами: «Здравствуй, друг, кто ты?»

- Наш гость готов показать себя, если вы, ребята, отгадаете загадку.

Он живет в лесу густом

И в берлоге его дом.

Любит ягоды и мед –

Сладкоежкою слывет.

Кто это, ребята? (Медведь).

Дети проходят и присаживаются на стульчики, вспоминают имя писателя, с творчеством которого мы знакомимся на этой неделе, приглашают «Гостя» к себе на занятие.

Дети отгадывают загадку.

Актуализация ранее полученных знаний о творчестве А.Л. Барто, формирование позитивного настроя на занятие.

Основной этап

1. «Артикуляционная гимнастика».

- Ребята, давайте вместе с медвежонком выполним артикуляционную гимнастику.

Дети  выполняют артикуляционную гимнастику под музыку перед индивидуальными зеркалами. Упражнения: «Заборчик», «Трубочка», чередование «Заборчик» и «Трубочка», «Накажем непослушный язычок», «Лопатка», «Вкусное варенье», «Чашечка», «Лошадка», «Гибок», «Гармошка», «Маляр», «Парус», «Дятел», «Индюк».

Подготовка артикуляционного аппарата к активной речевой деятельности.

2. Просмотр презентации с иллюстрациями В. Сутеева  и прослушивание стихотворения А.Л. Барто «Медвежонок-невежа». Беседа по прослушанному стихотворению и увиденным иллюстрациям.

-Ребята, как вы думаете, а почему автор назвал медвежонка невежей? Кто такой невежа? (не вежливый, не знает правил поведения, не хочет их выполнять).

- Ребята, расскажите, а как вел себя медвежонок? (брал мед грязными лапами, чавкал, когда ел; перебивал родителей, когда они разговаривали; не уступил дорогу пожилому медведю; не спал ночью и не давал спать маме; в гостях укусил хозяйку и столкнул с ветки маленьких медвежат; замахнулся лапой на папу-медведя.

- Ребята, каким же был медвежонок-невежа? (невоспитанным, невежливым, капризным).

- А почему он таким был? (мама его избаловала)

- Можно ли баловать детей? (Если их баловать, они вырастают капризными, вредными и невоспитанными).

Дети активно слушают стихотворение А.Л. Барто «Медвежонок-невежа», просматривают иллюстрации В. Сутеева, представленные на презентации, готовятся отвечать на вопросы.

Дети отвечают на вопросы логопеда, активно участвуют в беседе, размышляют.

Знакомство с новым произведением знакомого автора, А.Л. Барто, формирование связного высказывания, умения рассуждать.

3.Игра «Скажи наоборот»

- Я предлагаю вам, ребята, сыграть в игру, которая вам хорошо знакома. А называется она – игра «Наоборот». Сейчас тот, кому я брошу мячик и назову слово, должен будет мне сказать его наоборот (противоположно по смыслу).

1. Медвежонок-невежа вел себя хорошо? (нет, плохо).

2. Он вежливый? (нет, грубый).

3. Он воспитанный? (нет, капризный).

4. Он чистюля? (нет, он грязнуля).

- Молодцы, ребята! Вы отлично справились с заданием.

Дети ловят мяч, и, в ответ на слово логопеда, предлагают свое слово, противоположное по смыслу.

Тренировка навыка подбора слов-антонимов (противоположных по смыслу).

4. Динамическая пауза. Упражнение «В лесу».

- Ребята, что-то мы засиделись. Пора и немного размяться. Представьте, что мы оказались с вами в лесу и превратились в медведей.

Шла медведица к реке

С медвежонком бурым

Повалялася в песке,

Отряхнула шкуру.

Сына дальше повела,

Поискала броду,

Поискала и нашла,

И полезла в воду.

Смотрит, маленький медведь,

Хмурится упрямо,

А потом давай реветь:

- Как же я-то, мама?

А медведица идет,

Прибавляет ходу,

Сына ласково зовет за собою в воду.

Мишка в воду не полез,

Мать окликнул снова

И на весь зеленый лес закатился ревом!

Оглянулась мать, ворча,

И вернулась к мишке,

Мокрой рапой сгоряча

Шлепнула трусишку.

Мишка в воду угодил,

Забарахтался, поплыл!

Ну а если плавать начал,

Нет причины плакать, значит!

                                          Е. Стюарт

- Ребята, в этом стихотворении медведица совсем по-другому воспитывает своего медвежонка. Он вырастет выносливым и сильным.

Дети идут вперевалку по кругу друг за другом.

Ложатся на ковер, валяются.

Встают, отряхиваются.

Вновь идут по кругу.

Идут с высоким подниманием колена.

Встают лицом в круг, закрывают лицо руками, качают головой.

Вновь идут по кругу.

Встают лицом в круг, делают зовущее движение рукой.

Опять изображают, как плачет мишка.

Показывают, как медведица шлепнула медвежонка.

Двигаются по кругу, изображают, что плывут.

Развитие общей моторики, снятие напряжения.

5. Упражнение «Прочитай-ка!». Чтение и звуковой анализ слов.

- Ребята, а сейчас я предлагаю вам прочитать слова из нашего стихотворения. Не забывайте следить за тем, чтобы звуки вашей речи звучали красиво и правильно.

1. МЕД (в этом слове 3 звука: М, Е, Д;  М-твердый согласный, Е – гласный, Д – твердый согласный).

2. МИШКА (в этом слове 5 звуков: Мь, И, Ш, К, А; Мь – мягкий согласный, И – гласный, Ш – твердый согласный, К – твердый согласный, А – гласный).

3. НЕВЕЖА (в этом слове 6 звуков: Нь, Э, Вь, Э, Ж, А; Нь – мягкий согласный, Э – гласный, Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Ж- твердый согласный, А – гласный).

4. МЕДВЕДЬ (в этом слове 6 звуков: Мь, Э, Д, Вь, Э, Дь; Мь – мягкий согласный, Э – гласный, Д – твердый согласный, Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Дь – мягкий согласный).

5. ДЕРЕВО (в этом слове 6 звуков: Дь – мягкий согласный, Э – гласный, Рь – мягкий согласный, Э – гласный, В – твердый согласный, О – гласный).

6. ВЕТКА (в этом слове 5звуков: Вь, Э, Т, К, А; Вь – мягкий согласный, Э – гласный, Т – твердый согласный, К – твердый согласный, А – гласный).

- Молодцы, ребята! У вас уже очень хорошо получается читать! Я горжусь вами!

Дети прочитывают слова на карточках, размещенных на мольберте, затем проводят звуковой анализ слова, выставляя на мольберте фишки-магниты нужных цветов: гласны – красные, твердый согласные – синие, мягкие согласные – зеленые.

Тренировка навыков чтения, звукового анализа и синтеза.

6. Игра «Семейка слов».

- Ребята, сейчас я предлагаю вам сыграть в игру «Семейка слов». Она вам хорошо знакома, но все-таки я напомню правила: в это игре все слова из одной семейки, а это значит, что они – родственники, похожи между собой на слух и по смыслу. Например: вода, водица, водный, водяной. Снег, снежинка, Снегурочка, снеговик. А поможет нам выбрать отвечающего моя волшебная кегля.

Слова из одной семейки: Мед, медведица, медвежонок, медвежий, медведь.

Дети по жребию (указанию кегли-стрелочки) подбирают слова, похожие по звучанию и смыслу к слову логопеда: Мед.

Тренировка навыка словообразования.

 7.  Упражнение «Составь схему».

- Ребята, сейчас я прочитаю вам предложение, а ваша задача – посчитать, сколько в нем слов и составить схему на мольберте.

1. Уляжется медведица под деревом. (В этом предложении 4 слова: 1 – уляжется, 2-медведица, 3 – под,4 –  деревом).

2. Нашел он мед пчелиный. (В этом предложении 4 слова: 1 – нашел, 2 – он, 3 – мед, 4 – пчелиный).

3. Пришел домой сынок. (В этом предложении 3 слова: 1 – пришел, 2 – домой, 3 – сынок).

Дети считают количество слов в представленных предложениях, называют слова по порядку, составляют схему к предложенному предложению.

Тренировка навыка анализа предложения.

Итоговый.

Рефлексия.

Логопед организует подведение итогов занятия и рефлексивный момент.

- Ребята, как вы думаете, что медвежонок запомнил сегодня на занятии? Какая игра была самая интересная?

- Какая игра была самая трудная? Какая игра была самая лёгкая? Давайте подарим Медвежонку бочонок с медом, если вам понравилось занятие, положите капельку желтого меда (пластмассовый камешек), а если не очень – то капельку коричневого меда (пластмассовый камешек). Посмотрим, каких капелек мед у нас в бочонке будет больше.

- Наш гость говорит вам большое спасибо и не прощается, а говорит: «До свидания, друзья!».  

Дети отвечают на вопросы логопеда, размышляют. Затем выбирают себе камешек желтого или коричневого цвета, в зависимости от того, понравилось им занятие или нет. Кладут камешки в бочонок и прощаются с гостем занятия – Медвежонком.

 

Подведение итогов занятия, формирование умения анализировать, проявлять  и высказывать личное отношение к происходящему.

                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект фронтального логопедического занятия для детей с ФФН подготовительной к школе группы по теме: «ЗВУКИ [Ж],[Ш]»

Тема: Звуки [Ж] – [Ш].Цель: Учить детей правильному произношению и различению звуков [Ж]-[Ш]....

КОНСПЕКТ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕГО ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ

Цель: обобщить и систематизировать знания детей об осени и  об осенних изменениях в природе....

Коррекционно-развивающее логопедическое занятие с детьми ОНР в подготовительной к школе группе на тему «Я и моя семья».

Занятие рассчитано на детей 6 лет, имеющих общее недоразвитие речи, второй год обучения....

Конспекты занятий по лексической теме "Мы читаем. Знакомство с творчеством А.Л. Барто"

Конспекты занятий для подготовительной группы компенсирующей направленности....

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД"

Конспект фронтального коррекционно-развивающего логопедического занятия по формированию лексико-грамматического строя речи с детьми с ОНР старшего дошкольного возраста "Предлоги ИЗ-ЗА, ИЗ-ПОД&quo...