Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Игровые технологии для развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР"
презентация к уроку по логопедии (подготовительная группа)

Арслан Ирина Сергеевна

В настоящее время быстро развивается нейронаука, и нас, логопедов и дефектологов, интересуют в частности нейропсихология, нейролингвистика и нейропедагогика. Нейропедагогика совершенно молодая наука: возникла в России возникла в 1997—2000 г. и рекомендует нам основные положения:

  • эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга (и что эмоциональный интелект не менее важен, чем IQ)
  •  свобода творчества стимулирует развитие мозга, а принуждение к учебе и угрозы, наоборот, блокируют это развитие.
  • мозгу мальчика в процессе его формирования в большей степени необходимо, чтобы его тело двигалось, чем мозгу девочки.
  •  мозг каждого человека уникален (доминирующее полушарие)

И мы на практике видим, что современные дети в большинстве своем не могут сидеть на занятии без движения, что им необходимо чем то манипулировать в руках, чтобы воспринимать информацию. Чтобы мозг развивался, детям нужна свобода двигательная и эмоциональная.

Как дать детям эту свободу? Нам может помочь нейропсихология. Мы можем включать в коррекционную работу больше двигательной активности, элементы нейростимуляции, игры на межполушарное взаимодействие.

Слаженная и согласованная работа двух полушарий головного мозга необходима для успешного обучения ребенка, развития его интеллектуальных способностей и психоэмоциональной сферы.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

МАДОУ детский сад №1 "Ласточка" Мастер-класс для учителей-логопедов, учителей-дефектологов «Игровые технологии для развития межполушарного взаимодействия у детей с ТНР" Выполнила: учитель – логопед высшей квалификационной категории Арслан Ирина Сергеевна г.о.г . Бор 2024

Слайд 2

21 век – развитие НЕЙРОНАУКИ Быстрое развитие в настоящее время получила нейронаука , поскольку она существенно обогатилась новыми знаниями (особенно о ЦНС). Этому способствовали современные технические средства для исследования (МРТ, ПЭТ и др ). Из смежных ПРИКЛАДНЫХ НЕЙРОНАУК появилась НЕЙРОПЕДАГОГИКА. В России нейропедагогика возникла в 1997—2000 г. (Москвин В. А., Москвина Н. В, Еремеева В. Д., Хризман Т. П.). Нейропсихология — междисциплинарное научное направление, лежащее на стыке психологии и нейронауки , нацелена на понимание связи структуры и функционирования головного мозга с психическими процессами и поведением живых существ. Нейропедагогика. Цель — на практике оптимально и творчески решать педагогические задачи, используя знания об индивидуальных особенностях мозговой организации высших психических функций. Нейролингви́стика — отрасль психологической науки, пограничная для психологии, неврологии и лингвистики, изучающая «мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга»

Слайд 3

Основные положения нейропедагогики , рекомендованные к использованию в педагогической практике. Природа наделила человека любознательностью и стремлением к познанию, и педагогика как наука должна создавать среду для удовлетворения этих потребностей. Учение и познание — энергоемкие физиологические процессы, и поэтому в процессе учения очень важно обеспечивать благоприятные с точки зрения гигиены и питания условия. Мозг ищет смысл через установление закономерностей . Беспорядочность и хаос усложняют продуктивную деятельность мозга . Эмоции являются необходимым фактором продуктивной деятельности мозга. Учебный материал, освоенный в благоприятной атмосфере, лучше запоминается и обладает устойчивыми связями с соответствующим эмоциональным состоянием. Эмоциональный фактор стимулирует мышление и творческий потенциал обучаемого. Эмоциональный интеллект (EQ) не менее важен, чем IQ. Учебный материал должен представляться в режиме постоянного взаимодействия целого и частного, анализа и синтеза . Развитие мозга стимулируется в условиях свободы творчества и блокируется в обстановке давления, принуждения и угрозы . Мозг оперирует, как минимум, двумя системами памяти: системой визуально-пространственной памяти и системой «зубрежки». Знания , поступившие в «хранилища» памяти через систему «зубрежки», неустойчивы и непродуктивны. Они, как правило, располагаются в ячейках памяти бессистемно и хаотично. Напротив , визуально-пространственная система памяти систематизирована таким образом, что вся информация, как в библиотеке, хранится строго «по каталогу и контексту». В этом случае удобно не только «складировать» ее, но и быстро находить и воспроизводить. Мозг каждого человека уникален . Мозгу мальчика в процессе его формирования в большей степени необходимо, чтобы его тело двигалось , чем мозгу девочки.

Слайд 4

Эмоции, свобода творчества, движение = развитие

Слайд 5

Что такое межполушарное взаимодействие? Межполушарное взаимодействие — особый механизм объединения левого полушария и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему, формирующийся под влиянием как генетических, так и средовых факторов. Слаженная и согласованная работа двух полушарий головного мозга, которые тесто связаны между собой системой нервных волокон мозолистого тела , так называемыми межполушарными связями, необходима для успешного обучения ребенка, развития его интеллектуальных способностей и психоэмоциональной сферы. Мозолистое тело

Слайд 6

Недостаточная сформированность межполушарного взаимодействия п риводит к неправильной обработке информации и у ребенка возникают сложности в обучении: • проблемы в письме; • устной речи; • запоминании информации; • счете как в письменном, так и в устном; • в целом восприятии информации.

Слайд 7

Признаки недостаточной сформированности межполушарного взаимодействия • зеркальное написание букв и цифр; • псевдолеворукость ; • логопедические проблемы; • неловкость движений; • плохая память; • отсутствие познавательной мотивации; • низкая стрессоустойчивость: тревожность, плаксивость, апатия, плохое настроение, агрессия.

Слайд 8

Д вижения средней линии- это движения, которые пересекают среднюю линию тела. Вертикальная средняя линия служит точкой отсчета для всех латеральных движений. Среднее поле - это область пересечения левого и правого полей зрения, требующая настолько хорошо скоординированной работы глазных мышц, что оба глаза функционируют как один. Развитие латеральных навыков чрезвычайно важно для становления личности ребенка, его растущей самостоятельности, оно является необходимым условием для развития координации всего тела и облегчения процесса учения, связанного с работой в ближнем поле зрения (письмо и чтение). Движения средней линии способствуют интеграции бинокулярного зрения, двустороннего слуха и правой и левой половины мозга и всего тела .

Слайд 9

Кинезиологическая сказка «Умное путешествие в зоопарк» Форма проведения: физкультминутка на занятии, часть занятия по лексической теме «ЗООПАРК» Цель: развитие умственных и творческих способностей через двигательные упражнения . Задачи : - Балансировка и синхронизация межполушарного взаимодействия; - Развитие способностей, памяти и внимания ; - Развитие речи, навыков письма и чтения; - Развитие памяти, внимания, мышления; - Повышение продуктивности деятельности; - Устранение стресса, апатии; - Раскрытие внутреннего потенциала, творческого подхода и личного роста; - Формирование пространственных представлений; - Формирование произвольности; - Снятие эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального фона.

Слайд 10

У пражнение «Шапочка для размышлений» 1. Держите голову прямо, не напрягая шею и подбородок. 2. Возьмитесь руками за уши таким образом, чтобы большой палец оказался с тыльной стороны уха, а остальные пальцы – спереди. 3. Массируйте уши сверху вниз, чуть разворачивая их в сторону затылка. 4. Дойдя до мочки, мягко помассируйте ее. Повторите упражнение 4 раза. Эти движения обостряют слух, помогают работе кратковременной памяти, повышают умственные и физические способности. Упражнение полезено в начале занятия, так как поможет ребенку быстро сконцентрировать внимание.

Слайд 11

«Перекрёстный шаг» "Перекрестные шаги" способствуют развитию координации и ориентации в пространстве, делают более успешными приобретение навыков чтения, письма, слушания, усвоения новой информации.

Слайд 12

Упражнение «Сова» Правая рука захватывает левую надостную мышцу (между шеей и плечом). Ладонь должна быть мягкой, как бы "приклеенной" к мышце. Сжимайте мышцу и медленно поворачивайте голову слева направо. Доходя до крайней удобной точки, начинаем движение в обратную сторону. При этом губы сложены трубочкой и на выдохе произносят "ух". Шея слегка вытягивается, подбородок движется вперед, а глаза при каждом "уханье" округляются, как у совы. Обычно на один поворот головы приходится 5 звуков. Все движения выполняются синхронно! Проделайте упражнение не менее 3 раз. Поменяйте руки и повторите, расслабляя правую надостную мышцу.

Слайд 13

Упражнение «Сова» Упражнение снимает напряжение в районе шеи, улучшает приток крови к головному мозгу. Оно способствует развитию таких учебных навыков, как слушание и математические вычисления. Благодаря "уханью" снимаются челюстные зажимы, что делает речь более связной. Это упражнение особенно полезно после длительной работы с карандашом. Упражнение объединяет все каналы восприятия: аудиальный, визуальный, кинестетический. Оно также стимулирует внутреннюю речь и творческое мышление. Как следствие, улучшаются навыки чтения, слушания, письма, речи, повышается внимание, улучшается память. Выполняя движения, важно добиться, чтобы работало все тело. Эти упражнения помогут снять усталость глаз, напряжение шеи. Особенно они рекомендуются "очкарикам", так как улучшают работу глазных мышц, укрепляют связь "рука–глаз". И, пожалуй, самое главное – стимулируют желание фантазировать и активно творить.

Слайд 14

Упражнение «Слон» Встать, ухо плотно прижать к плечу. Затем одна рука вытягивается как хобот. Глаза следят за движениями кончиков пальцев, а рука рисует горизонтальную восьмёрку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Упражнение выполняется медленно, 3-5 раз каждой рукой. Это упражнение активизирует и балансирует всю целостную систему организма "интеллект-тело", улучшает концентрацию внимания.

Слайд 15

«Обезьяна» - упражнение «Активизация руки» или «Тянем-потянем» 1. Поднимите правую руку вверх. Левой рукой двигайте правую в разных направлениях: приближая к голове, от головы, пытаясь опустить руку вниз, отвести ее за спину. При этом вытянутая правая рука оказывает легкое сопротивление левой. 2. Движение в каждом направлении делаем по четыре раза и обязательно на длинном выдохе. Выдох поможет вам почувствовать расслабление мышц руки. 3. Вернитесь в исходное положение и вытяните руки перед собой. При правильном выполнении упражнения правая рука по ощущению кажется длиннее левой! 4.Повторите упражнение, поменяв руки. После этого вытяните их перед собой и почувствуйте полную расслабленность плечевого пояса. Полезно также активно повращать или потрясти плечами.

Слайд 16

«Обезьяна» - упражнение «Активизация руки» Данное упражнение нормализует дыхание, снимает напряжение в верхней части грудной клетки, руках, за счет чего улучшается крупная и мелкая моторика. Это приводит к точности в манипулировании инструментами, улучшает почерк. Наши потягивания также способствуют концентрации внимания. Они помогают сделать речь более выразительной, более четко излагать свои мысли в разговоре и на бумаге.

Слайд 17

«Бегемот» - упражнение «Кнопки мозга» Сядьте удобно. Положите правую руку на пупок, левую па нижнее основание ключицы по правую сторону от грудины. Массируйте левой рукой основание ключицы, держа другую руку на пупке. Повторите то же, переменив руки. Это упражнение повышает умственную энергию.

Слайд 18

« Сурикаты » - упражнение «Крюки» или «Сцепления» С тоя прямо скрестить лодыжки так, как удобно. Затем скрестить руки, соединив пальцы в "замок" и вывернув кисти рук на себя. Кончик языка прижать к нёбу при вдохе и расслаблять при выдохе.

Слайд 19

« Сурикаты » - упражнение «Крюки» или «Сцепление» Это сложное перекрёстное движение активизирует моторные и сенсорные зоны каждого полушария мозга, а также активизирует работу среднего мозга, который находится прямо над твёрдым нёбом. Т.о . достигается объединение эмоций и процессов мышления, приводя к наиболее эффективному учению и реагированию на происходящее.

Слайд 20

«Жираф» - упражнение «Заземлитель» 1. Встаньте, расставив ноги на ширине плеч, руки на поясе. 2. Правая стопа развернута носком вправо, левая – вперед, руки на поясе. 3.тМягко согните правое колено, опираясь всем телом на стопу. 4. Спину держите прямо и равномерно опускайте корпус вниз. 5. Сделайте выпад в сторону опорной правой ноги. Голову тоже поверните вправо. Вес тела остается по центру. При этом корпус не должен поворачиваться и смещаться в сторону опорной ноги. Стопы от земли не отрывать! При правильном выполнении движений вы напрягаете поясницу и чувствуете натяжение внутренней мышцы бедра вытянутой ноги. Следите за тем, чтобы спина оставалась прямой. Сделайте упражнение 3 раза, потом поменяйте опорную ногу и повторите. Движения снимают напряжение поясничных мышц, улучшают зрение, нормализуют дыхание. Это способствует повышению концентрации внимания, актуализирует кратковременную память, развивает математические навыки, логику.

Слайд 21

Упражнение «Энергетический зевок» Представьте себе, что вы зеваете. Надавите кончиками пальцев на любые напряженные места на челюстях с обеих сторон. Сделайте глубокий, расслабляющий, зевающий звук, мягко удаляющий напряжение. Упражнения, повышающие энергию тела, помогают подключать биллионы нервных тончайших клеток, называемых нейронами, к различным системам тела, дают высокую умственную энергию.

Слайд 22

Вы можете создавать свои сказки и игры на основе 26 упражнений «Гимнастики мозга» «Под влиянием данной гимнастики в организме наступают самые разнообразные положительные структурные и функциональные изменения. Подвижность и пластичность нервных процессов осуществляется на более высоком уровне. Данная технология позволяет выявить скрытые способности детей с ОВЗ и расширить границы возможностей их мозга»

Слайд 23

Кинезиологическая игра «Антошка и Тимошка» Форма проведения: физкультминутка на занятии, игра на прогулке или в группе, самостоятельная игра и др. Цель: развитие умственных и творческих способностей через двигательные упражнения. Задачи: - Развитие межполушарного взаимодействия; - Развитие мелкой моторики; - Развитие речи; координация речи с движением; - Развитие памяти, внимания, мышления; - Повышение продуктивности деятельности; - Формирование произвольности; - Снятие эмоционального напряжения; - Создание положительного эмоционального фона; - Автоматизация шипящих звуков

Слайд 24

Р азвитие межполушарного взаимодействия через согласование разнотипных движений рук.

Слайд 26

Игры с мячами (в т.ч . массажными) Передача мячей по кругу (друг другу) Катание мячей по столу двумя руками Бросание и ловля мяча с заданиями

Слайд 27

«Рисование двумя руками» Исходная поза – обе руки свободно выпрямлены перед собой. Представьте, что в руках по карандашу, а перед вами – холст. Одновременно двумя руками от центра начинайте рисовать на воображаемом холсте зеркальные изображения. Сюжет не имеет значения, но рисунки должны располагаться в верхней и нижней частях холста. Тело расслаблено, дыхание в естественном темпе, движения рук свободные. Варианты: рисуем мелом или маркерами на доске, пастелью на бумаге, прикрепленной на уровне глаз. «Симметричные рисунки» тренируют навыки, необходимые для облегчения латеральных (слева направо и наоборот) движений, пересекающих среднюю линию тела. Развитие латеральных навыков чрезвычайно важно для становления личности ребенка, его растущей самостоятельности, оно является необходимым условием для развития координации всего тела и облегчения процесса учения, связанного с работой в ближнем поле зрения (письмо и чтение). Движения средней линии способствуют интеграции бинокулярного зрения, двустороннего слуха и правой и левой половины мозга и всего тела.

Слайд 28

«Умные дорожки» или « Нейрофитнес »

Слайд 29

«Умные дорожки»

Слайд 30

Игры с «Умными звоночками» В соответствии с правилами игры нужно позвонить в звонок, соответствующий по цвету, соответствующей рукой\пальцем, при этом правильно прочитав\произнеся букву\слог.

Слайд 31

Игры с «Буквенными полями»

Слайд 32

Список литературы: Сиротюк А.Л. Упражнения для психомоторного развития дошкольников: Практическое пособие. - М.: Аркти,2008. Шанина Г.Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: ВНИИК,1999. Трясорукова Т.П. Развитие межполушарного взаимодействия у детей: нейродинамическая гимнастика. - Изд.2-е. Ростов н/Д.: Феникс, 2019. - 32с. Брейн Джим «Гимнастика мозга» Пол и Гейл Деннисон «Гимнастика мозга». Книга для учителей и родителей– М., 2021. Семенович А., Ковязина М.: Межполушарное взаимодействие. Хрестоматия, - М.,2018. К. Литинская : Межполушарное взаимодействие. Задания для развития ребёнка. –М., 2022. Е.Янушко : Развиваем межполушарное взаимодействие .- М.,2021 Фото и идеи с https://ru.pinterest.com / , https://ru.pinterest.com/igroprofi/


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс "Развитие межполушарного взаимодействия у детей с ОВЗ через кинезиологические упражнения"

Информация о пользе кинезиологических упражнений для умственного развития ребенка с точки зрения науки о развитии головного мозга . Даны описания некоторых упражнений....

Методическая разработка учителя-логопеда Храповицкой Н.М. Игры на развитие межполушарного взаимодействия (старший дошкольный возраст).

В методической разработке представлено несколько игр, направленных на развитие и дозревание корковых и подкорковых структур, на развитие межполушарного взаимодействия....

Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в работе учителя-логопеда

АННОТАЦИЯ: мозг каждого из нас состоит из двух полушарий, каждое из которых отвечает за определенное действие. Правое полушарие отвечает за творческие способности личности, левое-за способность к логи...

Мастер-класс для родителей Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста в логопедической работе с помощью камешков Марблс.

Цель: рассмотрение  современной  методики применения  коррекционной  технологии  в  образовательной деятельности   с детьми.Задачи:- познакомить родителей с нет...

Мастер -класс для родителей "Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста"

Тема: мастер – класс для родителей «Развитие межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста»для детей средней группы4-5лет.Образовательная работа с родителямиПодготовила:...

Мастер-класс с родителями на тему: «Развитие межполушарного взаимодействия у детей старшего дошкольного возраста»

В методической разработке раскрывается суть технологии межполушарного взаимодействия у детей, и ее роли в развитии дошкольников. Представлены эффективные игры, способствующие развитию межполушарн...