Календарно-тематическое планирование по развитию фонематических процессов и обучению грамоте воспитанников старшего дошкольного возраста на 2019 – 2023 учебный год
календарно-тематическое планирование по логопедии (старшая группа)

Шнайдер Жанна Николаевна

Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи:

  • познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  • Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
  • Обучать звукобуквенному анализу слов.
  • Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  • Развитие координации движений с речью.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 4

Календарно-тематическое планирование  по развитию фонематических процессов и обучению грамоте
воспитанников старшего дошкольного возраста на 2019 – 2023 учебный год

Подготовила:

учитель-логопед Шнайдер Ж.Н.

Цель занятий: Обучение грамоте звуковым аналитико-синтетическим методом от простого к сложному; коррекция нарушений устной речи; предупреждение нарушений письменной речи.

Задачи: 

  • познакомить детей с понятием «звук», «буква», «слог», «слово», «предложение».
  • Развивать у детей фонематические процессы, формировать ориентировку в звуковой системе языка.
  • Обучать звукобуквенному анализу слов.
  • Обучать детей плавному слоговому чтению с постепенным переходом к чтению целыми словами и небольшими предложениями.
  • Формировать устную речь детей, обогащать словарный запас, развивать коммуникативные способности ребенка на основе общения.
  • Развитие грамматического строя речи.
  • Развитие мелкой и артикуляционной моторики.
  • Развитие координации движений с речью.

             Основной принцип работы.

В основе  занятий лежат следующие принципы:

  • Принцип научного подхода – подкрепление всех форм обучения научно обоснованными и практически адаптированными методиками.
  • Принцип гуманизации образования, диктующий необходимость бережного отношения к каждому воспитаннику;
  • Принцип индивидуализации и дифференциации обучения, развитие творческого потенциала всех детей и индивидуальных возможностей каждого.
  • Принцип системности и последовательности, обеспечивающий взаимосвязь и взаимообусловленность всех компонентов программы (от простого к сложному). Поэтапное, дозированное, дифференцированное усложнение задач и упражнений.
  • Здоровьесберегающий принцип. Количество и время проведения занятий соответствует возрасту детей. Упражнения подобраны в соответствии с санитарно-гигиеническими нормами и правилами. Вся деятельность педагога направлена на оздоровление детей.
  • Принцип сочетание игровых и учебных видов деятельности. Постепенный переход от игры к учебно-познавательной деятельности.
  • Принцип комплексности.  Развитие  ребёнка - комплексный процесс, в котором развитие    одной познавательной функции (например, речи)  определяет и    дополняет развитие других.

Ожидаемый результат:

Ребенок должен:

  • Знать термины (звук, буква, слог, слово, предложение, гласные, согласные – твёрдые и мягкие, звонкие и глухие)
  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • совершенствовать фонематическое восприятие;
  • овладеть правильным звуко-слоговым оформлением речи;
  • иметь первоначальные навыки звукового и слогового анализа и синтеза;
  • иметь первичные навыки послогового чтения;
  • владеть элементами грамоты: навыками чтения и печатания  букв, слогов, слов  в пределах программы;
  • иметь достаточно развитые графо-моторные навыки;
  • уметь пользоваться магнитной доской, разрезной азбукой, звуковыми линейками, наборным полотном;
  • быть психологически подготовленным к школьному обучению.

Обучение грамоте  включает несколько этапов:

- подготовительный этап - подготовка к звуковому анализу слова;

- основной этап - формирование элементарных навыков чтения и первоначальных навыков письма.

Подготовительный этап обучения

На этом этапе закладываются основы овладения детьми грамотой (чтением и письмом).

Задачи этапа.

1. Сформировать у детей действия протягивания, пропевания звука в слове.

2. Научить их определять в слове первый звук, наличие звука в слове, часто встречающийся звук в стихотворении.

3. Обеспечить практическое знакомство с твердыми и мягкими согласными без введения соответствующих терминов.  

    Учить различать их на слух.

4. Введение терминов "звук" и "слово".

5. Научить называть слова с заданным звуком.

6. Воспитывать речевое внимание и фонематический слух.

Основной этап 

Методика формирования элементарных навыков чтения и письма делится на 4 раздела.

  1. Знакомство со звуками и буквами русского языка.
  2. Развитие звукобуквенного анализа слова.
  3. Обучение чтению.
  4. Формирование первоначальных навыков письма.

1 раздел. Знакомство со звуками и буквами русского языка.

Задачи.

1)Дать представление о звуках русского языка.

2)Познакомить с особенностями произношения гласных и согласных звуков, с их схематическим изображением: синий круг - согласный звук, красный круг - гласный звук.

3)Показать детям связь звука с буквой.

4)Формирование навыка чтения открытых и закрытых слогов.

Раздел 2. Развитие звукобуквенного анализа слов у дошкольников

Задачи.

1)Различать звуки по их качественным характеристикам: гласный, твердый (мягкий) согласный.

2)Учить детей определять позицию звука в слове.

3)Научить детей определять порядок звуков в слове и отдельные звуки

4)Учить правильно, соотносить звуки и буквы.

Порядок звукобуквенного анализа слова:

- называние изолированного звука;

- дается характеристика звуку (гласный, твердый (мягкий) согласный);

- обозначение звука соответствующей фишкой;

- обозначение звука буквой;

- определение количества слогов.

Проведение звукобуквенного анализа слова для дошкольников – сложный процесс, поэтому формировать его нужно постепенно:

1. Сначала дети учатся определять, какой гласный (согласный) звук слышится в слове.

2. Затем учатся определять позицию звука в слове (в начале, в середине, в конце слова).

Начинать звукобуквенный анализ следует начинать со слов, состоящих из 3-х звуков; затем переходить к словам состояших из 4-х звуков. После переходим к анализу слов из 5-ти и более звуков.

Раздел 3. Обучение чтению

Задачи.

1)Формирование у детей навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом к чтению целыми словами, предложениями.

2)Познакомить детей с понятием словоизменения (лук-лак, дом-дым).

3)Научить детей составлять слова из слогов и отдельных букв, предложения - из отдельных слов.

4)Формирование у детей навыка осознанного чтения небольших текстов, понимания смысла  прочитанного.

5. Научить самостоятельно, работать со схемой слова и предложения.

Раздел 4. Формирование первоначальных навыков письма

Задачи.

1)Развивать умение ориентироваться на листе, на широкой строке.

2)Развитие мелкой моторики рук.

3)Овладение пишущим инструментом и некоторыми графическими умениями.

Календарно-тематическое планирование  по развитию фонематических процессов и обучению грамоте
в подготовительной к школе группе

Месяц

Неделя

Название темы

3

1

2

Сентябрь

1

Диагностика

2

3

4

А, У

- Знакомство с гласными буквами. Чтение и печатание сочетаний из 2, 3 гласных.  

-   Определение позиции гласных в слове: начало, середина, конец.

Октябрь

1

О, И

- Знакомство с согласными буквами. Чтение и печатание прямых и обратных слогов, трёхбуквенных слогов, односложных (СГС) и двусложных слов типа ГСГ (усы), СГСГ (маки), СГСГС (батон). Дифференциация звуков между фонетически сходными группами (в цепочке из слогов со стечениями, а также словах, сходных по звучанию)

- Полный анализ и синтез 3-х звуковых односложных слов: КОТ.

- Анализ 4-х звуковых двухсложных слов: КОТЫ.

- Деление слов на слоги.  

- Понятие ударение.

Подбор слов с заданным количеством слогов (1,2 слога).

2

Ы, Э

3

П, Б

4

Т, Д

Ноябрь

1

С, З

2

К, Г, Х

3

В, Ф

4

Ш, Ж

Декабрь

1

М, Н

2

Л

3

Р

4

Л–Р

Январь

Новогодние каникулы

3

П-ПЬ/

Б-БЬ

- Дифференциация твёрдых и мягких согласных. Печатание слогов и двухсложных слов с твёрдыми и мягкими согласными. Анализ и синтез 2-х слоговых слов из 5 звуков: ВАГОН.

4

Т-ТЬ/

Д-ДЬ

Диффенциация твёрдых и мягких согласных, чтение и печатание

слогов и двухсложных слов с твёрдыми и мягкими согласными.

Февраль

1

Ф-ФЬ/

В-ВЬ

- Твёрдые и мягкие согласные. Печатание слогов и двухсложных и трёхсложн.

слов со стечением согласных.

 Анализ и синтез однослоговых слов со стечением согласных: МОСТ.

2

К-КЬ /  Г-ГЬ

Твёрдые и мягкие согласные

3

С-СЬ /  З-ЗЬ

Твёрдые и мягкие согласные

4

Дифференциация согласных в словах

- Составление схем слов и предложений. Печатание предложений.

- Анализ и синтез 2-х слоговых слов со стечением согласных: ЛАМПА.

Март

1

Дифференциация согласных в словах

П-Б      - Речевые игры со словами паронимами.

2

Т-Д       - Речевые игры со словами паронимами.

3

К-Г        - Речевые игры со словами паронимами.

4

Дифференциация

согласных
в словах.

Ф-В      - Речевые игры со словами паронимами.

Апрель

1

С–З       - Речевые игры со словами паронимами.

2

 Ш–Ж     - Речевые игры со словами паронимами.

3

Дифференциация согласных.

С-Ш,  З-Ж - Речевые игры со словами паронимами.

4

Дифференциация согласных.

 Ц-Ч   - Речевые игры со словами паронимами.

Май

1

Дифференциация согласных.

Ч-Щ

2

Р-Л    - Речевые игры со словами паронимами. Звуковой анализ 3-х слоговых слов со стечением согласных: МАЛИНА.

3-4

Диагностика

Индивидуальная работа с детьми

Работа детей с воспитателями

Работа детей с родителями по закреплению материала.

1.Закрепление пройденного материала. Игра «Поймай звук».

2.Определение места звука (А) в слове.

3.Работа в

тетрадях по

подготовке

руки к письму.

1.Выкладывание буквы А из палочек.

2.Лепка буквы  из пластилина.

3.Индивидуальная

   работа в                тетрадях

  1. Выкладывание буквы из спичек и палочек.
  2. Обводка правильных букв А.
  3. Закрепление материала по индивидуальным тетрадям.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Закрепление пройденного материала.

2.Игра «Будь внимательным».

3.Определение места звука (У) в слове.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Выкладывание буквы из палочек.

2.Лепка буквы У из пластилина.

3.Индивидуальная работа в тетрадях.

  1. Выкладывание буквы а из спичек и палочек.
  2. Зачёркивание неправильных букв.
  3. Закрепление материала по индивидуальным тетрадям.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Закрепление пройденного материала. Игра «Поймай звук».

2.Подбор слов со звуком (И).

3.Игра «Найди правильную букву»

4.Работа в                 тетрадях по   подготовке руки

                к письму.

1.Выкладывание буквы и из мозаики.

2.Раскрашивание буквы И.

3.Индивидуальная

 работа в

  тетрадях.

  1. Лепка буквы и из пластилина.
  2. Игра «Зачеркни неправильную букву».
  3. Закрепление материала по индивидуальным тетрадям.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Закрепление пройденного материала.

Игра «Разложи картинки по конвертам»

2.«Назови первый (последний) звук в слове».

3.Работа в  тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Игра «Кто больше?» - подбор слов на заданный звук.

2.«Узнай букву» - определение букв на ощупь (буквы из пластилина).

3.Индивидуальная работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Графический диктант.
  3. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Игра «Телеграф».

3.Звуковой анализ слова пума

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.«Угадай букву» - ребёнок рисует букву в воздухе, остальные отгадывают.

2.Игра «Подарим картинки Маше и Мише».

3.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Закрашивание буквы.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Составление с этими словами предложений.

4.Работа с кассой букв – составление схемы слова нота.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Лепка буквы Н из пластилина.

2.Игра «Цепочки слов»

3.Графический диктант.

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Закрашивание буквы.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  4. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Подбор слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Составление с этими словами предложений.

4.Звуковой анализ слов типа тик.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Лепка буквы О из пластилина.

2.Игра «Цепочки слов»

3.«Бордюр из букв» - рисование буквы красками.

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Закрашивание буквы.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Игра «Самый внимательный».

2.Подбор слов на заданный звук.

3.Звуковой анализ прямых слогов.

4.«Зачеркни неправильную букву».

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Ниткография.

2.Закрашивание буквы.

3.«Обведи букву о»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание буквы о из мозаики.
  2. Обводка слогов, начинающихся на гласный.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Игра «Кто больше?» - называние слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Деление слов на слоги.

4.Составление предложений с заданными словами

5.Работа в тетради по подготовке руки к письму.

1.Лепка буквы к из пластилина.

2.Игра «Телеграф» - деление слов на слоги.

3.Узнавание букв тактильным способом.

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Узнавание букв, написанных на руке ребёнка..
  1. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Подбор слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Составление с этими словами предложений.

4.Работа с кассой букв – составление схемы слова косы.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Ниткография.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

5.Игра «Найди букву» - выбрать нужную букву среди других.

Лепка буквы С из пластилина.

  1. Игра «Кто больше»
  2. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  3. Соединение одинаковых букв верёвочкой.
  4. Придумывание слов, содержащих со (са, сы, си) в начале слова.
  5. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  6. Закрепление материала в индивид. тетрадях.

1.Закрепление произношения и различения звуков. Игра «Найди домик для звука».

2.Подбор слов со звуком (П).

3.Воспроизведение слоговых рядов.

4.Звуковой анализ обратных слогов типа ап, уп, ип.

5.Игра «Найди букву П на картинке»

1.Выкладывание буквы П из природного материала.

2.Графический диктант.

3.Индивидуальная

 работа в тетрадях.

1.Выкладывание буквы П из мозаики.

2.Игра «Цепочки слов».

  3.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Игра «Найди домик для звука (к)».

2.Подбор слов со звуком (к).

3.Воспроизведение слоговых рядов.

4.Звуковой анализ, составление схем слогов .

5.Работа в тетради по подготовке руки к письму.

1.Выкладывание буквы к из природного материала.

2.Складывание буквы к из четырёх частей.

3.Индивидуальная             работа в тетрадях

  1. Лепка буквы к из пластилина.
  2. Обводка всех гласных, подчёркивание согласных.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Работа с кассами букв – составление слогов, звуковой анализ, схемы.

2.Игра «Узнай и дорисуй букву».

1.Выкладывание букв из крупы.

2.Складывание букв из двух частей.

3.Закрашивание буквы.

4.Индивидуальная работа по тетрадям.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Зачёркивание неправильных букв.
  1. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука (ш).

2.Воспроизведение слоговых рядов.

3.Игра «Найди домик для звука».

4.Звукобуквенный анализ слов типа шина.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Закрепление правильного произношения звуков.

2.Игра «Будь внимательным».

3.Подбор слов на заданный звук.

4.Звуковой анализ и синтез слов мышка, шапка.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Лепка буквы Ш из пластилина.

2.Чтение сказки «Бишка» К.Д. Ушинского.

3.Пересказ сказки.

4.Чтение слогов с буквой ш.

5.Индивидуальная             работа в тетрадях.

1.Игра «Кто больше?».

2.Инсценеровка сказки «Петушок и бобовое зёрнышко».

3.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание буквы  из спичек, палочек.
  2. Придумывание аналогичной сказки о животном.
  3. Правописание ши.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  1. Игра «Узнай и дорисуй букву».
  2. Рисование иллюстраций к сказке «Петушок и бобовое зёрнышко».
  3. Игра «Цепочки слов».
  4. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях

       

1.Закрепление произношения звуков (л), (ль).

2.Игра «Найди домик для звука».

3.Игры «Чей хвост?», «Чья лапа?».

4.Работа с кассой букв – составление схем слов липа, лапа.

1.Изготовление буквы Л из проволоки.

2.Игра «Подарим слова Ладе и Лене».

3.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Игра «Разведчики» - прочитай зашифрованное слово.
  2. Подбор родственных слов к словам волк, лиса, белка.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  4. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2.Определение места звука в слове.

3.Звуковой анализ слов груша, трава.

4.Составление предложений по схеме.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Ниткография.

2.Игра «Найди ошибку в бордюре: ррвррр».

3.Называние слов с заданным звуком, составление с этими словами предложения.

4.Индивидуальная                 работа в тетрадях Выкладывание буквы к из природного материала.

  1. Лепка букв из пластилина.
  2. Нахождение и обводка «спрятавшейся» буквы.
  3. Чтение слова, вставка пропущенной буквы.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звуков.

2.Воспроизведение слоговых рядов.

3.Работа над деформированным предложением.

4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Лепка буквы к из пластилина.

2.Игра «Обведи букву, которая спряталась»

3.Составление предложений по сюжетным картинкам.

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание букв из спичек, палочек.
  2. Игра «Кто больше?»
  3. Составление предложений.Деление предложений на слова.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму. Уточнение произношения звука.

2.Подбор слов на заданный звук.

3.Работа над деформированным предложением.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму Закрепление произношения и сопоставление звуков.

5.Игра «Скажи наоборот».

6.Игра «Назови ласково».

7.Звукобуквенный анализ слов типа козы, косы.

8.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Ниткография.

2.Игра «Скажи наоборот».

3.Игра «Подари картинки для Зои и Зины».

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

5.Графический диктант

6.Подбор родственных слов к слову лиса.

  1. Лепка буквы З из пластилина.
  2. Игра «Зачеркни неправильные буквы».
  3. Придумывание слов, содержащих заданный слог (в конце слова).
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  1. Игра «Узнай букву» (зашумленные буквы).
  2. Подбор слова к схеме.
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  4. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звука Подбор слов на заданный звук.

2.Определение места звука в слове.

3.Составление с этими словами предложений.

4.Игра «Прошагай слова», ударение.

1.Игра «На что похожа буква?» - узнавание букв.

2.Игра «Назови буквы по порядку».

3.Индивидуальная                 работа в тетрадях.

  1. Лепка букв из пластилина.
  2. Закрашивание букв.
  3. Игра «Большой – маленький».
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение произношения звуков.

2.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

3.«Прошагаем слова», ударение.

4.Звуковой анализ слов дом, Дима.

1.Игра «Лабиринт» - проведи медведя к бочке с мёдом.

Выкладывание буквы из крупы.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Исправь ошибку» - закрепление предлогов над, под, из-под.

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

1.Игра «Найди букву» - выбрать нужную букву среди других.

2.Игры «Что делает?», «Что будет делать?» - составление

3.Лепка букв из пластилина.

4.Игра «Кто больше?»-назови слова со звуком (д).

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука (г).

2.Чтение слогов, слов по карточкам.

3.Звуковой анализ слов губы, ноги.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Рисование буквы на манной крупе.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная     работа в

    тетрадях.

  1. Выкладывание буквы Г из спичек, палочек.
  2. Игра «Кто больше?»
  3. Игра «1,2,5» - согласование числительных с существительными.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука (э).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Изготовление буквы из проволоки.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

  1. Выкладывание буквы Э из спичек, палочек.
  2. Игра «Кто больше?»
  3. Игра «1,2,…5» - согласование числительных с существительными.
  4. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука (ж).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов жаба, ужин.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

 

1.Изготовление буквы из проволоки.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

1.Графический диктант.

2.Чтение рассказа «Купание медвежат» В. Бианки.

3.Подбор родственных слов к слову медведица.

4.Индивидуальная работа.

  1. Выкладывание буквы  из спичек, палочек.
  2. Игра «Кто больше?».
  3. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

  1. Узнавание буквы по отдельным элементам.
  2. Рисование иллюстраций к рассказу «Купание медвежат».
  3. Игра «Чей хвост (ухо, лапа)?».

Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звука (е).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Изготовление буквы из проволоки.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях

  1. Выкладывание буквы Е из спичек, палочек.
  2. Игра «Кто больше?»
  3. Игра «1,2,…5» - согласование числительных с существительными.
  1. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Закрепление произношения звуков.

2.Игра «Где звук?».

3.Отбор картинок на заданный звук.

4.Составление предложений по схемам.

5.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Игра «Найди ошибку в бордюре: фффрфф».

2.Составление слова по начальным звукам.

3.Игра «Превращение слов».

4.Индивидуальная  работа в тетрадях.

  1. Буквенный диктант.
  2. Составление слова по первым звукам картинок.
  3. Составь с этими словами предложения.
  4. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звука (ц).

2.Игра «Кто это?» - словообразование существительных.

3.Составление предложений с данными словами.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Выкладывание буквы из камней.

2.Игра «Охотник идёт по следу» - обвести букву.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная  работа в тетрадях

  1. Лепка буквы из пластилина.
  2. Игра «кто больше?».
  3. Игра «Цепочки слов».

Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Уточнение правильного произношения звука (ф).

2.Игра «Кто это?» - словообразование существительных.

3.Составление предложений с данными словами.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Выкладывание буквы из камней.

2.Игра «Охотник идёт по следу» - обвести букву.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная

 работа в тетрадях

1Лепка буквы из пластилина.

2.Игра «кто больше?».

3.Игра «Цепочки слов».

  1. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Уточнение правильного произношения звука (е).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Изготовление буквы из проволоки.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

1.Лепка буквы Я из пластилина.

     2.Игра «Зачеркни неправильные буквы».

3.Придумывание слов, содержащих заданный слог (в конце слова).

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5.Игра «Узнай букву» (зашумленные буквы).

  1. Подбор слова к схеме.
  2. Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.
  3. Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звука (ч).

2.Игра «Кто это?» - словообразование существительных.

3.Составление предложений с данными словами.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Выкладывание буквы из камней.

2.Игра «Охотник идёт по следу» - обвести букву.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная  работа в тетрадях

1.Уточнение правильного произношения звука (ч).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму

1.Уточнение правильного произношения звука (е).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Изготовление буквы из проволоки.

2.Закрашивание буквы.

3.Игра «Назови буквы по порядку»

4.Индивидуальная             работа в тетрадях.

1.Лепка буквы Ё из пластилина.

2.Игра «Зачеркни неправильные буквы».

3.Придумывание слов, содержащих заданный слог (в конце слова).

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5.Игра «Узнай букву» (зашумленные буквы).

6.Подбор слова к схеме.

7.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

8.Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Уточнение правильного произношения звука (щ).

2.Сложные слова. Игра «Какой дом?».

3.Звуковой анализ слов.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Выкладывание буквы из камней.

2.Игра «Охотник идёт по следу» - обвести букву.

3.Игра «Назови буквы по порядку».

4.Индивидуальная  работа в тетрадях.

1.Лепка буквы Щ из пластилина.

     2.Игра «Зачеркни неправильные буквы».

3.Придумывание слов, содержащих заданный слог (в конце слова).

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5.Игра «Узнай букву» (зашумленные буквы).

6.Подбор слова к схеме.

7.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

8.Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

1.Закрепление правильного произношения звуков.

2.Определение места звука в слове.

3.Составление предложений с заданными словами. Схемы предложений.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5Закрепление произношения звуков.

6.Звукобуквенный анализ слов типа палка- балка.

7.Образование родственных слов.

8.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

1.Игра «Найди «лишний» слог: ми, ти ,пи, ты, ли, си».

2.Игра «Назови картинку, выдели первый звук, напиши букву».

3.Игра «Назови слова с заданным звуком, составь предложение».

4.Индивидуальная

 работа в тетрадях

Графический диктант.

5.Игра «Скажи наоборот».

6.Игра «Из предложенных букв составь слово».

7.Упражнение в словообразовании

8.Индивидуальная работа в тетрадях

1.Игра «Скажи наоборот».

2.Игра «Найди и обведи «спрятавшуюся» букву».

3.Чтение слова под картинкой, вставка пропущенной буквы.

4.Работа в тетрадях по подготовке руки к письму.

5.Игра «Найди пару.

6.Написание буквы с закрытыми глазами.

7.Игра «Назови пропущенный слог (под картинкой)».

8.Закрепление материала в индивидуальных тетрадях.

Список использованной литературы:

  1. Филичева Т.Г., Туманова Т.В. Дети с общим недоразвитием речи. Воспитание и обучение. М.: «Гном Пресс», 1999. – 80 с.
  2. Филичева Т.Г., Чиркина Г.В. Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специализированного детского сада. – М.: Издательство «АЛЬФА», 1993. – 103 с.  
  3. Швайко Г.С. Игры и игровые упражнения для развития речи / Под. ред. В.В. Гербовой. – М.: Просвещение, 1988. – 64 с.

4. Костылева, Н. Ю. 200 занимательных упражнений  с буквам и  звукам и для детей 5- 6 лет / Н. Ю. Костылева. — М.: Астрель: ACT; Транзиткнига , 2005 . — 110 , [2] с.

5. Костылева, Наталия Юрьевна 100 занимательных упражнений с буквами и звуками для детей 4—5 лет / Н.Ю. Костылева. — Москва: АСТ: Астрель, 2015. — 64 с. ил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульный стандарт группы общеразвивающей направленности для детей старшего дошкольного возраста на 2019-2020 учебный год

Модульный стандарт дошкольного образовательного учреждения – это обеспечение оптимальных условий для организации предоставления детям дошкольного возраста дошкольного образования в соотве...

Развитие фонематических процессов в подготовке детей старшего дошкольного возраста к обучению грамоте.

Фонематический слух – тонкий систематизированный слух, обладающий способностью осуществлять операции различения и узнавания фонем, составляющих звуковую оболочку слова. Фонематическое восприятие -ум...

Отчет по летнему периоду и экологическому воспитанию в группе старшего дошкольного возраста за 2019/2020 учебный год

Отчет по летнему периоду и экологическому воспитанию в группе старшего дошкольного возраста за 2019/2020 учебный год...

План самообразования воспитателя подготовительной-логопедической группы «Радуга» Алирзаевой Наиды Магомедовны по теме: «Использование разнообразных техник рисования в речевом развитии детей старшего дошкольного возраста» на 2019-2020 учебный год

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все:...

Индивидуальный план по самообразованию по теме: «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста». на 2022-2023 учебный год

Цель: формирование у детей осознанного отношения к здоровью как ведущей ценности и мотивации к здоровому образу жизни, накоплении знаний о здоровье. Продолжать повышать профессиона...

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» на 2022-2023 учебный год

Программа дополнительного образования по познавательно-развивающей деятельности «Применение квест-технологии для развития познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста» н...