Долгосрочный логопедический проект «Мы здоровые ребятки, говорим красиво ,внятно, чтобы было всем понятно!»
проект по логопедии (старшая группа)

Павлова Елена Валерьевна

Использование современных здоровьесберегающих технологий на занятиях по исправлению нарушений звукопроизношения в условиях логопедического пункта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Долгосрочный логопедический проект

«Мы здоровые ребятки, говорим красиво ,внятно, чтобы было всем понятно!»

по использованию современных здоровьесберегающих технологий в коррекционной работе учителя-логопеда

с детьми дошкольного возраста в условиях логопедического пункта

Автор проекта:

Учитель-логопед  Павлова Е.В..

2021-2022 год

Введение

    В последние десятилетия устойчивая тенденция ухудшения здоровья дошкольников диктует необходимость поиска механизмов, позволяющих изменить эту ситуацию. ФГОС дошкольного образования ставит проблему охраны и укрепления физического и психического здоровья детей на первое место в системе приоритетных задач Особую актуальность приобретает внедрение приёмов по сохранению и укреплению психофизического здоровья детей. Работа по исправлению нарушения звукопроизношения также  требует внедрения здоровьесберегающих технологий.

     На основании анализа теоретической и методической литературы были изучены направления и выбраны традиционные и нетрадиционные приёмы логопедической работы по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей старшего дошкольного возраста.

   Экспериментальная база исследования: Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 5 «Рябинки» п. Юрьевец».

Тип проекта: долгосрочный

Участники проекта:

Ребята подготовительной группы, воспитатели, родители, учитель-логопед

Время реализации проекта:

С  сентября 2021 года по май 2022 года.

 

Цель проекта:

 проанализировать современные здоровьесберегающие технологии, используемые в коррекционно-педагогическом процессе, доказать целесообразность использования здоровьесберегающих технологий  в коррекционной деятельности по исправлению звукопроизношения детей.

Задачи проекта:

  1. Рассмотреть современные подходы к сохранению и формированию здоровья дошкольников на логопедических занятиях.
  2. Проанализировать принципы сохранения здоровья дошкольников в коррекционно-педагогическом процессе.
  3. Описать профилактическую и коррекционную работу учителя-логопеда на занятиях.

Объект: процесс обучения и воспитания в детском саду.

Предмет: здоровьесбережение воспитанников ДОУ.

Гипотеза исследования – процесс коррекции речевых расстройств будет более успешным и быстрым, если на логопедических занятиях использовать современные здоровьесберегающие технологии.

Новизна исследования заключается в реализации современных инновационных здоровьесберегающих технологий в течение всего времени пребывания дошкольника в детском саду. Новые подходы, современные инновационные технологии нужны для того, чтобы сделать обучение осознанным, интересным, оптимизировать процесс обучения, содействовать оздоровлению детей.

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы
  • эксперимент – констатирующий, формирующий, контрольный
  • теоретический анализ (обработка и осмысление полученных данных)
  • диагностические методы

Ожидаемые результаты:

  • правильное речевое дыхание у детей;
  • сформированные движения пальцев рук, общая моторика;
  • положительная динамика в развитии всех сторон речи воспитанника;
  • отсутствие напряжения и скованности у детей;
  • улучшение соматического здоровья детей, посещающих логопедический пункт;
  • использование родителями и педагогами здоровьесберегающих технологий на занятиях с детьми.

     В Уставе Всемирной Организации Здравоохранения здоровье определяется как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефектов». Технология – пошаговая, заранее продуманная последовательность действий, направленных на достижение конкретного результата.  Под здоровьесберегающими технологиями в широком смысле слова следует понимать все те технологии, использование которых идёт на пользу здоровья. 

Здоровьесберегающая технология – это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребёнка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий – обеспечить дошкольнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки  по здоровому образу жизни, научить использовать полученные знания в повседневной жизни.

Основные задачи здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании по ФГОС:


• сохранение уровня здоровья и подбор пошагового увеличения уровня здоровья воспитанников;


• создание обстановки для комплексного психофизиологического развития ребёнка; 


• обеспечение комфортных условий жизни на протяжении всего времени нахождения ребёнка в детском саду.

Технологии здоровьесбережения:

1.Технологии сохранения и стимулирования здоровья.

2.Технологии обучения здоровому образу жизни.

3.Коррекционные технологии.

Принципы здоровьесберегающих технологий:

• принцип «Не навреди!»;

• принцип сознательности и активности;

• принцип непрерывности здоровьесберегающего процесса;

• принцип систематичности и последовательности;

• принцип доступности и индивидуальности;

• принцип всестороннего и гармонического развития личности;

• принцип системного чередования нагрузок и отдыха;

• принцип постепенного наращивания оздоровительных воздействий;

• принцип возрастной адекватности здоровьесберегающего процесса.

Этапы работы

1 этап – подготовительный

Задачи: раскрытие смысла содержания предстоящей работы, выработка необходимых педагогических условий для реализации проекта с учётом современных требований и речевых возможностей детей.

Формы работы:

  1. Изучение методической литературы и интернет-ресурсов.
  2. Выявление проблемы.
  3. Определение системы мероприятий по реализации проекта.
  4. Изучение уровня компетентности родителей по проблеме – анкетирование по теме: «Здоровый образ жизни».

2 этап – основной (практический)

Задачи: разработка и апробирование системы методических мероприятий для детей, родителей и педагогов детского сада по вопросам сохранения и укрепления здоровья дошкольников.

Форма работы:

  1. Проведение консультаций для воспитателей «Комплекс артикуляционной гимнастики для каждой группы звуков», «Профилактика речевых нарушений», «Пальчиковая гимнастика как средство профилактики речевых нарушений».
  2. Консультация для музыкального руководителя «Использование логоритмики на музыкальных занятиях».
  3. Изготовление буклета для педагогов и родителей «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста»
  4. Проведение консультаций для родителей «Дыхательная гимнастика – основа правильной речи», «Артикуляционная гимнастика дома».
  5. Изготовление картотек (комплексов упражнений) «Развитие высших психических функций», «Дыхательная гимнастика», «Пальчиковая гимнастика», «Зрительная гимнастика», «Физминутки».
  6. Использование  традиционных и нетрадиционных приёмов здоровьесбережения на логопедических занятиях.

Традиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

  1. Упражнения на развитие высших психических функций (внимания, памяти, мышления)

     В подготовке к школе существенная роль принадлежит развитию высших психических функций, тесно связанных с речевой деятельностью, поэтому учитель-логопед включает в коррекционную работу упражнения на развитие внимания, памяти, мышления.

  1. Дыхательная гимнастика

     Правильное дыхание очень важно для развития речи, так как дыхательная система - это энергетическая база для речевой системы. Дыхание влияет на звукопроизношение, артикуляцию и развитие голоса.

  1. Артикуляционная гимнастика

     Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц речевого аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированных движений органов, принимающих участие в речи.

  1. Логопедический и точечный массаж

     Детям со значительными речевыми расстройствами для коррекции звукопроизношения недостаточно только артикуляционной и дыхательной гимнастики. Необходим логопедический массаж. Логопедический массаж – активный метод механического воздействия, который изменяет состояние мышц, нервов, кровеносных сосудов и тканей периферического речевого аппарата. В основу точечного массажа положен тот же принцип, что и при иглоукалывании, с той лишь разницей, что на биологически активные точки воздействуют пальцем или кистью.

     5. Пальчиковая гимнастика

      Систематические упражнения по тренировке движений пальцев, наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи, является мощным средством повышения работоспособности коры головного мозга, влияет на центры развития речи, развивает ручную умелость, помогает снять напряжение.

     6. Зрительная гимнастика

     Цель зрительной гимнастики – включить в динамическую работу глазные мышцы, бездеятельные при выполнении заданий, и наоборот – расслабить те глазные мышцы, на которые падает основная нагрузка.

  1. Физкультминутки

     При проявлении утомления, снижении работоспособности, при потере интереса и внимания в структуру занятия включаются физкультурные минутки. Эта форма двигательной нагрузки является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья воспитанников.

Нетрадиционные приёмы здоровьесбережения в работе логопеда

     Психогимнастика – это метод психотерапии, который использует движение в качестве средств коммуникации. Эта методика позволяет выражать свои переживания, изображать эмоции с помощью движения, мимики.

     Гидрогимнастика – прокатывание, перекатывание, перекладывание в тёплой воде различных предметов, например, резиновый мяч, массажёров, маленьких фигурок и т.д.

     Биоэнергопластика - это соединение движений органов артикуляционного аппарата с движениями кистей и пальцев рук. Основной принцип биоэнергопластики – это сопряжённая работа кистей, пальцев рук и артикуляционного аппарата, где движения рук имитируют движения речевого аппарата.

     Фонетическая ритмика – это система двигательных упражнений, в которых различные движения (корпуса головы, рук, ног) сочетаются с произнесением определённого речевого материала (фраз, слов, слогов, звуков).

     Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием психического напряжения. Релаксация может быть как непроизвольной, так и произвольной, достигнутой в результате применения специальных психофизиологических техник.

     Кинезиология («Гимнастика мозга») - наука о развитии головного мозга через движение. Кинезиологические упражнения – это комплекс движений, позволяющих активизировать межполушарное воздействие. Данные упражнения помогают лучше концентрировать внимание, улучшают чувствительность левой и правой стороны тела. Упражнения для развития межполушарного взаимодействия способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, улучшают мыслительную деятельность.

     В переводе с корейского языка Су означает кисть, Джок – стопа. Таким образом, Су Джок терапия - это метод лечения с использованием кистей и стоп. С помощью шариков («ёжиков») и колец удобно массировать пальцы в целях благотворного влияния на весь организм.

     Музыкотерапия – это воздействие музыки на человека с терапевтическими целями. Музыкотерапия  – это лекарство, которое слушают. Медиками установлено, что приятные эмоции, вызываемые музыкой, повышают тонус коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание, кровообращение.

     Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для речевого развития личности, расширения сознания и совершенствования взаимодействия через речь с окружающим миром. Основной принцип сказкотерапии – целостное развитие личности, забота о душе.

     Песочная терапия - одна из техник, которая позволяет раскрыть индивидуальность каждого ребёнка, разрешить его психологические затруднения, развить способность осознавать свои желания и возможность их реализации.

3 этап – заключительный

Задачи: презентация продукта деятельности

Форма работы:

  1. Подведение итогов проекта.
  2. Оформление презентации проекта, показ презентации на педсовете и размещение на сайте материалов из опыта работы «Современные здоровьесберегающие технологии в работе учителя-логопеда с детьми дошкольного возраста».
  3. Практический материал по реализации проекта (картотеки)

Заключение

     

     Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что гипотеза исследования подтвердилась. Использование здоровьесберегающих технологий ведёт к более успешной и быстрой коррекции речевых нарушений.

     Создание здоровьесберегающей среды на логопедических занятиях способствует профилактике различного рода речевых нарушений. Эффективность оздоровительных, адаптационных, профилактических и корригирующих программ определяется повышением уровня физического и психического здоровья каждого ребёнка с нарушениями речи. 
Таким образом, применение системы методов педагогики оздоровления, способствует личностному, интеллектуальному и речевому развитию ребёнка. 


РЕЗУЛЬТАТЫ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЮ

https://nsportal.ru/sites/default/files/docpreview_image/2023/05/16/proekt.doc_image2.jpg    

Основная литература:

  1. Деева Н. А. Игровые здоровьесберегающие технологии. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Ковалько В. И. Здоровьесберегающие технологии. – М.: ВАКО, 2007
  1. Поваляева М. А. Полный справочник. Настольная книга логопеда. – М.: АСТ, 2010

Дополнительная литература:

  1. Коновалова Н. Г. Зрительная гимнастика для занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2014
  2. Коновалова Н.Г., Корниенко Л. В. Дыхательная гимнастика для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – Волгоград: Учитель, 2016
  3. Оглоблина И. Ю., Танцюра С. Ю. Логопедический массаж. – М.: ТЦ Сфера, 2015

Интернет-ресурсы:

  1. http://logopeddoma.ru/publ/master_klass/master_klass_zdorovesberegajushhie_tekhnologii_v_rabote_uchitelja_logopeda/8-1-0-190
  2. http://domlogo.ru/str/02_logopedam.php?str=zdorovesberegajushhie-tehnologii.htm
  3. https://infourok.ru/zdorovesberegayuschie-tehnologii-v-rabote-uchitelyalogopeda-dou-kompensiruyuschego-vida-659480.html
  4. https://edu.tatar.ru/upload/images/files/программа%20учителя-логопеда.pdf
  5. http://www.myshared.ru/slide/725720
  6. http://gigabaza.ru/doc/7546.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательско-творческий проект "Говори красиво, внятно, чтобы было всем понятно"

Для повышения результативности и качества коррекционной работы на логопедических занятиях, наряду с другими видами работ, я активно используем проектную деятельность.Проектная  деятельность – бла...

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы.

Долгосрочный логопедический проект «Здоровые говоруны» по использованию здоровьесберегающих технологий в коррекции нарушений речи у детей подготовительной логопедической группы....

Практико-ориентированный проект: «Мы будем разговаривать, и будем выговаривать все правильно и внятно, чтоб было всем понятно» в группе компенсирующей направленности для детей 5-6 лет с тяжелыми нарушениями речи

Проблема произносительной стороны речи в группе компенсирующей направленности очень актуальна. Причем все чаще эти нарушения носят стойкий полиморфный характер. Для детей с общим недоразвитием речи ха...

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас». по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях логопедического пункта ДОО.

Долгосрочный логопедический проект «Звуки, звуки, слышим вас  » по использованию наглядно-дидактического материала в формировании фонематических процессов у детей в условиях...

Логопедический проект " Мы играем, изучаем и красиво говорим"

Проект по постановке звука "Л". Для чего нужен проект? Участники проекта, их взаимодействие.Ответы на эти вопросы в статье....

Проект по речевому развитию "Говорим красиво-говорим правильно"

Своевременное развитие речи перестраивает всю психику ребёнка, позволяет ему более осознанно воспринимать явления окружающего мира. Любое нарушение речи в той или иной степени, может отразиться на дея...