Индивидуальная логопедическая образовательная деятельность Тема: автоматизация звука [л] в слогах, словах, предложениях
план-конспект занятия по логопедии (подготовительная группа)

Башарова Светлана Явдатовна

Коррекционно – образовательные цели: Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах. Автоматизация звука [Л] в прямых      и обратных словах. Расширение и конкретизация представлений о профессиях. Обогащение словаря, активизация в речи слов – названий частей дерева (ствол, крона, ветки). Расширять лексический запас.

Коррекционно – развивающие цели: Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память, мышления (анализ и синтез), грамматического строя речи. Тренировать в слоговом анализе слов. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук, артикуляцию, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно – воспитательные цели: Вырабатывать координацию речи с движением. Добиваться правильного выполнения движений. Формирование доброжелательных отношений между детьми.

Материал: В.Буйко «Чудо – обучайка», М.Смирнова СD «Трудные звуки», А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника», Н.В.Нищева «Играйка 7 собирайка».

 

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Артикуляционная гимнастика: «Лягушонок улыбается», «Хобот слонёнка», «Бублик», «Забей мяч в ворота» (3 гола плавной струёй воздуха, 3 гола резкой, отрывистой струёй воздуха), «Лопаточка», «Горка» (высокая и низкая), «Барабанщик» (стихотворение).

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д – д, д – д – д!

Бей, руками помогай,

Ритм ногами отбивай

 Д – д, д – д – д!

Учись играть на барабане,

Твой язык послушным станет,

Д – д, д – д – д!

Язык, кверху поднимайся:

Только с ритма не сбивайся,

Д – д, д – д – д!

Развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком  [Л].

МА       ЛА       РО       ЛО       КУ        ЛУ        СЫ        ЛЫ        ТУ

Замечательно!

Логопед:  Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слова со звуком  [Л].

полка             купол                   арбуз              слава            колодец

яма             лапша            вода          тумба          палатка

Молодцы!

Упражнение «Добавь слог».

Логопед:  Добавьте слог со звуком [Л] так, чтобы у вас получилось слово.

                                  добавьте слог –ла-

иг…                  мет…               си…                шка…          иска…

кук…                 пи…                   ска…               шко…           пче…

                                   добавьте слог –лы-

ви…                   за…                     сто…                 по…            корал… 

                                     добавьте слог –ло-

де…                   мы…                  свер…             се…            те…                  дуп…

Отлично! Молодцы!

Упражнение «Раздели на слоги».

 Логопед: Ребята разделите на слоги некоторые названия профессий

 по-вар, ка-пи-тан, ло-го-пед, врач.

Дети делят и отвечают сколько слогов в слове.    

Логопед: Читаем слоги (ВМЕСТЕ):

ЛЫ    ЛУ     ЛА     ЛО

ЛУ     ЛА     ЛО    ЛЫ

ЛО    ЛЫ     ЛУ    ЛА

ЛА    ЛО     ЛЫ    ЛУ

Логопед: Сейчас повторим чистоговорку по диску. Сначала слушаем, потом повторяем.

Дети повторяют чистоговорку по диску:

ЛЫ  -  ЛУ  -   ЛА  -   ЛО - стало за окном светло.

ЛУ   -  ЛА   -  ЛО  -  ЛЫ – Мила вымола полы.

ЛО  -  ЛЫ   -  ЛУ  -  ЛА – залетела в дом пчела.

ЛА  -  ЛО  -   ЛЫ  -  ЛУ – испугался кот пчелу.

Молодцы!

Логопед: Сегодня мы почитаем новые слоги.

Читаем слоги (по одному):

ОЛ       ИЛ       ЫЛ       АЛ

ИЛ       ЫЛ       АЛ       ОЛ

АЛ       ОЛ        ИЛ       УЛ

ЕЛ        ИЛ        ЁЛ       ЯЛ

ИЛ        ЕЛ         ЮЛ     УЛ

Логопед:  Повторим ещё одну чистоговорку по диску. Помним, что сначала слушаем, потом повторяем.

ОЛ   -    ИЛ   -    ЫЛ   -    АЛ  -  белый кот клубок катал.

ИЛ    -   ЫЛ  -     АЛ   -    ОЛ  -  он загнал его под стол.

АЛ   -    ОЛ   -     ИЛ   -    УЛ - а затем загнал под стул.

ЕЛ    -    ИЛ   -     ЁЛ    -   ЯЛ – долго кот клубок гонял.

ИЛ     -   ЕЛ    -     ЮЛ  -   УЛ – потянулся и уснул.

Логопед:  Молодцы! Теперь вы легко выполните следующие упражнение. Слушайте и повторяйте за мной слова, четко проговаривая звук  [Л].

ЛОБ                      ЛЕБЕДЬ

ЛУНА                   ЛОШАДКА  

ЛИСА

- А теперь попробуйте придумать  слова, которые начинаются со звука  [Л].

Дети называют.

Логопед:  Я придумала такие слова липа, ручка, ложка, лимон. Как вы думаете, среди них есть лишние слово.

Дети отвечают.

Логопед:  Правильно, это слово ручка, потому что начинается со звука [Р].

А теперь я прочитаю такие слова, где звук [Л] стоит в конце. Слушайте и повторяйте за мной слова, четко проговаривая звук  [Л].

ПОЛ               СТОЛ                    КОРОЛЬ

БАЛ                СТУЛ                     КАРАМЕЛЬ

Игра «Кто что делает?». Логопед бросает ребятам мяч и называет профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч логопеду. Например:

Врач ... - лечит детей.

Логопед ... - учит детей правильно говорить.

Воспитатель ... - воспитывает детей. 

Продавец ... - продает игрушки, посуду, продукты.

    Почтальон…- разносит газеты, журналы, письма.

    Шофер…- водит машину, автобус.

Летчик... - управляет самолетом.

Заштриховать «Повар» (фартук).

Дети заштриховывают фартук у повара.

Кто сможет разгадать ребус?

Ответы детей.

Молодцы! Умные ребятки!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Повар».

 [Развитие тонкой МОТОРИКИ, координации речи с движением.]

 Повар готовил обед,                             Приседают, ребром ладоней бьют по полу.

 А тут отключили свет.                      Имитируют выключение света правой рукой.

 Повар леща берет                                 Загибают большие пальцы на обеих руках.

И опускает в компот.                     

 Бросает в котел поленья,                    Загибают указательные пальцы.        

 В печку кладет варенье.                     Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочерыжкой,                    Загибают безымянные пальцы.

Угли бьет поварешкой.                       Загибают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон.                      Изображают, как сыплют сахар.   

 И очень доволен он.                           Опускают руки, пожимают плечами.

                               О. Григорьев.

 

Игра «Дом для вороны».

Логопед кладет на стол маленькую картинку с изображением дуба и выразительно читает стихотворение:

                                                  Есть у дуба толстый ствол,

                                                  Ветки, листья – крона.

                                                   В кроне спрятано гнездо.

                                                   Там сидит ворона.  

- Названия,  каких частей дерева вы запомнили?  

Логопед предлагает собрать дуб из плоскостных деталей. Дети комментируют свои действия, актуализируя новые слова   (ствол, крона, ветки).

Логопед:  - Как вы думаете, к какому времени года соответствует изображения дуба?

Ответы детей.

Логопед:  - Пожалуйста, закройте глаза.

Логопед помещает желуди на ветку.

Логопед:  - Сосчитайте, сколько  желудей на ветке?

Дети: Четыре желудя на ветке.

Логопед: Теперь уберите два желудя – они упали. Сколько желудей осталось на ветке?

Дети: Два желудя осталось на ветке.

Логопед обращает внимание, что в кроне дерева спрятано гнездо, там сидит ворона. Логопед предлагает детям прокомментировать действия вороны. Логопед сажает ворону в гнездо, достает её из гнезда, сажает на ветку, под дерево и т. п., а дети составляют предложения с предлогами:

- Ворона сидит в гнезде.

- Ворона вылетела из гнезда.

- Ворона сидит под дубом. И т.п.

Логопед:  - И теперь скороговорка. Сначала медленно.

                                                   Искала белка ствол с дуплом.

                                           Дупло у белок – это дом.

Дети повторяют.   

Логопед:  - А теперь быстро.

Дети повторяют.   

Логопед:  - Молодцы! Спасибо!

            Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель, учитель-логопед, Республика Татарстан, город Агрыз, МБДОУ детский сад №6.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл individualnoe_zanyatie_l.docx22.53 КБ

Предварительный просмотр:

                                             Индивидуальное занятие в подготовительной группе.

Коррекционно – образовательные цели: Автоматизация звука [Л] в прямых и обратных слогах. Автоматизация звука [Л] в прямых      и обратных словах. Расширение и конкретизация представлений о профессиях. Обогащение словаря, активизация в речи слов – названий частей дерева (ствол, крона, ветки). Расширять лексический запас.

Коррекционно – развивающие цели: Развивать фонематическое восприятие, слуховое внимание, зрительную память, мышления (анализ и синтез), грамматического строя речи. Тренировать в слоговом анализе слов. Совершенствовать общую и мелкую моторику рук, артикуляцию, навыков ориентировки на плоскости.

Коррекционно – воспитательные цели: Вырабатывать координацию речи с движением. Добиваться правильного выполнения движений. Формирование доброжелательных отношений между детьми.

Материал: В.Буйко «Чудо – обучайка», М.Смирнова СD «Трудные звуки», А. Герасимова, О. Жукова, В. Кузнецова «Логопедическая энциклопедия дошкольника», Н.В.Нищева «Играйка 7 собирайка».

Логопед: Здравствуйте, ребята!

Дети: Здравствуйте.

Артикуляционная гимнастика: «Лягушонок улыбается», «Хобот слонёнка», «Бублик», «Забей мяч в ворота» (3 гола плавной струёй воздуха, 3 гола резкой, отрывистой струёй воздуха), «Лопаточка», «Горка» (высокая и низкая), «Барабанщик» (стихотворение).

Барабанщик очень занят,

Барабанщик барабанит,

Д – д, д – д – д!

Бей, руками помогай,

Ритм ногами отбивай

 Д – д, д – д – д!

Учись играть на барабане,

Твой язык послушным станет,

Д – д, д – д – д!

Язык, кверху поднимайся:

Только с ритма не сбивайся,

Д – д, д – д – д!

Развитие фонематического восприятия.

Логопед:  Я буду произносить слоги, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слог со звуком  [Л].

МА       ЛА       РО       ЛО       КУ        ЛУ        СЫ        ЛЫ        ТУ

Замечательно!

Логопед:  Я буду читать слова, а вы хлопните в ладоши, когда услышите слова со звуком  [Л].

полка             купол                   арбуз              слава            колодец

яма             лапша            вода          тумба          палатка

Молодцы!

Упражнение «Добавь слог».

Логопед:  Добавьте слог со звуком [Л] так, чтобы у вас получилось слово.

                                  добавьте слог –ла-

иг…                  мет…               си…                шка…          иска…

кук…                 пи…                   ска…               шко…           пче…

                                   добавьте слог –лы-

ви…                   за…                     сто…                 по…            корал…  

                                     добавьте слог –ло-

де…                   мы…                  свер…             се…            те…                  дуп…

Отлично! Молодцы!

Упражнение «Раздели на слоги».

 Логопед: Ребята разделите на слоги некоторые названия профессий

 по-вар, ка-пи-тан, ло-го-пед, врач.

Дети делят и отвечают сколько слогов в слове.    

Логопед: Читаем слоги (ВМЕСТЕ):

ЛЫ    ЛУ     ЛА     ЛО

ЛУ     ЛА     ЛО    ЛЫ

ЛО    ЛЫ     ЛУ    ЛА

ЛА    ЛО     ЛЫ    ЛУ

Логопед: Сейчас повторим чистоговорку по диску. Сначала слушаем, потом повторяем.

Дети повторяют чистоговорку по диску:

ЛЫ  -  ЛУ  -   ЛА  -   ЛО - стало за окном светло.

ЛУ   -  ЛА   -  ЛО  -  ЛЫ – Мила вымола полы.

ЛО  -  ЛЫ   -  ЛУ  -  ЛА – залетела в дом пчела.

ЛА  -  ЛО  -   ЛЫ  -  ЛУ – испугался кот пчелу.

Молодцы!

Логопед: Сегодня мы почитаем новые слоги.

Читаем слоги (по одному):

ОЛ       ИЛ       ЫЛ       АЛ

ИЛ       ЫЛ       АЛ       ОЛ

АЛ       ОЛ        ИЛ       УЛ

ЕЛ        ИЛ        ЁЛ       ЯЛ

ИЛ        ЕЛ         ЮЛ     УЛ

Логопед:  Повторим ещё одну чистоговорку по диску. Помним, что сначала слушаем, потом повторяем.

ОЛ   -    ИЛ   -    ЫЛ   -    АЛ  -  белый кот клубок катал.

ИЛ    -   ЫЛ  -     АЛ   -    ОЛ  -  он загнал его под стол.

АЛ   -    ОЛ   -     ИЛ   -    УЛ - а затем загнал под стул.

ЕЛ    -    ИЛ   -     ЁЛ    -   ЯЛ – долго кот клубок гонял.

ИЛ     -   ЕЛ    -     ЮЛ  -   УЛ – потянулся и уснул.

Логопед:  Молодцы! Теперь вы легко выполните следующие упражнение. Слушайте и повторяйте за мной слова, четко проговаривая звук  [Л].

ЛОБ                      ЛЕБЕДЬ

ЛУНА                   ЛОШАДКА  

ЛИСА

- А теперь попробуйте придумать  слова, которые начинаются со звука  [Л].

Дети называют.

Логопед:  Я придумала такие слова липа, ручка, ложка, лимон. Как вы думаете, среди них есть лишние слово.

Дети отвечают.

Логопед:  Правильно, это слово ручка, потому что начинается со звука [Р].

А теперь я прочитаю такие слова, где звук [Л] стоит в конце. Слушайте и повторяйте за мной слова, четко проговаривая звук  [Л].

ПОЛ               СТОЛ                    КОРОЛЬ

БАЛ                СТУЛ                     КАРАМЕЛЬ

Игра «Кто что делает?». Логопед бросает ребятам мяч и называет профессию; ребенок ловит мяч, называет трудовое действие и возвращает мяч логопеду. Например:

Врач ... - лечит детей.

Логопед ... - учит детей правильно говорить.

Воспитатель ... - воспитывает детей.  

Продавец ... - продает игрушки, посуду, продукты.

    Почтальон…- разносит газеты, журналы, письма.

        Шофер…- водит машину, автобус.

Летчик... - управляет самолетом.

Заштриховать «Повар» (фартук).

Дети заштриховывают фартук у повара.

Кто сможет разгадать ребус?

Ответы детей.

Молодцы! Умные ребятки!

ПАЛЬЧИКОВАЯ ГИМНАСТИКА «Повар».

 [Развитие тонкой МОТОРИКИ, координации речи с движением.]

 Повар готовил обед,                             Приседают, ребром ладоней бьют по полу. 

 А тут отключили свет.                      Имитируют выключение света правой рукой.

 Повар леща берет                                 Загибают большие пальцы на обеих руках.

И опускает в компот.                      

 Бросает в котел поленья,                    Загибают указательные пальцы.        

 В печку кладет варенье.                     Загибают средние пальцы.

Мешает суп кочерыжкой,                    Загибают безымянные пальцы.

Угли бьет поварешкой.                       Загибают мизинцы.

Сахар сыплет в бульон.                      Изображают, как сыплют сахар.  

 И очень доволен он.                           Опускают руки, пожимают плечами. 

                               О. Григорьев.

 

Игра «Дом для вороны».

Логопед кладет на стол маленькую картинку с изображением дуба и выразительно читает стихотворение:

                                                  Есть у дуба толстый ствол,

                                                  Ветки, листья – крона.

                                                   В кроне спрятано гнездо.

                                                   Там сидит ворона.  

- Названия,  каких частей дерева вы запомнили?  

Логопед предлагает собрать дуб из плоскостных деталей. Дети комментируют свои действия, актуализируя новые слова   (ствол, крона, ветки).

Логопед:  - Как вы думаете, к какому времени года соответствует изображения дуба?

Ответы детей.

Логопед:  - Пожалуйста, закройте глаза.

Логопед помещает желуди на ветку.

Логопед:  - Сосчитайте, сколько  желудей на ветке?

Дети: Четыре желудя на ветке.

Логопед: Теперь уберите два желудя – они упали. Сколько желудей осталось на ветке?

Дети: Два желудя осталось на ветке.

Логопед обращает внимание, что в кроне дерева спрятано гнездо, там сидит ворона. Логопед предлагает детям прокомментировать действия вороны. Логопед сажает ворону в гнездо, достает её из гнезда, сажает на ветку, под дерево и т. п., а дети составляют предложения с предлогами:

- Ворона сидит в гнезде.

- Ворона вылетела из гнезда.

- Ворона сидит под дубом. И т.п.

Логопед:  - И теперь скороговорка. Сначала медленно.

                                                   Искала белка ствол с дуплом.

                                           Дупло у белок – это дом.

Дети повторяют.    

Логопед:  - А теперь быстро.

Дети повторяют.    

Логопед:  - Молодцы! Спасибо!

            Башарова Светлана Явдатовна, воспитатель, учитель-логопед, Республика Татарстан, город Агрыз, МБДОУ детский сад №6.

                            


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ ИНДИВИДУАЛЬНО-ПОДГРУППОВОЙ НЕПОСРЕДСТВЕННО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Автоматизация звука [р] в слогах, словах и предложениях

ЦЕЛИУточнить артикуляцию и изолированное произношение звука [р].Продолжать учить правильно произносить звук [р] в слогах, словах и предложениях.Упражнять в определении наличия звука [р] в словах...

Конспект непосредственно-образовательной деятельности на тему «Путешествие в заколдованный лес» (автоматизация звука [ш] в слогах, словах, предложениях).

Этап: Автоматизация звука [ш]  в слогах, словах, предложениях.Тема: «Путешествие в заколдованный лес».Цель: Учить детей правильно произносить звук [ш]  на материале слогов, слов, предл...

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях» для детей подготовительной группы

Конспект организованной образовательной деятельности в форме индивидуального логопедического занятия на тему «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, предложениях»для детей под...

Конспект итоговой коррекционно-образовательной деятельности с детьми подготовительной группы «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная Шапочка» на новый лад».

КОНСПЕКТподгруппового логопедического занятияс детьми подготовительной группыТема : «Автоматизация звука «Р» в слогах, словах, предложениях «Путешествие в сказку «Красная...

Индивидуальное занятие по автоматизации звука «Р» в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами «День рождения Раи»

Индивидуальное интерактивное логопедическое занятие с анимационными и звуковыми эффектами по автоматизации звука [р] в слогах, словах, предложениях и тексте с прямыми слогами...