Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Свиридова Марина Николаевна

Консультация для воспитателей по развивающим играм

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon praktika_razvivayushchego_obucheniya.doc90.5 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация

«Интеграция образовательных технологий

в практике развивающего обучения дошкольников»

Воспитатель МБДОУ ЦРР д/с №7

Свиридова М. Н.


Особое значение, в решении гуманизации дошкольного образования приобретают задачи и функции дошкольного учреждения, основанные на отношении к дошкольному возрасту как к уникальному периоду жизни человека, в этот период формируются представления об окружающем мире, происходит интенсивное развитие личности ребенка. Интеграция содержания дошкольного образования, по мнению многих исследователей, является одним из педагогических условий «повышения эффективности» развития эмоционально-интеллектуальной сферы личности ребенка.

Соответственно данный факт в тех или иных аспектах отражается в законодательных актах, нормативных документах, научно-исследовательских программах в виде социального заказа на условие внимания: к проблемам педагогической деятельности: в Концепции Федеральной программы развития образования до 2010гг., в «Национальной доктрине развития образования до 2005г.», в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010гг.» и др. В информационном письме Министерства образования РФ за №577/11 от 10.06.94г. подчеркивалась необходимость построения различных предметов в едином психологическом и смысловом ключе с целью формирования у детей целостной картины мира, чувства взаимосвязи и взаимозависимости явлений природы и человека. Значимость и необходимость развития целостной личности ребенка подчеркнута в Концепции Федеральной программы развития ребенка до 2010г. Такое целостное развитие личности, в единстве всех ее сторон, может обеспечить целостное содержание образования на основе интеграции всех его компонентов.

Проблема качества образования отражена в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010г.». Качество содержания дошкольного образования предполагает усвоение детьми не только представлений об окружающем мире и самом себе, но и наиболее существенных, естественных, наглядно представленных, доступных восприятию взаимосвязей объектов и явлений окружающего мира. Интегрированное содержание образования обеспечивает, прежде всего, усвоение таких взаимосвязей и ведет к формированию целостных представлений о мире.

Интегрированный подход к содержанию дошкольного образования ярко проявился в альтернативных программах – как комплексных («Программа воспитания и обучения в детском саду» (под ред: М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой), «Детство», «Развитие», «истоки», «Радуга» и др.), так и парциальных («Музыкальный мир» Т.И. Баклановой, Г.П. Новиковой, «Мы» Н.Н. Кондратьевой, «Программа для развития цветовосприятия детей шести – семи лет» С.А. Золочевского, «Гармония» Д.И. Воробьевой и др.). денные программы предполагают интеграцию содержания дошкольного образования в различных направлениях – межпредметном (между разделами) и внутрипредметном (внутри разделов) – на культурологическом и экологической основах.

Анализ практики дошкольных учреждений показывает, что значительное увеличение объема познавательного материала привело к тому, что, с одной стороны, воспитателям дошкольных учреждений необходимо обеспечивать определенный (достаточно высокий) уровень развития и воспитанности детей, требуемый современными программами, с другой, традиционные одновидовые занятия отражают всего один какой-либо раздел программы, а увеличение количества занятий невозможно в силу генетических и педагогических требований. Традиционные одновидовые занятия, к тому же, являются формой организации учебно-познавательной деятельности, по сути, свей ориентированной на реализацию предметно-знаниевого подхода, тогда как в настоящее время в дошкольном образовании наметился и развивается личносто-ориентированный подход. Разнообразие занятий и увеличение потока информации не способствует развитию, вызывают усталость у детей, переутомление, нежелание заниматься.

Действительным средством для преодоления  перегрузки детей при сохранении качества воспитательно – образовательной работы является интегрированное обучение, в частности, такая его форма организации как интегрированное занятие.

Проблема интегрированного обучения детей дошкольного возраста – сложный многогранный феномен, который к настоящему времени изучался в различных аспектах. В философии сложились идеи об интеграции как стороне процесса развития, о всеобщей связи, взаимной обусловленности и целостности, единстве явлений и процессов окружающего мира, о диалектическом единстве процессов интеграции и дифференциации (Аристотель, Л. Берталанфи, Г. Гегель, Э. Йенш, И. Кант, Д. И. Менделеев, Платон, Г. Спенсер, А. Энштейн и др.)

Интегрированный (тематический) день предполагает такую организацию познавательной деятельности в течении всего времени пребывания дошкольников в детском саду, при которой какая – либо конкретная тема является сквозной и отражается не только в содержании занятий (при этом занятия по структуре могут быть и одновидовыми), но и в содержании подвижных и сюжетно-ролевых игр и других игр, наблюдений на прогулках и в других режимных моментах. Ведущим методом выступает метод проектов.

В старшем дошкольном возрасте доступно более разностороннее знакомство с окружающими их предметами, анализ этих предметов становится не только глубже и тоньше, он идёт в разных направлениях. Предмет рассматривается с разных сторон и в разных планах. Развитие у детей логического мышления – это движение от целого к частям и их связям, а от них снова к целому. Это характерная черта высших форм человеческого мышления. Приученные смотреть «в глубь вещей» дети, встречаясь с новым явлением, пытаются объяснить его, строят догадки, сопоставляют факты. Прогресс в развитии мышления дошкольника предполагает глубокие изменения в характере его деятельности, что связано с появлением новых познавательных мотивов – появляются такие новообразования, как интеллектуальные игры и головоломки. Таким образом, у детей формируются новые формы интеллектуальной деятельности, которые побуждаются мотивом – научиться решать «трудные задачи». У дошкольника более высокие показатели достигаются уже не в ситуации игры, а в условиях занятий, где ребёнок начинает руководствоваться стремлениями к приобретению новых знаний о предмете. В дошкольном возрасте закладывается фундамент представлений и понятий, которые существенно влияют на умственное развитие ребёнка. Установлено, что возможности умственного развития у детей дошкольного возраста очень велики: дети могут успешно познавать не только внешние наглядные свойства предметов и явлений, но и их внутренние связи и отношения. В период дошкольного детства формируются способности к начальным формам абстракции, обобщения, умозаключения. Однако такое познание осуществляется детьми, как правило, не в форме понятий, а в наглядно-образной форме, в процессе предметной деятельности с познаваемыми объектами. Обучая детей обобщённым способам обследования предметов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов можно значительно повысить уровень их зрительного восприятия. В результате такого обучения дети правильно воспринимают сложную форму предметов, оценивают пространственное отношение, пропорции и т.д.

Знания – это продукт определённых познавательных действий ребёнка. При формировании новых знаний необходимо и организация новых познавательных действий детей. Методы обучения рассматриваются, как способы работы педагога с детьми, с целью приобретения знаний, умений, навыков, формирования мировоззрения и развития способностей. При обучении познавательная деятельность тесно связана с практической деятельностью. В дошкольном воспитании основным мотивом учения является познавательный интерес. Именно наличие у ребёнка познавательного интереса к учению повышает эффективность процесса обучения и насыщает его положительными эмоциями. Среди материалов предназначенных для развития творчества дошкольников, широкое распространение имеют различные виды строительных наборов, конструкторов, наборов с логическими блоками Дьенеша, цветными счётными палочками Кюизенера и разнообразных головоломок. Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных задач, игр, развлечений. При этом роль занимательного материала определяется с учётом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. Роль задач – активизировать умственную деятельность, уметь планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребёнка, развивает ум, позволяет расширять, углублять математические представления, закреплять полученные знания и умения, упражнять в применении их в других видах деятельности, в новой обстановке.

В программе «Детство» задачи по развитию творческих проявлений дошкольников в математической деятельности представлены автором З.А. Михайловой, чей опыт и методические разработки я использую в своей работе по организации развивающих игр, так же мной используются методические советы и рекомендации программы по математике автора Е.М. Фадеевой. Целью исследования является изучение возможности творческих проявлений и развития логического мышления при обучении детей дидактическим играм с палочками Кюизенера, логическими блоками Дьенеша и играм головоломкам на преобразование фигур.

  

1. Палочки Кюизенера

Во всём мире широко известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике, начиная с младших групп детского сада. Палочки Кюизенера называют ещё цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счётными палочками. Палочки Кюизенера как дидактическое средство в полной мере соответствует специфике и особенностям элементарных математических представлений, формируемых у дошкольников, а также их возрастным возможностям, уровню развития детского мышления, в основном наглядно – действенного и наглядно – образного, использования «чисел в цвете» позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счёта и измерения. Палочки Кюизенера (цветные числа) – это набор цветных палочек сечением 1 см и длиной 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10 см.

Эти палочки представляют следующие классы чисел:

- Класс белых чисел образует число один. Он представлен белыми палочками.

- Класс красных чисел – числа кратные двум (2, 4, 8). Это палочки розового (2), красного (4), вишнёвого (8) цветов.

- Класс синих чисел – числа, кратные трём (3, 6, 9). Это палочки голубого (3), фиолетового (6), синего (9) цветов.

- Класс жёлтых чисел – числа кратные пяти (5, 10). Он представлен палочками жёлтого (5) и оранжевого (10) цвета.

- Класс чёрных чисел образует число семь. Это палочки чёрного цвета.

Используются «цветные числа» и в виде плоских полосок, окрашенных в те же цвета. Они больше по размеру (длина белой полоски 2 см), с ними легче манипулировать в процессе игры.

Палочки Кюизенера позволяют моделировать числа, свойства, отношения, зависимости между ними с помощью цвета и длины. Они вызываю живой интерес детей, развивают активность и самостоятельность в поиске способов действия с материалом, путей решения мысленных задач.

Первый этап. Палочки Кюизенера вначале используются как игровой материал. Дети играют с ними, как с обыкновенными кубиками и палочками, создают различные конфигурации. Их привлекают конкретные образцы, а также качественные характеристики материала – цвет, размер, форма. Однако уже во время игры с палочками дети открывают некоторые отношения: они замечают одинаковость длины палочек, одинаковость сечения и др. Игры, которые проводятся с детьми на этом этапе, даны в планировании на начало учебного года в старшей группе.

Второй этап. Пространственно – количественные характеристики не столь очевидны для детей, как цвет, форма, размер. Открыть их можно в совместной деятельности взрослого и ребёнка. При этом взрослый не ограничивается внешним показом и прочтением готовых конфигураций, а даёт возможность выбирать действие самому ребёнку. Тогда каждая игра будет радостным открытием нового. Ребёнок быстро научится переводить (декодировать) игру красок в числовые отношения, постигать законы загадочного мира чисел.

На данном этапе проводятся игры:

- на соответствие между цветом, длиной и числом;

- на значение чисел и их цветовых изображений;

- на элементы комбинаторики;

- на действия сложения, вычитания, умножения и деления.

С помощью игры по составлению коврика (салфетки, флажка) углубляются знания по составу чисел, определяется зависимость между длиной стороны и площадью, изучение свойств чисел натурального ряда, чётные, нечётные числа при построении вертикальных, горизонтальных и симметричных цветных лесенок.

  

2. Логические блоки Дьенеша (ЛБД)

Логические блоки Дьенеша (ЛБД) – абстрактно – дидактическое средство, которое является наиболее эффективным пособием для подготовки мышления детей к усвоению математики. Это набор фигур, отличающихся друг от друга цветом, формой, размером, толщиной. Эти свойства можно варьировать, однако чаще всего на практике используются три цвета (красный, жёлтый, синий), четыре формы (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник), по две характеристики величины (большой, маленький) и толщины (тонкий , толстый). ЛБД позволяют моделировать множества с заданными свойствами, например, создавать множество красных блоков, квадратных блоков и др. Блоки можно группировать, а далее и классифицировать по заданному свойству; разбивать блоки на группы по величине (большие и маленькие), цвету (красные и не красные) и др. Далее детям можно раскрыть и более сложные операции над множеством (объединение, включение, дополнение, пересечение). Освоить их помогают высказывания с использованием специальных слов: «и, или», «не», «все», «любой», «каждый» и др. Итак, играя с блоками, ребёнок приближается к пониманию сложных логических отношений между множествами. От игр с абстрактными блокам дети легко и с удовольствием переходят к играм с реальными множествами, с конкретным «жизненным» материалом.

Кроме логических блоков для работы необходимы карточки (5 х 5 см), на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина), понадобятся и карточки с отрицанием свойств: не квадратный; не синий и т.д. Использование таких карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умению кодировать и декодировать информацию о них. Карточки – свойства помогают детям перейти от наглядно – образного мышления к наглядно – схематическому, а карточки с отрицанием свойств – крохотный мостик к словесно – логическому мышлению.

В процессе разнообразных действий с блоками в одном упражнении можно варьировать правила выполнения задания с учётом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от дома медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но одному ребёнку предлагается построить дорожку так, чтобы рядом не было блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другому – чтобы рядом не было одинаковых по форме и цвету блоков (оперирование сразу двумя свойствами), третьему – чтобы не было одинаковых по форме, цвету, размеру блоков (3 свойства).

Первый этап. Блоки Дьенеша привлекают внимание детей прежде всего своими качественными признаками: цветом, формой, размером, толщиной. Дети сразу же выделяют их самостоятельно; группируют по этим признакам, выстраивают разнообразные структуры, но чащ художественные композиции (узоры, сюжеты). Однако уже на этом этапе поможем ребёнку выделять и обозначать свойства (кодовые карточки), а также воссоздать (моделировать) блок не только по его отдельному свойству, но и по целому объёму свойств. Детям предлагаются игры типа «Угадай цвет», «Давайте познакомимся», «Найди блок», «дружат – не дружат» и др.

Второй этап. На втором этапе дети играют на преобразование, группируют и классифицируют блоки, а также реальные предметы. В играх на группирование, играющие разбивают множества по какому – либо одному признаку (по размеру или толщине, цвету или форме) на несколько групп. Например, по толщине и по размеру блоки можно разбить только на 2 группы (тонкие и толстые, большие и маленькие), по цвету – уже на 3 группы (красные, синие и жёлтые), а по форме – на 4 группы (круглые, треугольные, квадратные, прямоугольные). Игры на классификацию сложны, но всё же доступны для детей. Так, классифицируя по двум свойствам толщине и размеру, - получают 4 класса блоков: большие и толстые; маленькие и толстые; большие и тонкие; маленькие и тонкие. Выделить и охарактеризовать получившиеся классы помогает приём, в котором круги Эйлера - Венна, уже известные по играм с обручами, моделируются с помощью шнуров.

3. Игры – головоломки.

Игры – головоломки или геометрические конструкторы известны с незапамятных времён. Сущность игры состоит в том, чтобы воссоздать на плоскости силуэты предметов по образцу или замыслу. Дети старшего дошкольного возраста могут использовать игры на составление фигур – силуэтов, геометрических фигур из специальных наборов. Набор элементов таких игр состоит из фигу полученных при разрезании по определённым правилам какой-либо геометрической фигуры: квадрата – в игре «Танграм», головоломке «Пифагор», прямоугольника – в игре «Пентамино», овала – в игре «Колумбово яйцо», круга – в играх «Вьетнамская игра», «Волшебный круг». Эти игры предназначены для развития у детей пространственного изображения, логического и интуитивного мышления. У некоторых ребят возникают затруднения при составлении силуэта по нерасчленённому образцу, при реализации своего замысла, что вызывает угасание интереса к играм. Поэтому вначале полезно организовать увлекательные упражнения с геометрическими фигурами. Цель упражнений – способствовать совершенствованию практической ориентировки детей в геометрических фигурах (уметь вычленять стороны, их пропорциональное соотношение; уметь соединять фигуры с целью получения новой, располагать их в пространстве, предвидеть видоизменение фигур в связи с изменением расположения составляющих частей).

Предлагаем подготовительные игровые упражнения:

  1. Составление простых изображений (домиков, снеговиков, лодок, корабликов и т.д.) из разнообразных мозаик, комплектов геометрических фигур.
  2. Игра «Составь фигуру» (геометрическую): квадрат, треугольник, прямоугольник с разными соотношениями сторон. В игре используются равносторонние, прямоугольные, равнобедренные треугольники нескольких размеров.

Варианты игровых заданий:

- составь прямоугольник из квадратов, из прямоугольников;

- составь квадрат из прямоугольников и из квадратов;

- составь четырёхугольник из треугольников;

- составь силуэт по собственному замыслу (дом, человек, заяц, мишка и т.п.).

Дети называют вновь полученную фигуру, сосчитывают углы, стороны, показывают составляющие её геометрические фигуры. Что развивает сенсорные способности, воображение, творчество.

Знакомить детей с играми надо постепенно, важно, чтобы дети усвоили и хорошо запомнили основные правила игры: при составлении силуэтов используется весь комплект, детали геометрического конструктора при этом плотно присоединяются друг к другу. Игровая деятельность детей организуется по-разному и может осуществляться двумя путями. Первый путь предполагает составление фигур-силуэтов из частей по расчленённому образцу. Упражнения по составлению фигур-силуэтов начинаются с рассматривания образца. Анализ расположения частей начинается с основной части (стены домика, туловища человека), после этого отмечается строение остальных. За анализом следует составление фигуры детьми и проверка выполнения – сравнение с образцом. Составление силуэтов по расчленённому образцу не вызывает у детей активной умственной деятельности, а сводится в основном к копированию. Но этот этап работы с детьми необходим для упражнений в способах соединения частей, выработки умения представлять пространственные изменения. Долго задерживаться на этом этапе не следует, достаточно составить 2-3 силуэта по образцам данного вида. В следующем этапе работы, основным является обучение детей составлению фигур по образцам контурного или силуэтного характера – не расчленённым. Воспитатель предлагает внимательно рассмотреть образец и представить, как он составлен (по расположению частей), организует детей на предположительный анализ. За зрительным и мыслительным анализом следует составление, расположение частей, что и является проверкой предположения. В случае неправильных пробных действий следует вновь вернуться к анализу образца. Для развития мыслительной деятельности детям предлагают планировать ход поисковых действий: «Расскажи, как будешь составлять фигуру». Дети должны рассуждать, доказывать, опровергать. В дальнейшем они составляют изображения по собственному замыслу. Дошкольники придумывают и составляют интересные фигуры – силуэты, которые могут служить образцами в игре (животные, птицы, игрушки). В играх на создание силуэтов возникают условия для тренировки способности самостоятельно творчески решать интересные несложные задачи.

Поддерживать интерес к играм помогают загадки, стихотворения, рассказы, сказки, скороговорки. Тексты даны в картотеке из «Хрестоматии для маленьких», составитель Л.Н. Елисеева, изд. Москва, 1987 год. 

 

4. Планирование дидактических игр в старшей группе

№ п/п

Игра, цель

Руководство и правила игры

Сроки

Материал: Палочки Кюизенера

1.

Зоопарк.

Цель: убедиться в соответствии цвета и длины цветных палочек

Дети выстраивают вольеры для животных разных размеров (высоты). Клети получаются не только разной высоты, но и разного цвета

Сентябрь

2.

Разноцветные вагончики.

Цель: убедиться в соответствии цвета с длиной и числом

Дети строят необычный поезд из цветных палочек. С помощью белых палочек (1 место) определяется количество мест в вагончике.

Октябрь

3.

Весёлый поезд.

Цель: учиться строить все возможные комбинации из 3-х цветов с помощью перестановок.

Сколько поездов можно построить из 3-х вагонов разного цвета (красного, фиолетового, вишнёвого)?

Получаются комбинации:

кр. – ф. – в. кр. – в. – ф. ф. – в. – кр.

4 – 6 – 8,     4 – 8 – 6,       6 – 8 – 4,

ф. – кр. – в. в. – кр. – ф. в. – ф. – кр.

6 – 4 –   8,     8 – 4 – 6,     8 – 6 – 4.

январь

4.

Действие сложения.

Найти палочку равную сумме фиолетовой и розовой.

Запись в числах.   6 + 2 = 8

Февраль

5.

Нахождение вагона равного по длине сумме данных.

Вагон чёрного (жёлтого, голубого и т.д.) цвета сломался. Его надо заменить двумя другими, сохранив длину заменяемого вагона.

Запись в числах.

1   + 6       2   + 5       3   + 4

Февраль

6.

Действие вычитания.

Подобрать третью палочку так, чтобы вместе с фиолетовой они были равны вишнёвой по длине.

Запись в числах.   4 – 1 = 3

Март

7.

Действие умножения

Возьмите 1 три раза. Сколько получилось? Проверка голубая палочка. (3)

Сколько раз взять розовую палочку, чтобы получилось число 2. (1) 4? (2). Как проверить? 1 х 1 = 1, 1 х 2 = 2,

2 х 2 = 4.

Март

8.

Действие деления

Двое детей рассматривают палочку фиолетового цвета. Это 6. А как можно разделить число 6 так, чтобы у каждого получилось по 3. 6 : 2 = 3

апрель

Играют трое детей и делят палочку 6, чтобы каждый получил по «2».

  1. 6: 3 = 2.

А если играют шесть детей, то легко догадаться как разделить 6 так, чтобы получилось по одному.

6   :   6     = 1

Материал: Логические блоки Дьенеша (ЛБД)

1.

«Дружат» – «не дружат». (сходство – отличие).

Цель: убедиться , что одни и те же предметы могут иметь сходство и различие одновременно

Дети выбирают две фигуры разных по форме и одинаковых по цвету. Различные варианты даны на карточках в картотеке игр.

Сентябрь

2.

Группирование по наличию/отсутствию одного свойства.

Цель: Убедиться, что блоки делятся только на две группы. Найти отличия

Вариант 1. По размеру. Дети рассматривают дорожки ведущие к домикам. У развилки дорог лежат кодовые карточки с условными обозначениями размера (большой – маленький). Дети берут блоки и «расселяют» их в домики.

Различные варианты даны на карточках в картотеке игр.

Октябрь – Декабрь

3.

Группирование по одному признаку с отрицанием

Вариант 1. Для цвета существуют две альтернативы – если не красный, то синий и жёлтый.

Различные варианты даны на карточках в картотеке игр.

Январь – Февраль

4.

Найди свою дорожку.

Цель: Группировать блоки по наличию/отсутствию двух свойств

Вариант 1. Размер и цвет. Дети внимательно рассматривают рисунок, обсуждают как поселить блоки в эти домики.

Март

Вариант 2. Толщина и форма.

Апрель

Материал: Набор геометрических фигур «Танграм»

1.

Цель: Упражнять детей в умении составлять новые геометрические фигуры из имеющихся по образцу и замыслу.

1. Составить четырёхугольник из большого и среднего треугольника.

2. Составить новую фигуру из квадрата и двух маленьких треугольников.

3. Составить новую фигуру из двух больших и среднего треугольника (пятиугольник, четырёхугольник).

Сентябрь – Октябрь

2.

Составление фигуры – силуэта зайца.

Цель: Овладеть умением анализировать способ расположения частей, составлять фигуру – силуэт ориентируясь на образец.

Детям задаётся вопрос из каких геометрических фигур сделаны туловище, голова, ноги зайца? Надо назвать фигуру и её величину.

Ноябрь

3.

Воссоздание фигур по разделённому на части образцу (заяц, журавль, лиса, кенгуру).

Создавать плоскостное изображение, правильно располагать в пространстве геометрические фигуры.

Декабрь

4.

Воссоздание фигуры – силуэта бегущего гуся.

Цель: Учить детей рассказывать о предполагаемом способе размещения частей в составляемой фигуре планировать ход действий.

В ходе работы дети высказывают предположения о способе размещения частей фигуры, подвергая его в дальнейшем практической проверке.

Март

 
 

5. Планирование дидактических игр в подготовительной группе

№ п/п

Игра, цель

Руководство и правила игры

Сроки

Материал: Палочки Кюизенера

1.

Цветные коврики. Алгоритм. Состав числа.

Чтобы сплести коврик надо соблюдать следующие правила (алгоритм):

- выбрать одну палочку для начала плетения;

- следующие ряды из двух палочек в сумме равных первой;

- закончить ковер бахромой из белых палочек.

Сентябрь

2.

Цветные коврики (скатерти, салфетки, флажки). Длина сторон и площадь (зависимость)

Почему коврики получились разного размера?

- чем длиннее палочка, тем больше размеры ковра;

- чем больше число, тем больше вариантов его разложения.

Октябрь

3.

Цветная лесенка. Вертикальная, горизонтальная и симметричная лесенки.

Строим так, чтобы каждое следующее число было больше на один. Что получилось – цветные лесенки. Строим вариант – лесенка сломалась, пропускаем число 5.

Ноябрь

4.

Чётные и нечётные числа.

На одних столах лежат «чётные палочки» на других – нечётные. Детям предлагаем построить лесенку с равными ступеньками (одинаковая разница между палочками). С помощью розовой палочки выясняются разностные отношения между числами – палочками: разница между ними всегда 2. Дети сравнивают с помощью лесенок не только рядом стоящие числа.

Декабрь

Материал: Логические блоки Дьенеша (ЛБД)

1.

Где живут блоки. Группирование по наличию/ отсутствию трёх свойств.

Детям предлагается рисунок. Поэтапно дети должны выделять свойства «своего» блока: сначала толщину, затем размер и наконец цвет. Три домика обводим цветным карандашом, рисуя круги Эйлера -   Венна. Характеристика группы: здесь толстые и большие блоки разных цветов. Аналогично проводится работа с другими домиками

Октябрь - Ноябрь

2.

Игры со шнурами. Классификация по одному свойству (размер или толщина)

Шнур кладём вертикально и делим блоки на две группы: справа большие, слева маленькие. Отмечается сходство по цвету, толщине, форме. Для игрового интереса блоки превращаем то в цветы, то в зверей, то в деревья и т.д.

Декабрь – Январь

3.

Классификация по двум свойствам.

Шнур выкладывается вертикально, а справа и слева – кодовые карточки. Затем второй шнур выкладывается горизонтально, по обе стороны от него – кодовые карточки.

Февраль – Апрель

Материал: Набор геометрических фигур «Танграм»

1.

Составление фигуры – силуэта домика.

Цель: Упражнять детей в умении осуществлять зрительно-мысленный анализ возможного способа расположения фигур, проверяя его практически.

Составляем из имеющегося набора фигур – стены, крышу, трубу домика. Затем зарисовываем способ расположения фигур в силуэте домика.

Сентябрь

Заключение

Результативный компонент интегрированного обучения включает анализ и оценку результатов познавательной деятельности. Педагог не только оценивает деятельность детей на фоне общей положительной оценки, но и оценивает собственную деятельность по организации психолого-педагогических условий. Дети оценивают деятельность сверстников, а в старшем дошкольном возрасте способны к элементарной самооценке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Игровые технологии, как одна из форм развивающего обучения дошкольников »

Актуальность :Игра занимает ведущее место в системе физического,нравтсвенного, трудового эстетического воспитания дошкольников.Она активизирует ребёнка, способствует повышению его жизненого тонуса, уд...

"Использование игровых технологий для решения задач коррекционно - развивающего обучения дошкольников. Наглядно-игровое пособие «Занимательная полянка» для детей дошкольного возраста с ОНР."

  Для детей дошкольного возраста ведущей деятельностью, которая способствует возникновению и формированию важнейших психических новообразований этого периода, реализации условий для развит...

статья "Использование современных образовательных технологий в коррекционно–развивающей практике учителя-логопеда"

С  каждым годом жизнь предъявляет все более высокие требования не только к взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передать. Речевые нарушения у детей &ndash...

Интеграция образовательных технологий в практике развивающего обучения дошкольников

Современные условия социально-экономического развития страны, значительное увеличение скорости обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема выдвигают новые требования к органи...

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики.

Интеграция образовательных технологий как способ интеллектуально-творческого развития дошкольников в условиях инновационной практики....