Конспект НОД по формированию математических представлений "Тренировка будущих космонавтов"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Протасевич Ирина Анатольевна

Использование логических блоков Дьенеша на занятии по математике в старшей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Тренировка будущих космонавтов»
Конспект непосредственно образовательной деятельности

по формированию элементарных математических представлений

с использованием логических блоков Дьенеша

Задачи:

Обучающие.

Упражнять детей в ориентировке на плоскости листа, в умении раскладывать указанное количество предметов в определенной части листа, запоминать, сколько, каких предметов и где надо положить;

Закреплять умение последовательно называть дни недели;

Повторить прямой и обратный счет в пределах 10;

Продолжать совершенствовать умение классифицировать множества по трем свойствам (цвет, размер, форма), сравнивать, обобщать;

Развивающие. 

Создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, воображения

Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания

Воспитательные.        

Воспитывать  умение  работать  в  паре, стремление помогать друг другу.

Словарная работа: метеориты,  инженер-конструктор; активизация словаря - верхний левый угол, нижний левый угол, нижний правый угол, верхний  правый угол; вдоль (стороны листа).

Материал и оборудование:

Панель управления (магнитная доска), логические блоки Дьенеша, два обруча, разложенных с областями пересечения.

Раздаточный материал: кодовые карточки (одна на двоих детей), цветные геометрические фигуры, листы темной бумаги (карта полета), звездочки.

Предварительная работа: беседа и рассматривание фотоиллюстраций о космосе,  о профессиях космонавта и инженера-конструктора, дидактические игры с логическими блоками Дьенеша.

Организационный момент.

Воспитатель:  Внимание! Внимание! Спешу сообщить ребятам, что сегодня нас ожидают таинственные и захватывающие события. Нам предстоит совершить фантастический полет в космос.  Хотите? А на чем можно отправиться в космос? (на ракете, космическом корабле). Кто  летает  на космических  кораблях?  (Ответы  детей)

Вы  должны  знать, что космонавты – это люди очень умные, всезнающие, внимательные, так как в полете предстоит много испытаний и трудностей, и надо быть готовыми ко всяким неожиданностям.

- А  вы  хотите  стать  космонавтами   и  полететь  в  космос?

Тогда начинаем тренировку будущих космонавтов!

 Полет  назначен  на  середину  недели. Чтобы узнать, что это за день,  надо выполнить задания: разложить по порядку геометрические фигуры, обозначающие дни недели, назвать их. (Дети выполняют задание) Воспитатель: Как  вы  считаете, в какой день  мы  должны  полететь, если  он  середина  недели?  Почему  так  считаете?

Просит одного ребенка посчитать, какой по  счету этот день? Ребята, а какой день недели был вчера, какой будет завтра?

Давайте поспешим на свои места, и будем готовиться к полету.

Посмотрите, у нас есть главный пульт управления, и для него надо найти  детали, чтобы ракета  совершила полет.

А  для  того, чтобы подобрать  нужные  детали  надо  их  определить.  У вас на столах лежат кодовые карточки, надо правильно их прочитать, и найти нужную геометрическую фигуру,  которая  является  деталью пульта  управления. Работать вы будете в парах, поэтому будьте дружными, помогайте друг другу. Один из вас прочитает карточку, а другой найдет нужную фигуру.

 А  теперь  для  того, чтобы  узнать,  куда поместить ваши  детали  надо  внимательно  слушать  команды  командира  полета.  Вы  готовы?

Первой  паре:  поместите свою деталь в правый верхний угол пульта. (В каком углу вы расположили свою деталь?);  

второй паре:  в левый верхний угол. (В каком углу вы расположили свою деталь?);  

третьей паре: поместите свою деталь в правый нижний угол пульта (в каком углу вы расположили свою деталь?);

четвертой паре: в левый нижний угол. (В каком углу вы расположили свою деталь?);  

Следующим парам детей: положить фигуру в центре, между…

Воспитатель: молодцы ребята! Все детали подобраны правильно!

Ну что же,  пульт  мы  подготовили  к  полету.

Для  того,  чтобы  знать,  когда  нажать  кнопку  пуска ракеты, космонавты  должны  уметь  хорошо  считать в  обратном  порядке. Давайте  попробуем  вместе от 10 до 1.

Дети хором ведут обратный счет. Пуск!

-Ребята, космонавты много тренируются и занимаются спортом, чтобы быть сильными и выносливыми. Давайте и мы потренируемся, поиграем в игру «Ракета»

Физкультурная пауза.

Один, два – стоит ракета (руки вверх, ладони соединить)

Три, четыре – самолет (руки в стороны)

Один, два – хлопок в ладоши (далее по тексту)

А потом на каждый счет.

Один, два, три, четыре.

И на месте походили.

А еще космонавты должны  уметь  составлять  карту  полета  и  хорошо  в  ней  ориентироваться. Давайте тоже попробуем составить свою карту полета. Ребята, проведите пальчиком вдоль верхней  стороны листа (нижней, правой, левой). Молодцы.

Карта должна быть точной, чтобы не сбиться в пути. Внимательно слушайте и запоминайте задание:

5 кружочков расположить вдоль верхней стороны листа. (Спросить у ребенка, сколько, какие фигуры и где он их расположил);

6 треугольников вдоль нижней стороны листа;

2 прямоугольника вдоль левой стороны листа;

От верхнего правого угла вниз выложить 4 квадрата (вдоль правой стороны листа).

Какие вы молодцы! Все  были внимательные, старались и  правильно составили карту полета.

Ребята, давайте, как настоящие космонавты выйдем в открытый космос. Посмотрите, что это? Это метеориты. Какие они разные по форме. Чтобы метеориты не причинили вреда ракете, инженеры-конструкторы придумали специальные люки - «ловушки»,  нам необходимо собрать и распределить метеориты по специальным отсекам.

Посмотрите внимательно, какие фигуры необходимо поместить в первый обруч – «отсек» (все желтые фигуры –«метеориты»), а во второй? (все квадратные), а какие фигуры мы соберем в область пересечения? (только желтые квадратные).Объясните, почему вы так думаете?

Теперь метеориты нам не опасны, и можно отправляться назад в детский сад, а на память давайте возьмем маленькую звездочку. Закройте глазки, посчитайте до 10, и мы окажемся у себя в группе.

Итог.

Ребята, понравилось вам космическое путешествие? Давайте вспомним, что мы делали, какие выполняли задания.  А какое задание для вас было самым сложным? Самым легким?  Что понравилось? Дети передают звездочку друг другу и по очереди рассказывают задания, которые выполняли.

Воспитатель: ребята за то, что вы такие старательные, умные и  дружные я хочу, подарит на память о нашем путешествии каждому по звездочке.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по формированию математических представлений у детей 6-7 лет "Школа космонавтов".

Занятие направлено на систематизацию знаний детей  о составе числа 10, а также умение ориентироваться на плоскости листа в клетку и разгадывать ребусы....

Математические сказки. Конспект занятия по формированию математических представлений в подготовительной группе

Формировать умения ориентироваться во времени; развивать умение ориентировки на плоскости стола и листе бумаги; совершенствовать навыки выделения такого свойства предмета, как цвет и величина...

Конспект открытого логопедического занятия "В школе будущих космонавтов"

Занятие по развитию связной речи в группе для детей с ОНР, 2 год обучения...

Конспект НОД по формированию математических представлений «Новая Красная Шапочка».( Математическая сказка для детей средней группы)

Здравствуйте. Материал, который я хочу разместить на вашем сайте, это конспект совместной деятельности педагога с детьми «Новая красная Шапочка». Совместная деятельность имеет математическ...

Конспект занятия по формированию математических представлений и развитию пространственного мышления детей 4-5 лет через математические игры на тему: "Путешествие в страну Математики

Более подробная публикация находиться в сборнике методических материалов педагогов-участников городского семинара-практикума "Использование игр логико-математического содержания в развитии простр...