Программа саморазвития педагога
рабочая программа по математике на тему

Епифанова Екатерина Сергеевна

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетентности педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

 

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫ

Обогащение активного и пассивного словаря детей по различным лексическим категориям через использование разнообразных дидактических игр.

 

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - 

ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:

1. Изучить способы, методы и приёмы активизации речи детей младшего дошкольного возраста;

2. Расширять и активизировать словарный запас детей на основе обогащения представлений о ближайшем окружении;

3. Развивать умение различать и называть существенные детали и части предметов, качества, особенности поверхности, некоторые материалы и их свойства, местоположение;

4. Развивать умение понимать обобщающие слова (одежда, посуда, мебель, овощи, фрукты, птицы и т. п.) ; называть части суток (утро, день, вечер, ночь) ; называть домашних животных и их детенышей, овощи и фрукты и т. д.;

5. Познакомить с разнообразием словесных и настольно-печатных игр.

 

Направление саморазвития:

  1. Изучение методической литературы.
  2.  Знакомство с передовым педагогическим опытом.
  3. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды и др.).
  4. Работа с детьми.
  5.  Повышение квалификации (курсы).
  6. Работа с семьей, социумом.
  7. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_samorazvitiyu_epifanova_2016.docx41.1 КБ

Предварительный просмотр:

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка - детский сад № 45 «Флажок»

Утверждаю:

Заведующая МБДОУ

"ЦРР - детский сад № 45"

__________ Е. С. Тучина

Программа саморазвития педагога

Срок реализации программы: 1 год

                                                                                                                 

                                                                                                                                   Автор программы:

Епифанова Екатерина Сергеевна, воспитатель

                                                                             

г. Саров

2016 г

Тема самообразования:  

«Дидактические игры в обучении детей основам математики»

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетентности педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫ

Изучение  и  анализ  эффективности  использования  дидактических  игр  в процессе формирования математических знаний дошкольника. Развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.  

ЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО - ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:

•  Развивать эмоциональной отзывчивости детей через  дидактические игры  

•  Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей каждой возрастной группы.

•  Формировать  приемы  логического  мышления  (сравнения,  обобщения, классификации).

•  Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

•  Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

Направление саморазвития:

1.Изучение методической литературы.

2.Знакомство с передовым педагогическим опытом.

3.Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды и др.).

4.Работа с детьми.

5.Повышение квалификации (курсы).

6.Работа с семьей, социумом.

7.Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

Этапы реализации программы:

I этап - аналитический  

II этап - диагностический

III этап - организационный

IV этап - коррекционно-развивающий

V этап- итоговый, диагностический

Цель самообразования по теме: изучение  актуальности  использования дидактических  игр  в  обучении дошкольников основам математики.

 

Задачи самообразования по теме:

1. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей.

2. Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать  мыслительную  деятельность  (умение  сравнивать,  обобщать,  классифицировать,  анализировать).  Развить  у ребенка  интерес  к  математике  в дошкольном возрасте.

3. Формировать базисные математические представления, речевые умения.  

 

Этапы разработки:  

I этап – аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики. » Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.  

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционной поддержки.  

Ill этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.  

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры. 

V этап - итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.

 

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1.а) Создание картотеки научно-методической,  энциклопедической литературы.

б) Создание сайта в Интернете для поиска единомышленников.

в) оформление собственных методических наработок в форме информационно - педагогических модулей.

2. Повышение творческой самооценки, стремление к самообразованию и самосовершенствование педагогического мастерства. Готовность воспринимать новое.

Развитие у детей:  

1. Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;  

2. Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

3. Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

4. Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;

5. Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий

по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.  

Модель «Моего «Я»:

"...Лучший способ сделать детей хорошими - это сделать их счастливыми» (Оскар Уайльд).

                                                                       

Формы работы

Содержание работы

Сроки

  1. Изучение методической литературы и нормативно – правовых документов.  

  • 1.  Л.Ф.Тихоморова,  А.В.Басов.  Развитие  логического  мышления детей  –  Ярославль: ТОО "Академия развития", 1996  
  •  2.  З.А.Михайлова,  Э.Н.Иоффе.  Математика  от  трех  до  семи:  учебно-методическое пособие для воспитателей детских садов – СПб: Детство-Пресс, 2009
  • 3.  З.А.Михайлова.  Игровые  занимательные  задачи  для  дошкольников  –  М.: Просвещение, 1987
  • 4. А.А.Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием – М.: Просвещение, 1987
  • 5. С.Бантикова. Геометрические игры //Дошкольное воспитание  - 2006 - №1 - с.60-66
  • 6. Л.Н.Литвинов. История дошкольной педагогики – М.: Просвещение, 1989.
  • 7. Дошкольная педагогика / Под ред. В. И.Логиновой, Т. Г.Саморуковой. - М.: Просвещение, 1983
  • 8. А.В.Белошистая. Занятия по развитию математических способностей детей 4-5 лет – М.: ГИЦ, 2005
  • 9.  Е.А.Носова,  Р.Л.Непомнящая.  Логика  и математика  для  дошкольников  – СПб.: ТОО "Акцент", 1997
  • 10. А.К.Бондаренко. Дидактические игры в детском саду  – М.: Просвещение, 1991.
  • 11. Л.А.Венгер. Воспитание сенсорной культуры ребёнка  – М.: Просвещение, 1988    
  • 12. От рождения до школы: программа / под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  • 13. Л.С.Метлина. Математика в детском саду: пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение, 1984  
  • 14. Ф.Н.Блехер. Дидактические игры:  пособие для воспитателя детского сада – М.: Просвещение,  1948.  
  • 15.  Е.Н.Панова.  Дидактические  игры  –  занятия  в ДОУ –  Воронеж:  ТЦ  "Учитель", 2007.
  • 16. М.А.Беженова. Веселая математика – Донецк: Сталкер, 2000.

Сентябрь 2016- Май 2017

  1. Знакомство с передовым педагогическим опытом.

  • «Формирование элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного возраста посредством нетрадиционных дидактических средств» Медведева Н.И., д/с №43
  • «Использование дидактических игр при подготовке детей к обучению грамоте» Патрогина З.Н., д/с №17

Октябрь 2014

Февраль 2015

Декабрь 2015

  1. Участие в системе методической работы (педсовет, консультации, семинары, творческие группы, открытые просмотры, взаимопосещения, выставки, стенды и др.).

  • Участие в работе творческой группы .
  • Обмен опытом на собраниях творческой группы.
  • Выступление на педсовете «Какую роль в нашей жизни играют дидактические игры»
  • Подготовка и проведение игрового занятия по  математике  «Путешествие на паровозике»
  • Подготовка и проведение мастер-класса по теме:  «Первые шаги в математике»

Консультация для воспитателей ДОУ

  • Доклад по теме: «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»  
  • Подготовка доклада по теме: «Влияние дидактической игры на математическое развитие ребенка»

В течение года

Февраль 2017

  Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Май 2016

Октябрь 2016

Февраль 2017

  1. Работа с детьми.

  • Картотека игр по математике для детей средней группы.
  • Настольно-печатные развивающие игры ««Мой дом»,  «Сложи картинку»,  «Кубики»,  «Волшебный город»,  «Лото»,  «Составь картинку»,  «Морской бой» и т.д.
  • Кружок «Чикко играет с признаками»
  • Проведение дополнительных занятий по развитию математических способностей на основе овладения в соответствии с возрастными возможностями детей необходимых представлений, понятий, отношений, а также некоторых умений и навыков  
  • Оформить в группе  «Математический уголок»
  • Картотека  презентаций  по ФЭМП;
  • Картотека игр по ФЭМП . Внедрение в свою практику новых технологий таких как: метод проектов, компьютерные технологии, мультимедиа технологии.

Сентябрь 2016

Октябрь 2016

В течение года

В течение года

В течение года


Март -

Апрель 2016

  1. Повышение квалификации (курсы).

  • Участие в городских конференциях по данной тематике.
  • Вебинары

В течение года

В течение года

  1. Работа с семьей, социумом.

  • Участие родителей в изготовлении дидактических игр и демонстрационного материала.

Подготовка  и  проведение  консультации  для родителей по темам:

  • «Методика организации и руководство дидактическими играми».
  • «Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе».
  • «Роль дидактических игр в детском саду»  
  • «Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

Совместное оформление папки передвижки:  

  • «Математика вокруг нас»;
  • «По дороге к математике»
  • «Математика в жизни ребенка»
  • «Жизнь – нашего кружка» (фотоотчет)  
  • «Математические игры» (фотообзор)
  • Открытый просмотр НОД для родителей  :   «В гости к зайчику»

Проведение родительских собраний  по темам:

  •  «Математическое образование в семье»
  • «Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр»
  • «Подготовка детей к обучению в школе средствами занимательной математики».

Оформление   папки-передвижки по теме:

  • «Занимательная математика дома в повседневной жизни»;
  •  «Математическая игротека»  

В течение года

Октябрь 2016

Ноябрь 2016

Январь 2017

Февраль 2017

В течение года

Сентябрь 2016

Январь 2017

Ноябрь 2016

Март 2017

  1. Обогащение развивающей предметно - пространственной среды.

  • магнитная доска
  • наборы карточек на сопоставление цифры  и  количества  
  • наборы  кубиков  с  цифрами и числовыми  фигурами
  • различные виды мозаик
  • современные пазлы
  • широкий  выбор  игр  на  развитие  мелкой  моторики руки
  • развивающие  игры «Разрезной  квадрат»  Никитина,  «Логические  блоки Дьенеша»  и  др.  

В течение года

  1. Аттестация.

Отчет на итоговом педсовете

Май 2016


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа саморазвития педагога по теме: «Нетрадиционные техники рисования – как средство развития творчества детей»

Программа саморазвития воспитателя ДОУ по теме "Нетрадиционные техники рисования - как средство развития творчества детей дошкольного возраста"...

Программа саморазвития педагога 2014-2015 год в межаттестационный период по теме «Развитие образной речи детей старшего дошкольного возраста средствами малых фольклорных жанров».

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Программа саморазвития педагога на 2015-2016 год в межаттестационный период тема: Расширение и обогащение социального опыта дошкольников средствами «Социального туризма»

Пояснительная записка Программа предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетнции педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников с у...

Программа саморазвития педагога по теме: «Детское экспериментирование - путь к познанию окружающего мира» 1 младшая группа

В данно программе поставлена цель , определены задачи по экспериментированию с водой, предложен перспективный план по работе с детьми 1 младшей группы, а так же разработан план работы педагога на учеб...

Программа саморазвития педагога

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАПрограмма предназначена для систематизации работы по самообучению, повышению квалификации и профессиональной компетентности педагога в вопросах воспитания и обучения дошкольников ...

Программа саморазвития педагога в средней группе по теме: «Формирование предпосылок к творческих способностей через нетрадиционную технику лепки -пластилинографию» на 2017-2018 уч.год.

В данной программе отражён перспективный план работы на год с детьми средней группы,отражена актуальность, поставленны цель, задачи....

Программа саморазвития педагога Срок реализации программы: 2017/2018 учебный год

ЦЕЛЬ  ПРОФЕССИОНАЛЬНО -  ЛИЧНОСТНОЙ ПРОГРАММЫПовышение собственного уровня  знаний  по темеЗАДАЧИ  ПРОГРАММЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНО -   ЛИЧНОСТНОГО САМОРАЗВИТИЯ:1....