Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа) по теме

Портянников Евгений Николаевич

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:

1. Все занятия построены на использовании пиктограмм. Во-первых, пиктограммы используются в качестве инструмента фиксации результатов (промежуточных и конечного) решения мыслительных задач. Т.е. пиктограммы выступают в качестве аналога письменной речи, доступного старшим дошкольникам. Это позволяет ставить и решать такие мыслительные задачи, которые были бы абсолютно недоступны пониманию старших дошкольников при отсутствии такого замечательного инструмента. Во-вторых, благодаря пиктограммам произносимые и слышимые слова, которые "прозрачны" для дошкольников, обретают свое материальное сушествование и становятся осознанным инструментом мышления. 

2.В курсе занятий реализована теория мышления Л.М.Веккера, в рамках которой мышление - это «процесс непрерывно совершающегося обратимого перевода информации с собственно психологического языка пространственно – предметных структур, т.е. с языка образов, на психолингвистический, символически – операторный язык, представленный речевыми сигналами… (В процессе такого перевода) осуществляется преобразование  соответствующих пространственных структур, вычленение и  символическое обозначение их элементов, раскрытие отношений между ними, и обратный процесс перехода от выделенных и символически выраженных межэлементных отношений к их симультанно – пространственному воплощению в целостных образных структурах».

3.Реализованы идеи проблемного обучения.

4. Реализованы идеи организации учебного сотрудничества (Г.А.Цукерман).

5.В начале курса отрабатываются отдельные мыслительные операции, а зетем к концу курса они объединяются в единый мыслительный процесс.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

В основе курса развивающих занятий «Сила ума» лежат теории:

  • знакового опосредования высших психических функций Л.С.Выготского,
  • мышления как обратимого перевода Л.М.Веккера,
  • создания проблемных ситуаций в мышлении и обучении А.М.Матюшкина,
  • учебного сотрудничества Г.А.Цукерман.

Согласно Л.С.Выготскому, применение знака, слова как специфически человеческого психического регулятора перестраивает все психические функции человека. Механическая память становится логической, ассоциативное течение представлений – продуктивным мышлением и творческим воображением, импульсивные действия – действиями произвольными. Так при помощи знака в онтогенезе возникают высшие психические функции. Знак - орудие психической деятельности. Это искусственно созданный человеком стимул, средство для управления своим поведением и поведением других. Знаком можно назвать жесты, речь, ноты, живопись. Слово, как устная и письменная речь - тоже знак. Живопись имеет знаковую систему, т.к. она, как знак, отражает видение мира (пример: наскальный рисунок, пиктографическое письмо - условный образ названного слова).  

В данном курсе занятий в качестве орудий психической деятельности наряду с произносимыми и слышимыми словами я использую такие знаки, как пиктограммы. Пиктограммы выступают своеобразным аналогом письменной речи доступной детям старшего дошкольного возраста. В моем курсе занятий пиктограммы используются для фиксации результатов мышления (как конечного, так и промежуточных). Т.о. в первую очередь они выступают в качестве орудия памяти – в качестве носителя памяти вынесенного вовне. Использование пиктограмм для сохранения и последующего воспроизведения информации о логической структуре изучаемого материала активизирует процесс развития произвольной памяти, процесс превращения памяти из механической в  логическую.

Пиктограммы выступают и как высокоэффективное орудие мышления. Дело в том, что слова слышимые и произносимые не воспринимаются ребенком как самостоятельная реальность. Они как бы прозрачны для сознания ребенка и являются для него не самостоятельным инструментом переработки информации, а еще одним свойством самого предмета. Устное слово для дошкольника сливается с предметом,  неотделимо от предмета. В результате словесное опосредование процесса мышления происходит неосознанно для самого ребенка. Т.е. при таком ходе развития мышления ребенок не может целенаправленно и самостоятельно использовать достигнутый уровень развития речи для решения мыслительных задач. Ему необходима организующая помощь взрослого. Пиктограммы, как зримый образ использованных для поиска решения мыслительной задачи слов, впервые для ребенка делают слово осязаемым, самостоятельной материальной реальностью. Ребенок начинает осознанно использовать слова, записанные при помощи пиктограмм, как самостоятельный инструмент решения мыслительных задач, точно также как он использует различные инструменты для решения задач практических. В итоге становится более интеллектуально самостоятельным.

Для педагога пиктограммы выступают в качестве наблюдаемого выражения того, как проходит формирование внутренних невидимых механизмов мыслительного процесса – умственных действий. Благодаря этому педагог может своевременно обнаружить «неполадки» в формировании умственных действий и их скорректировать.

Согласно Л.М.Веккеру мышление – это «процесс непрерывно совершающегося обратимого перевода информации с собственно психологического языка пространственно – предметных структур, т.е. с языка образов, на психолингвистический, символически – операторный язык, представленный речевыми сигналами… (В процессе такого перевода) осуществляется преобразование  соответствующих пространственных структур, вычленение и  символическое обозначение их элементов, раскрытие отношений между ними, и обратный процесс перехода от выделенных и символически выраженных межэлементных отношений к их симультанно – пространственному воплощению в целостных образных структурах» ( с.273-274). Этот перевод осуществляется при помощи шести мыслительных операций: сличения (обнаружения сходства), различения (обнаружения различий), анализа, синтеза, обобщения и конкретизации.

Все задачи курса занятий представлены в наглядной форме: объемных предметов  или рисунков. На первом этапе воспитанники решают задачи на преобразование целостных образов отдельных предметов в их знаковые модели – схемы взаимосвязанных свойств предмета обозначенных пиктограммами (пиктографические портреты). Т.е. осуществляется перевод образной информаций на психолингвистический, символически-операторный язык. Затем воспитанники решают обратную задачу – выполняют поиск целостного предмета по его пиктографическому портрету. Т.е. осуществляют обратный перевод информации от выделенных и символически выраженных межэлементных отношений к их симультанно – пространственному воплощению в целостных образных структурах.

Все задачи первого этапа построены так, что ведущую роль в преобразовании исходной информации играет какая-либо одна мыслительная операция: сличение, различение, анализ, синтез, обобщение или конкретизация. Таким образом, на первом этапе курса происходит отработка отдельных элементов процесса мышления.

На втором этапе воспитанникам предъявляются рисунки, отображающие проблемные ситуации из жизни людей и животных. Детям предлагается создать знаковую модель проблемной ситуации, задав соответствующие вопросы по непонятным неизвестным элементам рисунка. Вопросы, сформулированные детьми, фиксируются ими в форме пиктографического портрета ситуации. Таким образом, воспитанники обучаются формулировать задачу на основе перевода образа проблемной ситуации в знаковую форму – пиктографический портрет проблемной ситуации. На последующих занятиях второго этапа дети учатся формулировать ряд гипотез к каждому вопросу задачи и выбирать из них истинные (ведущие к решению). Затем осуществляется синтез отдельных ответов в целостный образ решения задачи. Таким образом, осуществляется отработка отдельных этапов мыслительного процесса: 1.обработки образа проблемной ситуации и формулирования задачи, 2.выдвижения и проверки гипотез по отдельным вопросам задачи, 3. создание целостного образа решения задачи. Задачи построены так, что для их решения необходимо применять все отработанные на первом этапе курса мыслительные операции – в результате из отдельных операций складывается целостный ансамбль.

На заключительных занятиях второго этапа дети осуществляют мыслительный процесс целиком, начиная от перевода образа проблемной ситуации в знаковую форму, заканчивая созданием целостного образа решения задачи. Таким образом, все отработанные в ходе занятий элементы объединяются в целостный процесс мышления.

Данный курс воплощает еще один существенный элемент концепции Л.М.Веккера – его представления о структуре понятийного мышления. Л.М.Веккер описывает понятие как двухуровневую структуру, где на первом уровне находятся конкретные образы различных представителей класса, каждый из которых обозначен соответствующим словом, а на втором находится обобщенный образ класса в целом, который также обозначен соответствующим словом. Этот обобщенный образ является необходимым элементом в структуре понятия, без него понятие не может эффективно функционировать в процессе мышления. Указание на важнейшую роль обобщенных образов в структуре понятия является уникальным вкладом теории Веккера в изучение понятийного мышления. Однако никто специально не занимается формированием этих обобщенных образов в структуре понятий, в детстве они формируются стихийно, порождая различные дефекты мышления взрослого человека. В нашем курсе благодаря регулярному использованию пиктограмм обобщенные образы классов предметов формируются целенаправленно под управлением педагога, что активизирует процесс формирования понятий у дошкольников.

При построении курса используются принципы проблемного обучения, сформулированные А.М.Матюшкиным: «Для создания проблемной ситуации перед учащимся должно быть поставлено такое практическое или теоpeтичeскоe задание, при выполнении которого учащийся должен открыть подлежащие усвоению новые знания или действия….. Выполнение проблемного задания должно вызвать y учащегося потребность в усваиваемом знании…… Проблемное задание должно предшествовать объяснению подлежащего усвоению учебного матepиaлa». В данном курсе занятий сначала перед воспитанниками ставится задача, решить которую они не могут без знаний и умений подлежащих усвоению. И только после того, как они столкнулись с неудачей и осознали необходимость в новом знании, педагог представляет учебный материал в качестве инструмента позволяющего добиться успеха при решении ранее неразрешимой задачи. Т.о. у воспитанников создается специфическая познавательная мотивация, делающая процесс усвоения знаний активным и высоко продуктивным.

В курсе «Сила ума» используются идеи Г.А.Цукерман, согласно которым ребенок дошкольного (да и младшего школьного возраста) не может быть субъектом учебной деятельности, т.е. не может самостоятельно обнаружить свое незнание и инициировать поиск недостающих знаний. Однако группа детей при определенной методике обучения вполне может стать таким коллективным субъектом учебной деятельности. Отдельно взятый ребенок не может увидеть ограниченность своей точки зрения, но если организовать столкновение различных точек зрения присутствующих в группе детей, то у них возникает сомнение в своей правоте и желание выяснить, чья же точка зрения верна. Таким образом, только если организовано групповое обсуждение задания у детей есть шанс по-настоящему задуматься над ним, увидеть, что для решения задания чего-то не хватает и задать соответствующие вопросы педагогу. Постепенно интерпсихическое взаимодействие детей становится интропсихическим – интериоризуется. Так ребенок становится самостоятельным субъектом учебной деятельности. В курсе «Сила ума» большинство заданий выполняются в паре или микрогруппе детей.  Проводятся соревнования между микрогруппами и парами. Заинтересованность в победе команды стимулирует групповую полемику и побуждает выслушать имеющиеся у членов команды разные точки зрения. Так создается групповой субъект учебной деятельности. Такая форма построения занятий обеспечивает также дополнительную мотивацию усвоения учебного материала. Подключается мотивация общения со сверстниками, мотивация создания положительного образа в глазах сверстников и, наконец, соревновательная игровая мотивация.

Содержание курса «Сила ума» вносит существенный вклад в достижение годовой цели ДОУ – в развитие связной речи. Под связной речью понимают развернутое высказывание, состоящее из нескольких логически связанных между собой предложений, составляющих единое смысловое целое (объединенных одной темой). Связная речь неотделима от мира мыслей: связность речи — это связность мыслей. В связной речи отражается логика мышления ребенка, его умение осмыслить воспринимаемое и выразить его в правильной, четкой, логичной речи. В рамках курса дети не только учатся сравнивать, анализировать, обобщать, но и сообщать в речи результаты своей мыслительной деятельности. Воспитанники тренируются формулировать свои суждения и умозаключения, задавать существенные для решения задач вопросы и формулировать гипотезы-ответы. Итогом курса занятий «Сила ума» является не только умение воспитанников строить цепочку рассуждений, приводящую к решению мыслительной задачи, но и умение передать ход своих рассуждений при помощи связной речи. Т.о. развитие логического мышления создает необходимую психологическую основу для умения логично излагать свои мысли, т.е. для развития связной речи на высоком уровне.

В рамках курса «Сила ума» обеспечивается развитие как диалогической, так и монологической связной речи. Освоение учебного материала осуществляется благодаря учебному сотрудничеству в парах и микрогруппах. Педагог постоянно стимулирует обсуждение и столкновение различных мнений у участников микрогрупп. Т.о. создается необходимость объяснить своим партнерам свою точку зрения так, чтобы они ее поняли. Дети учатся приводить, приводить аргументы и доказательства. Т.о. диалогическая связная речь непосредственно развивается в процессе групповой дискуссии.

После каждого выполненного в рамках курса задания от воспитанников требуется представить результаты своей работы для педагога и других микрогрупп. Результаты анализа предмета презентуются в форме его развернутого описания. Результаты сравнения двух предметов дети выражают через описание их сходных и различных свойств. Затем (во второй половине курса) дети переходят к сравнению начальной и конечной картинок из серии последовательных картинок. От воспитанников требуется описать сходство и отличие двух сюжетных картинок, на которых изображены сложные социальные ситуации.

Затем,  зная начало и конец истории, дети должны восстановить середину – т.е. передать логику событий изображенных в серии последовательных картинок. Составление рассказа о последовательности каких-либо событий является прекрасным тренингом для связной монологической речи. Поскольку от детей требуется восстановить причинно-следственные связи событий, в рамках данных упражнений курса особенно развивается умение строить причинные, сложно-подчиненные предложения с оборотами «когда….», и «если…., то…»,  «….., значит….», «……., следовательно…..». Когда ребенок «отгадывает» середину истории, он намного лучше понимает логику событий, чем при традиционном описании последовательных картинок. А значит, ребенок лучше может передать эту логику в речи.

Затем задача усложняется, детям дается последняя картинка серии и они должны придумать и описать несколько вариантов развития событий, которые могли бы привести к такому финалу. Когда дети начинают справляться и с этой задачей, им дается первая картинка из серии, на которой изображена какая-то проблемная ситуация. Дети должны придумать свои варианты решения этой проблемной ситуации. Т.о. связная речь воспитанников переходит на новый творческий уровень. Дети не просто описывают увиденное или пересказывают услышанное, они сами создают, конструируют, придумывают повествование.

Цель курса:

Создание условий для развития словесно-логического мышления.

Задачи курса:

Обучить использованию пиктограмм в качестве средства сохранения информации (аналог письменной речи).

Обучить умению осуществлять анализ на материале предметов и сюжетных картинок.

Обучить умению осуществлять синтез на материале решения ребусов.

Обучить умению обобщать (объединять предметы в группу по одному или нескольким признакам) при помощи игры «Подбери предметы к свойствам».

Обучить умению конкретизировать при помощи игр «Угадай предмет» и «Угадай картинку».

Обучить умению обнаруживать сходство при помощи сравнения двух предметов или сюжетных картинок.

Обучить умению обнаруживать различие при помощи сравнения двух предметов или сюжетных картинок.

Обучить умению анализировать проблемную ситуацию, изображенную на сюжетной картинке.

Обучить умению задавать вопросы по непонятным (неизвестным) элементам сюжетной картинки.

Обучить умению формулировать задачу (синтезировать отдельные вопросы в целостное описание условий задачи).

Обучить умению формулировать гипотезы в процессе решения мыслительных задач при помощи игры «Угадай середину истории».

Обучить умению проверять свои гипотезы при помощи игры «Используй подсказку».

Обучить умению делать индуктивные умозаключения о причинах по наблюдаемым следствиям при помощи игры «Угадай начало».

Обеспечить условия для объединения отдельных мыслительных умений (умственных действий), освоенных в рамках курса, в единый мыслительный процесс при помощи разрешения проблемных ситуаций изображенных на сюжетных картинках.



Предварительный просмотр:

Тематический календарный план занятий по программе «Сила ума».

Месяц

Неделя

Тема

Задачи

Содержание

1

Октябрь

1

Пиктогра-фическое запоминание

Обучить использованию пиктограмм в качестве средства сохранения информации (аналог письменной речи).

Задание «Запомни предметы»

2

2

3

3

Пиктографический портрет предмета

Обучить умению осуществлять анализ

Задание «Составь портрет предмета»

4

4

5

Ноябрь

1

Ребусы

Обучить умению осуществлять синтез

Задание «Разгадай ребус»

6

2

7

3

От частного к общему

Обучить умению  осуществлять обобщение

Задание «Подбери предметы к свойствам».

8

4

9

Декабрь

1

От общего к частному

Обучить умению осуществлять конкретизацию

Задание «Угадай предмет»

10

2

11

3

От общего к частному

Обучить умению осуществлять конкретизацию

Задание «Угадай картинку»

12

4

13

Ян-варь

3

Сравнение

Обучить умению обнаруживать сходство

Обучить умению обнаруживать различие

Задание «Сравни предметы»

14

4

17

Февраль

1

Анализ проблемы

Обучить умению анализировать проблемную ситуацию

Задание «Сравни начало и конец»

18

2

19

3

Задача

Обучить умению формулировать задачу

Задание «Придумай вопросы»

20

4

21

Март

1

Гипотеза

Обучить умению формулировать гипотезы в процессе решения мыслительных задач

Задание «Угадай середину истории»

22

2

23

3

Проверка

Обучить умению проверять свои гипотезы

Задание «Используй подсказку»

24

4

25

Апрель

1

Каузальная атрибуция

Обучить умению делать индуктивные умозаключения о причинах по наблюдаемым следствиям.

Обеспечить условия для объединения отдельных мыслительных умений (умственных действий), освоенных в рамках курса, в единый мыслительный процесс

Задание «Угадай начало»

26

2

27

3

28

4

29

Май

1

Решение проблем

Что случилось? Гипотезы (закрепление).

Обеспечить условия для объединения отдельных мыслительных умений (умственных действий), освоенных в рамках курса, в единый мыслительный процесс

С.у. для  развития  умения формулировать гипотезы на основе задачи  на материале  устных фабульных загадок.

Задание «Помоги героям картинки»

Повторение пройденного материала «Гипотезы по поводу задачи».

Игра соревнование «Угадай,  что случилось».

30

2

31

3

32

4

Подведение итогов.

С.у. для осмысления полученного в рамках программы опыта.

Задание «Нарисуй, что запомнилось на занятиях».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....