Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Портянников Евгений Николаевич

Кульминация курса: все отработанное ранее объединяется в полномосштабный мыслительный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_29.docx17.87 КБ
Файл prilozhenie_1.docx972.68 КБ
Файл prilozhenie_2.docx899.87 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 29 . Тема «Разрешение практических проблемных ситуаций».

Цель: Создать условия для разрешения практических проблемных ситуаций при помощи мыслительного процесса.

Задачи:

  • обеспечить опыт самостоятельного решения мыслительных задач;
  • закрепить умение формулировать задачу;
  • закрепить умение формулировать гипотезы;
  • закрепить умение проверять гипотезы;
  • создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность на всех этапах мыслительного процесса;
  • обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.

Оборудование: наборы последовательных картинок, на которых герои сталкиваются с проблемными ситуациями и разрешают их (см. приложение); карандаши; бумага.

Количество участников: 8.

Время проведения: 30 минут.

Ход занятия:

Задание «Что делать?»

Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают. Кто помнит, что такое проблема? Что такое задача?

Сейчас мы будем играть в игру «Что делать?». Ведущий показывает картинку, на которой изображена проблемная ситуация (см. Приложение 1). Как вы думаете, какая задача стоит перед героем? Какие вопросы надо себе задать? Дети высказывают свои идеи. 

Итак, что хочет заяц? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А что мешает ему это сделать? Дети высказывают свои идеи. Ведущий рисует ответ при помощи пиктограмм. А какая задача стоит перед мышонком? Дети высказывают свои идеи.  Правильно, задача будет звучать так: как зайцу избавится от собак, если они бегают быстрее чем он? Ведущий записывает задачу на доске при помощи пиктограмм. Придумайте как можно больше вариантов решения этой задачи.  Дети высказывают варианты решения. Ведущий записывает их при помощи пиктограмм.  Как вы думаете, что из этого сделал заяц? Дети высказывают варианты. Сейчас я дам подсказку, а вы угадаете правильный вариант. Ведущий показывает вторую картинку. Дети выбирают правильный вариант. Если дети не могут использовать подсказку, ведущий задает наводящие вопросы. Когда ответ найден, ведущий демонстрирует последнюю картинку, что обеспечивает окончательную проверку гипотез детей.

Задание «Нарисуй задачу».

Разделитесь на две команды. Сейчас будет 1-й раунд игры. Я дам каждой команде картинку-проблему. Ваша задача придумать задачу, которая стоит перед героем, и записать эту задачу при помощи пиктограмм. Для этого вам нужно ответить на 2 вопроса: 1. Что хочет герой? 2.Что ему мешает это сделать? Ответы вам нужно нарисовать при помощи пиктограмм. За правильно записанный ответ на каждый из вопросов, команда получает 5 очков. Затем нужно сформулировать задачу. Т.е.  вопрос: Как герою преодолеть трудность и сделать то, что он хочет? За правильно сформулированную и записанную задачу команда также получает 5 очков. На выполнение задания у вас будет 3 мин. Ведущий дает командам одинаковые картинки (см. Приложение 2.) устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать свои идеи при помощи пиктограмм. Затем капитаны  представляют работу своей команды. Подсчитывается количество очков.  Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.

Физкультпауза.

Задание «Придумай варианты».

В первом раунде вы записали задачу, которая стоит перед героем. Сейчас вам предстоит придумать как можно больше вариантов решения этой задачи. Их нужно записать при помощи пиктограмм. За каждый вариант ответа команда получает 1 очко. Варианты ответа не должны повторяться у членов одной команды. На выполнение задания у вас будет 7 мин. Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Ведущий помогает детям записать варианты при помощи пиктограмм. Затем члены  команд  представляют свои работы. Подсчитывается количество очков.  Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.

Задание «Используй подсказку».

Сейчас будет третий раунд. А как вы думаете,  что на самом деде сделал бельчонок, чтобы попасть в гости? Если вы угадаете, то команда получит 3 дополнительных  очка. Команды выдвигают гипотезы. Если команды не угадывают, то ведущий говорит: Ни одна команда не угадала, как черепахи спаслись. Сейчас я дам подсказку. Он сделал это с помощи предметов, которые нарисованы на картинке. Как он использовал эти предметы, чтобы переправится на другой берег? И та команда, которая первой назовет правильный ответ, на этот вопрос получит 3 очка. Когда дети находят решение, ведущий показывает заключительную картинку. Подсчитывается суммарное количество балов за все раунды и определяется команда победитель.

Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).



Предварительный просмотр:

Приложение 1.

        



Предварительный просмотр:

Приложение 2.        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.

Использование проблемно-  практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня  развития логического мышления старших дошкольников....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап....