Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Портянников Евгений Николаевич

Как известно мыслительный процесс начинается с анализа проблемной ситуации, в этом занятии отрабатывается этот этап.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_15.docx18.06 КБ

Предварительный просмотр:

Занятие 15 . Тема «Анализ проблемной ситуации».

Цель: Создать условия для развития умения анализировать проблемную ситуацию (выделение неизвестных из целостного образа).

Задачи:

  • обеспечить опыт выделения (анализа) из целостного образа ситуации признаков причинно-следственных связей;
  • тренировать умение восстанавливать ход событий во времени;
  • обучить использованию операции сравнения и операции анализа для обнаружения неизвестных, непонятных аспектов проблемной ситуации;
  • создать опыт использования пиктограмм, как знаков опосредующих мыслительную деятельность (как способа фиксации результатов анализа и сравнения);
  • обеспечить опыт выдвижения и проверки гипотез;
  • обеспечить опыт учебного сотрудничества в группе детей.

Оборудование: наборы последовательных картинок, карандаши, бумага.

Количество участников: 8.

Время проведения: 30 минут.

Ход занятия:

Задание «Последовательные картинки».

Ведущий: Кто помнит, что мы делали на прошлом занятии. Дети рассказывают.

Объединитесь в пары. Сегодня мы будим играть в новую игру. Я дам вам наборы картинок. На этих картинках нарисована история. Только эти картинки перепутаны. Вам нужно разложить картинки по порядку. На выполнение задания у вас будет 5 минут. Дети выполняют задание. После того как 5 минут истекли, ведущий собирает работы и вывешивает их на доске. Кто хочет рассказать историю, нарисованную на картинках? Представитель одной из пар рассказывает свою версию. А у кого есть другое мнение, я вижу, что у других пар получилось другое расположение картинок. Представители пар, у которых получилась иная последовательность, доказывают свою правоту или признают свои ошибки.

Задание «Сравни начало и конец».

А сейчас будет новая игра. Она называется «Сравни начало и конец» Ведущий показывает две картинки: первую и последнюю картинку из набора последовательных картинок. На этой картинке нарисовано начало истории, а на этой картинке нарисован конец истории. Скажите, что изменилось на второй картинке и что осталось прежним, т.е. то чем отличается вторая картинка от первой и что у них общего. Это похоже на игру сравни предметы.

Дети высказывают свои идеи.

А как вы думаете, что случилось в середине истории, чтобы произошли эти изменения? Дети высказывают свои идеи. Ведущий организует обсуждение. Затем, когда правильный ответ найден, ведущий демонстрирует средние картинки.

Физкультпауза.

Задание «Сравни начало и конец».

Сейчас разделитесь на две команды.  Я дам каждой команде по две картинки. А вы должны записать пиктограммами как можно больше деталей, которыми последняя картинка похожа и которыми отличается от второй. За каждое различие команда получает 1 очко. Как вы думаете, как можно нарисовать эти различия? Дети предлагают свои варианты. Ведущий организует отбор наиболее подходящих. Напоминаю, что если свойства повторяются у членов одной команды, то за все рисунки команда получает только одно очко. На выполнение задания у вас будет 5 мин.

Ведущий устанавливает песочные часы, дети выполняют задание. Члены команд  представляют свои работы. Затем подсчитывается количество очков, определяется команда-победитель.  Ведущий организует обсуждение, что мешало и что помогало победить.

Как вы думаете, что случилось в середине истории, чтобы произошли эти изменения? Дети высказывают свои идеи. Ведущий организует обсуждение. Затем, когда правильный ответ найден, ведущий демонстрирует средние картинки.

 Ритуал завершения занятия «Знание сила» (см. Занятие 1).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логических операций мышления у старших дошкольников в процессе использования проблемных ситуаций математического содержания.

Использование проблемно-  практических ситуаций в образовательной деятельности по математике имеет важное значение для повышения уровня  развития логического мышления старших дошкольников....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума».

Вашему вниманию предлагается поистине уникальный инновационный курс занятий развивающих словесно-логическое мышление у старших дошкольников. Его уникальность в следующем:1. Все занятия построены на ис...

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 1. Тема: «Пиктографическое запоминание».

Чтобы вы могли составить представление о курсе занятий "Сила ума" я решил разместить конспекты 4-х занятий из разных мест курса. Это первое занятие, в котором вводится пиктолграфическое письмо....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 3. Тема «Пиктографический портрет предмета».

Это занятие интересно тем, чтопиктограммы  впервые используются для фиксации результатов мышления. И еще в занятии отрабатывается отдельная мыслительная операция анализ....

Курс занятий по развитию словесно-логического мышления у старших дошкольников «Сила ума». Занятие 13 . Тема «Сравнение».

Занятие является переходным ко второй части курса, в которой отдельные мыслительные операции такие как анализ, синтез, обобщение, конкретизация, сличение и различение, отработанные в первой части курс...