Технологическая карта по математике "Приключение Буратино в детском саду"
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Данное занятие разработано с использованием образовательной технологии "Палочки Кюизенера" 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon teh_karta_buratino.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

 организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми

Тема: «Приключение Буратино в детском саду»

Возрастная группа: старший возраст

Форма НОД: познавательная деятельность

Форма организации: групповая, индивидуальная

Учебно-методический комплект: самостоятельная разработка

Средства:

Наглядные: плоскостной вариант цветных палочек, карточки с ключиками

Мультимедийные:

Литературные:

музыкальные: запись песни «Буратино»

оборудование: мольберт, пластилин, дощечки, краски акварельные, вода, кисточки, карандаши цветные и восковые, бумага, наборы «палочек  Кюизенера»

Цель: формирование  умения решать примеры на сложения с использованием «палочек Кюизенера»

Планируемый результат:

- Имеют представление  о последовательности практических  действий  при  сложений чисел.

-Умеют соотносить цветные палочки с числом, выстраивать в возрастающем порядке.

- Владеют прямым и обратным счетом в пределах 10, используя палочки Кюизенера

- Умеют устанавливать пространственные отношения: между, перед, после, самая высокая, справа, слева.

- Умеют действовать в соответствии с инструкциями.

Задачи

Задачи индивидуальной работы с детьми

Обучающие: 

- учить детей решать простейшие примеры с использованием палочек Кюизейнера;

- продолжать учить соотносить цветные палочки с числом; сравнивать предметы по высоте;

- закрепить  навыки прямого и обратного счета в пределах 10.

Развивающие:

 - развивать речь, умения обосновывать ответ, познавательную активность, внимание, память, мыслительные операции - анализ, сравнение, мелкую моторику, самостоятельность; развивать умения оценивать результат сверстников и Буратино.

- развивать умения определять пространственные отношения.

Воспитательные: 

- воспитывать уважительное отношение к герою, эмоциональную отзывчивость,

готовность прийти на помощь, радоваться достигнутому результату;

- воспитывать доброжелательные взаимоотношения между сверстниками в процессе коллективного решения познавательной задачи.  

Этапы

(последовательность)

деятельности

Содержание деятельности

Действия, деятельность педагога

Действия, деятельность детей, выполнение которой приведет к достижению запланированных результатов

Планируемый результат

 

I.  Мотивация к деятельности

Цель.

Включение детей в деятельность на личностно-значимом уровне.

В: Все мы дружные ребята,

     Мы ребята - дошколята,

     Никого не обижаем,

     Как заботится, мы знаем,

     Никого в беде не бросим,

     Не отнимем, а попросим,

     Пусть всем будет хорошо,

     Будет радостно, светло.

- Сказочный гость прислал для вас музыкальную загадку.

Звучит запись песни из сказки Приключения Буратино (музыкальная загадка)

-Кто же к нам пожалует?

-Из какой он сказки? (Забегает Буратино)

Буратино: Ребята, Мальвина дала коробку с цветными палочками и сказала, чтобы я  научился с их помощью считать, решать примеры, конструировать.  Но я не знаю, что с ними делать.

Поэтому пришел к вам в детский сад.

Собирает детей вокруг себя, создает благоприятную атмосферу.

Стимулирует интерес.

Включает музыкальную загадку.

Задает вопрос.        

 

Создает проблемную ситуацию.

Наблюдают за воспитателем, эмоционально включаются в деятельность

Слушают

музыкальную загадку.

Отгадывают.

Проявляют эмоциональную отзывчивость.

Включаются в деятельность.

Проявляют интерес к предстоящей деятельности.

II. Поиск, решение задачи, проблемы

Цель.

Опора на опыт детей (актуализация знаний), необходимый для «открытия нового знания», освоения нового способа, умения, выработка навыка

В: -Буратино, у нас тоже есть палочки? Сравните?

 -Как  научим Буратино считать с помощью палочек?

Задает вопросы. Предлагает сравнить наборы с палочками.

Предоставляет возможность детям обсудить и разрешить возникшую проблему.

Слушают вопросы и высказывают свои мысли. Рассматривают наборы с палочками.

Предлагают варианты решения проблемы.

Вступают в диалог.

 Активно участвуют в общении с педагогом при решении проблемы.

Находят решение.  

III. Планирование деятельности.

Совместное обсуждение решения задачи, проблемы

Цель.

Совместное определение конкретных действий

1 часть игровая ситуация «Лесенка - Чудесенка»

В: - Что можно построить из палочек, чтобы научить считать Буратино? (можно построить лесенку от 1 до 10 - герой ходит по группе и учится).

 -Теперь  покажем Буратино, как можно весело шагать по лесенке и считать ступеньки, для этого нам потребуются палочки красного и желтого цвета (палочки-сигнализаторы). Если ступеньки посчитали правильно, то поднимаете желтую палочку, если не согласны - красную.

 -Владик будет шагать по ступенькам и считать снизу вверх, а мы с вами будем внимательно слушать.

 - А теперь обратно считаем ступеньки, сверху - вниз (10-1) Спрашиваю Ярослава. Молодцы!

Воспитатель обращается к Буратино:  Буратино увидел, как ребята построили числовую лесенку. Попробуй теперь сам (строит лесенку из плоскостного варианта палочек и ошибается, дети  Буратино оценивают палочками - сигнализаторами)

Б: Где  я ошибся? Помогите мне, пожалуйста.

Б: Спасибо за помощь, я все понял.

2 часть. Игровая ситуация

В: Палочки, из которых мы построили лесенку не простые, а волшебные. Если ты хочешь научиться чему-то новому, посмотри, что умеют наши дети

- Какая палочка самая высокая?

- Назовите цвет палочки, которая находится перед бордовой? После белой? Справа от красной? Слева от черной?

- Между розовой и красной?

- Какое число обозначает голубая палочка?

- Как узнать?

 - Видишь, Буратино, палочки волшебные, потому что каждая палочка обозначает число.

- Ребята, нашему Буратино 6 лет.

Покажите его палочку.

- Буратино, ты знаешь, почему ребята показали фиолетовую палочку

- Давайте раскроем наш секрет.

-  Что нужно сделать, чтобы узнать, что это число 6.

- Выложите под фиолетовой палочкой столько белых кубиков, чтобы получилось число 6.

Б: Ой, что-то вы меня совсем запутали, я устал, вы хотите со мной отдохнуть.

Физминка

Буратино потянулся

Раз нагнулся, два нагнулся

Руки в стороны развел

Видно ключик не нашел

Чтобы ключик нам достать

Нужно на носочки встать

 

 

Показывает заинтересованность.

Наблюдает за детьми во время выполнения задания.

Вовлекает в совместную деятельность, ставит цель.

Предлагает Буратино построить лесенку.

Эмоционально включает в действие детей.

Задает вопросы.

Выслушивает ответы всех детей.

Уточняет ответы детей.

Вовлекает в совместную деятельность.

Показывает движения в соответствии с текстом.

Строят  числовую лесенку, располагая палочки в определенной последовательности

 ( от самой маленькой до самой высокой).

Слушают, сосредотачивают внимание. Аргументируют свое решение.

Наблюдают за действиями героя.

Анализируют и исправляют ошибки. Оценивают задание, выполненное Буратино.

Отвечают на вопросы, опираясь на собственный опыт.

Выполняют задание  по инструкции взрослого.

Выполняют задание, осваивают последовательность движений.

Умеют располагать палочки в возрастающем порядке.

Владеют прямым и обратным счетом в пределах 10.

Оценивают результат деятельности  с помощью палочек-сигнализаторов.

Оценивают результат деятельности героя.

Умеют определять пространственные отношения

Активно взаимодействуют с педагогом в решении познавательных и игровых задач.

Выполняют задание.

Осуществляют движения в соответствии с показом и текстом.

IV. «Открытие» ребенком нового знания, освоения умения, способа деятельности

Цель.

Формирование представлений о …

Развитие умений…

Б: (Буратино вспоминает) Ребята, Мальвина дала мне еще конверты. Что там я не знаю? (открывает и удивляется).

В: Это ключики. Дети, как вы думаете, что мы должны сделать? (сосчитать с помощью палочек)

Б: Научите меня.

В: (примеры с ключиками 2+3 = ?, 4+2 =?)

Объяснение: какая палочка обозначает число 2, найдите эту палочку, положите перед собой, какая палочка обозначает число 3. Соедините её с розовой палочкой. Теперь найдите, палочку, которая по длине будет равна двум этим палочкам. Какая палочка подошла? Какое число она обозначает? Вывод 2+3=5 (второй пример аналогично)

Предлагает открыть конверт с заданиями.

Предоставляет возможность детям обсудить.

Предлагает детям помочь герою.

Сосредотачивают внимание на пошаговой  инструкции

 

  • Наблюдают за действиями воспитателя.
  • Высказывают свои мысли.
  • Подбирают палочки

Выполняют задание в соответствии с установленными требованиями.

Активно взаимодействуют с педагогом в решении познавательных и игровых задач.

Имеют представления о последовательности действий.

V. Рефлексия.

Цель.

Осознание детьми своей деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всей группы. 

-Ребята чему мы учили Буратино?  (показали Буратино, как умеете считать, обозначать число палочкой, решать примеры).

Б: Как вы много знаете. Я научился считать только до 10.

Собирает детей вокруг себя

 Побуждает детей к анализу деятельности.

Активизирует обсуждение.

Участвуют в диалоге, описывая деятельность, которой они занимались. Передают свои ощущения от проделанной работы.

 

Оценивают  результат коллективной деятельности.

Выражают свое мнение.

VI. Открытость

Б: Какой же я рассеянный, забыл про ключик, я же его потерял.

В: Ничего Буратино, оставайся с нами, ребята немного отдохнут и нарисуют тебе ключик, а ты  возьмешь их с собой и подберешь к своему замку.

Обсуждение с детьми продолжения работы в самостоятельной деятельности со сверстниками.

Выбирают материал для предстоящей самостоятельной деятельности.

Умеют планировать предстоящую самостоятельную деятельность.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Буратино в детском саду"

Название конспекта: «Буратино в детском саду»Тема: Безопасность детей в детском саду.Время на занятие: 25 минутВозраст: старшая группаОбласть ФГТ: Безопасность.Программа, в рамках которой проводится з...

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности МКДОУ «Детского сада комбинированного вида №9» города Кирова в старшей группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР (1-й год обучения).

Тема: «Осень»Вид: Интегрированное, бинарное занятие  с  использованием различных видов деятельности.Образовательные области: «Познание», «Коммуникация», «Художественное творчество».Цель: Спо...

Консультация-практикум для педагогов "Обогащение самостоятельной игры дктей. Составление технологической карты СОД. Решение задач преемственности детского сада и начальной школы".

laquo;Решение задач преемственности детского сада и начальной школы. Обогащение самостоятельной игры детей.  Составление технологической карты СОД» .        ...

Технологическая карта НОД "Поможем Буратино"

Занятие по грамоте для детей старшего дошкольного возроста.    Направленное   на  формирование умение детей составлять предложение и схему предложения состоящее из 2-3 с...

Технологическая карта НОД "Поможем Буратино"

Цель   ЗадачиФормирование у детей представления о монетах разного достоинства, о размене монет. Совершенствование счетных навыков; уточнение представления о монетах 1, 2 и 5 рублей...

Технологическая карта занятия в средней группе детского сада по обучению целостному трудовому процессу

Трудовое воспитание - последовательный комплекс действий, направленный на передачу детям знаний (о труде и профессиях), навыков (самообслуживания, взаимопомощи и совместной деятельности) и элементарны...