Методическая разработка конспекта для открытого занятия по шахматам.
методическая разработка по математике (подготовительная группа) по теме

Баконина Марина Владимировна

Конспект открытого занятия по шахматам на тему: "В стране шахматных чудес".

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад "Сказка" муниципального образования – Путятинский муниципальный район Рязанской области

Тема: «В стране шахматных чудес»

Воспитатель: Баконина М. В.

Дети: подготовительная к школе группа.

с. Путятино 2016г.

Тип занятия: повторение и обобщение пройденного материала в игровой форме с элементами инсценировки.

Цель: закрепить и систематизировать знания и навыки детей в шахматной игре.

Задачи:

Образовательные: повторить и закрепить знания детей о шахматной доске, шахматных фигурах, движении фигур, линейном мате, рокировке, запись адресов шахматных фигур, активизировать мыслительную деятельность.

Воспитательные: воспитание чувства личной ответственности за самостоятельно принятое решение, вырабатывать настойчивость, выдержку, уверенность в своих силах, получение навыков общения детей в команде, способность к соперничеству.

Развивающие: развивать творческое мышление, логическое мышление, память, внимание, пространственные представления, способствовать умению доказывать правильность своего решения, развивать интеллект.

Оборудование: интерактивная доска, магнитная шахматная доска –1, напольная шахматная доска – 1, комплект напольных шахматных фигур– 1, комплект магнитных шахматных фигур– 1, конверты с заданиями – 3, портрет шахматной фигуры – Ладья, портрет шахматной фигуры – Король, портрет шахматной фигуры – Слон, портрет шахматной фигуры – Ферзь, портрет пешки, бумажные салфетки, фломастеры по количеству детей (один синий и один красный).

Предварительная работа: изучение шахматной доски, ходов фигур, как бьют шахматные фигуры, основные правила игры, что такое шах, мат, пат, длинной и короткой рокировки, шахматной нотации, линейного мата.

Образовательная область: познавательная, речевая, социально-коммуникативная.

Ход занятия:

Воспитатель. Ребята, посмотрите сколько гостей у нас в группе. Давайте с ними поздороваемся.

– Здравствуйте уважаемые гости! Мы вас приветствуем в шахматном королевстве.  (Дети здороваются с гостями.)

– Ребята, посмотрите у нас с вами новая большая напольная шахматная доска, но что-то здесь не хватает. Как вы думаете, чего не хватает?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно шахматных фигур. Их заколдовал злой волшебник.

Волшебник (голос) Ха-ха, я злой волшебник, и я заколдовал вашу шахматную доску, а чтобы ее расколдовать вам необходимо поделиться на команды «Белая ладья» и «Черная ладья», а затем справиться со всеми моими заданиями.

Воспитатель. Юные шахматисты, будем расколдовывать шахматную доску.

Ответы детей.

Воспитатель. Для этого вам нужно поделиться на две команды. Дети одетые в белые накидки будут в команде «Белая ладья», а дети одетые в черные накидки будут в команде «Черная ладья». (Воспитатель выбирает капитанов команд.)

Ответы детей.

– Ребята, теперь мы смело можем отправляться со своими знаниями по шахматному королевству.

Волшебник. Первое задание – найдите шахматную фигуру – Конь.

(Дети находят на интерактивной доске шахматную фигуру – Конь, и встают полукругом возле интерактивной доски, а затем слушают внимательно загадки.  После каждой отгадки ребенок дотрагивается до вопросительного знака на интерактивной доске и появляется отгадка.)

Воспитатель. Первая загадка для команды «Белая ладья». Слушайте внимательно.

  1. Иногда король с ладьей

Ходят вместе очень ловко,

Шахматисты ход такой

Называют…(Рокировкой)

– Посмотрите на интерактивную доску и скажите какие бывают рокировки?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно длинные и короткие.

– Следующая загадка для команды «Черная ладья». Слушайте внимательно.

  1. Это есть не пораженье,

Не фиаско, и не крах,

А всего лишь нападенье –

Королю объявлен…(Шах)

Посмотрите на интерактивную доску и скажите какой фигурой королю объявлен шах?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно черной ладьей. 

– А сейчас загадка для команды «Белая ладья».

  1. Если в шахматы играешь,

То, конечно, это знаешь –

Будет лучший результат,

Если ты поставишь… (Мат)

– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах, если да то какой фигурой?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно ферзем.  

– А королю можно куда-нибудь пойти?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция мат.

– Следующая загадка для команды «Черная ладья».

  1. Слабый в шахматах готов

И поймать такой «улов».

Я ответу буду рад:

Результат ничейный…(Пат)

– Посмотрите на интерактивную доску и скажите королю объявлен шах?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно нет.

 – А король может куда-нибудь пойти?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно нет. Значит эта позиция пат.

Волшебник. Вижу справились с заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Слон.

 (Дети находят в комнате шахматную фигуру – Слон, а воспитатель достает письмо №2. Читает письмо)

Воспитатель.

Во втором испытании вам необходимо записать адреса шахматных фигур.

– Присаживаемся за столы. Команда «Белая ладья» садится справа, а команда «Черная ладья» садится слева от меня.

– Все красиво мы сидим за осанкой мы следим.

– Ребята, переверните карточки с заданием, вам нужно вписать в прямоугольники адреса шахматных фигур. Всем все понятно?

Ответы детей.

Воспитатель. Возьмите в руки синий фломастер и начинайте выполнять задание.

– Вы справились с заданием, а теперь проверьте друг у друга. Если вы нашли ошибку то возьмите красный фломастер и напишите правильный ответ рядом с прямоугольником.

– Ребята вы писали, ваши пальчики устали. Давайте с ними поиграем.

Пальчиковая гимнастика:

Раз, два, три, четыре, пять!         (сжимаем – разжимаем кулаки)

Вышли пешки погулять!            (пальчики шагают по столу)

Король на месте, по привычке, (сжатые кулаки на столе)

А куда ему спешить?                   (разводят руки, пожимают плечами)

Прыгнет конь! Подковы звяк!    (ладони вперёд и хлопок)

Необычен каждый шаг!               (указательный палец)

А ладья упряма,                            (раскрытые ладошки скользят по столу

Ходит только прямо!                     вперёд)

Волшебник. Как вы быстро справились с таким сложным заданием, а теперь найдите шахматную фигуру – Король.

(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Король, а воспитатель достает письмо №3.)

Воспитатель. Следующее испытание для капитанов команд. Для выполнения задания команда «Белая ладья» подходит к демонстрационной шахматной доске, а команда «Черная ладья» подходит к столику с настольной шахматной доской. Слушаем внимательно задания: капитану команды «Белая ладья» необходимо на демонстрационной доске черному королю двумя ладьями поставить линейный мат; капитану команды «Черная ладья» в белой шахматной армии сделать короткую рокировку. Капитаны команд выполняют задания, а участники команд наблюдают за правильностью выполнения своих капитанов. Всем все понятно?

Ответы детей.

Воспитатель. Тогда начинаем выполнять задания.

– Вижу капитаны команд справились с заданием. .

– Команда «Белая ладья» ваш капитан справился с заданием?

Ответы детей.

Воспитатель. Команда «Черная ладья» ваш капитан справился с заданием?

Ответы детей.

Воспитатель.  Юные шахматисты, вы молодцы, а теперь мы поиграем.

–Давайте подойдем к шахматной напольной доске.

Физкультминутка:

В понедельник вы шахматную фигуру-ладья рисовали.

Во вторник вы по вертикали в классики играли.

В среду вы по горизонтали танцевали.

В четверг вы шахматные улицы перечисляли.

В пятницу вы по белой большой диагонали гуляли на цыпочках и руки верх поднимали.

А в субботу отдыхали.

Волшебник. Хорошо играете на шахматной доске, а теперь найдите шахматную фигуру – Ладья.

(Дети находят в комнате шахматную фигуру – Ладья, а воспитатель достает письмо №4)

Воспитатель. В следующим испытании вам необходимо отгадать кроссворд.

 – Присаживаемся за столы. За осанкой мы следим все красиво мы сидим. (На интерактивной доске появляется кроссворд.)

– Первый вопрос для команды «Белая ладья». Слушаем внимательно вопрос. Кто знает тот руку поднимает.

– 1. У этой фигуры ход похож на уголок – 3 клетки прямо, клетка в бок?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно конь.

–Вопрос для команды «Черная ладья».

2. По косой он ходит и хоботом водит?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно слон.

– Вопрос для команды «Белая ладья».

3. Один раз погибает, а два раза родится?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно пешка.

– Вопрос для команды «Черная ладья».

4. Любые ей доступны дали, по вертикали и горизонтали?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно ладья.

– Вопрос для команды «Белая ладья».

–  5. Кто двигается также как слон и ладья?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно ферзь.

– Вопрос для команды «Черная ладья».

6. Гладкий он любит расчищенный путь, только на шаг он может шагнуть?  

Ответы детей.

Воспитатель.

 Правильно король.

– Ребята, какое слово получилось по вертикали, выделенное красным цветом?

Ответы детей.

Воспитатель.

Правильно пешка.

– Ребята, а чем интересна пешка?

Ответы детей.

Воспитатель.

– Правильно пешка не является фигурой, но может стать фигурой. Например: если любая белая или черная пешка достигнет последней горизонтальной линии соперника, после чего пешка может превратиться в любую фигуру, кроме короля. Поэтому говорят, что пешка два раза родится.

– Волшебник, мы справились со всеми твоими заданиями.

(В группе появляется волшебник.)

Волшебник. Юные шахматисты, какие вы молодцы, справились со всеми моими заданиями. Я очень рад, что вы любите играть в шахматы, поэтому я помогу вам до конца расколдовать напольную шахматную доску, но для этого вам нужно еще немножко потрудится.

– Послушайте меня внимательно.

– Команда «Белая ладья» найдите шахматную фигуру ферзь.

(Как только команда «Белая ладья» найдет шахматную фигуру ферзь. Команда «Белая ладья» в месте с воспитателем подойдет к этой фигуре и будет ждать выполнения задания команды «Черная ладья».)

– Команда «Черная ладья» найдите пешку.

(После того как команда «Черная ладья» справится с заданием. Команда «Черная ладья» и волшебник подойдут к пешке.)

– Какие вы молодцы справились с моими заданиями. Ребята повторяйте за мной волшебные слова: крибле, крабле, бумс.

(Волшебник и воспитатель снимают накидки с напольных шахматных фигур.)

Воспитатель.  Ребята, теперь у нас с вами есть большая напольная доска и два шахматных войска. Мы с вами сможем играть в шахматы на полу.

 – И сейчас мы немножко поиграем. Каждая команда расставит свое войско на напольной шахматной доске. Но для этого сначала вспомним на каких горизонталях стоят белая и черная армия?

Ответы детей.

Воспитатель. Правильно белое войско стоит на 1; 2; горизонтали, а черное войско на 7; 8; горизонтали.

(Волшебник и воспитатель подают детям напольные шахматные фигуры. Как только команды справились с заданием, они делают взаимопроверку.)

– Дети, давайте сделаем взаимопроверку, прочитаем хором стихотворение, которое помогает нам правильно расставить фигуры:

Я смотрю на первый ряд,

По краям ладьи стоят.

Рядом вижу я коней,

Нет фигуры их хитрей.

Меж коней заключены

Наши славные слоны.

И еще два поля есть,

А на них король и ферзь.

А теперь без спешки

Идут на место пешки.

– Какое правило существует, чтобы не перепутать места короля и ферзя?

Ответы детей. 

Воспитатель. Правильно ферзь любит свой цвет.

Волшебник. Молодцы потрудились от души и я сейчас вам вручу сладкие призы.

(Раздает сладости детям и взрослым, а затем уходит.)

Воспитатель. Юные шахматисты, путешествие по шахматному королевству закончилось и сейчас вы с Еленой Георгиевной пройдете в кабинет логопеда.

(Елена Георгиевна выводит детей в спальню.)

Уважаемые гости, подойдите к демонстрационной магнитной шахматной доске и если вам понравилось занятие прикрепите на шахматную доску белую шахматную фигуру, если я что то не учла прикрепите черную шахматную фигуру.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка конспекта индивидуального логопедического занятия по теме «Автоматизация звука Ш в словах» ( с использованием элементов метода песочной терапии).

Аннотация:Методическая разработка конспекта  логопедического  индивидуального занятия по автоматизации звука Ш в словах  с использованием элементов метода песочной тер...

Методическая разработка: конспект подгруппового логопедического занятия "Спасение принцессы "Розочки"

В данной методической разработке содержится конспект занятия с использованием песка "Спасение принцессы Розочки". Данное занятие предназначено для детей речевой группы 6-7 лет....

Методическая разработка "Конспекты коррекционных развивающих занятий с детьми младенческого и раннего возраста".

В конспектах представлены варианты интегрированных индивидуальных занятий  с малышами в полифункциональной среде сенсорной комнаты с использованием интерактивного оборудования....

Методическая разработка конспекта итогового открытого занятия в подготовительной группе

Конспект интегрированного занятия для детей подготовительной группы цель которого закрепить у детей полученные знания умения по подготовке к школе...

Методическая разработка конспекта ООД открытого занятия по "Речевому развитию" во второй младшей группе "Репка"

I часть.Воспитатель:Мы сегодня не одниГости в группу к нам пришлиЧтобы вежливыми бытьНужно здравствуй говорить-Давайте  поздороваемся с нашими гостями!-Ой, ребята посмотрите что это? (на столе ле...

Методическая разработка Технологическая карта открытого занятия с детьми подготовительной группы компенсирующей направленности "Экологическое воспитание старших дошкольников, через познавательно - игровую деятельность "Маленькие Эколята"

Экологическое воспитание детей – прежде всего воспитание человечности, т.е. доброты, ответственного отношения к природе, и к людям, которые живут рядом, к потомкам, которым надо оставить Землю п...