Развитие социально-коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности.
план-конспект занятия по математике (старшая группа) на тему

Евстегнеева Алевтина Михайловна

 «Путешествие в Лунный город»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в старшей группе с использованием  ИКТ

 «Путешествие в Лунный город»

Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры – путешествия.

Программные задачи:

Обучающие: закрепить состав числа 1-го десятка (из отдельных единиц) и состав первого пятка из двух меньших; закреплять знание геометрических фигур; закрепить прямой и обратный счет в пределах 10; закрепить умение ориентироваться на плоскости.

 Развивающие: учить детей устанавливать логические связи и закономерности; развивать умения выявлять  и  абстрагировать свойства предметов;  закреплять умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, развивать внимание, воображение, логическое мышление.

 Воспитательные: воспитывать интерес к точным наукам; умение понимать учебную задачу и выполнять её самостоятельно; учить работать коллективно.

Оборудование: проектор, ноутбук, экран, аудиозапись, смонтированная видеозапись мультфильма.

Демонстрационный материал: макет лунного города, карточки с изображение цифр, таблицы с изображением элементов кодировки блоков.

Раздаточный материал: наборы логических блоков, наборы палочек Х. Кюизенера, головоломки Танграм.

Воспитатель: - Ребята, вы помните сказку Николая Носова  «Приключение Незнайки и его друзей»?  Если вы помните, с Незнайкой и его друзьями коротышками происходило много приключений, и одним из них это было путешествие на Луну. Кто помнит, что приключилось с Незнайкой на Луне.

Ответы детей: -  Незнайка  обнаружил, что на Луне существует жизнь, там есть целый лунный город, только он находится не на поверхности Луны, а внутри Луны.

Воспитатель - Вы  знаете,  к нам на электронную почту поступило видео сообщение. У  лунных коротышек случилась беда, сообщил нам об этом Знайка.

(видеофрагмент - Знайка передает сообщение):  «- Произошло лунное землетрясение, и большинство домов  лунного города разрушено. Все, кто может помочь, откликнитесь».

Воспитатель: - Вот такая беда случилась у лунных коротышек. Ребята, поможем коротышкам в восстановлении города?

 Ответы детей: - да

  - Как же нам добраться до луны?

05047efb4e242900b61f96a83a341884

Фото 5.

Ответы детей: нужно построить ракету.

Воспитатель: - Нас много,  в одну ракету мы все не поместимся, я предлагаю распределиться на космические отряды и построить ракеты, а помогут нам в этом наши блоки. Каждый отряд конструирует свою ракету.

Дети строят по схемам из блоков ракеты. Воспитатель спрашивает у детей, из каких частей состоят их ракеты, дети должны охарактеризовать указанный блок.

Воспитатель: - Молодцы ребята, у вас получились разные и интересные ракеты. Можно отправляться в путь.

Физкультминутка

А сейчас мы с вами дети,

 Улетаем на ракете.

На носки поднимись,

А потом руки вниз.

Раз, два, три, четыре –

Вот летит ракета ввысь!

Воспитатель: - ну что,  можно отправляться в путь. Внимание! Приготовьтесь к запуску ракеты. Делаем обратный отсчет на старт: десять, девять, восемь, семь, шесть, пять четыре, три, два, один – пуск!.

(Дети считают)

(показ видеофрагмента полета ракеты)

Воспитатель с детьми “выходят” из ракеты и рассматривают «лунный город».

Звучит космический голос (аудиозапись): « Здравствуйте, ребята.  Добро пожаловать в наш Лунный город. Мы очень рады, что вы откликнулись на нашу беду».

Воспитатель:  Да, действительно землетрясение сильно разрушило город. Ну что, ребята,  приступим к восстановлению города.  Из чего мы можем с вами построить дома лунным коротышкам?

Варианты ответов детей.

Воспитатель: - Ребята, может быть наши счетные палочки  помогут нам в этом, хорошо, что мы их с собой взяли.

Давайте вспомним, что означает цвет каждой палочки. Постройте числовую лесенку от 1 до 10.

Воспитатель показывает цифру, а дети, проговаривая стихотворение, поднимают вверх палочку соответствующего цвета.

Мы по лесенке шагаем

И ступеньки все считаем,

Все ступеньки до одной,

В  нашей лесенке цветной.

1 – белый листок

2 – розовый лепесток

3 – голубой океан

4 – красный тюльпан

5 – солнца солнечный луч

6  - яркий сиреневый букет

7 – черный пушистый кот

8 – вкусный вишневый компот

9 – синий мой мячик

10 – оранжевый зайчик.

Воспитатель: - приступим к постройке домов. Нужно помнить, что в районе землетрясения нельзя строить высокие дома, они могут быть не выше 7 -8  этажей.

Дети строят из счетных палочек Кюизенера числовые домики, выкладывая состав числа.

         Воспитатель: - ребята, коротышки прислали нам карты – схемы своего города. Каждый дом у них имеет свой знак. Возьмите каждый себе  знаки тех домов, которые разрушились. Когда вы построите дом, нужно будит расположить его, ориентируясь на карту – схему города и его знак.

Построив дома, дети работают по карте, находя место каждому из построенных домов.

Воспитатель: -  Ребята, какие вы молодцы, как замечательно вы смогли восстановить город.  Лунные коротышки будут вам благодарны. Но только в этом городе совсем нет растений. Давайте украсим город зелеными насаждениями.

Дети берут фигурки головоломки Танграм и выкладывают на карте схематично деревья и цветы.

Воспитатель: -  Коротышки очень довольны, мы действительно потрудились на славу.

(Видеофрагмент коротышки благодарят детей).

Воспитатель: -

 - Ну что, ребята мы славно потрудились, пора нам возвращаться домой. Садимся в ракеты и возвращаемся к себе на планету Земля.

Звучит космический голос (аудиозапись): -  На память  и в  знак благодарности за восстановленный город,    мы жители дарим вам  лунный робота «Хоппера».

(Видеофрагмент возвращения на ракетах на Землю).

Воспитатель: - Ну, вот ребята, и закончилось наше путешествие. Понравилось вам путешествовать?

Ответы детей.

«Мозаика цифр»

IMG_1162

Фото 6.

Цель игры:

Развитие способности декодировать (расшифровывать) информацию, изображенную на карточке;

Умение выбирать блоки по заданным свойствам;

Закрепление навыков вычислительной деятельности.

Ход игры: Дети распределяют между собой 48 карточек с изображением символов и примеров. Каждый ребенок решает пример на своей карточке, "расшифровывает" ее и берет блок, соответствующий шифру и находит место для него на изображении предметов.

Если все блоки выбраны, верно, будут заполнены все 15 изображений предметов.

Например, ребенок выбрал карточку: (красный, круг, не большой, не толстый, 6-4), следовательно, блок он должен взять красный круглый
маленький тонкий и положить его на фигуру человечка, на деталь, обозначенную цифрой 2.

(В игре используются карточки из пособия "Давайте вместе поиграем" ООО "Корвет")

«Архитекторы» (детская площадка)

Ход игры:

 Детям предлагается разработать проект детской площадки выбрать необходимый строительный материал, построить объекты детской площадки

Выбор строительного материала в строгом соответствии с правилами (по алгоритму №1 или по алгоритму № 2).

Как выбрать строительный материал"? Давайте вместе сделаем это, пользуясь алгоритмом № 1.

Берем любой блок. Пусть это будет, например, синий большой толстый треугольный блок.

Слово "начало" подсказывает нам откуда начинать путь (движение по блок схеме).

В ромбе вопрос: "красный наш блок?" - Нет. Двигаемся вправо.

Во втором ромбе вопрос: "круглый наш блок?" – Нет, и попадаем на конец блок-схемы. Наш блок может быть использован при строительстве.

Возьмем красный большой тонкий круглый блок. На вопрос "красный?" Отвечаем "да" и двигаемся влево. По правилу красный цвет меняем на синий и уже с синим блоком возвращаемся к началу.

 На вопрос "красный?" Отвечаем "нет" и двигаемся вправо. На вопрос "круглый?" Отвечаем "да" и затем изменим круглую форму на квадратную.

Таким образом, к концу наш блок будет синим квадратным большим тонким.

Таким образом, весь наш строительный материал будет, т.е. некрасным и некруглым (размер и толщина роли не играют).

Можно приступать к строительству. Приветствуются самые смелые проекты. Самые смелые могут приступать к более сложному выбору материала, используя алгоритм № 2

(В игре используются схемы из пособия "Давайте вместе поиграем" ООО "Корвет")

«Садовники» (Круги Эйлера)

Цель:

Освоение умения классифицировать предметы по одному, двум, трём свойствам, выражать свойство одних фигур, через свойства других с помощью частицы «не».

Вариант 1. 

Игра с 1 обручем.

 remont_generatora_kamaza_85998_2

Дети-садовники, обруч-клумба. Нужно рассадить цветы по заданному одному свойству: все красные или все большие, или все с квадратными серединками.

 Посадив цветы, дети выясняют, какие цветы остались вне клумбы, используя свойство цветов на клумбе. (Вне клумбы - все не красные, все не большие цветы и т. д.)

Задание садовникам усложняется: на клумбе нужно посадить цветы, учитывая 2 свойства и т.д..


Вариант 2.

Игра с двумя обручами разного цвета.

Обручи пересекаются и имеют общую площадь. Нужно посадить в середину черного обруча все треугольники, а на белую клумбу-все красные.

Дети должны догадаться, какие цветы посадить на общую площадь (все красные цветы с треугольными серединами.)

Игру повторять, варьируя задания.

Вариант 3.

Игра с 3 обручами разного цвета.

Обручи пересекаются и имеют несколько общих площадей. Рассмотреть с детьми клумбы, выделить общие площади, назвать их. Даётся задание посадить цветы в соответствии с заранее установленными правилами.

Например, на белой клумбе посадить все жёлтые цветы, на чёрной - все цветы с квадратными серединами, а на полосатой - все маленькие цветы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие социально-коммуникативных компетенций у старших дошкольников через сюжетно-ролевую игру с элементами конструирования

Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем бо...

Мастер -класс на тему: "Развитие социально - коммуникативных способностей детей посредством взаимодействия в творческой деятельности"

Передача опыта использования в образовательном процессе приемы совместной творческой деятельности для развития социально - коммуникативных навыков детей дошкольного возраста....

Развитие коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности

laquo;Самая большая на Земле роскошь  - это роскошь человеческого общения»  А. Сент – ЭкзюпериДошкольный возраст считается классическим возрастом игры. Общение дошкольника...

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников

Педагогические технологии, направленные на развитие социально-коммуникативной и речевой сферы дошкольников...

Консультация для педагогов на тему: «Формирование предпринимательских навыков у дошкольников через игровую деятельность»

Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке - веке сложных социальных и экономических отношений. Это потребует от них умения правильно ориентироваться в различных жизненных ситуациях, самостоятель...

Мастер – класс «Формирование коммуникативных навыков у дошкольников в игровой деятельности".

Для того, чтобы развить коммуникативные навыки у ребенка, его нужно научить общаться, слушать не перебивая собеседника, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению....