Конспект НОД по познавательному развитию с элементами ТРИЗ « Путешествие по островам ».
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа) на тему

Чайковская Нина Степановна

Активизировать мышление детей путемразрешения проблемной ситуации. Умение пользоваться морфологической таблицей, использовать символы для характеристики объекта, использование дидактических игр по ТРИЗу для всестороннего развитиядетей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_15.docx17.73 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД

по

познавательному развитию с элементами ТРИЗ

« Путешествие по островам ».

Программное содержание:

Триз: Активизировать мышление детей путем разрешения проблемной ситуации. Формировать умение определять  линии развития объекта. Учить пользоваться морфологической таблицей с целью формирования логического мышления. Упражнять в использовании символов для характеристике объекта ( « символическая аналогия»). Продолжать учить конструировать логический ряд, развивать внимание и восприятие закономерностей, развивать творческое воображение. Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки. Закрепить знания детей о светлых и темных тонах, о геометрических фигурах.

Закрепить знания о последовательности чисел натурального ряда, продолжать формирование представлений о порядковом счете, продолжать учить ориентироваться в пространстве.

Материал и оборудование: магнитная доска, морфологическая таблица, карточки – символы ( признаки), геометрические фигуры различных тонов, линейная данетка, набор карточек для морфологической таблицы.

Ход занятия:

Ребята, давайте поздороваемся с гостями. Посмотрите на гостей – улыбнулись. Посмотрите друг на друга – улыбнулись. Молодцы! А сейчас внимательно послушайте меня. Вы любите путешествовать? Сегодня у нас необычное занятие, отправимся со мной в увлекательное путешествие на удивительные острова, которые называются: « Рассуждай – ка», « Умей – ка», « Расставляй – ка», « Отвечай – ка»,а искать мы будем сюрприз для вас. Вы готовы? Тогда удачи! В путь!

Первый остров на нашем пути – « Рассуждай – ка».

Дидактическая игра с элементами ТРИЗ « Путешествие по временам года ».

    Цель. Учить устанавливать причинно - следственные связи. Воспитывать умение рассматривать привычные предметы, ситуации с непривычной точки зрения.

  Составить с детьми подробную морфологическую таблицу.  

 По горизонтальной оси выкладываем: Весна, Лето, Осень, Зима, а по вертикали – объекты живой и неживой природы: дерево, медведь, вода и т.п.  И, конечно, рассмотреть сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира (санки, велосипед, шарф, валенки и др.) Так, например, на яблоне весной появляются почки и проклевываются первые листочки; летом дерево все покрыто листьями, цветет и завязывает плоды; осенью плодоносит, листья желтеют и опадают, начинается листопад; зимой дерево «спит» — его ветки голые, без листьев, движение соков замедляется, почти останавливается.

В пустые графы морфологической таблицы  дети вставляют те карточки,  которые соответствуют поведению или изменению в жизни живых объектов в определенное время года, набор необходимых карточек прилагается.

Подвести итог, что все живые объекты   по разному готовятся к  определенному время года. Обратили внимание на  сезонные изменения в одежде людей, предметы рукотворного мира ,а также  на влияние окружающей среды на изменения в природе.

А теперь отправимся на следующий остров, мы прибыли на остров « Умей – ка»

Дидактическая игра « Данетка».

Цель: обучить порядковому счету от 0 до 10. Ввести понятия « до», « после», « между», « перед», « предыдущая», « последующая», « серединная», « крайняя», цифра ( число). Научить сужать поля поиска в линейном ряду. Угадать цифру в ряду от 0 до 10.

Игровое действие: отгадать цифру, сужая поле поиска в цифровом ряду.

Смотрите конверты, в них фигуры, расскажите о них, что вы знаете, используя признаки объектов.

А путешествие продолжается, нас ждет остров  « Расставляй – ка».

Дидактическая игра  « Светлее – темнее».

Цель:

Закрепить знания детей о светлых и темных тонах. Закрепить знание детьми геометрических фигур. Закрепить умение детей оперировать понятиями «светлее - темнее». Закрепить навык детей применять в игре алгоритм линейной данетки.

Ход игры.

Воспитатель располагает на наборном полотне или фланелеграфе ряд геометрических фигур, раскрашенных в разные оттенки одного цвета от самого светлого до самого темного:

круг – ромб – треугольник –квадрат – прямоугольник – овал – трапеция.

Или : на подносах лежат фигуры, все они разного размера. Каждый берет по одной фигуре, а затем строятся от самой маленькой до самой большой. Сравнивание по признакам размер и форма

 Физминутка:

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в домик постучать 1,2,3,4,5.

Я стучу, стучу по елке

Где,  же, где же эти пчелки

Стали вдруг все вылетать 1,2,3.4.5.

Вперед! К новым испытаниям! Нас ждет последний остров, « Отвечай – ка».Будьте внимательны! Отвечать нужно быстро и только одним словом « да» или « нет».

  • В пустом стакане есть орехи?
  • Снег идет летом?
  • Понедельник после вторника?
  • Суп едят вилкой?
  • Кошка боится мышки?
  • Ноябрь осенний месяц?
  • Дерево выше , чем куст?
  • Морковь бывает синяя?
  • Мама старше бабушки?
  • Берлога медведя на ветке?

Игра «Логические загадки - отгадки».

1.У бабушки Даши внук Паша, кот Пушок, собака Дружок. Сколько у бабушки внуков?

(Один)

2.Какой нос не чувствует запаха?

(Нос ботинка или сапога, носик чайника)

3.Меня зовут Юра. У моей сестры только один брат. Как зовут брата моей сестры?

(Юра)

4.Когда  кошке лучше всего пробраться в дом?

(Когда дверь открыта)

Молодцы! Вы справились с заданиями. Только не понятно, а где же сюрприз?.У меня последнее задание осталось, слушайте внимательно загадку:

« Ах вы сладкие вкусняшки, что вы прячетесь в бумажки? Не получится, найдут! Вас они и выдают» (конфеты).  А чтобы найти сюрприз, вы должны сделать 2 шага вперед, 3 направо, 3 вперед и т.д.Показать коробку с сюрпризом.

 Вам понравилось искать сюрприз и выполнять задания? А мне понравилось, что вы старались и были очень активны. На этом занятие закончено. Молодцы!!!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

НОД по познавательному развитию во II мл. гр. с элементами ТРИЗ «Путешествие в весенний лес»

НОД во II мл. гр. с элементами ТРИЗ «Путешествие в весенний лес»Интеграция образовательных областей:1.    Познавательное развитие2.    Речевое развитие3....

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"

Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию с элементами ТРИЗ в старшей группе "Путешествие в прошлое "простого" карандаша"...

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Конспект НОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»...

Комплексное занятие во второй младшей группе по художественно-эстетическому развитию с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию конспект занятия по ознакомлению детей младшей группы с художественной литературой. Сказка приносит в мир малышей волшебство, учит различать добро и зло, с...

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа.

Конспект образовательной деятельности по развитию речи с элементами ТРИЗ «Путешествие в лес» старшая группа....

Конспект открытого занятия по математике с использованием технологии ТРИЗ "Путешествие по островам математики"

Занятие с использованием технологии ТРИЗ с палочкаи Кьзера и блоками Дьенеша...

Технологическая карта Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе с элементами ТРИЗ «Путешествие в страну сказок»

Эмоциональный настрой детей.Дети заходят под музыку «В гостях у сказки» и встают в круг.В-ль: Дети, какое у вас сегодня настроение?В-ль: Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу св...