Проект "ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА" Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста
проект по математике (старшая группа) на тему

Шатрова Галина Васильевна

Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

                Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.

                Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе  развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_mateiatika_podgotovitelnaya_gruppa.docx19.8 КБ

Предварительный просмотр:

Частное  дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 232 ОАО «РЖД»»

Проект

"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста

                                                                     Автор-составитель:

                                           Воспитатель высшей кв. категории Шатрова Г.В.

Проект

"ЗАНИМАТЕЛЬНАЯ МАТЕМАТИКА"

Интеллектуальные игры и веселые задачи как средство обучения элементарным математическим представлениям детей старшего дошкольного возраста

 Автор-составитель: воспитатель Шатрова Г.В.

 Тип проекта: обучающий, практический

Продолжительность:  долгосрочный – один год

Возраст детей: подготовительная к школе группа

Участники  проекта: дети, педагоги, родители

Актуальность темы

«Кто с детских лет занимается математикой, тот развивает внимание, тренирует свой мозг, свою волю, воспитывает настойчивость и упорство в достижении цели» (А.Маркушевич) 

                На современном этапе обучения элементарным математическим представлениям старших дошкольников важным и необходимым является формирование у ребенка базы знаний, умений и навыков для приобщения к социокультурным нормам общества, для дальнейшего использования накопленного опыта при обучении в школе. 

                Исходя из требований ФГОС  ДО, в целях реализации Программы ДОУ, обучение проходит в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности.

                Обучение детей математике в старшем дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

                Точность и строгость математики как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям. Вот почему мы широко используем игровую форму обучения, которая способствует развитию интереса детей к математике, более эмоциональному восприятию скупых математических законов и качественному усвоению этих законов.

                Решению поставленных задач способствует также созданная в нашей группе  развивающая предметно-пространственная среда по ФЭМП. Центр математики оснащен новыми современными математическими играми на развитие логики, мышления, счета, ориентировки в пространстве и др. Разработана и создана картотека «Веселые задачки». В наличии также игры, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми («Колумбово яйцо», клавиатура для закрепления  геометрических фигур, чисел, карточки для закрепления счета, игры «Поле чудес», «Числовой диск», «Собери по цвету». Также был сделан математический кейс, в котором собраны разнообразные игры для решения арифметических задач, закрепления понятий «больше», «меньше», «равно», закрепления счета в пределах десяти, состава числа, моделирования геометрических фигур, ориентировки на плоскости.

                С помощью дидактических игр и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Используя занимательную математику, мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

       Важную роль в нашей работе по обучению наших воспитанников по ФЭМП играет взаимодействие с родителями по непосредственному вовлечению их в образовательную деятельность посредством создания данного.

             Многие родители желают, чтобы  их дети, придя в первый класс, умели считать, знали цифры, умели решать простейшие математические задачи. Поэтому они с энтузиазмом приняли участие в создании семейных математических газет, изготовлении и выставке настольных игр.

                Данный проект разработан и реализован для того, чтобы дети закрепили полученные в ходе образовательной деятельности знания и могли бы их использовать в повседневной деятельности.

Постановка проблемы

                В процессе  формирования элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, мы решили использовать занимательный материал:  головоломки, лабиринты, дидактические игры, листы с заданиями для самостоятельного выполнения, пособия, сделанные своими руками для индивидуальных занятий с детьми.

                В  основу проекта положен принцип постоянного наращивания трудности в играх, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же игры, поэтапное внедрение развивающих игр, раскрывается роль педагога на каждом этапе. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми, а также в самостоятельной игровой деятельности детей.

                Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей и делает обучение детей интересным, содержательным, ненавязчивым.

Цель проекта: создать условия для усвоения дошкольниками математических представлений, обеспечить успешное развитие способностей и мышления детей.

Задачи проекта

Образовательные

развивать интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста;

расширить и систематизировать знания детей по  ФЭМП.

Развивающие

Формировать  умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в игры;

способствовать развитию мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, классификация, логического мышления.

Воспитательные

Формировать у детей интерес к  интеллектуальной деятельности;

• формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.

Предполагаемый результат

• применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;

• развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;

• осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью занимательного материала, расширение знаний родителей о занимательном материале

План реализации проекта

Этапы

Содержание

сроки

I этап

Подготовительный

-поиск, изучение и обработка информации;

- создание проблемы, постановка цели и задач;

-работа над методической литературой по данной проблеме;

-предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

- подбор методической литературы;

- подбор развивающих, дидактических, сюжетно-ролевых, подвижных игр;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.

Сентябрь

II этап. Основной

- работа над проектом (см. «Модель реализации проекта»)

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;

- работа с родителями;

 

Октябрь - апрель

III этап. Заключительный

- проведение математического развлечения «В стране математики»

 

май

 

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

1. Работа с детьми

1.Беседы

2. Дидактические, настольные, подвижные игры

3. Чтение познавательной, художественной литературы

4.Целевые прогулки, наблюдения

5. Продуктивная деятельность детей

6.Итоговое мероприятие

2. Сотрудничество с родителями

1. Оформление консультаций для родителей

2. Помощь в изготовлении настольно печатных игр

3. Выставка математических игр

4. Родительское собрание

3. Методическое сопровождение

1. Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений

2. Разработка цикла дидактических и подвижных игр

3. Разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед

4. Подборка художественной литературы

5. Консультационный материал для родителей

 

РАБОТА С ДЕТЬМИ

1. Игровая деятельность:

Развивающие дидактические игры:

- «Сложи узор»;

- «Веселый счет»;

-«Математические задачи»;

- «Составь число»;

- «Собери фигуры»;

- «Фигуры из цветной мозаики»;

-«Разложи карточки по цвету»;

 «Составь узор»;

- игры с планшетами «Математический счет»;

-игры с блоками Дьенеша;

-решение веселых математических задач.

2. Познавательное, речевое, социально-коммуникативное развитие: 

-Развлечение «Путешествие в страну геометрических фигур и чисел»;

-Заучивание стихотворений С. Маршак «Веселый счет»;

-заучивание считалок, потешек, загадок, пальчиковых игр на закрепление счёта;

-Чтение сказки В. Катаев «Цветик - Семицветик»;

-Составление описательных рассказов по картинкам;

-Упражнение «Дополни предложение»;

-Сюжетно - ролевые игры «Аптека», «Магазин», «Школа»

3. Художественно - эстетическое развитие:

-Продуктивная деятельность

-Рисование на тему: «Дорисуй предмет», «Рисуем по точкам», «Нарисуй по заданию», «Штриховка геометрических фигур»;

-Лепка на тему: «Новогодние украшения на елку», «Цветы»

4. Физическое развитие:

-Подвижные игры «Успей за 1 минуту», «Классики»; «Встань в обруч по двое, трое…»

 

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

1. Информационно - аналитические мероприятия

Выявить интересы, потребности, запросы родителей

-Индивидуальные беседы;

-Анкетирование

2. Познавательные мероприятия

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования элементарных математических представлений у детей

Родительское собрание:

«Образовательные и воспитательные задачи по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста»

3. Наглядно – информационные мероприятия

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам формирования элементарных математических представлений у детей

Консультации:

- «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»,

- «Использование игровых шуток в свободное время»,

- «Математика - это интересно»

4. Досуговые мероприятия

Выставка -  «Математические игры для дошкольников» и семейные математические газеты.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ ИТОГИ ПРОЕКТА

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

 

                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья " Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста."

Задачи на смекалку, как средство формирования элементарных математических представлений   детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста

Дидактические игры, направленные на ознакомление с окружающим миром и на развитие элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста. Эти дидактические игры любой родитель с...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Дидактическая игра как средство формирования элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте в ДОУ

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, основная образовательная программа предъявляют ряд достаточно...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

Список литературы «Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»

laquo;Дидактические игры как средство формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста»...