Конспект организованной образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему»
методическая разработка по математике (старшая группа) на тему

Ершова Любовь Васильевна

Цель: познакомить с мерой объема.

Задачи:

  • сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки ;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по интерактивной доске»;
  • закрепить  умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения;
  •  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление;
  • воспитывать терпение, взаимопомощь.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект организованной образовательной деятельности

для детей старшей группы (5-6лет)

« Сравнение по объему»

Цель: познакомить с мерой объема.

Задачи: 

  • сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об измерении объема сосудов с помощью мерки ;
  • сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, закрепить способ действий «если что-то не знаю, придумаю сам, а потом проверю себя по интерактивной доске»;
  • закрепить  умение составлять и решать задачи на сложение и вычитание, тренировать счетные умения;
  •  развивать внимание, память, речь, воображение, логическое и вариативное мышление;
  • воспитывать терпение, взаимопомощь.

Ход деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Воспитатель собирает детей около себя и предлагает послушать сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил был царь. И была у него дочка - красавица. Посватался к ней царь из соседней страны- злой волшебник, но девушка не захотела выходить замуж за жадного и жестокого правителя. Рассердился тогда волшебник и превратил красавицу в камень.

Сильно опечалился царь, созвал со всей страны мудрецов, чтобы сказали, как расколдовать принцессу. Три дня думали мудрецы, листали свои волшебные книги ,и наконец сказали царю:

«Расколдовать принцессу может волшебная вода, которая хранится в Тридесятом царстве- тридевятом государстве.»

Хотите помочь царю и принцессе?

2. Актуализация знаний.

Игра «Переход через границу»

Дидактические задачи:

1) актуализировать алгоритм непосредственного сравнения предметов по высоте,закрепить умение использовать его для практических измерений;

2) развивать внимание, коммуникативные качества ,речь, воображение.

Воспитатель  рассказывает, что попасть в тридесятое царство можно только пройдя через условную границу по пропуску.

На столах 4 столбика для 8 детей (столбики сделаны из Лего , высота всех столбиков  разная). Каждый ребенок получает полоску картона, длина которой равна высоте одного из столбиков. Полоски парные.

Воспитатель говорит, что для того, чтобы пройти через границу, надо найти место, где находится столбик такой же высоты, как и пропуск в руках ребенка.

Как вы будете искать это место?

Дети проговаривают алгоритм сравнения :

-приложить полоску так, чтобы один ее конец совпал с основанием столбика,

-определить, совпали ли вторые концы полоски и столбика.

Далее дети работают самостоятельно. Задание проверяется индивидуально.

Все перешли границу и оказались в тридесятом царстве.

3. Затруднение в игровой ситуации.

Игра «Найди чашку»

Дидактические задачи:

1) создать мотивационную ситуацию для формирования способа непосредственного сравнения сосудов по объему;

2) сформировать опыт под руководством воспитателя фиксации затруднения, понимания его причины и опыт целеполагания;

3) тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети подходят к столу, на котором стоят кастрюля с водой и чашки. Разница в объемах чашек небольшая, более высокая чашка должна иметь меньший объем, имеются и чашки одинакового объема.

Воспитатель говорит, что для спасения принцессы нужно выбрать чашку, в которую поместится больше всего воды. Дети скорее всего выберут самую высокую чашку. Воспитатель наполняет чашку водой и рассказывает, что, когда эту чашку принесли мудрецам, те сказали, что дети ошиблись.

Как вы выбирали чашку ? (по высоте)

Почему не смогли выбрать нужную? (потому что не знаем, как выбрать самую вместительную)

Что нам нужно узнать?(надо узнать способ сравнения чашек по объему)

4.Открытие нового знания

Игра «Найди чашку» продолжение

Дидактические задачи:

1) сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему;

2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения и эмоционального переживания радости открытия;

3) тренировать мыслительные операции - анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Как это узнать?

Выслушать все предложения детей. Должна возникнуть идея налить воду в одну чашку, потом перелить в другую.

После проведения экспериментов воспитатель подводит детей к выводу:

Если наполнить одну чашку до краев и перелить из нее воду в другую чашку, то:

*чашки равны по объему , если  вторая чашка наполнилась до краев;

*первая чашка больше, вода не вместилась во вторую чашку;

*первая чашка меньше, если во второй чашке осталось свободное место.

Воспитатель хвалит детей и говорит, что теперь они спасут принцессу.

5. Включение нового знания в систему знаний ребенка.

Игра «Разные чашки»

Дидактические задачи:

1) закрепить представления о непосредственном сравнении сосудов по объему, умение выполнять практическое сравнение сосудов по объему на основе использования установленного алгоритма;

2) тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение,  развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Дети парами подходят к столам, на которых находятся емкость с водой и две кружки одинакового объема, но разной формы.

Воспитатель рассказывает, что выбраться из тридесятого царства нам поможет медвежонок, но сначала мы должны сами ему помочь. Медвежонок узнал, что дети научились, сравнивать по объему посуду и просит определить, в какую кружку войдет больше березового сока. Сначала дети проговаривают алгоритм сравнения, затем приступают к выполнению задания и устанавливают, что кружки равны.

Игра «Столько же»

Закрепить счетные умения, развивать внимание, память.

Дети садятся за столы, на которых находятся вырезанные из картона квадраты. На отдельный стол воспитатель ставит десять чашек, которые потом загораживает ширмой.

Воспитатель говорит, что медвежонок предлагает  детям проверить ,кто из них самый внимательный . Медвежонок будет в чашки класть ложечки, а дети должны по звуку определить, сколько ложек положили и столько же квадратов выложить перед собой.

В последнем задании в чашки должно быть положено 6 ложечек.

Игра «Составь задачу»

Закрепить смысл сложения и вычитания, взаимосвязь между ними, умение составлять и решать простейшие задачи на сложение и вычитание; тренировать навыки самоконтроля, тренировать мыслительные операции- анализ и сравнение, развивать внимание, память, логическое мышление, речь.

Воспитатель предлагает подойти к столу, на котором стоят чашки:

На какие группы можно разделить чашки? Воспитатель сдвигает в одну сторону чашки с ложками, в другую- без ложек.

Сколько чашек с ложками?(6)

Сколько без ложек?(4)

Дети подходят к столу, на котором карточки с числами и знаками +,-,=.

На экране появляется аналогичная таблица (6 чашек с ложечками,4- без ложечек)

Воспитатель детям предлагает составить задачу по рисунку. Решение может осуществляться при помощи счетного материала.

6. Итог

Дидактическая задача:

Провести рефлексию деятельности.

Воспитатель  предлагает детям поведать принцессе, чему они научились, каким образом спасли ее. Как вы думаете, почему удалось помочь королю и медвежонку?

Ребята, я предлагаю вам оценить себя, если вы считаете, что  вы все поняли и вам было интересно, то возьмите золотое колечко. А если  вам было немного тяжело измерять объем, возьмите серебряное колечко.

Ну, а сейчас произносим волшебные слова и возвращаемся в группу из тридесятого царства: «Волшебное колечко из сказки забери,

А в детский сад верни…»

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе (образовательная область "Коммуникация").

Цель. Развитие фонематического слуха и фонематического восприятия у детей старшего дошкольного возраста....

Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по образовательной области "Речевое развитие" с использованием ИКТ

Занятие направлено на развитие всех компонентов устной речи. Дети попадают в сказку "Белоснежка и семь гномов". Превращаясь в гномов, дети  выполняют любимые увлечения гномов, такие как добы...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы (прогулка) «Весенние хлопоты»

Конспекторганизованной образовательной деятельностидетей старшей группы(прогулка)«Весенние хлопоты»...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕКТРОННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ: "ПОЖАРНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ"

Методическая разработка включает образовательную деятельность с использованием электронных образовательных ресурсов по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами противопожарной безо...

Конспект организованной образовательной деятельности детей старшей группы по художественно-эстетическому развитию «Волшебница осень» (Правополушарное рисование, интуитивное рисование, рисование по мокрому)

Подробный конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе детского сада с использованием нетрадиционной техники рисования....

Конспект образовательной деятельности для детей старшей группы (5-6лет) « Сравнение по объему».(Петерсон)

          познакомить с мерой объема.сформировать представление о непосредственном сравнении сосудов по объему с помощью переливания, сформировать представления об изме...