Перспективный план занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием сказок.
методическая разработка по математике (младшая группа)

Тренева Елена Львовна

   Успешность обучения математике зависит от содержания предлагаемого материала и формы подачи, которая способна вызвать заинтересованность и познавательную активность детей. Поэтому формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста наиболее успешно осуществляется на занятиях, построенных на сюжете сказки либо с использованием сказочного персонажа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan_mladshaya_gruppa.doc104.5 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план занятий по ФЭМП во второй младшей группе с использованием сказок

Название занятия

Программное содержание

Материал

1 и 2 недели сентября

проводится диагностика

Занятие 1.

«В огороде выросла репка»

- Закреплять умение различать и называть шар  и куб  независимо от цвета и размера фигур.

- Закреплять знания основных цветов: красный, желтый, зеленый.

«Чудесный мешочек», шарики и кубики с картинками к сказке «Репка» по количеству детей;

домики с мышками в окошках по количеству детей красного, желтого, зеленого цвета, квадраты разных цветов к игре «Спрячь мышку».

Занятие 2.

«Маша в гостях у медведя»

- Закреплять умение различать контрастные по величине предметы, используя при этом слова большой, маленький.

 Персонажи сказки «Маша и медведь», 2 кровати – большая и маленькая, большие кубики (3-4 шт.), маленькие кубики (по 3-4 шт. на ребенка).

Занятие 3.

«Коза с козлятами».

-Закреплять умение различать количество предметов, используя при этом слова один, много, мало.

Коза и козлята (по количеству детей) на подставках, 3 елочки, угощенье – морковка.

Занятие 4.

«Курочка Ряба»

- Познакомить со способами составления группы предметов из отдельных предметов и выделения из нее одного предмета; учить понимать слова много, один, ни одного.

: иг

        Игрушка Курочка Ряба,

яич яички по количеству детей, кор корзинка.

Занятие 5.

«Подарки от бабушки»

  (по сказке «Курочка Ряба»)

- Продолжать формировать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять из нее один предмет, учить отвечать на вопрос «сколько?» и определять совокупности словами один, много, ни одного.

- Познакомить с кругом; учить обследовать его форму осязательно – двигательным путем.

 Игрушка Курочка Ряба, цыплята по количеству детей, лужок из зеленой бумаги, круги одинакового цвета и размера.  

Занятие 6.

«Собираем урожай овощей»

(по сказке «Пых»)

- Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

- Продолжать учить различать и называть круг, обследовать его осязательно-двигательным путем и сравнивать круги по размеру: большой, маленький.

Корзинка, овощи по количеству детей;

круги большие и маленькие одного цвета.

Занятие 7.

«Колобок на волшебной полянке».

-Учить сравнивать два предмета по длине и обозначать результат сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

- Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы, обозначать совокупности словами один, много, ни одного.

Колобок, заяц, медведь (фланелеграф или настольный театр).         Цветочки одного цвета

по 1 на каждого ребенка;

длинная (желтая)  и короткая (синяя) дорожки.

Занятие 8.

«Стоит в поле Теремок»

- Учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, отвечать на вопрос «сколько?», используя слова один, много.

- Продолжать учить сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче. 

- Закрепить понятия большой – маленький.

- Совершенствовать умение детей различать и называть основные цвета: красный, желтый, зеленый.

Теремок; игрушки животных: мышка, лягушка, заяц, лиса, медведь;

флажки трех цветов: красный, желтый, зеленый;  полоски разной длины, картонная мышка;  круги большие и маленькие одного цвета;  

картонные елочки, грибочки;

Занятие 9.

«Кто, кто в Рукавичке живет»

(по сказке «Рукавичка»)

-Продолжать учить находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами один, много.

- Познакомить с квадратом, учить различать круг и квадрат.

Рукавичка;

игрушки животных: мышка, лягушка, заяц, лиса, волк, медведь;

картонные рукавички на каждого ребенка;

круги и квадраты одного цвета для детей, большие круг и квадрат.

Занятие 10.

«У Солнышка в гостях»

- Закреплять умение находить один и много предметов в специально созданной обстановке, обозначать совокупности словами  один, много.

- Продолжать учить сравнивать 2 предмета по длине способом наложения и обозначать результат сравнения словами 

длинный -  короткий, длиннее - короче.                                                                           - Продолжать учить различать и называть круг и квадрат.

Фланелеграф: цыплята, сорока, заяц, утка, ежик;

грибочки и елочки на каждого ребенка, картонное солнышко, лучики,

круги и квадраты одного цвета,

силуэты  вагончиков по

количеству детей, 2 полоски разной длины.

Занятие 11.

 «Колобок спешит в лес»

-Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине, результаты сравнения обозначать словами длинный – короткий, длиннее – короче, одинаковые по длине.

- Закреплять умение находить предметы круглой формы.

- Упражнять в умении находить один и много предметов в окружающей обстановке.

- Закреплять знание основных цветов.

Персонажи настольного театра: Колобок, заяц, волк, медведь;

картинки с изображением предметов круглой и квадратной формы;

3 вазы: красная, желтая, синяя и цветы к ним;

2 ленточки разного цвета

и длины.                   

Занятие 12.

«Кот, петух и лиса»

- Продолжать совершенствовать умение находить один и много предметов в окружающей обстановке.

- Закреплять умение различать круг и квадрат.

- Совершенствовать умение сравнивать два предмета по длине способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами длинный – короткий, длиннее – короче.

персонажи сказки «Кот, петух и лиса», домик,

круги и квадраты одного цвета по 2 на ребенка, полоски одинаковой  высоты двух цветов по 5штук  на ребенка,

длинная и короткая полоски, круги  и квадраты для игры.

Занятие 13.

«Маша и медведь в гостях у детей»

- Учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, понимать выражения по много, поровну.

- учить ориентироваться на собственном теле, различать правую и левую руку.

Куклы Маша и медведь, карточки с изображением 3 снеговиков без шапочек-ведерок, по 3 шапочки-ведерка, контурные изображения варежек на правую и левую руку.

Занятие 14.

«Приключения Мишутки»

(по сказке «Три медведя»)

- Продолжать сравнивать две равные группы предметов способом наложения, активизировать в речи выражения по много, поровну, столько – сколько.

- Совершенствовать умения сравнивать два предмета по длине, используя приемы наложения и приложения и слова длинный – короткий, длиннее – короче.

персонаж сказки «Три медведя» Мишутка, два шарфа одинакового цвета, но разной длины,

ветки разной длины

(по 2 штуки на ребенка), птички из картона

(по 5 штук), обручи.

Занятие 15.

«В гости к козлятам»

(по сказке «Волк и семеро козлят»)

- Учить сравнивать два предмета, контрастных по ширине, используя приемы наложения и приложения; обозначать результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

- Продолжать учить сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

широкая и узкая дорожки одинаковой длины, выложенные из

строительного материала; коза, однополосные карточки, на подносе – картинки с изображением

 козлят и кочанов капусты (по 4-5 на каждого ребенка), шапочка волка.

Занятие 16.

«Путешествие по сказке  

      Маша и медведь»

- Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине способами наложения и приложения, определять результаты сравнения словами широкий – узкий, шире – уже.

- Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом наложения; умение обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

- Закреплять умение различать и называть круг и квадрат.

- Упражнять детей в умении ориент-ся  в пространственном направлении вверху, внизу.

магнитный театр

«Маша и медведь»;

два изготовленных из картона ручейка; однополосные карточки, блюдца и пирожки,

вырезанные из картона

(по 5 шт. на ребенка), картонные платки

квадратной формы, квадраты и круги двух цветов.

Занятие 17.

«Поможем зайке построить домик».

(по сказке «Заюшкина избушка»)

- Познакомить с треугольником: учить различать и называть фигуру.

- Совершенствовать умение сравнивать две равные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения выражениями по много, поровну, столько – сколько.

- Закреплять навыки сравнения двух предметов по ширине, учить пользоваться словами шире –уже, одинаковые по ширине.

Игрушка – заяц, письмо, круг, треугольник,

2 «ледяные»дорожки одинаковой длины, (30 и 15 см.)круги , треугольники однополосные карточки

с наклеенными на них домиками – квадратами и контурными изображениями крыш – треугольников (по 4 шт.); треугольники, соответствующие по размеру контурным

изображениям на карточках.

Занятие 18.

«Здравствуй, сказка»

(по сказке «Заюшкина избушка»)

- Учить сравнивать две равные группы предметов способом приложения, обозначать результаты сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

- Продолжать знакомить с треугольником, сравнивать его с квадратом.

- Закрепить знание круга.

куклы би-ба-бо лиса и заяц; круги и квадраты для дорожки, двухполосные карточки, разделенные на «окошки», зайчики и морковки по 4 на ребенка; домики с прорезями вместо дверей в виде квадрата и треугольника, квадрат и треугольник на каждого ребенка.

Занятие 19.

«Кто – кто в теремочке живет?»

-Продолжать учить сравнивать две равные

группы предметов способом приложения, обозначать результат сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

-Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник).

- Упражнять в определении пространственных направлений от себя и обозначать их словами впереди – сзади (позади), вверху – внизу,

справа (направо) – слева (налево).

настольный театр по сказке «Теремок», круг, квадрат,

треугольник разных цветов, колокольчик;

двухполосные карточки, чашки и блюдца из картона по 4-5 на ребенка, круг, квадрат, треугольник на каждого ребенка. 

Занятие 20.

«Колобок ищет друзей»

- Познакомить с приемами сравнения двух предметов по высоте, учить понимать слова высокий – низкий, выше – ниже

- Упражнять в определении пространственных направлений от себя.

- Совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способом приложения и пользоваться словами по много, поровну, столько – сколько.

- Закрепить знание геометрических фигур: круг, квадрат,  треугольник.

Настольный театр по сказке «Колобок», 2 елочки,

контрастные по высоте,

2 картонных заборчика разной высоты,                      елочки и зайчики по количеству детей,

круг, квадрат, треугольник.

Занятие 21.

«В гости к сказкам»

- Продолжать учить сравнивать два предмета по                       высоте, обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

- Продолжать совершенствовать навыки сравнения двух равных групп предметов способами наложения и приложения, обозначать результат сравнения словами по много, поровну, столько – сколько.

сундучок, персонажи сказок «Маша и медведь», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка»;

2 елочки, контрастные по высоте, полоски разные по высоте по 5 на ребенка, однополосные карточки, квадраты и треугольники на каждого ребенка, конфеты по количеству детей.

Занятие 22.

«К Маше и медведю в гости»

- Учить сравнивать две неравные группы предметов способом наложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько.

- Совершенствовать навыки сравнения контрастных и одинаковых по высоте предметов, умение обозначать результаты сравнения словами высокий – низкий, выше – ниже.

персонажи сказки Маша и Медведь, 2 елочки, контрастные по высоте, картинка с изображением 5 снеговиков без носиков – морковок, 5 морковок, однополосные карточки, варежки, украшенные снежинками (по 4 на каждого ребенка), варежки без снежинок (по 1 на каждого ребенка)

Занятие 23.

«Поможем зверюшкам»

(по сказке «Теремок»)

-Продолжать учить сравнивать две неравные группы предметов способами наложения и приложения, обозначать результаты сравнения словами больше – меньше, столько – сколько, поровну.

- Совершенствовать умение различать и называть круг, квадрат, треугольник, закреплять умение их классифицировать.

Теремок, персонажи сказки «Теремок» на магнитную доску, 5 корзин; двухполосные карточки, корзинки и грибы по 5 шт. на каждого ребенка, по 1 чашке с отверстиями в форме круга, квадрата, треугольника; геометрические фигуры, соответствующие форме и размеру отверстий.

Занятие 24.

«На поиски  Колобка»

- Совершенствовать умение сравнивать две равные и неравные группы предметов, пользоваться выражениями по много, поровну, столько – сколько, больше, меньше.

- Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и высоте, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

- Совершенствовать умение на ощупь определять и называть геометрические фигуры.

- Упражнять в определении пространственных направления от себя.

 Игрушки кукольного театра  Колобок, заяц, волк, лиса, медведь, бабушка и дедушка. Корзинки и  шишки по 5 шт. на ребенка, «чудесный мешочек» с геометрическими фигурами по количеству детей, ручей из картона, два мостика – длинный и короткий, 2 елочки, контрастные по высоте.

Занятие 25.

« Коза с козлятами»

- Упражнять в сравнении двух групп предметов способами наложения и приложения, пользоваться понятиями столько – сколько, больше – меньше.

- Упражнять в умении различать и называть части суток: день, ночь.

коза и козлята на магнитную доску, 5 птичек, 5 зернышек, картинка с изображением играющих козлят и картинка с изображением спящих козлят; однополосные карточки, скворечники без окошек (по 4 шт. на ребенка), кружочки на 1 меньше, чем скворечников; «фонарики» по количеству детей.

Занятие 26.

«Поможем героям сказок»

- Закреплять способы сравнения двух предметов по длине и ширине, обозначать результаты сравнения соответствующими словами.

- Формировать умение различать количество звуков на слух (много и один)

- Упражнять в различении и нахождении геометрических фигур: круга, квадрата, треуг-ка.

магнитная доска; картинки: бычок, мышка, лягушка, заяц, поросята;

3-4 елочки; барабан, металлофон, дудочка;

2 дорожки разной длины, домики с нарисованными геом. фигурами: кругом, квадратом, треугольником; круг, квадрат, треугольник у каждого ребенка, по 2 домика, по 2 двери разной ширины на каждого ребенка.

Занятие 27.

«Путешествие в сказку «Теремок»

- Учить воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния числа).

- Совершенствовать умение различать и называть знакомые геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

декорации на магнитную доску по сказке «Теремок», куклы би-ба-бо: лягушка, мышка, заяц, волк; картинка с бусами из трех бусинок, квадрат синего цвета и квадрат красного цвета.

Круги – бусинки (по 3 шт. на ребенка), двухполосные карточки, треугольники и квадраты (по 4 шт. на ребенка), разноцветные квадраты и треугольники для игры «Найди пару»

Занятие 28.

«Три медведя»

- Закреплять умение воспроизводить заданное количество предметов и звуков по образцу (без счета и называния чисел).

- Упражнять в умении сравнивать два предмета по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

Персонажи сказки «Три медведя» медведь-папа и Мишутка (магнитный театр), 2 корзины: большая и маленькая, грибы большие и маленькие по количеству детей, бубен, круги по 4 шт. на ребенка.

Занятие 29.

« День рождения Маши»»

- Учить различать одно и много движений и обозначать их количество словами один, много.

- Упражнять в умении различать пространственные направления относительно себя, обозначать их словами впереди – сзади, вверху – внизу, слева – справа.

- Совершенствовать умение составлять группу предметов из отдельных предметов и выделять один предмет из группы.

Кукла Маша, медведь, шарики по количеству детей, карточка с кругами (красный, синий, желтый, красный), конфеты, аудиозапись танцевальной музыки, музыка к игре «Каравай»;

Набор кругов (2 красных, желтый, синий) по количеству детей.

Занятие 30.

«В гости к солнышку»

(по сказке «У Солнышка в гостях)

- Упражнять в умении воспроизводить заданное количество движений и называть их словами много и один.

- Закреплять умение различать и называть части суток: утро, вечер.

игрушки: ежик, заяц; разноцветные бабочки и цветы по количеству детей, солнышко без лучиков, лучики – косички по количеству детей.

Занятие 31.

«Помоги Машеньке»

 -Закреплять умение сравнивать две равные и неравные группы предметов способами наложения и приложения, пользоваться выражениями столько – сколько, больше – меньше.

- Упражнять в сравнении двух предметов по величине, обозначать результаты сравнения словами большой, маленький.

- Учить определять пространственное расположение предметов, используя предлоги на, под, в и т. д.

Магнитный театр по сказке «Маша и медведь»;

картинки: игрушки, платье, тапочки, кукла, шкаф, стул, полка;

контурные изображения кофточек с петельками, пуговки – кружочки.

Занятие 32.

Моделирование сказки «Колобок»

- Учить детей эмоционально воспринимать сказку.

- Подвести детей к моделированию сказки.

- Совершенствовать умение различать и называть  геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник.

- Развивать творчество.

Книжка с картинками, персонажи сказки для магнитной доски, геометрические фигуры для моделирования.

 

3 и 4 недели мая проводится диагностика

Литература:  И.А.Помораева, В.А.Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений во    

                второй младшей группе детского сада». Планы занятий. – 2-е изд., испр. – М.: Мозаика – Синтез, 2008г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы-сценарии занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизенера

Планы-сценарии  занятий по ФЭМП в младшей группе с использованием блоков Дьенеша и палочек Кюизене...

Перспективный план занятий в бассейне, вторая младшая группа

Программа занятий в бассейне для второй младшей группы...

Перспективный план взаимодействия с родителями 2 младшей группы ( с использованием современных форм сотрудничества с родительским коллективом) семейный клуб «Дети – наше будущее».

№Название мероприятияСодержание (кратко)СрокиОтветственные1Оформление «Уголка для родителей»Советы и рекомендации, сетка занятий, режим дня.СентябрьВоспитатель2Анкетирование родителей вновь прибывших ...

Перспективный план занятий по ОБЖ вторая младшая группа

Перспективный план занятий на год по ОБЖ вторая младшая группа...

Конспект занятия по ФЭМП в младшей группе с использованием игровой и информационной технологии "Поможем зайке"

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений в младшей группе "Поможеи зайке". Цель - закреплять умение различать и называть круг и квадрат....

Перспективный план по ранней профориентации в младшей группе путем использования различных форм совместной деятельности.

Перспективный план по ранней профориентации в младшей группепутем использования различных форм совместной деятельности....