Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием программы «Игралочка» Л.Г.Петерсон 2-й год обучения
план-конспект занятия по математике (средняя группа)

Потапова Ирина Ивановна

Цель : 1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединённых общим признаком;

 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igralochka_srednyaya_gruppa.doc47.5 КБ

Предварительный просмотр:

Организация образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием программы «Игралочка» Л.Г.Петерсон 2-й год обучения

Тема : « Пара»

Цель : 1) уточнить понимание детьми значения слова «пара» как двух предметов, объединённых общим признаком;

 2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода);

3) закрепить умение считать до 5, обозначать  количество предметов цифрами от 1 до 5;

4) закрепить геометрические и пространственные представления, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине;

5) тренировать мыслительные операции :  анализ, синтез, сравнение и обобщение, развивать внимание, память, речь, логическое мышление, фантазию, воображение, творческие способности, инициативность, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

Материал : Демонстрационный: игрушка зайца, варежки с орнаментом, изображение коньков, варежек, лыж, ботинок, носков, перчаток; изображение семьи зайца(папа, мама, сестра, брат).

Раздаточный : варежка, вырезанная из бумаги, геометрические фигуры, лыжи – полоски разной длины, цифры 1-5, карточки с изображением предметов с разным количеством.

                                   Ход  занятия :

  1. Введение в игровую ситуацию.

Дидактические задачи: мотивировать детей на включение в игровую деятельность.

Дети собираются около воспитателя. Воспитатель спрашивает детей, хотят ли они отправиться в путешествие в страну «Игралочка».

- На каком виде транспорта  можно путешествовать? ( самолёт, поезд, автобус и др.) Мы отправимся на поезде.

- Что нужно сделать прежде всего?  ( Купить билет)

2. Актуализация знаний. 

Игра « Покупка билета»

Дидактические задачи: актуализировать знания детей о железнодорожном транспорте, умении ориентироваться в пространстве, тренировать мыслительные операции, развивать внимание, речь.

  Дети подходят к кассе.

- Что нужно сделать, чтобы купить билет, если людей около кассы много? ( Встать в очередь)

  Дети встают друг за другом, и воспитатель ( кассир) продаёт им билеты.

  Воспитатель рассказывает, что купив билет, надо внимательно его рассмотреть, сосчитать количество предметов, изображённых на нём, а затем найти «вагончик»( стол) с цифрой, обозначающей количество предметов, изображённых на билете.

- Что нужно сделать с билетом? ( сосчитать количество предметов, изображённых на нём)

- А затем куда нужно подойти? ( к «вагончикам» с цифрой, обозначающей это количество предметов).

  Дети подходят к «вагончикам» с цифрами и садятся на свои места. Задание проверяется индивидуально у каждого ребёнка, при этом воспитатель просит ребёнка рассказать, почему он выбрал эту цифру. После объяснения билеты воспитатель забирает и поезд отправляется.( Дети имитируют движение поезда, его ускорение и замедление)

2.1 Сюрпризный момент. Затруднение в игровой ситуации.

Игра « Собираемся на каток» ( начало)

Дидактические задачи: 1) актуализировать знания детей об окружающем мтре;2) создать мотивационную ситуацию для уточнения представлений детей о понятии «пара»; 3) тренировать мыслительные операции.

   - Ребята, вот мы и приехали в страну « Игралочку» и посмотрите, кто ннас встречает! Это зайка.

- Зайка мне сказал, что он вас очень сильно ждал. Он очень хочет покататься с вами на катке. Но он не знает, какие вещи ему нужны, чтоб покататься на коньках.

  Дети перечисляют предметы одежды, а также коньки.

  Воспитатель выставляет на фланелеграф изображение брюк, шапки, свитера, куртки, шарфа, одной варежки, одного носка, одного конька. Рядом сажает зайца и предлагает детям одеть его для катания на коньках.

  Дети должны заметить, что с помощью выставленных предметов одеть зайца на каток невозможно.

- Сумели ли вы одеть зайца на прогулку? (Нет)

- Почему? ( дети отвечают, что не хватает одного носка, одной варежки, одного конька)

3. Открытие нового знания.

Игра « Собираемся на каток» ( окончание)

Дидактические задачи: 1) уточнить значение слова «пара», его правильное использование в речи; 2) сформировать опыт самостоятельного открытия и эмоционального переживания радости открытия; 3) тренировать мыслительные операции.

- Что нужно сделать, чтобы заяц всё-таки пошёл кататься на коньках? ( Надо дать ещё один конёк, носок и варежку, чтобы их было по два.)

  Воспитатель создаёт условие для того, чтобы  высказались все дети, особенно те, кто обычно не проявляет инициативы, хвалит их.

  После ответов детей воспитатель выставляет на фланелеграфе ещё одно изображение конька, носка и варежки.

- Молодцы! Чего ещё бывает только по два?

По мере того как дети называют лыжи, ботинки, перчатки, воспитатель выставляет их изображение на фланелеграфе ( можно привлечь к помощи детей).

- Почему этих предметов не может быть по одному? ( Потому что у нас две руки, две ноги)

  Воспитатель делает вывод : есть предметы, которые используются только вместе. Их называют «парой» : пара коньков, пара…(лыж), пара…(варежек), пара…(носков), пара…(перчаток) и т.д.( Говоря «пара», воспитатель показывает на картинку, а дети продолжают: лыж, варежек и т.д.) Незаметно воспитатель показывает картинку шапки, шарфика говоря пара…

- Почему у  шапки нет пары? ( Потому что у нас одна голова) А у шарфика? ( Потому что одна шея)

  Воспитатель продолжает выставлять картинки со словами «пара…(ботинок), пара…(валенок)», где ботинки и валенки разные.

- Могут ли эти ботики (валенки) быть парой? Почему? ( Они разные. Пара должна быть одинаковой).

  Физкультминутка.

Игра « На катке».

Дидактические задачи : организовать активный отдых детей, развивать фантазию, воображение.

  Воспитатель предлагает детям вместе с зайцем пойти на каток. Дети имитируют катание на коньках, падают, встают, снова катаются.

- Ну, а теперь давайте станем парами и отряхнём друг друга. Сколько человек берутся за руки, когда нужно встать парами? ( Два человека)

  Дети разбиваются на пары, отряхивают друг друга.

- Наверно вы замёрзли уже? Пойдёмте греться. Нам зайка хочет показать картину, которую он сам нарисовал.

4. Включение нового знания в систему знаний.

Игра «Подбери лыжи»

Дидактические задачи : 1) закрепить умение составлять пары предметов, счётные умения, умение сравнивать предметы по длине; 2) тренировать мыслительные операции.

Дети собираются около фланелеграфа, на котором в один ряд расположены (слева направо) изображения папы-зайца, дочки-зайки, мамы-зайчихи и сына-зайца.

- Кого вы видите на картинке, которую нарисовал зайка? ( Семью зайца : папу, сестрёнку, маму и самого зайку.)

- Сколько зайцев на картинке? (4)

- Это- семья нашего зайки. Покажите папу, маму, дочку, сына.

- Зайка мне рассказал, что он с семьёй хотел пойти покататься на лыжах, но лыжи перепутались. Ребята, давайте поможем подобрать лыжи каждому члену семьи.

  Дети садятся за столы. На столе у каждого 4 пары вырезанных из картона лыж, лежащих вперемешку.

- Одинаковой или разной длины должны быть лыжи в одной паре? ( Одинаковые)

- Как вы думаете, кому нужно отдать самые длинные лыжи? ( Папе) А самые короткие? ( Дочке)

- Подберите пары лыж по длине.

  Дети подбирают лыжи ( составляют пары), сравнивая их по длине. Воспитатель просит пояснить где чьи лыжи и объяснить почему они так думают.

- Молодцы! Вы помогли зайке подобрать лыжи каждому члену его семьи. Теперь он сможет вместе с папой, мамой и сестрёнкой покататься на лыжах.

Игра « Найди варежку»

Дидактические задачи : 1) закрепить представление детей о квадрате, круге, треугольнике, умение определять, называть и сравнивать свойства предметов, пространственные отношения «вверху», «внизу», «посередине», «справа», «слева»; 2) тренировать мыслительные операции, сформировать опыт самоконтроля и коррекции своих ошибок.

  Дети садятся за столы. У каждого ребёнка имеется вырезанная из альбомного листа варежка и геометрические фигуры. Воспитатель рассказывает о том, что на катке зайка потерял одну варежку и просит сделать ему варежку, чтобы была пара.

  Воспитатель на короткое время показывает детям варежку, внизу которой наклеены геометрические фигуры. Дети должны запомнить количество и расположение фигур и выложить на своей варежке точно такой же узор.

  После того, как задание будет выполнено всеми детьми, оно проверяется воспитателем. Воспитатель показывает образец и задаёт вопросы :

- Сколько фигур нарисовано на варежке?

- Чем фигуры похожи? ( Одинаковый размер)

- Чем они отличаются? ( Цветом и формой)

- Какая фигура стоит посередине?

  Дети исправляют ошибки, если они есть, и заяц благодарит детей.

5. Итог занятия.

Дидактическая задача : восстановить в памяти детей то, что они делали на занятии, создать ситуацию успеха.

  - Ребята, кому вы сегодня помогали и чем? ( Зайцу помогали одеться на прогулку, семье помогли подобрать лыжи, сделали зайке варежку, чтоб была пара)

- Молодцы! Вы смогли оказать помощь, потому что понимаете, что такое пара , умеете сравнивать по длине.

- А теперь нам пора возвращаться домой. Мы обязательно ещё приедем в страну « Игралочку» в гости к зайке. До встречи, зайка!

  Дети имитируют движение поезда то ускоряя ход, то замедляя его и возвращаются в детский сад.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр. «Прогулка с зайчишкой»...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группес использованием дидактических игр....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе «Необыкновенное путешествие Колобка» (с использованием игровых технологий)

Цель. Формирование элементарных математических представлений у детей в совместной игровой деятельности.  Продолжать закреплять: представление о числе 4; учить различать равенство по количест...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представленийв средней группес использованием дидактических игр.Цели занятия:- формировать пространственные предс...

Конспект образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений в средней группе с использованием дидактических игр.

Цели занятия:- формировать пространственные представления: ниже, выше, уже, шире;- закрепить представления о геометрических фигурах;- закрепить умение группировать их по признаку формы;- закрепля...