Конспекты занятий по ознакомлению с величиной детей младшей группы
рабочая программа по математике (младшая группа)

Прокопова Юлия Викторовна

Данная программа учит детей простейшим способам действий с предметами; развивает координацию движения рук под зрительным и осязательным контролем; формирует умение правильно ориентироваться на слова "большой, маленький, такой, не такой, разные"; формирует умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных по величине объектов; учит детей группировать однородные по величине предметы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Занятие

«Знакомство с величиной предметов» (младший возраст)

Программное содержание: учить детей простейшим способам действий с предметами (вынимать и вкладывать). Обогащать сенсорный опыт малышей в процессе знакомства с большими и маленькими игрушками.

Оборудование: большое и маленькое ведерки с комплектом разных кубиков (4 больших и 5 маленьких).

Ход занятия

Показываю ребенку большое ведерко, закрытое крышкой, поясняю, что в нем есть игрушки. Предлагаю открыть крышку и достать их. По мере выполнения действий хвалю малыша. Когда все кубики будут рассмотрены, прошу малыша сложить их в ведерко и закрыть его крышкой. При необходимости помогаю выполнить задание.

Похвалив ребенка, ставлю рядом с большим ведерком маленькое. Малыш открывает крышку и вынимает предметы по одному, рассматривая их. Выкладываю на стол рядом с маленькими большие кубики и объясняю, что игрушек много: больших и маленьких.

Вместе с ребенком сортирую предметы по величине: большие кубики складываем в большое ведерко, оставшиеся маленькие кубики ребенок сам складывает в маленькое ведерко.

Если ребенка заинтересовало задание, он может повторить его. Даю ему оба ведерка, слежу и, при необходимости, помогаю ему. Придвигаю к ребенку маленькое ведерко и предлагаю сложить в него маленькие кубики, обращаю внимание на величину игрушек. После отбора маленьких кубиков ведерко закрывается крышкой, и ребенок начинает складывать оставшиеся большие кубики в большое ведерко.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Нанизывание больших и маленьких колец»           (младший возраст)

Программное содержание: обращать внимание детей на величину предметов, учитывать это свойство при выполнении действий с игрушками; формировать умение правильно ориентироваться на слова: большой, маленький.

Оборудование: однородные пирамидки, состоящие из колец большого и маленького размера.

Ход занятия

Показываю детям пирамидку, говорю, что она красивая, состоит из колец. Начинаю разбирать пирамидку, снимая маленькие кольца. Объясняю: «Вот маленькое колечко и еще маленькое колечко» и т.д. Снятые кольца размещаю справа от стержня. Затем привлекаю внимание детей к большим кольцам, поясняю, что они не такие, как прежние, они другие, вот какие: большое колечко, и еще, и еще (складываю их справа от маленьких колец).

Потом собираю пирамидку. Надев одно большое кольцо, предлагаю детям надеть такое же колечко. То же задание выполняет и другой ребенок. Затем надеваются маленькие кольца.

Когда вся пирамидка собрана, предоставляю возможность каждому ребенку выполнить задание самостоятельно. Слежу, чтобы при разборе пирамидки, дети правильно раскладывали кольца разного размера. Если они затрудняются, напоминаю, что надо сначала надеть большое кольцо, затем еще такое же и т.д.

Кто быстро справился с заданием и проявил при этом  интерес, выполняют его еще раз. Снятые кольца обязательно должны быть разложены в один ряд по размерам. При быстром и правильном выполнении задания предлагаю усложненные варианты. Они могут выбирать большие колечки из перемешанных разного размера.  



Предварительный просмотр:

Занятие

«Нанизывание колец на конус» (младший возраст)

Программное содержание: учить детей выполнять простые действия с предметами, обогащать их сенсорный опыт, развивать координацию движения руки под зрительным и осязательным контролем.

Оборудование: пирамидка на конической основе из 5 цветных колец, равномерно убывающих по размеру (кольца одноцветные).

Ход занятия

Показываю детям новую для них, конической формы, пирамидку, состоящую из 5 колец. Фиксирую внимание на том, что кольца разные. Снимая кольца, складываю их в один ряд справа от основания пирамидки. После показа предлагаю следующее кольцо снять кому-либо из детей и положить рядом с уже размещенными на столе предметами.

Обратный процесс нанизывания на стержень колец, убывающих по величине, начинается с большого кольца. Важна не только величина, но и пространственное расположение кольца, поскольку при конической основе его нижняя часть шире верхней, и если ребенок неправильно собирает пирамидку, то между соседними кольцами образуется пустое пространство.

Дети последовательно надевают на пирамидки кольца, расположенные в ряд. Проверяю, что бы они не пропускали правое крайнее кольцо и, нанизывая его на стержень, не переворачивали нижней стороной вверх. Плотная насадка колец на конусную основу осуществляется при осязательном контроле, обращаю на это особое внимание.

После предварительного объяснения и показа раздаю каждому ребенку по пирамидке и предлагаю все проделать самостоятельно.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Нанизывание колец, убывающих по величине на стержень» (младший возраст)

Программное содержание: учить детей выполнять простые действия с предметами: снимать и нанизывать кольца. Обогащать зрительно-осязательный опыт  детей. Закреплять положенное отношение к занятиям.

Оборудование: коническая пирамидка из 5 колец на цилиндрической основе (пирамидка одноцветная).

Ход занятия

Показываю детям одну из пирамидок и говорю, что она красивая. Предлагаю снять с пирамидки колечки. Заостряю внимание на том, что кольца разные по величине. Сняв первое, показываю его детям и поясняю, что оно маленькое (кладу его рядом с основанием пирамидки справа). Затем снимаю следующее кольцо, снова оказываю его детям и объясняю, что оно побольше (кладу его рядом с первым, справа от него). Постепенно демонстрирую каждое последующее кольцо, которое чуть больше предыдущего, сопровождая показ словами: большое кольцо, вот какое и т.д.

На столе все кольца раскладываются ровно, по возрастающей величине справа от пирамидки. Затем в соответствующем порядке пирамидка собирается. Поясняю: «Вот самое большое кольцо, вот поменьше, а это еще меньше, а вот самое маленькое». Закрыв пирамидку вершинкой, предлагаю детям провести рукой вдоль поверхности сверху вниз, чтобы они почувствовали, что книзу пирамидка расширяется: все колечки на месте, пирамидка собрана правильно.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Складывание двухместное матрешки» (младший возраст)

Программное содержание: учить детей выполнять простые действия с предметами: открывать и закрывать матрешку; вкладывать и вынимать предмет; обогащать сенсорный опыт детей при знакомстве с величиной; вводить понятие слов: большой маленький.

Оборудование: матрешки: большая двухместная и неразъемная маленькая.

Ход занятия

Предлагаю детям большую матрешку, отмечаю, что она яркая, нарядная. Встряхиваю: внутри что-то гремит. Открываю крышку и показываю вторую матрешку, маленькую.

Закрыв большую матрешку, ставлю игрушки рядом. Фиксирую внимание на их величине, согласуя слова с жестом: одна матрешка маленькая, прячется в ладони, а другая большая, ее в ладони не спрячешь. Предлагаю детям показать маленькую матрешку.

Открываю большую матрешку, прячу в ней маленькую и предлагаю кому-либо из детей закрыть ее второй половинкой. Плотно соединив матрешку, вращаю верхнюю и нижнюю части, совмещая рисунок.

Полюбовавшись матрешкой, раздаю детям индивидуальный материал. Предлагаю открыть большую матрешку и достать маленькую. Закрыв большую матрешку и поставив обе матрешки рядом, дети показывают, где большая и где маленькая игрушка. Затем, одна матрешка опять прячется в другой.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Складывание трехместной матрешки» (младший возраст)

Программное содержание: учить детей выполнять простые действия с предметами, отличающимися по величине; при этом ориентироваться на слова открой, закрой, большая, маленькая, такая, не такая.

Оборудование: трехместная матрешка, вкладыши которой отличаются один от другого высотой.

Ход занятия

Показываю матрешку, слегка встряхивая ее. В ней что-то гремит. Это заинтересовывает детей. Открываю матрешку и достаю вкладыш. Обе матрешки ставлю рядом: они красивые, но разные: большая и маленькая. При встряхивании маленькой матрешки оказывается, что в ней тоже что-то есть. Достав еще одну матрешку, выстраиваю все три предмета в один ряд и подчеркиваю разницу в величине.

Дети внимательно рассматривают матрешек, любуются ими, затем с моей помощью отмечают (показывают), что одна матрешка большая, другая маленькая, а между ними еще одна – средняя.

Матрешки собираются в обратном порядке: в среднюю прячется самая маленькая. Фиксирую момент, когда остались две матрешки: большая и поменьше. Затем открываю большую матрешку и прячу в ней среднюю.

После показа раздаю детям индивидуальный материал.

Помогаю открывать матрешки и совмещать рисунок, вытраивать из в ряд. Наглядный показ действий или сопоставление величины разных предметов сопровождается словами: открой, закрой, маленькая, большая, меньше, больше.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Раскладывание однородных предметов разной величины на две группы» (младший возраст)

Программное содержание: обучать детей фиксировать внимание на величине предметов, формировать у них умение пользоваться простейшими приемами нахождения тождества и различия однородных объектов по величине; примеривать вкладыши к отверстиям; понимать слова: такой, не такой, большой, маленький.

Оборудование: деревянные круги и квадраты двух размеров: по 5 больших и по 5 маленьких на одного ребенка. Форма, цвет и фактурой предметов одинакова. Две полоски плотной белой бумаги.

Ход занятия

Показываю детям 5 больших и 5 маленьких кругов, перемешанных произвольно, и объясняю, что они разные – большие и маленькие, затем показываю круги поочередно, сначала маленький кружок, и говорю, что есть круги такие и вот такие, при этом показываю большой кружок. Поясняю, что маленькие кружки я буду класть в одну сторону, а большие – в другую, на соответствующих дорожках (полоски бумаги).

Сначала выполняю действие сама, спрашивая детей, куда положить такой (большой) и куда такой (маленький) кружок. Прикладываю маленький кружок вплотную к такому же маленькому и говорю, что они одинаковые. Таким образом, раскладываю две пары кружков.

При сортировке третьей пары предлагаю кому-либо из детей показать, куда положить вначале большой кружок, потом маленький или наоборот. Дети поочередно выполняют задание, раскладывая по одной паре кружков. Тоже самое проделываем с квадратами.



Предварительный просмотр:

Занятие

«Раскладывание больших и маленьких предметов на две группы» (младший возраст)

Программное содержание: продолжать учить группировать однородные предметы по величине, фиксировать внимание на их размере, формировать простейшие приемы установления их тождества и различия. Обучать пониманию слов: такой, не такой, разные, большой, маленький.

Оборудование: большие и маленькие прямоугольники, овалы, треугольники. Каждому ребенку одновременно предлагается одна разновидность больших и маленьких предметов: по 5 больших и по 5 маленьких прямоугольников, овалов, треугольников.

Ход занятия

Показываю 5 больших и 5 маленьких прямоугольников, перемешанных произвольно, называю их игрушками. Поясняю, что игрушки разные: такие (большие) и вот такие (маленькие).

Предлагаю такие (показываю большой прямоугольник) игрушки класть в одну сторону, а вот такие (показываю аленький прямоугольник) – в другую сторону. Первые две пары группирую сама, а с третьей пары привлекаю детей. Подзываю к себе ребенка, даю ему один из прямоугольников (большой или маленький), вначале предлагаю ему посмотреть, какая у него игрушка, потом отыскать место, где лежат такие же игрушки, и положить их вместе. Затем даю ребенку маленький прямоугольник, предлагаю рассмотреть, ощупать, какой он маленький (прячется в ладони). Ребенок находит место, где лежат такие же маленькие игрушки, и кладет его рядом с ними. Каждый ребенок раскладывает по одной паре предметов в соответствии с их величиной. После того, как дети справятся с заданием, предлагаю им индивидуальный материал для самостоятельной работы, подбор из других фигур (большие и маленькие овалы или треугольники).



Предварительный просмотр:

Занятие

«Размещение круглых и овальных вкладышей разной величины в отверстиях соответствующей формы»       (младший возраст)

Программное содержание: закреплять умение детей группировать однородные по величине предметы и соотносить разнородные предметы, осуществляя одновременно выбор из двух заданных величин одинаковой формы.

Оборудование: решетки с 4 большими и 5 маленькими отверстиями по количеству детей.

Ход занятия

Показываю детям решетку, которую можно назвать домиком. Обращаю внимание на то, что в домике есть окна, их много и они разные. Показывая большие окна, называю их большими, показывая маленькие, называю их маленькими. Подчеркиваю, что окна разные.

Потом показываю им вкладыши (игрушки), обращая внимание детей на то, что игрушки разные. Показывая большой вкладыш, называю его большим, маленький называю маленьким. Внимание детей акцентирую на том, что окна разные, большие и маленькие и вкладыши, тоже большие и маленькие. Большими и маленькими вкладышами можно закрыть все окна в домиках. Закрываю одно большое и одно маленькое отверстие, показываю детям вкладыш и соответствующее окно. Делаю все не спеша, чтобы дети поняли задачу.

Предлагаю выполнить задание детям. Вначале ребенку предлагаю большой вкладыш и прошу закрыть большое окно. Затем тоже с маленьким.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе "ай, да Кузя"..

Итогое занятие, которое показывает как дети усвоили материал по ознакомлению с окружающим. На занятии решались следующие задачи: Продолжать знакомить детей с предметами,  игрушками и их назн...

Конспект занятий по ознакомлению с природой в младшей группе. Тема: "Как мышонок ПИК до дому добирался"

Учение детей различать виды транспорта, имитировать звуки различных видов транспорта...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в младшей группе «Игрушки в нашей комнате. Мяч»

Цель: познакомить с названиями игрушек, имеющихся в групповой комнате; воспитывать партнерские отношения во время игры, аккуратность; развивать умение детей отгадывать предмет по описанию; учить выпол...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим 2 младшая группа "Осень"

Расшириение знания  детей об  особенностях изменений в природе осенью...

Конспект занятия «Сравнение предметов по величине» (вторая младшая группа)

Конспект занятия «Сравнение предметов по величине» (вторая младшая группа)«Сравнение предметов по величине»Целевые ориентиры: ребенок умеет соотносить форму предметов...