Конспект занятия по формированию элементарных количественных представлений для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Сравнение"
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Ефименко Надежда Владиславовна

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Сравнение».

Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупностей предметов.

Задачи:

Образовательная. Закреплять понятия о равенстве и неравенстве совокупностей предметов. Продолжать учить детей уравнивать совокупности предметов путём увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе.

Развивающая. Развивать умение пересчитывать предметы, связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razrabotka_zanyatiya.doc.docx28.75 КБ

Предварительный просмотр:

Казённое общеобразовательное учреждение Омской области «Адаптивная школа – детский сад № 301»

Конспект занятия по формированию

элементарных количественных представлений

для детей старшего дошкольного возраста

с ограниченными возможностями здоровья

Тема: "Сравнение"

                                                                 

                                         

                         

                                                           Выполнила:

                                                           Учитель-дефектолог

                                                           Ефименко Надежда Владиславовна,

                                                           высшая квалификационная категория

 

ОМСК – 2019

Вид занятия: формирование элементарных количественных представлений.

Тип занятия: подгрупповое.

Тема занятия: «Сравнение».

Цель занятия: Закрепление понятий о равенстве и неравенстве совокупностей предметов.

Задачи:

Образовательная. Закреплять понятия о равенстве и неравенстве совокупностей предметов. Продолжать учить детей уравнивать совокупности предметов путём увеличения количества предметов в меньшей группе или уменьшения их количества в большей группе.

Развивающая. Развивать умение пересчитывать предметы, связную речь детей, мышление, зрительную память и зрительное восприятие, слуховое восприятие, мелкую моторику.

Коррекционная. Коррегировать двигательную активность через координацию речи с движениями.

Воспитательная.  Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, желание помогать птицам.

Предварительная работа. Беседа о перелётных птицах, проведение игр, направленных на формирование умения сравнивать и уравнивать предметы разными способами. Разучивание этюда «Собрались мы с вами в круг», подвижной игры «Скворцы прилетели».

Оборудование: Ноутбук, доска, картинки (5 птиц и 3 гнезда), картинки (1 кукушка, 4 журавля, 5 скворцов, 2 аиста, 3 лебедя, 6 уток, 7 грачей), аудиозапись «Пение скворца».

Раздаточный материал: прищепки, схематические таблички, карточки с изображением цифр и разного количества перелётных птиц, знаки «больше», «меньше», «равно», большие и маленькие ягоды для поощрения детей.

Лексический материал: прибавил, убавил, стало больше, стало поровну, стало меньше.

Ход занятия

1.Организационный момент.

Педагог:

- Проходите ребята. Посмотрите, сколько у нас сегодня гостей. Когда к нам приходят гости, что мы обычно делаем?

Дети:

- Здороваемся!

Педагог:

- Давайте с ними поздороваемся!

Этюд приветствие.

Педагог:

Собрались мы с вами в круг

Я твой друг

И ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

Работа с прищепками по временным таблицам.

Педагог:

- Ребята, давайте с вами вспомним, какая сейчас часть суток?

Дети: Утро. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- А какой день недели, если он по счёту третий?

Дети: Среда. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Какой сейчас месяц?

Дети: Апрель. (Ребёнок прикрепляет прищепку).

Педагог:

- Ребята, кто-то к нам пришёл сегодня в гости. Послушайте, чей это голос?

Дети слушают аудиозапись с пением скворца.

Педагог:

- Ребята, вы догадались, чей это голос?

Дети:

- Это скворец.

Мотивация.

Педагог:

- Сегодня скворец прилетел к нам в гости, но прилетел не просто так. Ещё на улице прохладно, насекомые не все проснулись, и ягоды не успели вырасти, а он так проголодался. Мы можем его покормить ягодами?

Дети: Да.

Педагог:

- Мы имеем возможность купить ягоды в магазине. Чтоб получить эти ягоды, нужно выполнить много интересных заданий. За каждое правильно выполненное задание вы будете получать большую ягодку.

- Если вы выполните задания с моей помощью или с помощью товарищей, то получите маленькую ягодку.

- В конце занятия мы посчитаем ягоды. У кого будет больше всех больших, тот будет большой молодец, а у кого совсем мало, тому нужно будет ещё постараться.

Но прежде, чем мы начнём выполнять задания, вспомните, пожалуйста, о чём мы говорили на прошлом занятии?

Дети: Мы говорили о сложении.

Педагог:

- Сегодня мы поговорим именно о сравнении. Тема нашего занятия «Сравнение». Мы будем учиться сравнивать предметы и уравнивать их разными способами. Вспомним, какие знаки обозначают равенства и неравенства. А ещё вы научитесь играть в разные интересные математические игры и получите за это много ягод, чтобы накормить досыта нашего скворца.

Педагог:

 - Давайте посмотрим, как сегодня мы будем выполнять задания.

 (Педагог выставляет на доске таблички).

- Мы будем считать.

- Будем играть с прищепками.

- Будем вести беседу.

- Играем вместе.

- Мы будем выполнять задания самостоятельно.

- Сравнение.

2. Основная часть.

Дидактическая игра «Посчитай птиц».

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, что сейчас будем делать?

Дети:

- Мы будем считать.

Педагог:

- Ребята, я сейчас буду показывать картинки с разным количеством птиц. Вам нужно их посчитать и назвать правильно их количество. Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую ягодку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую ягодку. Приступаем.

(Дети считают по очереди и называют количество птиц).

Микроитог

Дидактическая игра «Прикрепи прищепку».

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, что сейчас будем делать?

Дети:

- Играть с прищепками.

Педагог:

- Ребята, у вас на столах картинки с разным количеством птиц. Вам нужно их посчитать и прикрепить прищепку к той цифре, которая обозначает количество птиц.

Дифференцированный подход.

У Святослава цифры до трёх и прищепки маленькие, не тугие. У Дениса цифры до шести, у Данила и Полины цифры до десяти, а у Иры до девяти.

Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую ягодку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую ягодку. Приступаем.

(Дети выполняют задание).

Самооценка

Микроитог

Работа с демонстрационным материалом.

Педагог:

- Посмотрите на наши таблички, что сейчас будем делать?

Дети:

- Беседовать.

Педагог выставляет картинки с гнёздами и грачами на доску. Ведётся беседа о количестве гнёзд и птиц с демонстрацией уравнивания на доске.

Педагог:

- Всем ли птицам хватит гнёзд?

Дети:

- Нет.

Педагог:

Почему?

Дети:

- Птиц больше, а гнёзд меньше.

Педагог:

- Что нужно сделать, чтобы всем птицам хватило гнёзд?

Дети:

- Нужно прибавить два гнезда.

Педагог:

- По сколько стало птиц и гнёзд?

Дети:

- По пять.

Педагог:

- А как можно сказать об их количестве по-другому?

Дети:

- Поровну.

Аналогичная работа ведётся по уравниванию количества предметов с помощью уменьшения количества птиц.

Микроитог с оцениванием

Педагог обращает внимание на табличку «Играем вместе».

Динамическая пауза.

Ой, летали скворушки- скворцы.

Все летели, песни распевали,

Крыльями махали. (взмахи руками)

Стайкою на землю сели, (сесть на корточки)

Червячков они поели.

Клю, клю, клю, клю,

Как я червячков люблю. (указательными пальцами постучать по полу)

Перышки почистим,

Чтобы были чище. (руками потереть предплечья, как бы обнимая себя)

Вот так, вот так,

Чтобы были чище.

Прыгаем по веткам, (прыжки)

Чтоб сильней стать деткам.

Прыг-скок, прыг-скок,

Прыгаем по веткам.

Тут собака прибежала,

И скворцов всех распугала

Гав-гав-гав, скворцы взлетели, (взмахи руками)

И в скворечник полетели. (пробежка)

Микроитог

Педагог:

-  Садитесь, дети на свои места и продолжаем работать.

Педагог обращает внимание на табличку «Выполняем задание самостоятельно».

Работа с раздаточным материалом

Перед каждым ребёнком 10 предметных картинок (на каждой изображена 1 птица) и карточки с цифрами 10 и 7.

Педагог:

- Положите перед собой всех перелётных птиц. Вам нужно посчитать птиц и взять цифру, которая обозначает количество птиц.

Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую ягодку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую ягодку.

Педагог:

- Сколько птиц у каждого из вас?

Дети:

- Десять.

Педагог:

- Какая цифра осталась у вас на тарелочке?

Дети:

- Семь.

Педагог:

- Уберите число 10 и положите перед собой 7. Нужно сделать так, чтоб количество птиц совпало с числом.

Микроитог. Оценивание.

Педагог обращает внимание на табличку «Сравнение».

Дидактическая игра «Сравни».

Перед детьми лежат таблички с разным количеством птиц. Дети должны сравнить это количество и правильно поставить знак между ними.

Педагог:

- Не забываем, кто самостоятельно выполнит это задание, тот получит большую ягодку. Кто выполнит задания с моей помощью или с помощью товарищей, тот получите маленькую ягодку.

Микроитог. Взаимооценка.

3. Итог занятия

Оценка деятельности детей.

Педагог:

- Ребята, посмотрите, сколько вы сегодня много ягод собрали!

Педагог обобщает результат, а потом дети угощают скворца ягодами.

Педагог:

- Ребята, чему вы сегодня научились на занятии?

Дети:

- Мы научились сравнивать количество предметов и уравнивать неравенства предметов.

- Ира, как ты считаешь, кто из детей лучше всех сегодня занимался? Отвечал полным ответом на вопросы?

- Даниил, а ты как считаешь, у тебя всё сегодня получилось или возникали какие-то трудности?

- И на последок я хочу с вами поиграть ещё в одну игру.

Заключительная игра.

Дружно хлопнули в ладоши,

Вместе топнули ногой.

Всё во что мы здесь играли

Мы запомнили с тобой.

До свидания, сказали

И ладошкой помахали!

Дети уходят.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект сценария праздника для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья посвящённый 70 – летию Победы во Второй Мировой Войне «Дети войны»

Цель: Формирование у дошкольников патриотической позиции. Воспитывать любовь к Родине, гордость за победу русского народа в Великой Отечественной войне....

Конспект познавательного занятия "День Победы" для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Познавательное занятие направлено на расширение представлений и знаний детей о Великой Отечественной войне, празднике Победы, на воспитание патриотических чувств у детей....

Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений для детей среднего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья Тема: "Цвет предметов"

Вид занятия: формирование элементарных математических представлений.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Цвет предметов».Цель занятия: изучение цвета как одного из свойств предмета. За...

Конспект занятия по развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром для детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Тема: "Фрукты".

Вид занятия: развитию речи на основе ознакомления с окружающим миром.Тип занятия: подгрупповое.Тема занятия: «Фрукты».Цель занятия: расширение и систематизация знаний детей о фруктах.Задач...

Конспект коррекционно-развивающего занятия «Я и моя семья» для дошкольников старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

Цель: сформировать представления о семье.Задачи:Сформировать представление о «семье», члены семьи;Развивать связную речь, логическое мышление, слуховое и зрительное внимание через игр...