Консультация для педагогов ДОУ «Поэтапное формирование понятий: время, величина».
консультация по математике (старшая группа)

Зырянова Ирина Анатольевна

Поэтапное знакомство дошкольников с величинами

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedagogicheskaya_gostinnaya.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов ДОУ

«Поэтапное формирование понятий: время, величина».

Подготовила и провела:

учитель-логопед МДОУ д\с № 23

Зырянова И.А.

      Тема «Знакомство с величиной и временем традиционно включена в дошкольные программы «Развитие элементарных математических представлений»

С чем вы ассоциируете понятие «величина»? (обычно с линейными размерами предмета, и это понятие связывают с одним видом величины – длиной, и при этом убеждены, что длина и ширина – это разные величины!!).

Справка: Что следует понимать под понятием «величина».

         Величина – это свойство предмета, которое поддаётся количественной оценке. Любой предмет имеет множество свойств. Так, яблоко может быть красным, зелёным, круглым, вкусным, сладким, кислым, твёрдым или мягким и др. Все эти свойства воспринимаются органами чувств человека и субъективно важны для него. Однако только некоторые из них поддаются объективной оценке и могут быть измерены.

        Цель дошкольной математической подготовки: познакомить детей именно с этими свойствами объектов, научить дифференцировать их, выделяя только те свойства, которые принято называть величинами. Познакомить дошкольников с самой идеей измерения посредством промежуточных мер и с принципом измерения величин, к которым относятся «длина», «масса», «время», «ёмкость» - (объём), «площадь» ВСЕ ЭТИ ВЕЛИЧИНЫ И ЕДИНИЦЫ ИХ ИЗМЕРЕНИЯ ИЗУЧАЮТСЯ В НАЧАЛЬНОЙ  ШКОЛЕ.

          Количественная оценка величины называется измерением. Этот процесс предполагает сравнение данной величины  с некоторой мерой, принятой за единицу. Результат: определённое численное  значение, показывающее, сколько раз выбранная мера уложилась в измеряемую величину.

        Величины, которые должны знать дошкольники, их краткую характеристику: длина, масса, ёмкость, площадь, время.

       Длина – это характеристика линейных размеров предмета. В дошкольной методике длину и ширину рассматривают, как два разных качества предмета. В школе оба линейных размера называют «длиной стороны». Длины любых предметов можно сравнивать на глаз, приложением или наложением (совмещением). И определить либо приблизительно, либо точно, что одна длина больше (меньше) другой длины.

       Масса – это физическое свойство предметов, поддающееся измерению. Массу предмета определяют взвешиванием. Следует различать массу и вес предмета – взрослые часто путают детей. Например: они говорят «Вес предмета - 4 кг», само слово «взвешивание» подталкивает сказать «вес». Однако эти величины различаются: масса предмета всегда постоянна – это свойство самого предмета, а вес – это сила, с которой предмет действует на опору. Чтобы ребёнок усвоил правильно, следует говорить: «масса предмета». Масса предмета, кроме взвешивания, приблизительно определяется прикидкой на руке (барическое чувство).  Для дошкольников масса – сложная категория, её нельзя сравнивать ни на глаз, ни приложением, ни измерением промежуточной меркой. Однако «барическое чувство» присуще каждому человеку. Используя его можно предложить детям некоторые полезные задания, которые подведут к понятию «масса». Те задания, которые традиционно рассматривает методика дошкольного обучения (измерение массы воды, сыпучих тел), скорее направлены на измерение ёмкости.

       Ёмкость – это объём мер жидкости. В школе с мерой ёмкости – литр – детей знакомят для решения задач с этим наименованием. С понятием «объём» в нач. школе «ёмкость» не связывают.

        Площадь – это свойство фигуры занимать определённое, поддающееся измерению, место на плоскости. Площадь принято определять у плоских замкнутых фигур. Для измерения площади  использовать можно любую плоскую форму, плотно укладывающуюся в данную фигуру. Дошкольники могут сравнивать площади предметов (не называя этот термин) визуально, путём наложения, сопоставления по занимаемому месту на столе, земле. Площадь – удобная величина, поскольку позволяет организовать разнообразные продуктивные упражнения. (3 задания стр. 75)

Задания такого рода формируют у детей понятие о площади как о числе мер, содержащихся в геометрической фигуре, а также знакомят со свойствами площади:

  • Площадь фигуры не изменяется при изменении её положения на плоскости.
  • Часть предмета всегда меньше целого.
  • Из одних и тех же заданных фигур можно составить различные геометрические фигуры.

        Время – это длительность протекания процессов. Первые временные представления дошкольника – это смена времён года, дня и ночи, последовательное знакомство с понятиями «вчера», «сегодня», «завтра», «послезавтра». К началу школьного обучения – в подг. гр.   усваиваются уже временные представления в практической деятельности. Дети выполняют режимные моменты, ведут календарь погоды, знакомятся с днями недели, с единицами времени – год, месяц, неделя, сутки.

 Чтобы дошкольник понял суть длительности протекания процессов, на первых порах полезно использовать песочные часы. Работа с величиной «время» осложнена тем, что дети должны выучить большое количество понятий и научиться применять их  в нужное время в нужном месте. Как этого достигнуть? Ответ один: многократным повторением до полного усвоения. Однако в отличие от понятий «масса предмета», «длина предмета» понятие «время» ребёнок непосредственно не воспринимает – ведь время нельзя ни потрогать, ни увидеть. Этот процесс мы воспринимаем опосредованно в сравнении с длительностью других процессов, оцениваемых и воспринимаемых сенсорикой. При этом те стереотипы сравнений, которые использует педагог на занятих в детском саду (ход солнца по небу, движение стрелок в часах), обычно чересчур длительны, чтобы дошкольник действительно мог их оценивать. Вот почему тема «время» - одна из самых трудных как в дошкольном обучении и от того как она будет усвоена зависит и её понятие в начальной школе.

Методика знакомства дошкольников с величинами делится на несколько этапов:

  1.  Первый этап – дети учатся выделять и распознавать свойства и качества предметов, поддающихся сравнению. Сравнивать без измерения можно длину (на глаз, приложением, наложением), массу (прикидкой на руке), ёмкость (на глаз), площадь (на глаз и наложением), время (времена года различаются по сезонным признакам в природе, время суток – по движению солнца). На этом этапе важно подвести детей к пониманию: есть качества предметов субъективные (кислое-сладкое), объективные, но они не позволяют провести точную оценку (оттенок цвета). В то же время есть качества, которые позволяют точно оценить разницу (на сколько больше – меньше).
  2.  Второй этап. Дети учатся сравнивать величины, используя промежуточную мерку произвольной длины. Данный этап очень важен для формирования  представлений о самой идее измерения. Мерку дети могут выбирать произвольно (для ёмкости – стакан, для длины – кусочек шнурка, для площади – тетрадь. Но можно использовать промежуточными метками: палочками, фигурками, пуговицами, кубиками. Так дети в наглядной форме устанавливают связь между числом как мерой величины и числом как характеристикой количества (38 попугаев). Чем полезен этот приём? Позволяет обогатить задания на измерение величин заданиями на сравнение, уравнивание, установление разницы (на сколько больше или меньше). У детей формируются представления о понятиях «величина», «мера величины», и облегчается подготовка к обучению решению задач.
  3. Дети знакомятся с общепринятыми стандартными мерами и измерительными приборами (линейка, весы, часы).

Есть комплексы упражнений по изучению величин на разных этапах с детьми младшего возраста и 5-6 летнего возраста./Дошкольное воспитание № 9,11 -  2006 год/

2-3 года

3-4(мл. воз.)

4-5(ср. воз.)

5-6(ст.воз)

6-7(подг.)

Учить сравнивать и подбирать  предметы по цвету, форме, и величине, соотносить их друг с другом. Прокатывать мяч в соответствующего размера ворота. Соотносить форму предмета с формой на карточке.

Сравнивать два предмета по размеру (длиннее-короче, шире-уже, выше-ниже, больше-меньше).

Сравнение двух предметов(длина, ширина, высота). Сравнивать предметы по двум признакам(желтая линейка длиннее и шире зелёной). Сравнивать неск. Предметов (до5) разной длины, ширины и высоты, раскладывая их в возрастающем и убывающем порядке – с рассказом о своих действиях.

Раскладывать предметы(до 10) разной длины, ширины, высоты в возрастающем или убывающем порядке.

Объяснять порядок расположения предметов и соотношение между ними. Сравнивать два предмета по величине(длине, ширине, высоте) с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Учить определять на глаз величину предметов: длиннее(короче), выше(ниже), шире(уже).

Измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной мерки. Учить делить круг, квадрат на 2,4 равные части, сравнивать целое и часть, понимать, что целое больше части, а часть меньше целого.

В пассивном понимании: на улице холодно, надели шубы – это «зима».

Формировать представления о частях суток (утро-вечер, день-ночь).

Расширять представления детей о частях суток, их последовательности. Познакомить с понятиями: вчера, сегодня, завтра. Учить понимать значение этих слов.

Учить последовательно называть дни недели, называть, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. Дать представление о том, что утро, день, вечер, ночь составляют сутки.

Закреплять представления детей о последовательности дней недели. Учить называть месяцы года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал раскрывает особенности применения Монтессори-материалов при формировании у дошкольников понятий о величине предметов...

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет.

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта у детей дошкольного возраста, играет матем...

Консультация для педагогов "Организация подвижных игр во время прогулки "

 Подвижная игра имеет большое значение в жизни детей и рассматривается педагогами как важнейший элемент воспитания и физического развития....

Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"

Консультация для педагогов " Организация прогулки в зимнее время"...

Консультация для воспитателей «Эффективные приёмы формирования понятий «лево — право» у детей младшего дошкольного возраста»

Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего дошкольного возраста усваиваются довольно легко. А вот на то, что...

Консультация для воспитателей «Эффективные приёмы формирования понятий «лево — право» у детей младшего дошкольного возраста»

Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего дошкольного возраста усваиваются довольно легко. А вот на то, чтобы сформировать у ребёнка понятия «лево» и «право», потребуется не один...

Консультация для воспитателей «Эффективные приёмы формирования понятий «лево — право» у детей младшего дошкольного возраста»

Как показывает практика, понятия «верх» и «низ» детьми младшего дошкольного возраста усваиваются довольно легко. А вот на то, чтобы сформировать у ребёнка понятия «лево&r...