ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по математике на тему

Федаева Наталья Константиновна

Материал раскрывает особенности применения Монтессори-материалов при формировании у дошкольников понятий о величине предметов

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ.

Совершенствование процесса обучения и воспитания дошкольников в целях обеспечения наиболее оптимальных условий активизации основных линий развития детей является одной из важнейших теоретических и практических проблем дошкольной педагогики на современном этапе ее развития. Отмечается, что у большинства детей, поступающих в школу, наблюдается несформированность процессов мыслительной деятельности, целенаправленности действий, умения применять полученные знания в обыденной жизни.  Поэтому формирование у дошкольников понятий о величине предметов будет более прочным, если использовать элементы педагогической системы М. Монтессори

Организация учебно-воспитательного процесса педагогики М.Монтессори в целом, тщательно разработанная система дидактических материалов и методика работы с ними обеспечивают полностью осознанное усвоение знаний.

Работа с Монтессори-материалами предоставляет ребенку возможность практическим путем сравнивать, упорядочивать, измерять и, тем самым, овладевать правильными  подходами к решению различных задач, постепенно делая для себя открытия. После подробного разъяснения, как обращаться с материалом, ребенок переходит к многочисленным упражнениям на повторение основных действий с материалом.  

Математическое развитие ребенка идет в единстве с процессом развития восприятия, овладения речью и развитием наглядных форм мышления. С восприятия предметов и окружающей действительности начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение – строятся на основе образов восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому нормальное умственное развитие невозможно без опоры на полноценное восприятие, и, следовательно, главным является чувственный опыт детей, диапазон которого зависит от того, насколько тонко ребенок владеет суммой специальных действий (рассматривание, ощупывание, сопоставление и др.), влияющих на восприятие и мышление.

Ребенок в жизни сталкивается с многообразием форм, красок и других свойств предметов, в частности игрушек и предметов домашнего обихода, поэтому знакомство с величиной у детей начинается очень рано, уже с младенческого возраста. Поэтому первостепенное значение в обучении детей имеют те знания, к усвоению которых ребенок  наиболее предрасположен. Так, в методике М.Монтессори центральное место отводится обогащению сенсорного опыта детей путем ознакомления с величиной, и обучение строится по принципу постепенного движения от конкретного к абстрактному, от чувственного к логическому.

Процесс и условия формирования элементарных математических представлений и понятий у дошкольников взаимосвязан с развитием математических представлений и понятий с поэтапным формированием умственных действий. Овладение первоначальными развернутыми практическими действиями с предметами и овладение первоначальным уровнем обобщения опыта предметной деятельности в речи является той основой, которая обеспечивает стратегию поэтапного формирования математических понятий о величине.

При введении элементов системы М.Монтессори в изучение понятий о величине мы исходили из следующих положений:

  • математические представления: качественные оценки величин, пространственные представления, представления о простейших измерительных операциях, о делимости целого на части необходимо формировать у детей в комплексе;
  • познание детьми величины служит исходным началом для образования количественных абстракций;
  • с учетом известных исследований об обобщающей функции слова, о теории интериоризации действий, формирование понятий должно осуществляться в определенной последовательности усложнения действий;
  • при проведении занятий важным принципом для нас был индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.

Для достижения цели нами были выдвинуты следующие задачи:

  1. Развивать представлений и понятий о величине предметов;
  2. Формировать умения сравнивать предметы по величине приемами наложения и приложения;
  3. Совершенствовать умения сравнивать предметы окружающей действительности;
  4. Формировать логические операции на основе действий с конкретными предметами – сравнение и сопоставление пар;
  5. Расширять словарный запас посредством введения в словарь детей терминов, обозначающих понятия величины, а также практического умения использовать их в речи;
  6.  Опосредованно подготавливать к выполнению арифметических операций.

Знакомство с понятиями величины в Монтессори – системе происходит посредством  специального сенсорного дидактического материала: «Розовая башня», «Красные штанги», «Коричневая лестница», «Цилиндры-вкладыши», характеризующиеся следующими отличительными особенностями:

1.В каждом наборе материалов для различения размеров выделен определенный признак величины. Например, для призмы коричневой лестницы наиболее характерным признаком является ее толщина: толстая или тонкая, для кубика розовой башни – его величина: большой или маленький и т.п.

2.Благодаря тому, что каждый набор содержит 10 объектов, увеличивающихся по размеру от меньшего к большему, которые можно упорядочить, появляется возможность работы над постепенным расширением объема внимания ребенка.

Отличительные качества Монтессори-материалов позволили разработать специальные приемы формирования представлений о размерах и умений сравнивать предметы по размерам, отсутствующие в традиционной системе обучения дошкольников.

Работа в ходе формирования математических понятий о величине проходила ряд этапов:

1)        Уточнение представлений о величине. Введение в лексику детей необходимой терминологии в ходе «трехступенчатого урока».

2)         Построение сериационного ряда по степени изменения исследуемого свойства.

3)        Опосредованная подготовка к выполнению арифметических действий (сложение и вычитание).

4)        Применение полученных знаний в новых условиях.

При наличии уверенности в выполнении действий на предыдущем этапе у детей, переходили к следующему этапу.

На протяжении всего обучения большое внимание уделялось развитию речи. От детей требовалось не только произнесение данной терминологии,  в ходе «трехступенчатого урока» у них четко закреплялись представления о них, тем самым понятия усваивались ими осознанно, без долгого принудительного заучивания, в процессе непосредственного обращения с Монтессори - материалом.

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

  1. Процесс формирования понятий о величине предметов у дошкольников значительно обогащается за счет включения в занятия Монтессори – материала.
  2. Использование  дидактического материала М.Монтессори при формировании понятий о величине предметов  способствует улучшению качества и повышению уровня такого рода представлений, умения переносить имеющиеся знания в новые условия.

 

               


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необхо...

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути  повышения  эффективности формирования элементарных количественных представлений  дошкольников посредством использов...

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет.

Картотека игр по формированию понятий о величине предметов у дошкольников 4 – 5 лет. Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта у детей дошкольного возраста, играет матем...

Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей.

Эта статья раскрывает возможности повышения эффективности преодоления нарушений звукопроизношения с созданием образов представлений....