Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей.
статья по коррекционной педагогике (средняя, старшая группа)

Толмачева Наталия Александровна

Эта статья раскрывает возможности повышения эффективности преодоления нарушений звукопроизношения с созданием образов представлений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пути повышения эффективности преодоления дефектов звукопроизношения у детей.

Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана.

Но, несмотря на это, есть основания ставить вопрос о необходимости дальнейшего  изыскания приемов и методов, активизирующих умственную и практическую деятельность детей, способствующих повышению эффективности преодоления нарушений звукопроизношения.

Предлагаемая последовательность работы по коррекции звукопроизношения апробирована на базе среднего дошкольного возраста логопедической группы детского сада № 15 Петроградского района г. Санкт-Петербурга.

В основу этой работы положены следующие принципы:

  1. Принцип развивающего обучения с созданием образов-представлений изучаемого материала. Первое, что отличает образы представлений от наглядных образов, это то, что образы представлений всегда полимодальны, иначе говоря, всегда включают в свой состав элементы как зрительных, так и осязательных, слуховых и двигательных следов; они являются следами не одного вида восприятия, а следами сложной практической деятельности с предметами.
  2. Использование знаний детей об окружающей действительности при создании образов-представлений.
  3. Принцип моделирующего характера деятельности ребенка дошкольного возраста « разложение предметного мира на части  и сложение целого из частей».
  4. Принцип взаимообусловленности коррекции звукопроизношения и формирования представлений с созданием образов – представлений  «органов речи, положений, движений органов артикуляции , характеристики речевых звуков».

В ходе работы решаются следующие задачи:

  1. Развитие эмоционально-волевой сферы, которая является базой для развития познавательной (использование музыкотерапии, релаксации, цветотерапии)
  2. Повышение уровня осознания ребенком способов действий с помощью разработанных образов – представлений (пальчиковой гимнастики, упражнений для

Органов артикуляции, перенос образов окружающей действительности на органы артикуляции.

  1. Повышение активности и сознательности ребенка на основе применения игры – путешествия по звуко - буквенным местам, Страны Языкарии, с обобщением результатов работы.
  2. Вооружение ребенка эффективными средствами контроля при переносе полученных навыков  в естественные условия

( использование образа мозга головы, как копилки ума, образа пьедестала преодоления возникших трудностей при коррекции звуков, карты путешествия)

  1. Развитие способности к самостоятельным наблюдениям , выводам, обобщениям, обеспечение надлежащего уровня и глубины понимания логики изучаемого материала, пробуждение познавательного интереса к нему.

 Образ – представление – это совокупность чувственных восприятий, ощущений, чувственного познания - отражение

 действительности ребенком и перенесение ее на органы артикуляции. Создание образа-представления  преследует своей конечной целью введения скоррегированного  звука в самостоятельную речь.

Последовательность создания образа-представления коррегируемого ( изучаемого) звука.

  Эта работа может проводится как индивидуально , так и с группой детей.

Ⅰ .Предварительная работа.

  1. Выявление дефектно произносимых звуков у ребенка
  2. Создание развивающей среды ( создание сенсомоторной зоны: дидактические и развивающие игры, уголок для развития пальчиковой моторики, развитие фонематического слуха, зрительного восприятия, карта путешествия по звуко-буквенным местам, с изучением пословиц о труде, использование каждым ребенком « Книги шагов к красивой речи»
  3. Изучение (познание) себя и своих органов речи.
  4. Создание образов-представлений движений пальчиков рук ( пальчиковая гимнастика)

Ⅱ. Основная работа.

  1. Создание образов-представлений движений органов артикуляции, необходимых для постановки определенной группы звуков
  2. ( свистящих, щипящих и др. )
  3. Создание образов-представлений коррегируемого звука:

- включение ребенка в работу с образом из окружающей действительности ( предметного мира) с целью извлечения характерных признаков и перенесения их на коррегируемый звук;

- перенесение созданного образа на органы артикуляции с целью получения кинестетических ощущений, на кожу с целью получения тактильных ощущений, на органы слуха для получения слухового восприятия и фонематического представления;

-создание образа-представления от полученных ощущений, представления о произносимом звуке на основе цвета, графики;

- перенесение созданного образа представления коррегируемого звука на движения рук;

- извлечение результатов работы с образом-представлением в процессе  активной деятельности ребенка ( автоматизация звука);

- логическое перенесение характеристик созданного образа – представления коррегируемого звука на образ буквы;

- осознанное оперирование понятиями звук-буква;

- включение ребенка в процесс чтения, печатания букв, слогов, слов, предложений;

- перенесение приобретенного положительного опыта по коррекции звука на формирование необходимых теоретических знаний о дифференцированных  признаках фонем;

- осознанное использование ребенком полученных знаний при коррекции других групп звуков.

Ⅲ. Заключительная работа.

  1.  Обобщение достигнутых результатов работы по коррекции звукопроизношения совместно с ребенком в форме образа пъедестала  преодоленных трудностей ( самоанализ)
  2. Обобщение созданных образов – представлений звуков – букв в форме « Карты путешествия по звуко-буквенным местам страны Языкарии»

  Предлагаемая комплексная работа по коррекции нарушенных звуков у детей  может использоваться для воспитания правильного произношения всех изучаемых звуков.  Она позволяет значительно сократить время, затрачиваемое на постановку, автоматизацию, диффренциацию  звуков. Знания, умения, навыки полученные ребенком при коррекции первой группы звуков ( С, З,Ц ) , переносится на новые группы звуков , что позволяет ребенку закрепить знания, умения, навыки и накопить опыт работы со звуками. Все это может рассматриваться и как пропедевтический период при подготовке ребенка к обучению в школе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необхо...

«Пути повышения эффективности формирования элементарных количественных представлений дошкольников посредством использования элементов педагогической системы М.Монтессори"

Статья для воспитателей и педагогов дошкольных учреждений «Пути  повышения  эффективности формирования элементарных количественных представлений  дошкольников посредством использов...

ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ПОНЯТИЙ О ВЕЛИЧИНЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ

Материал раскрывает особенности применения Монтессори-материалов при формировании у дошкольников понятий о величине предметов...

Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...

Тема самообразования: «Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношение у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта ДОУ».

Тема самообразования: «Повышение эффективности преодоления дефектов звукопроизношение у детей с речевыми нарушениями в условиях логопункта   ДОУ»....

Выступление на педагогическом совете по теме: «Пути повышения эффективности патриотического воспитания детей, в рамках проектной деятельности и подготовке к празднованию 76 годовщины Победы ВОВ».

Базой патриотического воспитания является формирование нравственного, эстетического, трудового, умственного воспитания. В процессе такого разностороннего воспитания зарождаются первые ростки гражданск...