Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе
методическая разработка по логопедии по теме

 

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx43.73 КБ

Предварительный просмотр:

Тема по самообразованию

«Пути повышения эффективности логопедического воздействия в коррекционно-развивающем процессе»

В настоящее время одной из актуальных задач коррекционной педагогики является повышение эффективности процесса коррекции нарушений речевого развития у детей старшего дошкольного возраста. Необходимость её решения на уровне дошкольного образования определяется, во-первых, тем, что растет число детей-логопатов, во-вторых тем, что речевые нарушения часто встречаются в дошкольном возрасте. Кроме того, своевременное и эффективное проведение коррекционной работы позволит устранить или снизить риск дезадаптации детей в новых социальных условиях (в школе).

Поэтому, я поставила перед собой задачу оказать логопедическую помощь большему количеству детей, сохраняя (или улучшая) качество работы. Для решения этой задачи я определила для себя следующие направления работы:

  1. Взаимодействие с родителями
  2. Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями
  3. Взаимодействие со специалистами  
  4. Профилактика нарушений развития речи
  5. Использование компьютерных технологий
  6. Систематизация и обновление дидактического материала
  7. Повышение профессионализма  педагога

  1. Взаимодействиес родителями

        Я считаю, что очень важно сделать родителей активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поэтому использую  следующие формы работы:

  1. Индивидуальные консультации, беседы
  2. Письменные рекомендации (тетради детей) с использованием ИКТ
  3. Практикум для родителей по выполнению рекомендаций учителя-логопеда
  4. Информация в уголки для родителей.
  5. «Страничка логопеда» на сайте ОУ

  1. Взаимодействие с педагогами и младшими воспитателями

Эффективность коррекционной работы с ребенком-логопатом во многом зависит от следующих условий: грамотная речевая среда, единство требований к речи ребёнка со стороны всех участников образовательного процесса. В работе с коллегами я использую следующие формы работы:

  1. Консультации, практикумы (в т.ч., по культуре речи)
  2. Использование бейджиков  для закрепления поставленных звуков в речи
  3. Ведение экрана звукопроизношения
  4. Ведение контрольного листа по дифференциации звуков
  5. Совместная работа по лексическим темам (Сборник «Буду говорить правильно»/ Молошная И.В., учитель-логопед МБДОУ «Детский сад № 3 «Теремок» ОРВ с. Яренск, одобрен экспертным советом МОУ ИМЦ Ленского района 06.11.2008 г/)
  6. Реализация проекта «Речевой уголок в группе»

  1. Взаимодействие специалистов

Старший воспитатель

Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса

Проводит совместную диагностику детей по развитию речи

Схема  взаимодействия  участников  коррекционного процесса

Физкультурный руководитель

Развивает общую и мелкую моторику, координацию движений

                Педагог-психолог

Совместное обследование детей с отклонениями в развитии

                                    о                                                        

Социальный педагог

Консультирует по вопросам организации коррекционно-педагогического процесса с детьми группы риска

Музыкальный руководитель

Помогает в подборе речевого материала

Осуществляет контроль за речью детей на занятиях, утренниках…

Логопед        Логопед

        

        

Врач-педиатр

ст. медсестра

Знакомится с историями развития ребенка, медицинскими картами

Сбор анамнестических данных

Невролог

ЛОР

Стоматолог

  1. Профилактика нарушений развития речи

С целью обеспечения полноценного развития речи детей большое внимание уделяю профилактической работе. С 2006 по 2008 год я возглавляла творческую группу по проблеме «Профилактика нарушений развития речи детей раннего возраста». Результатом работы группы стала разработка и внедрение программы развития речи детей раннего возраста( Трепачева А.В., Молошная И.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» Ленского района, протокол № 1 от 05.09.2007 г.). В работе с детьми раннего возраста используем:

  1. Опросники для родителей (первые слова)
  2. Карты динамических наблюдений
  3. Методику формирования начального детского лексикона Громовой О.Е.

С целью профилактики дисграфии и дислексии в школьном обучении разработала и внедрила  Программу по обучению грамоте (Молошная И.В., Трепачева А.В., одобрена экспертным советом МОУ «ИМЦ» 06.11.2008 года)

  1. Использование компьютерных технологий

Плюсы этого направления в том, что:

  1. Компьютер предоставляет широкие возможности использования различных анализаторных систем в процессе выполнения и контроля над деятельностью.  Этому способствует и совместная координированная работа моторного, слухового и зрительного анализаторов при выполнении заданий компьютерной программы.
  2. У дошкольников хорошо развито непроизвольное внимание, поэтому учебный материал предъявляется в ярком, интересном и доступном для ребёнка виде, вызывает интерес, ускоряет запоминание содержания, делает его осмысленным и долговременным.
  3. Компьютерные упражнения позволяют моделировать различные ситуации общения и повторять диалог с тем же партнёром необходимое для ребёнка число раз, что в реальной жизни затруднено.
  4. Компьютерные средства позволяют значительно повысить мотивационную готовность детей к проведению коррекционных занятий.
  5. В процессе занятий с применением компьютера дети учатся преодолевать трудности, контролировать свою деятельность, оценивать результаты.
  6.  Использование компьютерных средств обучения помогает развивать у дошкольников такие волевые качества, как самостоятельность, собранность, сосредоточенность, усидчивость.

В своей работе использую компьютерную программу «Игры для тигры». Положительные стороны программы:

  1. Упражнения программы содержат задания возрастающей сложности, что позволяет учитывать индивидуальные возможности ребёнка
  2. Оценка деятельности осуществляется программой в устной форме. Она заведомо исключает отрицательную оценку с целью создания ситуации успеха и формирования у детей положительного настроя на преодоление затруднений, возникших в процессе выполнения заданий.
  1. Одной из удачных форм работы с детьми-логопатами считаю использование мультимедийной технологии (презентации по лексическим темам, электронные сборники дидактических материалов для занятий дома)

  1. Систематизация и обновление дидактического материала

Современные информационные технологии позволяют создавать эстетичные, увлекательные, познавательные, проблемные материалы и тем самым повысить мотивацию и познавательный интерес детей. Эта психолого-педагогическая составляющая дидактического материала направлена на привлечение внимания ребёнка, поддержание познавательного интереса, активизацию его мышления,  создает побудительные мотивы к углубленному изучению того или иного вопроса.

Мною обновлена большая часть дидактического материала, которым  с большим желанием занимаются дети.

Одним из путей повышения эффективности коррекционной воздействия я считаю создание системы работы. Это позволяет:

  1. в комплексе решать коррекционные задачи;
  2. повысить качество работы;
  3. сэкономить время педагога.

      Часть дидактического материала систематизировала в сборники:

  1. Сборник «Буду говорить правильно»
  2. Тетрадь для закрепления произношения звука Р»
  3. Сборник « Игры и упражнения для развития слухового внимания и фонематических функций»
  4. «Домашние задания по различению звуков»

7. Повышение профессионализма  педагога

Любая коррекция – это исправление чего-либо. Коррекция речи затрагивает существенную сторону личности ребёнка. Поэтому, я считаю, что учитель-логопед должен обладать определёнными профессиональными качествами.

Воспитание и перевоспитание речи происходит под целенаправленным воздействием логопеда, в значительной степени на основе подражания логопеду, поэтому личность логопеда и, в частности, его речь приобретают очень большое значение. Кропотливая, вдумчивая работа возможна только в том случае, если логопед искренне любит свою работу и детей.

Всё поведение логопеда должно быть ровным, благожелательным по отношению к ребёнку, его эмоциональный фон должен быть окрашен радостным, но спокойным и деловым оживлением.

Логопед должен быть требовательным, но в то же время его требовательность должна быть разумной, понимающей и учитывающей все трудности логопата, истощаемость, замедленность заново формирующихся речевых навыков, их нестойкость и зависимость от самочувствия, от окружающей обстановки.

Очень важна авторитетность логопеда как для детей, так и для родителей и воспитателей. Авторитетность в глазах ребёнка достигается общей манерой поведения, чёткостью своих заданий и требований. В отношении родителей и воспитателей логопед также должен быть ровным и терпеливым, вести квалифицированно, но доступно разъяснение своих требований и своих заданий.

Учитель-логопед, как профессионал, не должен стоять на месте. Неотъемлемой частью его работы я считаю работу по самообразованию, по повышению квалификации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий

Рекомендации по совершенствованию образовательной деятельности и повышению эффективности педагогических воздействий...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ПОСОБИЯ «ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ ПЛАНШЕТ», С ЦЕЛЬЮ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ИМЕЮЩИМИ ТЯЖЕЛЫЕ НАРУШЕНИЯ РЕЧИ»

Поиск новых технологий обучения, позволяющих осуществить логопедическое воздействие наиболее эффективно, является актуальной задачей. Логопеду в работе с детьми необходимо использовать такие методы и ...

Опыт работы "Пути повышения эффективности взаимодействия семьи и ДОУ в процессе подготовки родителей к школьному обучению их детей".

В современных государственных документах (ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» №273 от 29/12/12) заложена личностно-ориентированная парадигма образования: приоритетность социально ра...

Семинар - практикум «Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»

laquo;Пути повышения эффективности коррекционно-развивающей работы в ДОУ, через взаимодействие всех специалистов детского сада»...

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ВОЗДЕЙСТВИЙ...

Конспект подгруппового логопедического занятия «Оптимизация путей коррекции нарушений звукопроизношения в системе коррекционно-развивающей работы с дошкольниками» на тему: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])

Тема: «Снежная королева» (дифференциация звуков [c] - [ш])Цель: дифференциация звуков [c] - [ш] в слогах, словахЗадачи:1. Закреплять навык дифференциации звуков [c] - [ш] в слогах, словах2...