Картотека игр на ориентировку в пространстве
картотека по математике

Игры расчитаны для детей доу от самых маленьких до подготовительной группы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kartoteka_igr.docx25.3 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Боевой детский сад

Картотека игр по ФЭМП «Ориентировка в пространстве»

Подготовила воспитатель: ЛакеенкоА.В.

2019г.

Игры на определение сторон.

Игра «Зеркало»

Водящий выполняет какие-то действия, комментируя их, а остальные игроки точно повторяют все за ним. Если детям эта игра понравится, со временем ее можно усложнить: водящий выполняет одно действие, а называет при этом совершенно противоположное (например, опускает руки и одновременно командует их поднять). Игроки не должны сбиваться

Игра «Запрещенное движение»

Выбирается водящий. Остальные участники становятся в одну шеренгу. Водящий показывает какое-нибудь движение (например, касание рукой левого уха) и говорит, что оно запрещенное — его нельзя выполнять. Потом делает любые движения, и ему должны подражать все игроки. Время от времени он выполняет запрещенное движение. Те из игроков, которые повторили его, делают шаг назад. Побеждает тот, кто остался на месте

  Игра «Вверху-внизу»

Взрослый называет разные предметы, которые находятся внизу и вверху, чередуя их. Ребёнок должен при названии предмета показывать пальцем руки вверх, если предмет вверху, вниз, если предмет внизу. Например: пол, небо, земля, трава, потолок, люстра, крыша, птицы, дорога, камни, ручей, облака, яма, солнце, песок, горы, море, ботинки, голова, колено, шея.

Игра «Определи Кто? Где?»

Воспитатель строит детей в колонну по 3 человека. Называет имя ребенка, который должен определить кто у него стоит справа, слева, позади, впереди.

Короткая зарядка

1. Поднять левую руку, отвести ее в сторону, опустить. Затем повторить все с правой рукой.

2. Попрыгать не левой ноге, затем на правой. Если все получается хорошо, то попросите ребенка прыгнуть на двух ногах вперед, затем назад, вправо, влево. Все действия повторяются 7—10 раз.

3. Игра с небольшим мячиком — бросайте его друг другу поочередно то правой, то левой рукой.

4. Завершите тренировку расслабляющими упражнениями: лечь на спину и поочередно поднять руки (правую и левую, а затем ноги. Смысл этой зарядки не только в обучении основам ориентирования, но и в тренировке внимания ребенка, умения точно выполнять простые команды. Очень важно во время занятия комментировать все движения ребенка, отмечая их направление и называя, какая именно рука или нога их выполняет.

Игры, проводимые на прогулке

Очень здорово тренировать пространственные навыки, поочередно рассказывая друг другу о том, что вы видите вокруг, сопровождая это комментариями «справа»«слева»«впереди» и «сзади». Для самых маленьких нужно при этом еще и показывать направление рукой. Можно считать машины и людей, которые прошли и проехали в правую и левую стороны. Когда идем по дорожке, просим ребенка вести нас, а сами говорим, в какую сторону мы сейчас поворачиваем. Затем несколько раз ошибаемся — пусть ребенок исправит нашу ошибку.

Игра «Куда я спрятался»

Цель. Учить понимать, словесно обозначать местоположение объекта, употреблять предлоги: за, из-за, около, от, перед, в, из и т.д.

Игра: несколько детей прячутся, воспитатель ходит, ищет их. Главное в этой игре, постоянно обозначать места, где ищут, например: «В песочнице есть? На скамейке? За деревом? Около куста?» и т.д. Усложнение игры, когда ребёнок сам проговаривает места поиска объекта.

Игра «Спрячем игрушку (шишку, осенний листочек)»

Всем знакомую игру можно дополнить инструкциями по указанию направления движения поиска игрушки. При знакомстве с игрой инструкцию ребёнку дают поэтапно, затем можно усложнять игру: сразу сообщать направление и изменение движения.

Например: «Сделай два шага вперёд, три шага вправо и ещё два шага вперёд» и т.п.

Игра «Транспорт»

Наблюдая за движением транспорта на улице, попросить ребёнка определить в какую сторону едет автобус, легковая машина, маршрутное такси и т.д.

Игра «Наоборот» (назвать противоположное понятие)

Игра с мячом. Взрослый говорит:

– Над окном.

Ребенок:

– Под окном.

К двери – от двери. В ящик – … Перед школой – … До города – … Перед машиной – …

Далеко – … Высоко – …Вверху – …Справа – …И т.д.

Игры на определение сторон в измененном положении

Игрушка-помощница

Объясняем ребенку, что путаница происходит из-за изменения положения предметов относительно друг друга, а правая и левая стороны на самом деле остаются там же. Поможет в этом мягкая игрушка или кукла. Берем игрушку, садим её спиной к ребенку, определяем вместе с ребенком правую лапу и привязываем на нее ленту. Такую же ленточку привязываем на правую руку ребенку. После этого разворачиваем игрушку лицом к ребенку. Тут и выясняется, что ленты поменяли свое положение относительно друг друга. Опять разворачиваем игрушку спиной к ребенку — ленты снова оказываются с одной стороны. То же самое проделываем, надев ленту или браслет себе или второму ребенку. Теперь пусть детки сами поэкспериментируют и разберутся в происходящем

Браслет и лента

Привяжите ребенку ленту на правую руку (или наденьте браслет). Уточните у ребенка — какая это рука. А затем поверните его к зеркалу. У отражения лента окажется на «левой» руке. Пусть ребенок, стоя перед зеркалом, поднимет левую руку и посмотрит на своего зазеркального двойника — какая рука у него поднята?

Игры, направленные на определение частей тела:

Игра «У жирафа….» музыкальная

У жирафа пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 2раза

 (Хлопаем по всему телу ладонями)

На лбу, ушах, на шее, на локтях,

Есть на носах, на животах,

коленях и носках. (Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до

У слонов есть складки, Складки, складки, складочки везде. 2 раза (Щипаем, как бы собирая складки)

Припев

     У котяток шёрстка, шёрстка, шёрстка, шёрсточка везде. (Поглаживаем себя, как бы разглаживая шёрстку)

Припев

А у зебры есть полоски,

есть полосочки везде.

(Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки)

Игра «Миланья» (стихотворные)

У Миланьи, у старушки

(Хлопки в ладоши: то правая, то левая рука сверху.)

Жили в маленькой избушке

(Сложить руки углом, показывая «избушку».)

Семь сыновей,

(Показать семь пальцев.)

Все без бровей,

(Очертить брови пальцами.)

Вот с такими ушами,

(Ладони с растопыренными пальцами поднести к ушам.)

Вот с такими носами,

(Показать длинный нос, поставив ладони с растопыренными пальцами друг за другом.)

Вот с такой головой,

(Очертить большой круг вокруг головы.)

Вот с такой бородой!

(Показать руками большую бороду.)

Они не пили и не ели,

(Одной рукой поднести ко рту «чашку», другой — «ложку».)

На Миланью все глядели

(Держа руки у глаз, похлопать пальцами, как ресницами.)

И все делали вот так…(Дети показывают загаданные действия)

Игра «Пары предметов»

Цель. Учить понимать и находить парные органы и предметы.

– У тебя две руки: одна левая, а другая правая. Обведи свои ладошки карандашом на альбомном листе (песке, асфальте, снегу). Раскрась их в разный цвет.

– У тебя две руки – правая и левая, а ещё две ноги – правая и…(левая). На две руки надевают варежки – это пара. Два ботинка – это тоже пара. И два носка – это … (пара). Можно ли назвать парой рот и нос? А какие органы у тебя парные? (Уши, глаза, щеки, брови, руки, ноги и т.д.)

Игра «Части тела»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Один из игроков дотрагивается до какой-либо части тела своего соседа, например, до левой руки. Тот говорит: «Это моя левая рука». Начавший игру соглашается или опровергает ответ соседа. Игра продолжается по кругу.

 Игра «Лицом друг к другу»

Цель. Упражнять детей в умении ориентироваться на собственном теле, и стоящего напротив товарища, при словесном обозначении активно использовать соответствующие пространственные термины.

Стоя попарно лицом друг к другу, определить сначала у себя, затем у товарища, левый глаз, правое ухо, левое колено и т.д.

Игры и упражнения на развитие ориентировки в пространстве

 Игры с одеждой и её моделями

- Определи, левый или правый рукав у блузки, рубашки, карман у джинсов.

Изделия находятся в разном положении по отношению к ребенку.

Игра «Определи по следу»

На песке (снегу) в разных направлениях отпечатаны (нарисованы, обведены) отпечатки рук и ног. Нужно определить, от какой руки, ноги (левой или правой) этот отпечаток.

Игра «Глубокая – мелкая»

– Где глубокая яма? Где неглубокая? Где большая яма? Где маленькая ямка?

– Где лужа глубокая? А где мелкая? Почему ты так решил?

– Какая формочка мелкая? Какая глубокая? Принеси воду (снег, песок) в глубокой формочке. Принеси воду в мелкой формочке. В какой посуде удобнее нести воду?

Игра «Магазин»

Цель. Учить понимать пространственные отношения в группе реальных предметов, словесно обозначить местоположение предметов на полках + предметно-игровое действие на дифференцировку пространственных отношений.

Ход игры. Ребенок, выступая в роли продавца, на нескольких полках расставляет игрушки и говорит, где и что находится.

 

Игры со звуковыми ориентирами

Игра «С какой стороны звук?»

Взрослый предлагает ребёнку определить на слух и показать рукой в ту сторону, откуда слышен звук знакомой игрушки (предмета, голос), назвать направление.

 «Расскажи, что слышишь вокруг себя; назови с какой стороны»

В этой игре ребёнок должен сам различить разные звуки улицы, окружающей среды на слух и назвать предметы (объекты), которые их издают, указать направление источника звука.

Игра «Жмурки»

Эту игру лучше проводить в знакомой для ребёнка местности. Ребёнок закрывает глаза, взрослый отходит на небольшое расстояние и просит ребёнка идти на звук его голоса (хлопков, колокольчика).

 

Игра на определение правой и левой сторон предметов, лежащих на столе

Попросите ребенка показать, где у тетради верх и низ, правая и левая стороны, а затем предложите взять карандаш в ту руку, которой он будет писать. Последнюю просьбу очень важно произнести в неопределенной форме, чтобы ребенок сам выбрал, так как пытаться обучить левшу писать правой рукой — не самая лучшая идея.

Раскраски

Под диктовку взрослого ребенок поочередно закрашивает карандашом правые и левые, а также верхние и нижние детали рисунков. Такие упражнения помогут ребенку привыкнуть к правильному положению руки при письме, использовать силу нажима карандаша, улучшат координацию мышц руки и разовьют мелкую моторику.

Игра  Найди нужную картинку

Предложите ребенку рассмотреть несколько карточек с изображенными на них геометрическими фигурами. Затем попросите выбрать карточку с заданными параметрами. Например: найди карточку, на которой круг нарисован справа от квадрата.

Письменные задания

Готовим карточки с разными фигурами (крест, круг, квадрат, точка, линия). Попросите ребенка:

• взять лист с кругом, нарисовать слева от него крестик, справа от крестика поставить галочку;

• положить перед собой лист с линией и нарисовать слева от нее какую-нибудь фигурку, а справа — другую;

• взять лист с квадратом, поставить внутри точку, справа (снаружи) еще одну, нарисовать над квадратом крестик, под ним — треугольник;

• на листе с точкой выше нее нарисовать кружок, слева от точки — поставить крестик.

Игры с использование схем

Упражнение «Найди спрятанную игрушку по схеме»

Цель. Закреплять умение соотносить схемы с реальным пространством, отмечать на схеме места расположения предметов в реальном пространстве и словесно обозначать его.

Ребёнку предлагают найти в комнате заданную игрушку, а затем отметить на схеме и ответить на вопрос, где эта игрушка была найдена.

Игра «Где спрятан клад?»

Цель. Развивать пространственно-ориентировочные реакции.

Оборудование. Можно использовать всевозможные «преграды»: стулья, пуфики, кубики и т.д. Карта с планом пути. Сюрприз.

На участке, в комнате взрослый расставляет препятствия: «реки», «горы», «овраги» и т.д. Инструкция: - Вот перед нами карта, на ней крестиком обозначен клад и есть описание, как его найти. На нашем пути будут встречаться всевозможные препятствия, которые нужно будет преодолевать. И если точно следовать схеме и правильно выполнять задания, обязательно найдём клад. Какой – узнаем, когда его найдём».

Примерное описание «карты»: встаньте в указанное на карте место – старт. Сделайте три шага вперёд и сверните вправо, обойдите «гору» с левой стороны. Повернитесь направо и «переплывите» реку. Идите вперед четыре шага. Затем повернитесь налево и сделайте один шаг. Вперёд сделайте два шага … и т.п. Игра заканчивается после того, как найден ребенком клад-сюрприз.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека \'\'Дидактические игры (ориентировка в пространстве)\'\'

Дидактические игры (ориентировка в пространстве)...

Картотека дидактических игр "Ориентировка в пространстве"

Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности...

Картотека дидактических игр "Ориентировка в пространстве"

Картотека дидактических игр  "Ориентировка в пространстве"...

Картотека игр по ориентировке в пространстве в старшей и подготовительной группе.

Картотека игр по ориентировке в пространстве в старшей и подготовительной группе....

Картотека игр по ориентировке в пространстве (средняя группа)

КАРТОТЕКА ИГР ПО ОРИЕНТИРОВКЕ В ПРОСТРАНСТВЕ  (СРЕДНЯЯ ГРУППА)...

Картотека игр по ориентировке в пространстве для детей старшего дошкольного возраста

Методическиематериалы для педагогов для развития ориентировки в пространстве...

Картотека игр по ориентировке в пространстве.

Картотека игр по ориентировке в пространстве для детей старшего дошкольного возраста....