Дидактическая игра «Занимательные крышки» по познавательному развитию для детей подготовительной группы
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Боброва Людмила Анатольевна

Раз, два, три, четыре, пять!

Хорошо уметь считать!

Коль захочешь, сможешь ты,

Сосчитать свои мечты,

Сто друзей себе прибавить,

От злодеев мир избавить,

Все науки изучить,

Все пятерки получить!

Цифры все легко и просто

Детям выстроить по росту:

Раз, два, три, четыре, пять,

Шесть, семь, восемь, девять!

Вместе учимся считать,

Вместе веселее!

О. Емельянова

Одна из главных задач, стоящих перед педагогом дошкольного и начального образования – формирование количественных представлений у детей. Так, запоминание состава числа вызывает у детей затруднения по причине однообразия упражнений и излишнего абстрагирования. Данное пособие представлено в виде увлекательной дидактической игры, используя бросовый материал (пластмассовые крышки). Усвоение детьми состава числа происходит более естественно и легко при совершении детьми игровых действий, аналогичных повседневным ситуациям. Пособием, как и другим дидактическими играми, стоит пользоваться разумно – совсем не обязательно проигрывать все варианты игры. В первую очередь, важна степень заинтересованности ребёнка. Как и в любой другой образовательной деятельности, необходимо дозировать игру. Крайне важно эмоционально стимулировать детей разными способами, начиная от тона, каким преподносится игровая задача, и заканчивая интересным, увлекающим сюжетом. И, конечно, большинство детей играет с большим удовольствием вместе с друзьями, поэтому полезно иметь несколько комплектов пособий.

Интеграция образовательных областей«Познавательное развитие»«Социально-коммуникативное развитие»«Речевое развитие»«Физическое развитие».

ЦельРазвивать у детей интерес к играм с математическим содержанием.

Задачи:

1. Закрепить знания детей об образовании чисел в пределах 10.

2. Познакомить с цифрами в пределах 10.

3. Продолжать учить детей соотносить цифру с числом.

4. Закрепить представления детей о составе чисел из двух меньших чисел в пределах 10.

5. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1, умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

6. Называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

7. На наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка);при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+, минус (–) и знаком отношения равно (=).

8. Совершенствовать умение использовать разные части речи в точном соответствии с их значением и целью высказывания.

9. Совершенствовать координацию руки и глаза; развивать глазомер и мелкую моторику рук.

10. Развивать в игре усидчивость, сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу.

Материал:

- коробка;

- несколько пластмассовых крышек от ведерка для пищевых продуктов (например, от майонеза). Они будут служить полем для счёта и сравнения чисел с использованием крышек меньшего размера;

- мелкие крышки разного цвета от пластиковых бутылок;

- цифры и знаки (+, (-, (=, (<, (>, напечатанные на бумаге и вырезанные по форме крышек;

- небольшие карточки с сюжетными картинками для решения арифметических задач.

Набор для игры включает пластиковые крышки:

Маленькие: 10 шт. бирюзовых, 10 шт. зеленых, 10 шт. красных, 10 шт. синих, 10 шт. желтых, 10 шт. белых, 10 шт. коричневых.

Большие: 10 шт. зеленых, 10 шт. голубых, 10 шт. белых, 10 шт. красных, 10 шт. оранжевых, 10 шт. синих, 10 шт. самых больших синих.

Дополнительно: два набора цифр от 0 до 10 (22 голубые крышки, 2 набора знаков (-, (+, (=, (<, (>, (10 красных крышек);

Для поля: несколько плоских больших крышек белого, голубого, желтого, зеленого, красного и др. цветов.

Варианты игры:

1. «Счёт».

Цель: Закрепить состав числа первого десятка из двух меньших чисел. Например, 5 состоит из 2 и 3, 8 состоит из 4 и 4, 9 состоит из 3 и 6 и т. д.

 

2. «Сравни».

Цель: Закрепить умение детей сравнивать числа, а затем цифры, пользуясь знаками меньше (<, больше (>). Например, 5>2, 2<5 и т. д.

  

3. «Порядок».

Цель: Закрепить последовательность нахождения, расположения и счета цифр в ряду (по прямой, «змейкой», по кругу, врассыпную и т. д.).

   

4. «Найди пропущенную цифру».

Цель: Находить пропущенную цифру в ряду в разном расположении и недостающую в общем количестве цифр.

    

5. «Реши примеры» (на сложение и вычитание).

Цель: Составлять и решать примеры на сложение и вычитание, пользуясь математическими знаками (+, (-, (=).

 

6. «Подбери цифры».

Цель: Разложить число, обозначенное цифрой, на два меньших. Например, 6 – это 1 и 5, 2 и 4, 3 и 3, 4 и 2, 5 и 1.

 

7. «Составь силуэты».

Цель: Создавать изображения, образы, силуэты животных, насекомых, птиц, растений и др. из разных крышек по принципу мозаики. Способствовать раскрытию творческого видения мира, проявлению творческой активности; развивать художественный вкус детей, усидчивость, аккуратность, произвольность

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности педагога и детей по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Измерение длины».

Упражнять в измерение с помощью условной мерки. Учить сопоставлять и упорядочивать предметы по одному измерению. Формировать умение устанавливать и отражать в речи закономерности между величиной, усло...

Дидактическая игра "Занимательные крышки" по познавательному развитию (ФЭМП), речевому развитию в подготовительной группе.

Игра представляет из себя пособие для изучения и закрепления понятий соседей числа, сравнение чисел, состава числа, последовательность чисел в прямом и обратном порядке идр. Ее можно использовать как ...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие». для детей подготовительной группы (6-7 лет) Название: «Приокский район». Тематика: ознакомление детей с родным районом.

Пояснительная записка.Цель: Познакомить детей с Приокским районом, через адаптированный рассказ и обучающий фильм (мультимедийная презентация).Задачи:1.Сформировать у детей начальные знания на ос...

Конспект занятия по познавательному развитию для детей подготовительной группы «Интеллектуальная игра «Что? Где? Когда? по теме «Город Петра»

Интеллектуальная игра позволяет наиболее эффективно закрепить и обобщить знания дошкольников о Санкт-Петербурге и его основных достопримечательностях....

Ситуативно-дидактическая игра по нравственному воспитанию в ДОУ для детей подготовительной группы

Ситуативно-дидактическая игра по нравственному воспитанию в ДОУ для детей подготовительной группы...