План самообразования. Старшая группа " Сказка".
материал по математике (старшая группа)

Полякова Зоя Степановна

«Занимательная математика с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_zanimatelnaya_matematika_2021-20221.docx31.2 КБ

Предварительный просмотр:

План самообразования.

В старшей группе №5 «Сказка».

Воспитатель: Полякова З.С.

Тема:«Занимательная математика с детьми старшего дошкольного возраста в режимных моментах».  

Цель: Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме. Овладение способами проектирования воспитательно-образовательного процесса.

Цель: Прививать детям интерес к знаниям по математике, с помощью интересных заданий и игр сделать увлекательным для ребёнка усвоение начал математики, способствовать развитию у детей внимания, сообразительности, способности логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

Цель:

1. Изучение актуальности использования занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.

2. Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:

Обогащать новыми представлениями и понятиями; закреплять знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать) .

3. Обобщить педагогический опыт работы по теме «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».

Задачи:

1. Развивать эмоциональной отзывчивости детей через игры с математическим содержанием.

2.Формировать систему математических знаний, умений и навыков в соответствии с психологическими особенностями детей подготовительной группы.

3.Формировать приемы логического мышления (сравнения, обобщения, классификации).

4.Развивать самостоятельность познания, поощрять проявление творческой инициативы.

5.Развивать мелкую моторику и зрительно - двигательную координацию.

6.Организовать работу кружка « Занимательная математика».

7. Пополнить в группе центр «Юный математик».

Формы образовательной деятельности   в режимных моментах.

.Наблюдение    

.Чтение художественной литературы

.Игровая деятельность

.Ситуативный разговор с детьми

.Экскурсия

.Конструирование

.Исследовательская  деятельность

. Рассказ

. Беседа

. Создание коллекций

. Проeктная  деятельность

. Экспериментирование

. Проблемная ситуация.

.      

Перспективный план мероприятий на 2021-2022 г.

Сроки

Работа с детьми

Практические  выходы

Взаимодействие с родителями

Практические выходы

Сентябрь-май

Изучение методической литературы, знакомство с передовым педагогическим опытом.

1. А. Белошистая «Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей». Дошкольное воспитание-2000-№2, с. 74.

2. Вавилов, Ю. П. Игры для внимательных и сообразительных. – Ярославль 2000. – с. 122 .

3. Венгер Л. А. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. М: Просвещение 1989.

4. Дьяченко О. М., Агаева Е. Л. Чего на свете не бывает? – М.:Просвещение,1991.

5. Е. Н. Михина «Развивающие игры для детей 2-7 лет» Волгоград: Учитель, 2013.

6. Е. В. Сербина «Математика для малышей»/ Издательство: Москва Просвещение, 1992.

7. Е. Н. Панова «Дидактические игры-занятия в ДОУ» ТЦ «Учитель», 2006г.

8. Ерофеева Т. И. и др. «Математика для дошкольников». – М., 2006.

9. Леушина А. М. «Занятия по математике в детском саду», - М.:2005.

10. Метлина А. С. «Математика в детском саду» Просвещение, 2006.

11. Б. П. Никитин «Ступеньки Творчества или развивающие игры», Москва, Просвещение, 1991 г.

12. Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений, Мозаика-Синтез, 2012. — 80с.

13. Смоленцева, А. А. Сюжетно-дидактические игры. — М.: Просвещение, 1987. — 96 с.

14. Сорокина А. И. Дидактическая игра в детском саду. — М.: Просвещение, 1982. — 98 с.

15. Столяр А. А. «Формирование элементарных математических представлений у дошкольников,»– М.: 2006.

16. Столяр А. А. Давайте поиграем /М. Просвещение, 1996.

17. Фидлер М. А. «Математика уже в детском саду», 3-е издание. – М., 2006.

Интернет-ресурсы

http://dohcolonoc.ru

http://nsportal.ru;

http://www.edu.ru;

http://www.detskiysad.ru;

http://www.moi-detsad.ru;

http://ivalex.ucoz.ru.

Сентябрь

1 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото».

Цель:

Повторить названия и признаки геометрических фигур.

Беседа «Как люди научились считать».

Цель:

для чего нужна математика

Консультация «Игрушки – развивалки»

2 нед Конструирование «Башни для принцесс»

Цель:

Закреплять умение сравнивать предметы по величине.

Повторить названия и признаки геометрических фигур.

3 нед Дидактическая игра «Счетные палочки, или составь из палочек». «Математическое лото». Цель:

способствовать усвоению порядка следования чисел от 1 до 9; закреплению знаний о геометрических фигурах.

Изготовление счетного материала.

4 нед Математическое развлечение «Игры с лисой

Цель:

Учить составлять и решать арифметические задачи. Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.

Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание

числового ряда.

Оформление папки-передвижки. Тема: «Игры для развития элементарных математических представлений дома и на улице»;

Советы родителям находить цифры в окружающей обстановке. «Семья из геометрических фигур».

Октябрь

1 нед Дидактическая игра «Сложи из треугольников». Геометрические фигуры в загадках.

«Крестики – нолики». Цель:

способствовать развитию внимания, памяти, умения сосредотачиваться на определенном предмете длительное время, содействовать развитию умения различать такие понятия, как «по диагонали», «вертикально», «горизонтально».

«Количество и счёт»

Изготовление и проведение дидактических игр:

1.«Угости зайчика»

2.«Сделай по ровну»

3.«Собери бусы»

4.«Ежики»

«Магазин игрушек» (много, один, поровну)

-консультация: «Игры для развития логического мышления в детском саду и дома»;

-памятка для родителей: «Развитие логического мышления у детей 5-6 лет»;

-Папки-передвижки: «Весёлые цифры»; «Живые геометрические фигуры»;

-круглый стол по теме: «Я учусь считать»;

2 нед Сюжетно ролевая игра «Путешествие на поезде»

Цель:

Закрепить знание количественного и порядкового счета. Повторить цифры.Закрепить умение определять положение предметов относительно друг друга.

Методические рекомендации «Игры и упражнения для развития мелкой моторики».

Выставка развивающих игр, изготовленных вместе с детьми и родителями.

3 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы».

Разгадываем математические загадки для детей

«Божьи коровки и ромашки».

Цель:

формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

Проект.

Тема:

««Дидактические игры и игровые упражнения в обучении количеству и счету старших дошкольников»;

Вопросник для родителей «Математика для развития Вашего ребенка» Консультация «Поиграйте в цифры с детьми».

4 нед Игры с крышками от бутылок: «Подбери колеса для машины».

Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте.Повторять порядковый счет,

количественный счет.

Консультация для родителей «Давай поиграем, мама!»  

Ноябрь

1 нед Дидактическая игра «Построй ворота».

Д.и.«Какие цифры потерялись?».

Цель:

развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

Выставка работ.

Тема: «Дидактические игры как средство формирования математических представлений детей дошкольного возраста»;

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

2 нед Беседа «Где мы встречаем цифры».

Беседа «Что мы видим на прогулке».

Игра «Божьи коровки и ромашки».

Цель:

формирование умения сравнивать, сопоставлять числа и цифры, расставлять их в прямом и обратном порядке.

3 нед Дидактическая игра «Красивые узоры». Игровое упражнение «Бабочки и цветы».

4 нед Развлечение «Страна Считалия». Беседа «По дороге в детский сад»Словестная

игра «Какие цифры потерялись?». Цель: развитие умения определять место того или иного числа в ряду и отношение к предыдущему и последующему числу.

Предложить родителям сделать «Бусы для Машеньки».

Декабрь

1 нед Дидактическая игра «Считай - не ошибись!». Конструирование из кубиков.

Оформление сборника консультаций для родителей.

Тема:

«Роль дидактических игр в процессе ФЭМП у детей дошкольного возраста»;

Рекомендации по созданию игр математического содержания. Дидактическая игра «Укрась рукавичку»

2 нед

«Математические домики». Цель: формирование знаний о составе числа из двух меньших.

Консультация для родителей «Поиграйте в цифры с детьми».

3 нед Дидактическая игра «Построим башенки».

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Рекомендации по созданию игр математического содержания.

Рисование дома геометрических фигур.

4 нед Сюжетно – ролевая игра «Зоопарк». Игровое упражнение «Где дорожка длиннее» Дидактическая игра: «Где находится игрушка».

Собираемся на прогулку:

Сравниваем , какая туфелька больше, прикладывая подошвы друг к другу Сравниваем шарфы,  какой длиннее, какой короче

Январь

1 нед Сказка С. Иванова «Зайка – незнайка». Веселый счет с Буратино. Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

2 нед

Собираемся на прогулку:

. Обращаем внимание  на то, как надета обувь (на левую ногу, на правую).

Сравниваем одежду(брюки длинные, шорты короткие).

Обращаем внимание на форму и цвет деталей одежды: карманы квадратные красного цвета, или овальные зеленого цвета; рукава длинные, короткие.

Рисование геометрических фигур на снегу.

Консультация «Учим ребёнка математике».

3 нед Беседа «Когда это бывает» - части суток.

«Ориентировка в пространстве».

«Передай соседу»

«Найди предмет»

«Где чей домик

4 нед Дидактическая игра «Геометрическое лото». Игровое упражнение: «Найди такой же и положи в корзинку» Чтение стихов о цифре.

Февраль

1 нед Сюжетно – ролевая игра «Мы строители». Беседа «По дороге в детский сад». Физкультминутка «На болоте»

Рисование дома «Обведи по штриховке» Конструирование «Построим башенки».

2 нед Загадываем математические загадки.

«Лабиринты».

Цель:

способствовать развитию логического и пространственного мышления,многовариативности, умения достигать цели, содействовать развитию упорства и терпения.

Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».

3 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Кораблик для папы». Чтение дома сказки С. Иванова «Зайка – незнайка». Считалки с иллюстрациями

Тренажер «Божьи коровки».

Цель:

формирование умения ориентироваться на игровом поле с клеточками, передвигать божью коровку в указанном направлении, определять пространственное расположение предметов: «вверху», «внизу», «справа - налево», «слева - направо».

4 нед Дидактическая игра «Один - много». Игровое упражнение: «Снеговик и снежинки» Составление из счетных палочек разнообразные фигуры.

Март

1 нед Аппликация составление из геометрических фигур «Цветок для мамы» Дидактическая игра: «По какому мостику катится колобок».

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП. Дидактическая игра: «Машенькин день» - части суток.

2 нед Сюжетно ролевая игра «Поедем в гости к Солнышку». Веселый счет с Буратино. Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

3 нед Веселый счет с Буратино. Беседа «По дороге в детский сад». Рассматривание иллюстраций о частях суток.

Цель:

Повторить последовательность дней недели (частей суток). Закрепить знание

числового ряда.

4 нед Дидактическая игра «Кто скорее свернет ленту?». Считалки с иллюстрациями Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Рекомендации по созданию игр математического содержания

Апрель

1 нед Подвижная игра «Цветные автомобили».

«Найди пару», «Разложи по коробочкам»

Цель:Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру.

Изготовление дидактических пособий по ФЭМП

-«Как организовать игры детей дома с использованием занимательного математического материала» ;

-"Рекомендации родителям по математике";

-«Веселая математика дома»;

2 нед Дидактическая игра «Уголки». Составление из счетных палочек разнообразные фигуры. Дидактическая игра «Нарядные зверюшки».

3 нед Беседа «Как люди научились считать». Находить предметы в окружающей обстановке. Беседа «Когда это бывает»

Рисование дома «Обведи по штриховке» Игры с крышками от бутылок «Воздушные шары».

- Оформление выставки для родителей: «Математические игры и упражнения для дошкольников»

4 нед Дидактическая игра: «Найди предмет такой же формы»

Май

1 нед Игра «Собираем шишки»

Картотека дидактических игр для развития мелкой моторики. «Помоги найти Верблюжонку юрту»

2 нед Дидактическая игра «Купим пуговицы». Беседа «Любимая игрушка Верблюжонка»

Цель:

Закреплять умение сравнивать предметы по величине. Закрепить понятия больше-меньше, на сколько? Повторять порядковый счет,

количественный счет.

Дидактическая игра «Конструктор».

Цель:

Закреплять умение сравнивать предметы по величине.

Повторить названия и признаки геометрических фигур.

3 нед Дидактическая игра: «Разноцветные фонарики»

Цель:

Закрепить знание количественного и порядкового счета. Повторить цифры.

Консультация для родителей

«Как заинтересовать ребенка конструированием из кубиков» Физкультминутка «Аист, аист длинноногий».

4 нед Математическое развлечение «В гостях у бабушки Глаши». Беседа «Сравниваем предметы мебели»

Цель:

Закрепить умение сравнивать предметы по длине, ширине, высоте. Закрепить умение определять положение предметов относительно друг друга.

Закрепить знания о геометрических фигурах.

Игры и упражнения для развития мелкой моторики.

Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Создание презентации «Использование занимательного игрового материала при формировании элементарных математических представлений у дошкольников»

Презентация опыта по теме самообразования на педсовете ДОУ

Перспективы на 2021-2022 г.

1. Продолжить работу по теме: «Формирование элементарных математических представлений» (согласно возрастной группе).

2. Продолжить работу по разработке новых игр и игровых упражнений по данной теме.

3. Изучить новинки методической литературы.

4. Распространение опыта работы.

5. Привлечение детей и  родителей к изготовлению дидактического и раздаточного материала. 2021-2022. г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План По Самообразованию старшая группа

Художественно - эстетическое воспитание детей дошкольного возраста. Метод сотворчества....

Индивидуальный план работы по самообразованию.старшая группа.

Индивидуальный план работы по самообразованию. Тема:«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННО КОММУНИКАТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ДЕТСКОМ САДУ В РАЗВИТИИ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ».Старшая  оздоровительная ...

Отчёт работы по самообразованию в старшей группе «Сказка» «Формирование нравственно – патриотических представлений детей средствами театрализованной деятельности»

Свою работу по проведению недели «Театр для дошкольников» проводили согласно плану, цели, задачам.Обогатили игровую среду в группе по театральной деятельности с детьми:изготовили театральн...

План по самообразованию старшей группы

Цель:  Повышение своего профессионального мастерства, теоретического уровня и компетентности по данной теме....