Проектная деятельность. Занятия с блоками Дьенеша «Волшебный мир логики» для детей второй младшей группы «Ягодка» (Март 2022)
план-конспект занятия по математике (младшая группа)

Cулемова Ольга Владимировна

Занятия с блоками Дьенеша для детей 3-4 лет

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon innovatsionnaya_deyatelnost.doc294.41 КБ

Предварительный просмотр:

МБДОУ «Детский сад №21»

г. Троицк

Проектная деятельность

«Волшебный мир логики»

Занятия с блоками Дьенеша  

для детей второй младшей группы «Ягодка»

(Март 2022)

 Продолжительность проекта: краткосрочный (март 2022)

Тип проекта: познавательно – исследовательский, игровой.

Участники проекта: педагог, дети 3- 4 лет.

Пояснительная записка:

Проект составлен с учетом основных принципов, требований к организации и содержанию к образовательной деятельности в ДОУ, возрастных особенностях детей 3-4 лет.

Блоки Дьенеша – это универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовать все задачи воспитательно-образовательного, в частности для реализации познавательного и речевого развития.

Логический материал представляет собой набор из 48 логических блоков, различающихся четырьмя свойствами:

1. формой - круглые, квадратные, треугольные, прямоугольные;

2. цветом - красные, желтые, синие;

3. размером-большие и маленькие;

4. толщиной-толстые и тонкие.

Использование логических блоков в играх с дошкольниками позволяет моделировать важные понятия не только математики, но и информатики: алгоритмы, кодирование информации, логические операции; строить высказывания с союзами «и», «или», частицей «не» и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений. С помощью этих игр дети успешно овладевают в дальнейшем основами математики и информатики.

Актуальность:

Современные требования к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Геометрические блоки Дьенеша – познавательный материал, который в полной мере отвечает этим требованиям. Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Развитие мышления ребенка происходит в интересной для него ситуации – при решении задач игрового характера, в подвижной деятельности, что помогает чередовать умственную нагрузку с двигательной.

Гипотеза проекта: Блоки Дьенеша помогают ребенку овладеть мыслительными операциями и действиями, важными как в плане предматематической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития.

Планируемые результаты освоения программы.

С трех лет начинается новый этап сенсорного развития ребенка. Этот этап характеризуется переходом к усвоению и использованию сенсорных эталонов. Блоки Дьенеша являются эффективным материалом для работы по сенсорному воспитанию малышей. Более того, используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начало элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о геометрических фигурах, пространственную ориентировку. Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предмета к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе разнообразных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах одно свойство (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать классифицировать и обобщать предметы по одному из этих свойств.

Ожидаемый результат:

- Дети научатся рассуждать, обосновывать правомерность или ошибочность своих действий.

-  Дети научатся соблюдать правила в играх.

-  У детей заметно повысится уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

Цель проекта: формирование у детей умения решать логические задачи на разбиение по свойствам, предпосылок для дальнейшего умственного развития.

Задачи:

1. Формировать у детей основные логические операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, систематизация, сериация, смысловое соответствие, ограничение.

2. Развивать умение оперировать абстрактными понятиями, рассуждать, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы.

3. Воспитывать у детей потребность умственно напрягаться, занимаясь интеллектуальными задачами, интерес к познавательной деятельности.

4. Воспитывать стремление к преодолению трудностей, уверенность в себе, желание прийти на помощь сверстнику.

Основные принципы:

Принцип занимательности - используется с целью вовлечения детей в целенаправленную деятельность, формирования у них желания выполнять предъявленные требования и стремление к достижению конечного результата.

Принцип новизны - позволяет опираться на непроизвольное внимание, вызывая интерес к работе, за счёт постановки последовательной системы задач, активизируя познавательную сферу.

Принцип динамичности - заключается в постановке целей по обучению и развития ребёнка, которые постоянно углубляются и расширяются, чтобы повысить интерес и внимание детей к обучению.

Принцип сотрудничества - позволяет создать в ходе продуктивной деятельности, доброжелательное отношение друг к другу и взаимопомощь. 

Систематичности и последовательности – предполагает, что знания и умения неразрывно связаны между собой и образуют целостную систему, то есть учебный материал усваивается в результате постоянных упражнений и тренировок.

Учет возрастных и индивидуальных особенностей – основывается на знании анатомо-физиологических и психических, возрастных и индивидуальных особенностей ребенка.

Научности – заключается в формировании у детей системы научных знаний, в анализе и синтезе предметов, выделениях в нем важных, существенных признаков (цвет, форма, величина), в выявлении возможных межпредметных связей, в использовании принятых научных терминов (например, квадрат, прямоугольник, треугольник, круг и пр.).

Предполагаемые итоги реализации проекта:

Изучение качественной и количественной классификации, усвоение определенного круга математических понятий, развитие логического и абстрактного мышления, приобретение навыков измерения, представлений о размере, форме и массе предметов, об ориентировке в пространстве.

Ожидаемый  результат:

Развитие умения выделять в геометрических фигурах одновременно два признака (цвета, формы, величины)

Развитие способности классифицировать геометрические фигуры по заданным признакам: цвет, форма, величина.

Перспективный план работы с блоками Дьенеша во второй младшей группе.

Занятия проводятся 3 раза в неделю.

Вводное занятие №1 Знакомство с блоками Дьенеша «Поможем собрать ягоды куклам»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

- познакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по одному из признаков - размеру. Развивать умение группировать фигуры по величине;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

-Воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества;

-Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование: Блоки Дьенеша, 2 куклы (большая и маленькая), 2 корзинки (большая и маленькая), обруч.

Ход занятия:

Вводная часть. Сюрпризный момент.Знакомство с куклами.

К детям в группу приходят две куклы (большая и маленькая), приносят пустые корзинки. Дети знакомятся с куклами. Куклы рассказывают детям, что пошли собирать ягоды на полянку. Воспитатель обращает внимание детей на то, что куклы разной величины, большая и маленькая. У большой куклы большая корзина, а у маленькой куклы маленькая корзина. Ставит кукол рядом и просит показать большую и маленькую куклу и корзины. Куклы приглашают детей на полянку погулять.

Физминутка.

А в лесу растёт черника,

Земляника, голубика.

Чтобы ягоду сорвать,

Надо глубже приседать. (Приседания.)

Нагулялся я в лесу.

Корзинку с ягодой несу. (Ходьба на месте.)

Дети приходят на полянку с ягодами, воспиттатель предлагает детям сорвать по одной ягодке, рассмотреть их. После, куклы просят помощи у детей. Воспитатель предлагает в корзину к большой кукле собрать большие ягодки, а в коробку к маленькой маленькие ягодки. Но прежде чем собрать ягоды, воспитатель предлагает размять пальчики ребятам.

Пальчиковая гимнастика.

С ветки ягодки снимаю,        

(Пальцы расслаблены, свисают вниз. Пальцами другой руки погладить каждый пальчик от основания до самого кончика, как будто снимаю с него  воображаемую ягодку.)

И в лукошко собираю.        

 (Обе ладошки сложить перед собой чашечкой.)

Будет полное лукошко,        

(Одну ладошку, сложенную лодочкой, накрыть другой также сложенной ладошкой.)

Я попробую немножко.        

(Одна сложенная ладошка имитирует лукошко, другой рукой

Я поем ещё чуть-чуть,        

 достать воображаемые ягодки и отправить их в рот.)

Лёгким будет к дому путь!  

(Имитируя ножки, средний и указательный пальчики на обеих руках

 «убегают» как можно дальше.)

 

Заключительная часть.

Ягоды собрали. Куклы благодарят детей за помощь и дарят ягоды. Прощаются.

Занятие № 2 «Цветочные клумбы для куклы Сони»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по одному из признаков - цвету. Развивать умение группировать фигуры по цвету;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать доброту, отзывчивость; побуждать детей оказывать помощь герою;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша, кукла, корзинка,3 клумбы из цветной бумаги.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатаель обращает внимание детей на куклу Соню, которая сидит и плачет. Дети жалеют куклу. Кукла рассказывает детям, что мама дала ей корзину с разными цветочками наказала Соне рассадить их по клумбам. Синие цветочки на синию клумбу, красные на красную клумбу, а желтые на желтую клумбу. Но Соня забыла цвета и поэтому расстоилась и плачет. Воспитатель предлогает детям помочь рассадить цветочки по клумбам.

 

Пальчиковая гимнастика «Мы цветы в саду сажаем»

Мы цветы в саду сажаем,                     Ладошку левой руки сложить в горсть, правой взять «семя», опускать вниз.  

Их из лейки поливаем.                             Имитировать движение «полив из лейки»

Астры,                                                         

Соединить кисти рук, образуя шарик.

Лилии,                                         Раскрыть пальцы в стороны                                                                                               

Тюльпаны                                      Сложить ладошки лодочкой.

Пусть растут для нашей мамы.          Медленно поднять руки вверх, раскрыть в стороны.

Дети рассаживают цветочки по клумбам. Синие на синию клумбу, красные на красную клумбу, желтые на желтую клумбу.

Физминутка «Говорит цветку цветок»

Говорит цветку цветок:

«Подними-ка свой листок»

(дети поднимают и опускают руки)

Выйди на дорожку

Да притопни ножкой

(дети шагают на месте, высоко поднимая колени)

Да головкой покачай

Утром солнышко встречай

(вращение головой)

Стебель наклони слегка -

Вот зарядка для цветка.

(наклоны)

А теперь росой умойся,

Отряхнись и успокойся.

(встряхивание кистями рук)

Наконец готовы все

День встречать во всей красе.

Заключительная часть.

Кукла благодарит ребят за помощь.

Занятие № 3 «Угощенье для зверят»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по одному из признаков - форме. Развивать умение группировать фигуры по их форме;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать заботливое отношение к животным; доброту, отзывчивость;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша; мягкие игрушки: медведь, мышка, львенок; детская посуда для чаепития.

Ход занятия:

Организационная игра «Вместе с солнышком встаем»

Вместе с солнышком встаем, (Дети вытягивают руки вверх)

Вместе с птицами поем. (Машут руками - крыльями)

 С добрым утром, с ясным днем,

 Вот как дружно мы живем. (Выставляют правую руку вперед, затем левую, берутся за руки и покачивают вперед - назад сцепленными руками).

   

Воспитатель: Посмотрите, кто пришёл к нам в гости!  Вы помните, как его зовут? (Игрушка Медвежонок)

- Мишутка!

- Правильно это наш друг, Мишутка! Сегодня  у Миши день рождения, а он почему-то  грустный.

-Почему ты грустишь, Миша?

-Моя мама приготовила угощенье- испекла печенье чтобы я угостил своих друзей мышенка и львенка. Ну и конечно же для меня. И ушла в лес, наказав мне разложить печенье по тарелкам. Мышенок любит треугольное печенье, львенок квадратное, а я круглое. Но вот только я забыл какое из этих печеньев круглое, какое треугольное, а какое квадратное. Мои друзья скоро прийдут, а угощение так и не разложено.

-Что же делать? (помочь Мишутке)

-Как помощь Мишутке? (разложить печенье по разным тарелкам: треугольное, круглое, квадратное)

Пальчиковая гимнастика

Мальчик-пальчик, где ты был?           Сгибать большой палец левой руки

Долго по лесу бродил                          

Сгибать большой палец

правой руки

Встретил я медведя, волка,

Зайца, ёжика в иголках                      

 Большой палец правой руки

поочерёдно

Встретил белочку, синичку,                прикасается с остальными пальцами

Встретил лося и лисичку.                   Большой палец левой руки поочерёдно

Всем подарки подарил                        прикасается с остальными пальцами

Всяк меня благодарил.                   4 пальца последовательно сгибаются-кланяются.

Дети раскладывают печенье по тарелкам. Треугольное, квадратное, круглое. 

Воспитатель: Вот и готов наш стол к встрече гостей. А вот и гости пришли. Мышенок и львенок. Проходите и присаживайтесь за столы на свои места. Ребята посадим мышока где треугольное печенье, львенка где квадратное, а мишутку где круглое. 

Ребята, вы молодцы! Хорошо потрудились!

Мишка радуется разным угощениям. Дети угощают зверят чаем.

Физминутка«Давайте вместе с нами»

Давайте вместе с нами (Поднимают руки в стороны)

Потопаем ногами, (Топают ногами стоя на месте)

Похлопаем в ладоши, (Хлопают в ладоши)

Сегодня день хороший! (Поднимают прямые руки вверх, в стороны)

Заключительная часть.

Мишутка благодарит ребят за помощь.

Занятие № 4 «Дорожка для Маши»»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

- продолжать учить различать блоки по одному из признаков - размеру.  Понимать слова «разные», «одинаковые»

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать доброту, отзывчивость; побуждать детей оказывать помощь герою;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша, игрушки Маша и Медведь, домик бабушки и дедушки; полянка с цветами и ягодами.

Ход занятия

Воспитатаель обращает внимание детей на полянку. Дети подходят и встречают там Машу, которая любуется цветами и ягодами, растущими на полянке.

Маша рассказывает детям, что она пошла по дорожке к бабушке и дедушке. И увидела эту прекрасную полянку. Решила погулять по ней. Пока она любовалась цветами и ягодами, растущими на полянке, дорожку потеряла. И тут вдруг ребята слышат рычание медведя. Воспитатель говорит детям, что нужно помочь найти Машеньке дорожку, чтоб убежать от медведя. И предлогает построить Машеньке дорожку из фигур. Но есть одно условие: дорожку нужно строить так, чтобы рядом не было фигур одинаковой величины.

Пальчиковая гимнастика 

Мы строители, мы строим,   (стучят кулачком о кулачок)
Много мы дорог построим,   (Загибают по очереди пальцы на обеих руках)
И для зайки

Для лисы

И для волка

Для козы

И для Машы мы постороим

Мы дорожку через поле. ( стучат кулачком о кулачок)

Каждый из детей выбирает себе фигуру и от неё строит дорожку.

Маша, благодарит ребят за помощь. И убегает по дорожке.

Физминутка

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке.

(Подскоки на правой ноге.)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке.

(Подскоки на левой ноге.)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим.

(Бег на месте.)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем, как зайки.

(Прыжки на месте на обеих ногах.)

Стоп. Немного отдохнем.

И домой пешком пойдем.

(Ходьба на месте.)

Воспитатель хвалит детей.

 

Занятие № 5 «Заселим домики»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по одному из признаков - цвету. Развивать умение группировать фигуры по цвету;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша, три домика с крышей красного, жёлтого, синего цвета.

 

Ход занятия: 

Воспитатель показывает детям три домика. В домики нужно заселить жильцов – блоки. Дети заселяют в домики жильцов определённого цвета. Затем берут по одному блоку (жильцы выходят на прогулку) и бегут по разным дорожкам. Ведущая меняет домики местами. По сигналу ведущего «жильцы возвращаются в свои домики.

Пальчиковая гимнастика

1,2,3,4,5                  (пальцы в кулачках, поочередно разгибают пальцы

Вышли пальчики гулять     (шевелят паляцами)

1,2,3,4,5                   (поочередно загибают пальцы)

В домик спрятались опять   (стучат кулачками)

Игра повторяется 3 раза. Между играми проводится паличиковая гимнастика.

Занятие № 6 «Собираем кирпичи»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

- Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением.

- содействовать развитию внимания;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

-Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

Оборудование: Блоки Дьенеша, тележка, 2 грузовых машины (большая и маленькая)

Ход занятия:

Воспитатель предогает ребятам сходить на стройку.

Блоки -это кирпичи для стройки. Они лежат в тележке. Рядом стоит большой и маленький грузовики. Надо собрать кирпичи в кузова. Воспитатель делит детей на 2 подгруппы. Показывает детям маленькую фигуру и просит собрать кирпичи такой же величины в маленький грузовик. А другой подгруппе показывает большую фигуру. И просит собрать кирпичи такой же величины в большой грузовик. Дети собирают.

Пальчиковая гимнастика «Большие и маленькие»

Были маленькие мы (пальцы согнуты, прижаты к ладони).

Стали вдруг большие (расправить пальцы, растопырить).

Шалунишки, шалуны (движение «фонарики»).

А дружные какие! (Сцепляют пальцы обеих рук в замок, ладони сжаты.)

Игра « Большой – маленький» Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

Занятие № 7 «Найди фигуру»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

- продолжать развивать умение сравнивать предметы по трем свойствам (цвету, форме и величине). Понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые»

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша.

Занятие проводится с подгруппой детей.

Ход занятия. 

Воспитатель предлогает ребятам размять пальчики перед занятием.

Пальчиковая гимнастика. Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

Блоки лежат на столе. Дети сидят на стульях вокруг стола. Воспитатель показывает детям блок и просит:

- Найти фигуру, как эта по величине

- Найти не такую фигуру, как эта по величине

- Найти фигуру, как эта по цвету

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету

- Найти фигуру, как эта по цвету и размеру

- Найти не такую фигуру, как эта по цвету и размеру

- Найти фигуру как эта по форме

- Найти фигуру не такую по форме как эта.

 

Физминутка

Раз, два, три, четыре, пять,

Начинаем отдыхать! (потянуться)

Спинку бодро разогнули,

Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,

Чтобы отдохнуть опять.

Раз и два вперед нагнуться,

Раз и два назад прогнуться. (движения стишка)

Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)

Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)

 

Игра с блоками проводится еще раз.

Занятие № 8 «Разноцветный мир»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и закреплять умение различать их по одному из признаков - цвету. Развивать умение группировать фигуры по цвету;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша, 3 конверта (синий,красный,желтый),картинки. Ведерки(синее,красное,желтое). Обруч.

Ход занятия:

Вводная часть.

Воспитатель показывает детям конверты.

Но прежде чем открыть конверты предлогает сделать пальчиковую гимнастику.

Пальчиковая гимнастика «Радуга для малышей»

Над полями, над лугами, над бескрайними снегами (руки вверх и в стороны)

Радуга ясная раскинулась, прекрасная, (пальчика все растопырить в стороны и описать дугу,

Сначала каждый пальчик гладим, потом загибаем пальцы по одному)

Вот и красный чудо-цвет,

Он как помидор одет.

Жарких стран он чудо сын,

Оранжевый наш апельсин.

Самый яркий — желтый цвет,

Это солнышка привет.

А зеленый — цвет травы,

Лягушки, огурца, листвы.

Манит в небо голубой,

И зовёт морской волной,

Синий цвет как василек -

Лета жаркого цветок

Фиолетовый красивый,

Он как баклажан и слива!

Вот все радуги цвета,

Вот какая красота! (хлопаем в ладошки)

Открывает красный конверт. Достает и показывает картинки.

Если красный помидор,

То поспел он, ясно,

Если красный светофор,

То идти опасно,

Ну а если красный нос –

Значит на дворе мороз.

Открывает жёлтый конверт:

Жёлтое солнце на землю глядит,

Жёлтый подсолнух за солнцем следит,

Жёлтые груши на ветках висят,

Жёлтые листья с деревьев летят.

 

Физминутка «Желтая песенка»

Желтое солнце на землю глядит, (Руки вверх, потянулись, подняли глаза вверх.)

Желтый подсолнух за солнцем следит. (Качание руками влево-вправо.)

Желтые груши на ветках висят. (Встряхивание руками вниз.)

Желтые листья с деревьев летят. (Махи руками в стороны-вверх-вниз.)

Желтая бабочка, желтая букашка. Желтые лютики, желтая ромашка.

(Приседания.)

Желтое солнышко, желтенький песочек,

Желтый цвет радости, радуйся, дружочек. (Прыжки на месте.)

Показывает синюю страницу:

В синем море – островок,

 

Занятие № 9 «Найди такой же»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

- Продолжать развивать умение сравнивать предметы по величине. Учить соотносить величину предмета с движением. Содействовать развитию внимания.

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность.

-Воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества;

-Совершенствовать навыки ориентировки в пространстве.

- Научить действовать по подгруппам

Оборудование: Блоки Дьенеша, обруч, корзина.

Ход занятия:

Пальчиковая гимнастика
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

Блоки лежат в обруче на ковре. Воспитатель показывает детям маленькую фигуру и просит собрать блоки такой же величины, а другой подгруппе показывает большую фигуру. Предлагает принести фигуры такой же величины.

После того, как дети соберут все фигуры, проводится игра « Большой – маленький» Если дети видят большой блок – поднимают руки вверх, маленький блок – приседают.

 

Занятие проводится 2 раза.

Занятие № 10 «Мышки-норушки»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-Развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать доброту, отзывчивость; побуждать детей оказывать помощь герою;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Блоки Дьенеша, игрушка-мышь, норка мышки(коробка).

Ход занятия:

К детям в гости приходит мышка. Она просит детей помочь сделать запасы на зиму. Мышка очень любит зёрнышки жёлтого (красного) цвета.

Пальчиковая гимнастика

Мышка в норку пробралась,
(Делаем двумя ручками крадущиеся движения)
На замочек заперлась.
(Слегка покачиваем скрещенными в замок пальчиками)
В дырочку она глядит,
(Делаем пальчиками колечко)
На заборе кот сидит!
(Прикладываем ручки к голове как ушки и шевелим пальчиками)

     

Дети выбирают из корзинки «зёрнышки» определённого цвета и приносят их в «норку» к мышке.

Физминутка

Вышла мышка как-то раз

Пальцы обеих рук «бегут» по столу

Поглядеть, который час.

Поворачивают руки ладонями вверх-вниз

Раз, два, три четыре

Сжимают пальцы в кулак

Мышка дернула за гири.

Выбрасывают пальцы из кулаков

Вдруг раздался

          страшный звон,

Соединяют пальцы рук, слегка нажимая кончиками друг на друга

Убежала мышка вон.

Прячут руки за спину (руки-«хвостики»)

Занятие № 11 «В гостях у бабушки»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-  продолжать знакомить детей с логическими блоками Дьенеша и учить различать их по двум из признаков - форме и цвету. Продолжать развивать умение сравнивать предметы по цвету и форме. Понимать слова «разные», «одинаковые»;

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать доброту, отзывчивость к старым людям;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: кукла-бабушка, домик, блоки Дьенеша, коробки для печенья и поднос.

Ход занятия:

Орг. Момент:

Пальчиковая гимнастика

В гости к пальчику большому (выставляют вверх большие пальцы)

Приходили прямо к дому (соединяют под углом кончики пальцев обеих рук) Указательный и средний, (названные пальцы соединяют с большим пальцем на обеих руках одновременно)

Безымянный и последний, С ним мизинчик-малышок (мизинцы выставляют вверх, пальцы сжимают в кулак)

Постучался о порог. (кулачками стучат друг о дружку) Вместе пальчики-друзья.

Дети подходят к домику, где живет бабушка. Здороваются с ней. Бабушка рассказывает детям, что постряпала внучатам печенье на день рождения. Начала раскладывать печенье по коробкам, заполнила их, но не полностью. Так как устала и решила отдохнуть. Воспитатель предлагает помочь бабушке и разложить оставшееся печенье в коробки. На верхней части карточки в ряд выложено несколько фигур. Воспитатель просит детей выложить второй ряд «печенья» так, чтобы под каждой фигурой верхнего ряда оказалась фигура другого цвета и формы. Дети выполняют задание.

 

Физминутка

- Ладушки, ладушки,

Где были?

– У бабушки.

-Что ели

-Кашку.

- Что пили

- Простоквашку.

Кашка масленька,

Простоквaшкa кисленька,         (Ритмично хлопать)

Попили, поели.

Шу, полетели!                               (Помахивать руками кистями.)        

на головку сели.                            (Руки положить на голову.)

Сели, посидели                              (Качать головой.) 

Прочь улетели.                     (Помахивая руками, и пустить их вниз.)

 

Бабушка, благодарит детей за помощь.

Весёлый человечек.
Я – веселый человечек,
Я гуляю и пою.
Я – веселый человечек,
Очень я играть люблю. 
Указательные и средние пальчики обеих рук «шагают» по столу.
Разотру ладошки сильно, 
Растирают ладони.
Каждый пальчик покручу,
Поздороваюсь с ним сильно
И вытягивать начну. 
Охватывают каждый палец у основания и вращательными движениями поднимаются до ногтевой фаланги.
Руки я затем помою, 
Потирают ладони.
Пальчик к пальчику сложу,
На замочек их закрою
И тепло поберегу. 
Складывают пальцы в замок.

Занятие № 12 «Бусы в подарок кукле»

Цели:  Создание условий для развития математических знаний у детей 3-4 лет.

Задачи:

-Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету);

- формировать познавательный интерес к математике;

- повысить уровень развития мыслительных умений, активность, инициативность, внимательность.

- развивать мелкую моторику рук;

- воспитывать доброту, отзывчивость;

-воспитать положительную установку на участие в занятии, навыков сотрудничества.

Оборудование: Листы с нарисованной верёвочкой для «нанизывания» бусинок. Блоки - бусинки. Куклы.

Ход занятия:

Стихотворение Г. Бойко «Кукла»

-Катя в гости собиралась,

Катя в платье наряжалась.

Туфли новые надела,

Долго в зеркальце глядела.

Причесалась не спеша,

До чего же хороша!

Бусы новые надела,

Застегнула неумело,

Разбежались бусы вскачь,

Тише Катенька, не плачь!

Воспитатель предлагает сделать кукле новые бусы. Чтобы бусы получились красивыми нужно чередовать «бусинки» по форме и цвету. Дети собирают несколько бус.

 

Физминутка «Кукла Катя к нам пришла»

Кукла Катя к нам пришла,

И играть нас позвала

Ручками похлопаем 1-2-3,

Ножками потопаем 1-2-3.

Вправо, влево повернулись,

И друг другу улыбнулись 1-2-3.

Вы друг друга не задели,

И на место тихо сели 1-2-3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты