Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».
методическая разработка по математике (старшая, подготовительная группа)

Конева Галина Николаевна

Моделирование плоскостных и объемных объектов из деталей конструктора ТИКО, система логических заданий позволяет педагогу формировать, развивать, корректировать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также помогает детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические дейсвия.

Картотека дидактических игр с использованием конструктора ТИКО может быть использована во всех разделах программы по формирования элементарных математических предствлений у детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер».

Раздел: «Количество и счет»

  1. Дидактическая игра «Цифровая дорожка»

Цель: закреплять умения детей составлять цифровой ряд (числовой луч)  чисел от 1 до 10 и обратно. Развивать мелкую моторику рук пальцев.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: 

1 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр от 1 до 10                            

2 вариант.  Дети выкладывают дорожку из цифр от 10 до 1

3 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр от 3 до 7; от 4 до 9 и т.д. Можно и в обратном направлении.

4 вариант. Дети выкладывают дорожку из  цифр через одну: 1,3,5 и т.д. Можно в обратном направлении

5 вариант. Дети выкладывают дорожку из цифр через две: 1,4, 7,10. Можно в обратном направлении.

6 вариант. Дети выкладывают дорожку из четных цифр: 2,4,6 и т.д. Можно в обратном направлении.

7 вариант. Дети выкладывают дорожку из нечетных цифр: 1,3,5 и т.д. Можно в обратном направлении.

8 вариант. «Угадай, какое число пропущено?»  Педагог составляет числовой луч от 1 до 10, с пропущенными в нем цифрами, которые заменены пустыми квадратами. Задача ребенка – найти пропущенную цифру и поставить ее на соответствующее место. (Аналогично с цифровыми квадратами).

  1. Дидактическая игра «Цветные домики»

Цель: закреплять навык порядкового счета.

Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».

Ход игры:

1 вариант. Дети  по заданию педагога  строят  из квадратов 4 –х этажный дом: первый  этаж – красного цвета, второй этаж – зеленого цвета, третий этаж – синего цвета, четвертый этаж – желтого цвета.

2 вариант. Дети  строят самостоятельно  3-х этажный дом и рассказывают друг другу, какого цвета этажи в  доме.

  1. Дидактическая игра «Цифровой конструктор»

Цель: способствовать запоминанию  цифр через  моделирование плоскостных и объемных фигур.

Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».

Ход игры:

1 вариант. Из деталей конструктора ТИКО дети составляют плоскостные (объемные) цифры: самостоятельно придуманные, либо по образцу (схеме).

2 вариант. Педагог составляет неправильную цифру (в зеркальном изображении - "задом наперед" или перевернутую - "вверх ногами"), а ребенок переставляет детали так, чтобы получилась правильная цифра.

3 вариант. «Преобразование цифр». Например: педагог кладет одну деталь конструктора и просит ребенка добавить только одну деталь так, чтобы получилась цифра. Следующий ход - добавить детали или поменять их местами, чтобы получилась новая цифра. Дальше ребенок преобразует выложенную цифру в другую.

Возможны следующие ряды букв: 1-7; 3-8; 0-6-9; 6-8

  1. Дидактическая игра «Посели соседей»

Цель: упражнять детей в определении последующего и предыдущего числа к названному.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры: 

1 вариант. Педагог называет любое число до 10, дети выкладывают предыдущее или последующее число. Если ребенок ошибся, все хором называют это число.

2 вариант. Педагог называет любое число до 10, дети выкладывают предыдущее и последующее число.

3 вариант.  «Построй цепочку». Педагог  раздает каждому ребенку карточку с числом. Задача ребенка выложить цепочку – из  предыдущих или последующих чисел.

  1. Дидактическая игра «Числовые домики».

Цель: учить  работать с числовым отрезком.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика»

Задания: 

  1. Найдите в наборе квадраты с цифрами от 1 до 9. К квадратам сверху прикрепите треугольники и соедините числовые домики друг с другом в порядке увеличения (уменьшения) чисел.
  2. Пользуясь числовой прямой, ответьте на вопросы: какое число находится между числами 4 и 6? Назови соседей числа 3 и т.д.

  1. Дидактическая игра «Найди пару»

Цель: закреплять умение детей соотносить количество предметов с цифрой.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры:

1 вариант. Используя квадраты с цифрами и квадраты с точками, дети соотносят  количество точек на квадрате с соответствующей цифрой.

2 вариант. Используя квадраты с цифрами,  дети подбирают  соответствующее количество зеленых (желтых) квадратов.

  1. Дидактическая игра «Сделай, как скажу».

Цель: закрепить умение  детей соотносить количество предметов с цифрой.

Материал: конструктор ТИКО « Арифметика» и «Фантазер».

Ход игры:

1 вариант. Дети конструируют  2,3,4 и т.д. домиков.

2 вариант. Дети конструируют  столько домиков, сколько раз педагог  хлопает  в ладоши (топает  ногой и т.д.).

3 вариант. «Какая это цифра?» Дети  конструируют  на один домик меньше.

  1. Дидактическая игра «Засели домик»

Цель: закреплять умения детей составлять числа от 3 до 10 из двух меньших.

Материал: конструктор ТИКО « Арифметика», «Фантазер»,                       «Архимед».

Ход игры: педагог составляет числовой домик с окошками. Объясняет, что цифра на крыше обозначает количество жильцов на каждом этаже, а   жильцов надо заселить по этажам так, чтобы два числа вместе составили число, которое находится на крыше.

1 вариант. На каждом этаже указана только одна цифра, ребенок  должен подобрать и поставить  вторую цифру.

2 вариант. Цифра указана только на крыше, на этажах ребенок сам подбирает цифры.

3 вариант. На каждом этаже указаны по две цифры, но ребенок выбирает только правильные варианты, а не правильные исправляет.

     

     9.Дидактическая игра « Сравни».

Цель: закрепить умения детей сравнивать количество предметов, упражнять  в умении определять, какое число больше или меньше и составлять соотношения при помощи знаков и цифр.

Материал: конструктор ТИКО « Арифметика» и « Фантазер».

Ход игры:

1вариант. Дети конструируют  и располагают слева 5 домиков, а справа 6 домиков, сравнивают  количество домиков слева и справа, ставят  знак сравнения.

2 вариант. Перед детьми знак неравенства. Дети конструируют  домики и располагают  их слева и справа от знака так, чтобы неравенство было верным.

3 вариант. Дети  сравнивают два числа, используя домики (прием наложения), составляют  неравенство, используя цифры и знаки.

4 вариант. Дети сравнивают  два числа,  используя цифры и знаки.

     10.Дидактическая игра «Составь пример».

Цель: упражнять детей в умении находить заданные цифры, нужные знаки, составлять пример и решать его.

Материал: конструктор ТИКО «Арифметика».

Ход игры:

1 вариант. Примеры уже составлены, ребенок  находит правильный ответ, находя нужную цифру.

2 вариант. «Найди пропущенное число». Пример уже составлен, но пропущено одно слагаемое, уменьшаемое или вычитаемое.

3 вариант. Ребенок сам составляет пример, решает его, используя цифры и знаки.

Раздел: «Геометрические фигуры и их свойства»

     1.Дидактическая игра «Разные домики. Цвет»

Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по цвету.

Материал: конструктор «ТИКО  «Фантазер», «Архимед».

Ход игры:

1 вариант. Дети конструируют  домики из фигур только красного цвета.

2 вариант. Дети конструируют  домики синего цвета с желтой крышей.

3 вариант. Дети конструируют  двухэтажный дом: 1 этаж – синего цвета, второй этаж – желтого цвета.

   2.Дидактическая игра «Разные домики. Форма»

Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по форме.

Материал: конструктор ТИКО «Фантазер», «Архимед».

Ход игры:

1 вариант. Дети конструируют домики из квадрата и треугольника.

2 вариант. Дети конструируют  дом из четырех квадратов и четырех прямоугольных треугольников.

3 вариант. Дети конструируют дом из пятиугольника и трапеции.

    3. Дидактическая игра « Разные домики. Величина» (игру можно использовать в разделе» Величина»).

Цель: упражнять детей в классификации геометрических фигур по величине.

Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».

Ход игры:

1 вариант. Дети конструируют три домика: маленький – средний – большой.

2 вариант. Дети конструируют  четыре домика разных по высоте, назови, какие домики у тебя получились.

3 вариант. Дети конструируют два домика: тонкий и толстый.

4.Дидактическая игра «Подбери фигуру»

Цель: Упражнять в сопоставлении формы изображенных на картинах предметов с геометрическими фигурами.

Материал: конструктор ТИКО  «Фантазер», «Архимед». Подставка, на которой размешены модели геометрических фигур, картинки, на которых нарисованы предметы, состоящие из 1-2 или нескольких частей.

Ход игры: 

1 вариант. Водящий объясняет задание: «Я буду указывать на фигуры, а вы среди своих картинок выбирайте те, на которых нарисованы предметы такой же формы».

2вариант. Аналогично, но с объёмными фигурами.

5. Дидактическая игра «Мастерская форм»

Цель: формировать умение воспроизводить разновидности геометрических фигур и  тел.

 Материал: конструктор ТИКО  «Архимед», «Фантазер», схемы.

Ход игры: ведущий объявляет, что дети сегодня поиграют в игру «Мастерская форм», в которой каждый постарается выложить различные фигуры.                                                                                                                    1 вариант. Дети самостоятельно строят знакомые и придуманные разновидности фигур.

2 вариант. Используя развернутую схемы, дети моделируют объемные фигуры – пирамиду, куб, призму, шар.

        6.Слуховой диктант «Составь фигуру» (можно использовать в разделе «Ориентировка в пространстве»)

Цель: упражнять детей в  знании геометрических фигур, развивать ориентировку в пространстве.

Материал: Конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер».

Ход игры: дети садятся за столы и из деталей конструктора через слуховой диктант моделируют любую фигуру, в данном случае зайчонка ТИКО.                                                                                                         Задание:

  1. Расположи прямоугольник вертикально.
  2. Сверху, справа и слева к прямоугольнику прикрепите по одному пятиугольнику.
  3. К верхнему пятиугольнику сверху справа и слева прикрепите два остроугольных треугольника.
  4. К нижней стороне прямоугольника горизонтально по центру прикрепите еще один прямоугольник, Какая фигура получилась?

Раздел: «Ориентировка в пространстве»

  1. Дидактическая игра «Расскажи про свой узор»

Цель: способствовать овладению пространственными представлениями (слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, середина).

Материал: конструктор «ТИКО  «Архимед», «Фантазер».

Ход игры:

1 вариант. Используя  набор конструктора,  игроки составляют по замыслу различный плоскостной узор, состоящий из 5 фигур. Затем, рассказывают, в какой части (слева, справа, вверху, внизу, середине) узора,  расположены те или иные геометрические фигуры.

2 вариант: аналогично с объемными фигурами.

  1. Дидактическая игра «Что изменилось?»  

Цель:  закреплять знание пространственных представлений «справа-слева»,«впереди–сзади».
Материал: конструктор «ТИКО  «Архимед», «Фантазер».  

Ход игры: ведущий  предлагает игрокам рассмотреть расположение фигур на столе по отношению друг к другу. Затем ведущий меняет местами один-два предмета. Открыв глаза, игроки  рассказывают о тех изменениях, которые произошли, где предметы стояли раньше и где теперь. Например, куб стоял слева от пирамиды, а теперь стоит справа от неё и т.д.

Раздел: «Величина»

  1. Дидактическая игра «Умные квадраты»

Цель: формировать умение  сравнивать отрезки различной длины.

Материал: конструктор «ТИКО  «Арифметика».

Ход игры: Ведущий предлагает игрокам  сконструировать из набора отрезки, например, длиной 5 единиц и 9 единиц при условии, что 1 квадрат = 1 единице. Сравнить длины отрезков. На сколько, один отрезок больше другого? Меньше?

                             Раздел: «Ориентировка во времени»

  1. Дидактическая игра «Часы»

Цель: закреплять умение  определять время по часам.

Материал: конструктор ТИКО

Ход игры: дети из остроугольных треугольников моделируют круг, приклеивают цифры (можно латинские), стрелки можно сделать из картона, закрепить их в середине круга. Воспитатель использует карточки с цифровым изображением времени и картинки, изображающие разные режимные  моменты.

Задания:

  1. Педагог раскладывает карточки лицевой стороной вверх, задает значение на циферблате. Дети должны отыскать аналогичное время на одной из карточек.
  2. Педагог раскладывает карточки с цифрами лицевой стороной вниз. Дети открывают каждую карточку  поочередно  и устанавливают на циферблате аналогичное время.
  3. Воспитатель показывает детям карточку, просит передвинуть стрелки так, чтобы они показывали на полчаса раньше или позже, чем указано.
  4. Педагог просит детей рассмотреть картинки, изображающие режимные моменты, рассказать, когда в течение дня они занимаются каждым из дел, соответственно передвинуть стрелки.

                                    Раздел: «Логические задачи»

  1. Дидактическая игра «Логические квадраты»

Цель: закреплять умение решать логические задачи.

Материал: конструктор ТИКО «Архимед», «Фантазер»

Ход игры:

1 вариант. Дети конструируют логический квадрат по условию: цвета не должны повторяться в строчках и столбиках. Для сборки квадрата используют квадраты трех цветов.

2 вариант.  Дети соединяют три квадрата разного  цвета друг с другом, а потом моделируют еще несколько вариантов соединения трех квадратов тех же цветов, но в другом порядке. Порядок соединения квадратов не должен повторяться. Вопрос: «Сколько вариантов у вас получилось?»

3 вариант. Дети раскладывают три геометрические фигуры разной формы друг за другом, а потом моделируют еще несколько вариантов расположения этих фигур, но в другом порядке. Вопрос: «Сколько вариантов у вас получилось?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной доски-«Юный реставратор».

«Юный реставратор» - дидактическая игра для  детей старшего дошкольного возраста, с использованием интерактивной  доски. Цель. Формирование у детей старшего дошкольного возраста предста...

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Дидактические игрыпо РЭМП детей старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»...

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием ТИКО конструкторов «Арифметика» и «Геометрия»

Рекомендации родителям и педагогам по использованию ТИКО-конструкторов "Арифметика" и "Геометрия", для математического развития детей старшего дошкольного возраста....

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО "Арифметика", "Архимед", "Фантазёр"

Дидактические игры с детьми старшего дошкольного возраста с использованием конструкторов ТИКО «Арифметика», «Архимед», «Фантазер»....