Конспект по познавательному развитию формирования элементарных математических представлений в подготовительной к школе
план-конспект занятия по математике (подготовительная группа)

Арсентьева Людмила Сергеевна

Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через игровые задания.

 

 

Образовательные

- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет) в пределах шестнадцати, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число

- Продолжать формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=)

- Продолжать упражнять в ориентировке на ограниченной площади (страница тетради), в определении направлений движения при выполнении графического диктанта;

- Упражнять в выполнении графического диктанта

-Закреплять представления о последовательности дней недели, месяцев.


 

Социально-коммуникативные

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие

-выражать связно свои мысли в словесной форме, формировать определения, ставить вопросы;

-формировать начальные навыки коллективной мышления совместного решения проблемы.

Продолжать учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом», 

Воспитательные

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, птицам

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл arsenteva_l.s.-_konspekt_femp_3.docx41.93 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №48 «Журавлик»

города Новочебоксарска Чувашской Республики

Конспект по познавательному развитию

формирования элементарных математических представлений

в подготовительной к школе группе «Ручеек»

Тема: «Приключения в волшебной стране Колдуна»

Составила:

Арсентьева Людмила Сергеевна,

воспитатель

Новочебоксарск – 2022

Цель: формировать элементарные математические представления дошкольников через игровые задания.

Образовательные

- Закреплять умение называть числа в прямом и обратном порядке (устный счет) в пределах шестнадцати, последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число

- Продолжать формировать умение на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение (к большему прибавляется меньшее) и на вычитание (вычитаемое меньше остатка); при решении задач пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (–) и знаками отношения равно (=)

- Продолжать упражнять в ориентировке на ограниченной площади (страница тетради), в определении направлений движения при выполнении графического диктанта;

- Упражнять в выполнении графического диктанта

-Закреплять представления о последовательности дней недели, месяцев.


Социально-коммуникативные

-развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослым и сверстниками;

-становление самостоятельности, целенаправленности и само регуляции собственных действий;

-формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками.

Речевое развитие

-выражать связно свои мысли в словесной форме, формировать определения, ставить вопросы;

-формировать начальные навыки коллективной мышления совместного решения проблемы.

Продолжать учить пользоваться в речи понятиями: «сначала», «потом»,  

Воспитательные

-Воспитывать уважительное отношение к окружающим, птицам

Методы и приемы: игровой, словесный, практический.

Методические приемы:

  1. Организационный момент.
  2. Игровое упражнение «Назови числа в прямом порядке»
  3. Игровое задание «Подсказки колдуна»
  4. Игровое задание «Сложи ответ из счетных палочек»
  5. Игровое упражнение «Подумай и ответь»
  6. Игровое задание «Реши задачу – подбери ключ к замку»
  7. Игровое задание «Отгадай загадку – найди подсказку»
  8. Игровое упражнение «Построй ряд-отгадай слово- найди подсказку»
  9. Игровое упражнение «Графический диктант»
  10. Игровое упражнение «Назови числа в обратном порядке»
  11. Подведение итогов деятельности

Материал:

демонстрационный - презентация Power Point.

                                    раздаточный – 3 мешочка с крупой (пшеница, семечки, овес)

Корзинка, записки от колдуна 2шт., конверты для заданий А4 - 2шт, А5 - 3 шт. картинка с изображением экрана, рисунки для решения задач, наборы карточки-цифры и карточки-знаки действий («+», «-», «=») карандаши для каждого, карточки с изображением цифр на одной стороне, и букв на обратной стороне - 8шт., схема графического диктанта А4. Тетрадные листы на каждого ребенка, краски, кисти 2 шт. баночка с водой.

Предшествующая работа:

-рассматривание птиц на картинке и на участке,

-кормление птиц,

-беседа с детьми о птицах, 

-рассматривание иллюстраций,

-чтение рассказов,

-стихов, загадывание загадок о птицах, 

-разучивание пальчиковой гимнастики по теме,

-просмотр презентации по теме.

Ход занятия:

1.Организационный момент

(Воспитатель привлекает внимание детей рассказом)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром, по дороге в детский сад, я увидела такую картину: из подъезда дома, который находится рядом с нашим детским садом, вышла старушка с мешочком крупы и рассыпала ее на снег. Как вы думаете для чего это она сделала?  (Ответы детей).

Стайка синиц и воробьев с ближайшего деревца дружно слетелись к ней. Старушка рассказала мне, что она каждое утро подкармливает птиц. Прощаясь со старушкой, я сказала, что в детском саду тоже есть кормушки для птиц и что ребята раскладывают в них корм.

Воспитатель: Скоро мы будем собираться на прогулку, и я приготовила три мешочка с кормом: один с пшеницей для воробьев, второй с семечками для голубей и третий с овсом для синиц. Покормим птиц на прогулке?

(ответы детей.)

Воспитатель: Мешочки я положила в корзинку и поставила на подоконник (подходит к подоконнику). Ой, а где же они? Здесь пусто, только записка какая-то. Прочитаем?

Воспитатель читает записку:

Текст записки: «Я злой колдун. Я похитил ваши мешочки, потому что был голоден. Но то, что я нашел в них – это совсем не вкусно, ведь я больше всего люблю конфеты. Согласен вернуть вам пропажу, если вы выполните мои задания».

Воспитатель: Ребята, выполним задания колдуна?

 (ответы детей.)

       2. Игровое упражнение «Назови числа в прямом порядке».

Воспитатель: Колдун живет в волшебной стране, и чтобы нам попасть туда нужно сосчитать – назвать числа от 1 до 15 в прямом порядке.

       3. Игровое задание «Подсказки Колдуна».

Воспитатель: Вот мы с вами и очутились в волшебной стране. Давайте посмотрим на экран, мне кажется колдун что то хочет нам сказать?

Слайд 1. – на экране появляется изображение Колдуна (звучит аудиозапись с экрана)

Колдун: За выполненное задание вы будете получать свои мешочки. Совсем забыл, все задания я тоже спрятал! Ищите их по подсказкам! Вот вам первая подсказка! Чтобы найти ее, вам нужно повернуться кругом и с левой стороны от вас за большим горшком цветка найти конверт.

(Выполнив все движения, дети находят конверт, открывают его и обнаруживают там загадку.)

 4. Игровое задание «Сложи ответ из счетных палочек»

Воспитатель: Ребята, мы с вами нашли загадку, давайте я вам ее зачитаю, только вы ребята не отвечайте вслух, а выложите ответ с помощью счетных палочек.

Воспитатель: тогда присаживаемся за столы и слушайте внимательно.

У него четыре ножки,
Он не ходит по дорожке,
Он не прыгает, не скачет,
Не смеётся и не плачет.
Тихо у стены стоит,
Кто устал – присесть велит. 

Воспитатель: Ребята кто догодался? Ребята выкладываем ваш ответ счетными палочками

(Воспитатель ходит между партами, и проверяет)

Воспитатель: что же у тебя (имя ребенка) получилось? (Спрашивает у нескольких детей.)

Дети: стул

Воспитатель: у всех такой ответ получился? Правильно ребята — это стул. А сколько палочек ты (имя ребенка) использовал? (ответ ребенка) А ты (имя ребенка)? (ответ ребенка) У кого больше палочек? (ответ ребенка). А на сколько больше? (ответ ребенка)

Воспитатель: Как вы думаете, отгадав эту загадку, где нам искать следующую подсказку?

Дети: Задание нужно искать («под», «над», «за») стулом!

(Дети осматривают помещение группы и находят конверт)

Воспитатель: Молодцы ребята, вы нашли следующее задание - конверт.

(Дети открывают его и рассматривают задание)

          5. Игровое упражнение «Подумай и ответь».

 Воспитатель: Видимо Колдун, перед тем как дать нам следующую подсказку, хочет проверить ваши знания и оставил вопросы.

(Дети стоят в круге, воспитатель зачитывает вопросы)

1)Сколько дней в неделе? (7). Назовите их по порядку.
2) как называются птицы которые зимуют у нас? (зимующие).
3) Какое число следует за числом 15? (16).

4) Сколько месяцев в году? (12). Назовите их по порядку.
5) Прибор для измерения времени? (часы).
6) Сколько крыльев у птиц? (2).
7) Какое число следует за числом 9? (10).
8) Какое число стоит перед числом 7? (6).
9) Назовите по порядку рабочие дни недели? (понедельник, вторник, среда, четверг, пятница).

Воспитатель:: Ребята, вы правильно ответили на все вопросы а следующая подсказка лежит в очень интересном уголке нашей группы, там, где лежат мячи подсказывает нам колдун

(Дети находят в физкультурном уголке - мешочек, открывают его и отмечают, что в мешочке корм – семечки, и что голуби сегодня голодными не останутся.

Воспитатель: (обращает внимание детей на то, что внутри мешочка следующая подсказка – лист с изображением экрана).  

Как вы думаете, что это означает?

 (Дети догадываются и подходят к экрану).

         6. Игровое задание «Реши задачу - подбери код к замку»

Слайд 3.1. – На экране появляется изображение сундука с кодовым замком

Воспитатель: Ребята, что бы это значило? (Ответы детей) злой колдун спрятал следующее задание в сундук и повесил кодовый замок? Как же нам подобрать правильный код?

(Дети высказывают свои предположения).

Воспитатель: Я согласна с вами ребята. Нам нужно решить математические задачи, чтобы подобрать код к этому замку. Для того, чтобы узнать код замка – нам нужно будет получить три цифры.

Для этого я вам предлагаю разделиться на три команды, и подойти к столам.

(Дети самостоятельно распределяются на команды по 2-3 человека и подходят к столам с номерами 1, 2, 3).

На столах лежат сюжетные картинки – изображение задачи, наборы карточки-цифры и карточки-знаки действий («+», «-», «=»).

Воспитатель: Номер каждого стола – это последовательность цифр для кода замка.  А цифры кода мы определим, решив наши задачи и найдя правильный ответ.

Воспитатель: Прежде чем начать работу, давайте вспомним, из каких частей состоит задача?  

      Ответы детей: (в каждой задаче существует условие и вопрос).

      Воспитатель: Правильно, в задаче нам задается условие и вопрос.

Ребята для того, чтобы работа в команде была слаженной – необходимо соблюдать правила: выслушивать мнение каждого члена команды, совместно обсуждать и находить решение задачи. В случае, если у вас возникли какие-то трудности, то можно поднять руку – и я пойму, что вам нужна моя помощь.  

Предлагаю вам начать работу.

(Дети самостоятельно в командах составляют и решают задачи. При необходимости воспитатель оказывает индивидуальную помощь).

Воспитатель: Ребята получилось, найти ответ? Тогда по порядку начиная с первого стола (столы пронумерованы) называем ваши ответы, если вы правильно нашли ответы, то мы сможем набрать код и открыть замок.

Слайд 3.2. – На экране, после ответов детей, по порядку появляются цифры)

Воспитатель: а давайте проверим правильно ли мы подобрали цифры, что бы открыть замок

Слайд 3.3. – На экране появляется открытый сундук

 

Воспитатель: Молодцы ребята вы справились с заданием и открыли замок у сундука. Что же ждет нас дальше? Где нам искать наши мешочки? Колдун нам сейчас подскажет

        7. Игровое задание «Отгадай загадку – найди подсказку»

Слайд 4. – на экране появляется изображение Колдуна (с экрана звучит аудиозапись загадки)

 Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И летаю, и бегу,

И стеклянной быть могу!

Воспитатель: Ребята, вы догадались что это?

Ответы детей: (вода)

(На экране со звуком правильного ответа появляется изображение воды)

Воспитатель: согласна с вами, это вода. А где у нас в группе находиться вода? (в умывальной комнате)

(Дети идут проверять и находят второй мешочек с кормом - семечками и конверт).

Воспитатель: (Имя ребёнка) положи его в корзинку.

Воспитатель: Так, что же там в конверте?

(Дети достают и показывают -  это порванная записка)

Воспитатель читает записку:

Следующая подсказка ….

        8. Игровое упражнение «Построй ряд – отгадай слово - найди подсказку»

Воспитатель: что то совсем не понятно. Ребята, давайте посмотрим может в мешочек еще что, то есть?

(Дети достают карточки)

Воспитатель: Ребята, а сколько их?

(Дети считают, и определяют, что карточек девять).

Воспитатель: Карточек восемь, а вас девять, чего больше вас или карточек? А на сколько больше?

(Ответы детей.)

Предлагаю Мише помочь мне раздать карточки с цифрами. А вы ребята для начала постройтесь в ряд по порядку в соответствии с вашей цифрой. Начинаем строиться от окна.

(Дети выполняют построение).

Воспитатель: Проверим правильность построения. Для этого покажите пожалуйста нам с Мишей какие цифры у вас изображены на карточках.

(Миша определяет, что построение выполнено правильно).

Воспитатель: Ребята, а на обороте наших карточек – буквы, чтобы это значило?

Давайте попробуем перевернуть карточки буквами наверх и положить их в ряд в том же порядке, как вы построились.

(Дети переворачивают карточки, делают вывод о том, что получилось слово и вместе с воспитателем пытаются его прочитать.)

(воспитатель вместе детьми читает слово «МОЛЬБЕРТ»)

Воспитатель: у нас получилось слово мольберт. Предлагаю подойти к нему и посмотреть, что нас там ожидает.

(Дети находят третий мешочек с кормом – овсом.)

Воспитатель: Вот и третий мешочек нашелся, теперь и синички голодными не останутся. (Имя ребёнка) положи его в корзинку. Смотрите ребята на мольберт прикреплен какой-то листок, и на нем птицы наследили. Что за птицы (ответы детей). А как вы думаете, что же могут обозначать эти следы?

(Ответы детей. В случае затруднения детей, воспитатель дает подсказку - такие стрелочки используются при написании графического диктанта).

        9. Игровое упражнение «Графический диктант».

Воспитатель: Синицы приготовили для вас – «графический диктант». Предлагаю вам присесть за столы. Перед тем как начать задание прошу проследить за своей осанкой. С чего мы начинаем выполнять диктант?

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно. Определяем исходную точку на странице тетради.

Так давайте же начнем. От верхнего левого угла страницы отсчитаем пять клеток вправо, затем отсчитаем вниз на пять клеток и ставим исходную точку.

Дальше слушаем внимательно, ошибаться нельзя. От точки:

3кл. вниз; 3кл. вправо; 3кл. вниз; 3кл. влево; 1кл. вниз; 4кл. вправо; 5кл. верх; 3кл. влево; 1кл верх; 3кл. в право; 1кл. верх; 4кл. влево.

Воспитатель: что же у вас получилось?

Ответы детей: цифра пять!

Воспитатель: правильно, это цифра пять – самая высокая оценка в школе, и вы ее заслужили за то, что справились со всеми загадками и заданиями колдуна. Благодаря этому мы смогли вернуть себе все мешочки с кормом для птиц.

         10. Игровое упражнение «Назови числа в обратном порядке».

Воспитатель: Ребята, нам пора в детский сад. Давайте посчитаем -  назовем все числа от 1 до 15, но только теперь в обратном порядке.

 

(Дети считают и «возвращаются» в группу).

               11. Подведение итогов деятельности

Воспитатель: Молодцы! Ребята, а мне показалось, что Колдун не такой уж и злой. По-моему, ему просто стало скучно. А вы как думаете?

(Ответы детей).

Воспитатель: а вам понравилось наше приключение?

(Ответы детей)

Воспитатель: Как нам удалось вернуть наши мешочки с кормом?

(Ответы детей: Мы выполняли различные задания).

Воспитатель: Какое задание для вас было самым трудным?

(Ответы детей).

Какое самым интересным? (Ответы детей).

Какие математические задания вы бы хотели выполнить в следующий раз?

(Ответы детей).

Воспитатель: Сегодня на прогулку мы возьмем мешочки и покормим птиц.

Информационные источники

Литература:

  1. ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, Э. М. Дорофеевой. —  6-ое изд. доп. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2021. — c. 368.
  2. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».
  3. Помораева И. А., Позина В. А. Формирование элементарных математических представлений: Подготовительная к школе группа (6–7 лет).
  4. Примерное комплексно-тематическое планирование к программе «От рождения до школы»: Подготовительная к школе группа (6–7 лет) /Ред.-сост. В. А. Вилюнова.
  5. Метлина Л.С Математика в детском саду: Пособие для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. -М.: Просвещение, 1984.-256 с., ил.

Интернет ресурсы:

  1. https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fwww.shutterstock.com%2Fru%2Fimage-vector%2Fcartoon-kind-wizard-character-old-witch-1552107323&psig=AOvVaw1tVlKIqsgJ5cToqCOucZkc&ust=1647181264366000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCKCGqM3iwPYCFQAAAAAdAAAAABAJ
  2. https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fkot.sh%2Fstatya%2F3211%2Fvyvesti-na-chistuyu-vodu&psig=AOvVaw2Vw0uyfdXGwEA6yenAMglY&ust=1647181975271000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCJiRyJjlwPYCFQAAAAAdAAAAABAD
  3. https://www.google.com/url?sa=i&url=https%3A%2F%2Fru.dreamstime.com%2F%25D0%25B8%25D0%25BB%25D0%25BB%25D1%258E%25D1%2581%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25B0%25D1%2586%25D0%25B8%25D1%258F-%25D1%2588%25D1%2582%25D0%25BE%25D0%25BA%25D0%25B0-%25D0%25BF%25D0%25BE%25D1%2581%25D1%258B-%25D0%25B0%25D0%25B9%25D1%2582%25D0%25B5-%25D1%2583%25D0%25B2%25D0%25B5-%25D0%25BE%25D0%25BC-%25D0%25B5%25D0%25BD%25D0%25B8%25D1%258E-%25D0%25BE-%25D0%25BD%25D0%25BE-%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B2%25D0%25BE%25D0%25B5-%25D1%258D-%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B5-%25D0%25BF%25D0%25B8%25D1%2581%25D1%258C%25D0%25BC%25D0%25BE-%25D0%25BF%25D0%25BE-%25D1%258D-%25D0%25B5%25D0%25BA%25D1%2582%25D1%2580%25D0%25BE%25D0%25BD%25D0%25BD%25D0%25BE%25D0%25B9-image80623927&psig=AOvVaw3_jxha0RyKIKTmbvxihckc&ust=1647182026201000&source=images&cd=vfe&ved=0CAsQjRxqFwoTCLib-LTlwPYCFQAAAAAdAAAAABAK


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Математическое путешествие по странам Формирование элементарных математических представлений, подготовительная к школе группа

Цель занятия: систематизировать и закрепить математические представления детей подготовительной к школе группе.Задачи занятия:• продолжать развивать умение двигаться в заданном направлении.• закрепить...

Конспект непосредственно образовательной деятельности Образовательная область «Познание» (формирование элементарных математических представлений) Подготовительная к школе группа

Воспитатель: Саляхетдинова О.В.Тема недели: «Космос».Тема: «Путешествие в космос».Задачи: Продолжать учить самостоятельно, составлять и решать задачи на сложение и вычитание в ...

Конспект ООД по формированию элементарных математических представлений. Подготовительная к школе группа

Данный конспект был проведен мной в феврале 2017 г в рамках "Месячника открытых занятий для молодых педагогов"....

Рабочая программа по образовательной области "Познавательное развитие" НОД "Формирование элементарных математических представлений" подготовительная к школе группа компенсирующей направленности для детей с ТНР

Новизна данной рабочей программы заключается в том, что непрерывная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений образовательной области «Познавательное...