План по самообразованию на 2023 - 2028 г.г.
план-конспект занятия по математике

Ермишева Елена Петровна

Индивидуальный план по самообразованию

Скачать:


Предварительный просмотр:

План работы по самообразованию воспитателя МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №24» г. Нижнекамск РТ на 2023-2028 годы

Ермишевой Елены Петровны

Тема: Дидактическая игра, как средство формирования элементарных математических представлений у дошкольников»

Цель: Повысить свой профессиональный уровень; систематизировать работу по реализации мероприятий, направленных на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Задачи   

  • Изучить актуальность использования дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников.
  • Активно воздействовать на всестороннее развитие детей:
  • Обогатить новыми представлениями и понятиями; закрепить знания; активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать).
  • Создать как можно больше дидактического материала и дидактических игр, влияющих на формирование элементарных математических представлений у дошкольников.

Актуальность выбранной темы: Ребенок, свободно выражая свои мысли и чувства, развивает в игре математические навыки.

Литература по теме:

  1. Программа «От рождения до школы» — Под ред. Н. Е. Веракса, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой
  2.  Н А. Арапова - Пискарева «Формирование элементарных математических представлений в детском саду 2-7 лет», Москва: Мозаика- Синтез , 2009г;
  3. И.А. Помораева «Занятия по формированию элементарных математических представлений. Москва, Мозаика- Синтез,2016г;
  4.  З.А. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» Москва,1990г.
  5.  Щедровицкий Г.П. «Методические замечания к педагогическим исследованиям игры». // Психология и педагогика игры дошкольников. Под. Ред. Запорожца – М. 2003
  6. З.А.Михайлова. Игровые задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет.сада. – СПб: «Детство-Пресс», 2010
  7. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005.
  8.  Коваленко В.Г. «Дидактические игры на уроках математики». – М.: 2000.
  9.  Перова М.Н. «Дидактические игры и упражнения по математике». - М.:1996.
  10.  В.Волина «Веселая математика» - Москва,2005г.  журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»
  11.   сайт domovenok-as.ru, .Maam.ru
  12.     «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» — А. А. Смоленцева.
  13.  Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. — М.: ВАКО, 2005 г. — 208 с.
  14.  «Малыш и математика, непохожая на математику». Журнал «Знание сила»
  15.  «Игра с правилами в дошкольном возрасте» Н.Я.Михайленко, П.А.Короткова.

 

 2022 – 2023 учебный год

  • Изучение теории по теме: «Использование дидактических игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников».
  • Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .
  • Работа над созданием методических папок.
  • Разработка плана на месяц.
  • Изучение теории обучения детей элементарным математическим представлениям на основе занимательного материала у детей дошкольного возраста раздела образовательной области «Познавательное развитие»
  • Создание новых дидактических игр
  • Создание методической разработки
  • Разработка картотек игр по ФЭМП
  • Посещение занятий воспитателей, по ФЭМП .
  • Разработка плана по самообразованию на новый учебный год.

2023 – 2024 учебный год

  •  Подбор литературы
  • Изучить статью «Малыш и математика, непохожая на математику», журнал «Знание сила»
  • Создание дидактической игры «Квадрат Воскобовича»
  • Консультация для молодых специалистов «Дидактические игры в обучении детей математики»
  • Изучить «Игра с правилами в дошкольном возрасте», авторы

Н. Я. Михайленко, П. А. Короткова.

  • Развивающие игры и игрушки для детей - изучить
  • Создание дидактической игры «Капитошка»
  • Подготовить папку-копилку с занимательными ребусами, головоломками.
  • Итоговое занятие по математике с использованием дидактических игр.

2024- 2025 учебный год

  • Подбор литературы
  • Выступление на родительском собрании «Готов ли ваш ребенок к школе»
  • Выступление на педагогическом совете «Формирование элементарных математических представлений у дошкольника»
  • Изучить литературу «Ступеньки творчества или развивающие игры»

Б. П. Никитин.

  • Чтение математической сказки «В стране «Математике» в пластилиновом районе», анализ и обсуждение сказки с детьми.
  • Создание игры «Читай-ка на шариках», автор Б. П. Никитин
  • Изучить литературу «Дидактические игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. Л. А. Венгер, М. О. Дьяченко».
  • Создание дидактической игры «Логический поезд»
  • Изучить литературу «Учите, играя» А. И. Максакова, Г. А. Тумакова.
  • Показ итогового занятия по кружку «Развивай-ка».

2025 – 2026 учебный год

  • Проведение занятий, с использованием игрового занимательного материала
  • Оформление папки-передвижки «По дороге к математике»-
  • Подготовка картотеки занимательного математического материала.
  • Оформление уголка занимательной математики в группе.
  • Проведение занятий с использованием логических задач и упражнений.
  • Использование загадок, задач-шуток, занимательных вопросов на занятиях и в совместной деятельности воспитателя и детей.
  • Оформление папки-передвижки «Занимательная математика дома в повседневной жизни».
  • Провести консультацию «Формирование математических способностей у дошкольников. Способы и формы работы»
  • Оформить в группе уголок «МАТЕМАТИЧЕСКИЙ СУНДУЧОК»
  • Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете

2026 – 2027 учебный год

  • Изучение, анализ и обобщение литературных исследований по теме.
  • Разработать комплекс занятий и игр по формированию математических представлений для младших дошкольников
  • Создать папку статей по данной теме.
  • Изучить литературу: В. Волина «Веселая математика» - Москва, 1999г.

          «Математика и дети» - А. Белошинская – кандидат пед - х наук.

         «Ориентировка в пространстве» - Т. Мусейнова – кандидат пед - х наук.          

  • Изучить литературу: «Сюжетно – дидактические игры с математическим содержанием» - А. А. Смоленцева.

          «Сенсорное воспитание» - Э. Пилюгина.

          «Развиваем восприятие, воображение» - А. Левина.

        Изучить литературу:

  • Т. А. Фалькович, Л. П. Барылкина «Формирование математических представлений»: Занятия для дошкольников в учреждениях дополнительного образования. - М.: ВАКО, 2005 г. - 208 с.
  • Подготовка картотеки презентаций по ФЭМП.

        Разработка картотек игр по ФЭМП

  • Создать игры-презентации по математике, используя компьютерную технологию.
  • Участие в методических объединениях, в жизни детского сада.
  • Оформление выставки: «Математические игры и упражнения для дошкольника»


Предварительный просмотр:

Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной̆ группе для детей ЗПР на тему Путешествие в осенний лес

Цель: развивать у детей математические представления о времени, о счете, о геометрических формах.

Задачи:

1. Закрепить знания детей о частях суток.

2. Закрепить представления детей об образовании числа 5, навыки

количественного и порядкового счёта в пределах 5 .

3. Закрепить умение правильно согласовывать числительное с существительным.

4. Упражнять в различении круга, квадрата, треугольника.

5. Развивать внимание, речь, любознательность.

6.Воспитыватьусидчивость, самостоятельность, любовь к родному краю.

Предварительная работа:

Беседа с детьми на занятиях по ознакомлению с окружающим и в свободное время о частях суток, геометрических фигурах; рассматривание  иллюстраций с изображением утра, дня, вечера, ночи; закрепление умения отсчитывать заданное количество предметов  в пределах 5 на прогулке и в свободной деятельности;использование дидактических игр: «У кого столько же», «Разложи по порядку», «Покажи такую же фигуру» и др.; разучивание  «Песни паровозика» музыка В. Юровского, слова Г. Сапгир.

Материал к занятию:

Демонстрационный материал: изображения клена и березы, по 5 листьев березы и клена,  билеты с номерами вагонов по количеству детей, аудиозапись минусовой фонограммы «Песня паровозика» музыка В. Юровского, магнитофон.

Раздаточный материал: по 1 большому синему квадрату, 1 большому красному треугольнику и 1 маленькому жёлтому кружку.

Ход занятия:

(Дети стоят в кругу на ковре.) Ребята, вы знаете, что сутки состоят из нескольких частей. Назовите их. (Утро, день, вечер, ночь.) А что бывает в разное время суток, знаете? Вот сейчас мы это с вами проверим в игре «Верно-неверно». Согласны? (Да). Сложите руки «лодочкой» так, если бы вы приготовились ловить мячик. Если я говорю вам то, что вы считаете правильным, то вы захлопывайте ладошки, как будто поймали мяч. А если я говорю что-то неправильно, то вы делаете движения, как будто бы подбрасываете мяч ко мне.

1. Утром солнышко встаёт.

2. Днём в небе ярко светит луна.

3. Вечером люди ужинают.

4. Ночью всегда светит солнце.

5. Утром люди ложатся спать.

6. Днём взрослые работают, а школьники учатся.

7. Вечером дети приходят в детский сад.

8. Ночью на небе светят луна и звёзды.

Молодцы, я вижу, что вы всё хорошо знаете, что бывает в разное время суток. А ещё я хочу вам открыть один секрет — чтобы целый день было хорошее настроение, утро должно начинаться с улыбки! Так что давайте сейчас все улыбнёмся, порадуемся весеннему солнышку, и день сегодня у нас пройдёт замечательно!

А, давайте, мы с вами отправимся в осенний лес.  

Ребята, вы любите путешествовать? (Да). Тогда приглашаю вас совершить это путешествие на математическом поезде. Я буду машинистом поезда, а вы  вагонами. Вот вам билеты с номерами вагонов. (Назначаю детей, даю им билеты, спрашиваю, каким по счёту вагоном будет каждый, затем предлагаю занять свои места). Вагоны! Стройтесь по порядку! Ребята, правильно построились вагоны? (Да). Поехали.  

Мы благополучно добрались? Посмотрите сколько деревьев здесь растет. Давайте, мы с вами найдем листья и посчитаем их.

  (Дети находят, выставляют на наборное полотно. Напоминаю, что листья надо ставить один под другим, чтобы можно было увидеть, каких листьев больше, а каких меньше). Все листочки  нашли? Давайте сосчитаем, сколько вы нашли кленовых листьев. (Вызванный ребёнок считает, говоря итоговое число: «Всего  четыре листочка». Другой ребёнок считает березовые листья.) Что можно сказать про кленовые и березовые листья? (кленовых и березовых листьев поровну, по 4). Правильно, а как это же можно сказать по-другому? (кленовых листьев столько же, сколько и березовых). Правильно, молодцы, только я вижу, что вы не все листья собрали.  Ну-ка, давайте ещё поищем. (Дети ищут, находят). Точно, вот этот листок так хорошо спрятался, что даже вы его не заметили. Молодец, Саша, что ты его всё-таки нашёл.  Иди и поставь листик к остальным. Сколько кленовых листьев, давайте посчитаем. (Считаю кленовые листья, выделяя интонацией слово «пять»). Сколько стало кленовых листьев? (5) Как получилось 5 листьев? Сколько мы нашли сначала? (4) Сколько ещё нашли потом? (1) Сколько стало? (5) Каких листочков получилось больше? (кленовых) Сколько их? (5) Каких меньше? (березовых) Сколько их? (4) Какое число больше 5 или 4? Какое меньше? Как сделать, чтобы этих листьев стало поровну, по 5? Открою вам секрет. Где – то здесь спрятался еще один листочек — Давайте его искать. (Дети находят).

Ах, ты, озорник, надо же, в такое местечко спрятался, что мы тебя не нашли. Помести его, Данил, к березовым листочкам. Сколько теперь березовых листочков? (5) Как получилось 5 листьев?

Что теперь мы можем сказать о листьях? (Их поровну, по 5, или кленовых листьев столько же, сколько и березовых). Правильно, молодцы, вот мы с вами и узнали сегодня, как можно получить число 5. А кто нам помогал?  

Вот это был первый сюрприз, который приготовили нам лесные жители.. Ребята, мамам мы помогли найти все листья, но где же сам лесовичок?

Давайте поищем её на лугу. Ой, а здесь второй сюрприз. Садитесь за столы. фигурки  каких животных у вас на столе? Назовите одним словом. (дикие животные)

Давайте поможем бабушке разместить животных на лугу: В правый верхний угол поместите зайца, в левый верхний угол –ежика, в нижний правый угол-лису, в нижний левый угол-белку, а в середину поставьте медведя, он будет следить за порядком. Молодцы.

А теперь животные приглашают вас отдохнуть.

Звериная зарядка.
Раз - присядка,
Два - прыжок.
Это для зверят зарядка.
Все щенята как проснуться
Любят долго потянуться
Обязательно зевнуть
Рыжим хвостиком вильнуть
А котята спинку выгнуть
И легонечко подпрыгнуть
А теленок круторогий
Широко расставив ноги
То одной, то всеми вместе
Долго топчется на месте
Вот как все зверятки делают зарядку.

Молодцы, а теперь садитесь за столы, сядьте прямо, расправьте свои плечи. Кто это так жалобно скулит? Ой, это сторож — пёс Барбос. Чем же он так огорчён? (У него сломалась будка). Ребята, давайте построим ему новую. Как вы думаете, из чего можно её построить? (Из геометрических фигур). Какие фигуры у вас на столе? (Большой синий квадрат, большой красный треугольник и маленький жёлтый круг). Кто хочет на доске построить будку для Барбоса? Иди, Никита, а вы, ребята будете строить будки у себя на столе. (Дети строят). Ой, какая красивая будка получилась! Как вы думаете, понравилась она Барбосу? Молодцы, хорошо потрудились.

А вот и наш  Лесовичок. Здравствуй, лесовичок! Где же ты был? Мы нигде не могли тебя найти!

Бабушка: «Так у меня в лесу дел много, а ещё я вам приготовил угощение. А вы чем тут занимались без меня? » (Дети рассказывают бабушке). «Ой, ну и молодцы. Так помогли мне. За это я приглашаю вас к себе домой на чаепитие».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План саморазвития воспитателя на 2023-2028 уч.год

План саморазвития воспитателя на 2023-2028 уч.год...

Индивидуальный план самообразования на 2023-2028 г.

Индивидуальный план самообразования на 2023-2028 г....

План по самообразованию на 2023 - 2028 г

План по самообразованию на 2023 - 2028 г...

План по самообразованию на 2023 - 2028 г.г.

Индивидуальный план по самообразованию на 2023 - 2028 г.г....

ПРОГРАММА САМООБРАЗОВАНИЯ на 2023 – 2028 учебный год

План самообразования на тему "Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста" 2023 - 2028 уч.год...

План по самообразованию на 2024 -2028 уч.гг

Индивидуальный план  по самообразованию на межаттестационный период помогает правильно организовать работу на ближайшие пять лет....