ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"
методическая разработка по математике (старшая группа)

Степанова Анастасия Анатольевна

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

 Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.

Задачи:

- Развивать  интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;

- способствовать развитию  мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира на примере конкретного сказочного сюжета;

-учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx341.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

"Ужурский детский сад №1 "Росинка"

План работы по самообразованию

Тема:  «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

http://paidagogos.com/wp-content/uploads/2017/06/veselye-cifry.jpg

Воспитатель: А.А. Степанова

г. Ужур

2022-2023 уч. год

Предмет математики настолько серьезен,

что надо не упускать случая,

сделать его занимательным

Б. Паскаль

Актуальность темы

Дошкольный возраст – это начало всестороннего развития и формирования личности ребёнка. В этот период у детей наблюдается интенсивное физическое, психическое, а так же познавательное, интеллектуальное развитие. Формирование математических представлений является мощным средством интеллектуального развития дошкольника, его познавательных сил и творческих способностей. Родителей и нас педагогов всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребёнка в дошкольном возрасте, как правильно подготовить его к школе. Один из показателей интеллектуальной готовности ребёнка к школьному обучению - уровень развития математических и коммуникативных способностей.

Обучению дошкольников началам математики в настоящее время отводится важное место. Это вызвано целым рядом причин: началом школьного обучения с семи лет, обилием информации, получаемой ребенком, повышением внимания к компьютеризации, желанием сделать процесс обучения более интенсивным, стремлением родителей в связи с этим, как можно раньше научить ребенка узнавать цифры, считать, решать задачи.

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребенка и его познавательную активность. Я уверена, что знания, данные детям в занимательной форме, усваиваются быстрее, прочнее и легче, чем те, которые представлены сухими упражнениями. Недаром народная мудрость создала сказку, которая является для ребенка наиболее подходящей формой обучения. С помощью сказок и заданий на смекалку, сообразительность, задач-шуток мы уточняем и закрепляем представления детей о числах, об отношениях между ними, о геометрических фигурах, временных и пространственных отношениях. Сказки, чтение отрывков художественной литературы мотивируют детей и направляют их мыслительную активность на поиск способов решения поставленных задач.

Используя  занимательную математику мы ставим дошкольников в условия поиска, пробуждаем интерес к победе, следовательно, дети стремятся быть быстрыми, находчивыми.

Я считаю что, обучение детей математике в дошкольном возрасте способствует формированию и совершенствованию интеллектуальных способностей: логике мысли, рассуждений и действий, гибкости мыслительного процесса, смекалки и сообразительности, развитию творческого мышления.

Постановка проблемы

На занятиях по формированию элементарных математических представлений у многих детей отсутствовал интерес к математике, существовали затруднения с мышлением, вниманием. Чтобы повысить уровень математического развития, активность детей, развить у них интерес к математике, я решила использовать  сказки.

Новизна плана

Заключается в применении в педагогической практике современного детского сада систематизированного плана по внедрению разнообразных развивающих сказок с математическим содержанием.

В его основу положен принцип постоянного наращивания трудности в сказках, гибкость и вариативность их применения, закрепление и усложнения одной той же сказки. Четко обозначены направления работы по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольн6ого возраста не только в непосредственно образовательной деятельности, но и в совместной деятельности с детьми.

Это позволяет нам формировать элементы логического мышления и развивать интеллектуальные способности детей, не нарушая законов и этапов психического и физиологического развития, а также, учитывая индивидуальные особенности детей,  делает обучение детей интересным детей и, содержательным, ненавязчивым.

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста.

 Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.

Задачи:

- Развивать  интерес к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок;

- способствовать развитию  мыслительных операций, восприятия, памяти, внимания, мышления, первичных представлений об основных свойствах и отношениях объектов окружающего мира на примере конкретного сказочного сюжета;

-учить применять полученные математические знания в практической деятельности и повседневной жизни.

Предполагаемый результат 

  • Создание в группе математического уголка;
  • Применение детьми математических знаний и умений в самостоятельной деятельности, проявлений творческой инициативы;
  • Развитие у детей интереса к математике, стремления к преодолению трудностей;
  • Осознание родителями важности формирования элементарных математических представлений у детей с помощью сказок;

Методы и приемы работы с детьми

  • Сказки математической направленности;
  • Задачи шутки;
  • Дидактические игры;
  • Игры –головоломки (Танграм, Колумбово яйцо, палочки Кюизенера);
  • Развивающие игры и упражнения;
  • Лепка;
  • Конструирование;
  • Рисование.

Формы и методы работы с родителями

  • Индивидуальные беседы;
  • Анкетирование « Математика для развития вашего ребёнка»;

 Консультации: «Роль сказки в формировании элементарных  количественных  представлений  у дошкольников», «Математические игры в домашних условиях»,  «Моделирование сказки в формировании математических представлений»;

  • Родительское собрание «Сказка – в мире математики»;
  • Фотовыставка «Учимся дома»;
  • Изготовление папки – передвижки «Математика для дошкольников»;
  • Памятка «Математика в играх дома»;
  • Творческая мастерская  « Сочини математическую сказку».

Формы и методы работы с педагогами

  • Мастер – класс для педагогов «Математический досуг на основе сказки»;
  • Консультация «Игры и упражнения на основе сказок, как часть НОД в математическом развитии детей»
  • Оформление буклетов, памяток для педагогов по данной теме;
  • Выставки дидактических игр по теме самообразования;
  • Выставка сказок с творческой мастерской «Сочини математическую сказку»

        Ожидаемые результаты для детей

  • У детей расширяются математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентировке в пространстве, времени;
  • Интерес к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;
  • Образное и логическое мышление, умение воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;
  • Произвольное внимание;
  • Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д.;
  • Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Ожидаемые результаты для педагога и родителей воспитанников

  • Повышение профессионального уровня и педагогической компетентности педагога по теме самообразования;
  • Повышение компетентности родителей воспитанников формирование элементарных математических представлений.

Методическое сопровождение

  • Организация развивающей среды по формированию элементарных математических представлений (уголок математики)
  • Разработка картотеки математических сказок
  • Разработка картотеки дидактических игр
  • Консультационный материал для родителей
  • Консультационный материал для педагогов

Этапы работы

I этап подготовительный

  • Изучение, анализ и систематизация психолого-педагогической, методической литературы, а так же  интернет - источников по данному вопросу.
  • Проведение мониторинга с целью определения уровня  развития математических способностей детей своей группы.
  • Модифицирование и адаптирование существующих разработок  по формированию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
  • Анкетирование родителей с целью выяснения сложностей в вопросе по ФЭМП детей.
  • Поиск более  эффективных форм, методов и приемов  работы воспитателей по преодолению сложностей в вопросе формирования элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.
  • Постановка цели, разработка содержания образовательно-воспитательного процесса, составление плана работы по данной теме.
  • Проведение итогового занятия.
  • Проведение мастер-класса.
  • Сотрудничество с семьями воспитанников.

II этап основной

  • Работа над планом;
  • Работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды деятельности;
  • Работа с педагогами;
  • Работа с родителями.

III этап заключительный

  • Проведение итогового занятия
  • Результативность профессиональной педагогической деятельности и достигнутые результаты.

Сроки работы над темой самообразования: сентябрь 2022 г. – май 2023 г.        

Перспективный план работы по теме  самообразования

«Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр» на 2022-2023 учебный год.

Этап работы

Месяц

Работа воспитателя

Работа с детьми

Работа с родителями

Работа с педагогами

I

Сентябрь

- Выбор и определение темы самообразования;

- Планирование работы по теме самообразования;

- Определение цели, задач, подбор методической литературы, работа с картотекой и видеотекой,

изучение опыта педагогов на интернет сайтах.

- Выбор диагностики знаний и умений детей в данной области;

- Изучение психологических особенностей развития детей дошкольного возраста;

- Знакомство, изучение, анализ литературы, видео и аудиоматериалов;

- Создание картотеки сказок для работы с детьми;

- Изучение методической литературы по данной теме;

- Подготовка и проведение родительского собрания.

- Проведение педагогической  диагностики по ФЭМП

- Анкетирование «Математика для развития вашего ребёнка»;

Октябрь

-Чтение сказки «Три медведя»;

- Рисование на тему: «Дорисуй предмет»

-Консультация «Математические игры в домашних условиях».

- Создание библиотеки математических сказок.

- Консультация «Игры и упражнения на основе сказок, как часть НОД в математическом развитии детей»

Ноябрь

- НОД « Колобок на новый лад»

- Графический диктант

- Родительское собрание: «Сказка – в мире математики»;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

- Оформление буклетов для педагогов по данной теме.

Декабрь

-Создание картотеки математических сказок;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

- Чтение сказки «Два жадных медвежонка»

- «Штриховка геометрических фигур»

- Фотовыставка «Учимся дома»;

Январь

- Подготовка  и проведение Мастер-класса для педагогов;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

-  НОД «Стоит в поле Теремок»

-«Выложи геометрическую фигуру из счетных палочек»

-Творческая мастерская  «Сочини математическую сказку».

- Мастер – класс для педагогов «Математический досуг на основе сказки»

Февраль

- Подбор материала для консультации;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

- Чтение сказки «Козленок, который умел считать до 10»;

- «Рисуем по точкам»

- Консультации: «Роль сказки в формировании элементарных  количественных  представлений  у дошкольников»

- Выставка сказок с творческой мастерской «Сочини математическую сказку»

Март

- Оформление папок-передвижек;

- пополнение картотеки ФЭМП;

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

- НОД « Маша и гуси – лебеди»

- «Нарисуй по заданию»

- Папка-передвижка -«Математика для дошкольников»

- Консультация для родителей «Развитие математических способностей у детей дошкольного возраста в процессе изучения окружающего мира».

- Проведение открытого занятия;

- Оформление памятки для педагогов по данной теме.

Апрель

- Пополнение математического уголка дидактическими и развивающими  играми.

- Чтение сказки «Цветик - Семицветик»;

- Лепка « Моя любимая цифра»

- Памятка «Математика в играх дома»

- Консультация для родителей «Моделирование сказки в формировании математических представлений».

- Выставка дидактических игр по теме самообразования.

Май

Самоанализ плана самообразования.

- Проведение педагогической  диагностики по ФЭМП

-Фотоотчет о проделанной работе за год.

- Отчет по теме самообразования в виде презентации.

Литература:

1. Веракса Н.Е. и др. От рождения до школы. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010г.

2. И. А. Помораева, В. А. Позина «Занятия по формированию элементарных математических представлений в старшей группе детского сада.»

3. Давайте поиграем. Математические игры для детей 5-6 лет. - Под ред. А.А.Столяра. - М.:Просвещение, 1991.

4. З.А Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников» - Москва,1990г.

5. Чилинрова Л.А., Спиридонова Б.В. «Играя, учимся математике». – М.:2005.

6. В.Волина «Веселая математика» - Москва,2005г.

7. Журналы «Дошкольное воспитание», «Ребёнок в детском саду»

8. Сайты domovenok-as.ru, .Maam.ru, nsportal.ru, infourok.ru

Вывод:

В заключение можно сделать следующие вывод: развитие познавательных способностей и познавательного интереса дошкольников – один из важнейших вопросов воспитания и развития ребенка дошкольного возраста. От того, насколько будут развиты у ребенка познавательный интерес и познавательные способности, зависит успех его обучения в школе и успех его развития в целом. Ребенок, которому интересно узнавать что-то новое, и у которого это получается, всегда будет стремиться узнать еще больше – что, конечно, самым положительным образом скажется на его умственном развитии.

Мой план  позволил детям расширить математические знания о количестве и счете, форме, величине предметов, ориентировке в пространстве, времени. Дети стали использовать эти знания в самостоятельной деятельности.

Участие в плане родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка.

Дети получили ответы на интересующие вопросы и сделали выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними.

Проведенная работа позволила сделать процесс по формированию элементарных математических представлений у детей более интересным и доступным.

Сказки  математической направленности способствуют успешному обучению основам математики, формированию математического мышления, стимулируют развитие творческого воображения, воспитанию настойчивости, воли, усидчивости, целеустремленности.

Использование современной научной литературы помогло мне осуществить данный план и проявить на практике свои профессиональные знания, фантазию, творчество.

 Роль взрослого  – поддержать интерес детей. Обучая маленького  ребёнка в процессе игры в сказку,  мы стремимся  к тому, чтобы радость от игровой деятельности перешла в радость учения. Учение должно быть радостным!

Адрес публикации: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/351867-plan-po-samoobrazovaniju-po-temeformirovanie


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по развитию элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста.

Формирование приемов умственной деятельности, творческого и вариативного мышления детей. ...

: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно...

Методическая разработка для воспитателей дошкольных учреждений Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста через дидактическую игру

Современные требования к дошкольному образованию определяют необходимость использования новых организационных форм, при котором интегрировались бы элементы познавательного, поискового, игрового ...

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающих игр В.В. Воскобовича: «Волшебная восьмерка», «Змейка».

Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста с использованием универсального средства «Коврограф Ларчик», «Мини Ларчик», развивающ...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...