: «Организация образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».
статья

Чернова Анастасия Владимировна

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 64 «Солнечный зайчик»

Статья

Тема: «Организация образовательной деятельности при формировании

элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте, посредством квест-технологий».

Подготовила: воспитатель Чернова А. В.

Смоленск 2019

Образовательный квест - есть совершенно новая форма обучающих и развлекательных программ, при действии которой, дети полностью погружаются в происходящее, получают заряд положительных эмоций и активно включаются в деятельность.

Живой квест, не только позволяет каждому участнику проявить свои знания, способности, но и способствует развитию коммуникационных взаимодействий между игроками. Это стимулирует общение и служит хорошим способом сплочения  играющих.

В квестах всегда присутствует элемент соревнования, неожиданности (неожиданная встреча, таинственность, атмосфера, декорации). Все это способствует развитию аналитических способностей, фантазии и творчества, так как участники могут дополнять живые квесты по ходу их прохождения. Использование квестов дает возможность ухода от традиционных форм обучения детей и значительно расширить рамки образовательного пространства.

Чтобы квест действительно был увлекательным и одновременно, обучающим, чтобы были задействованы все участники и давалась возможность каждому проявить себя, от педагога требуется высокий профессионализм. Он выражается в плане подготовки такой игры и в ходе ее проведения.

Идей для квестов может быть много, но самое главное – грамотная их  реализация. Сценарий должен быть понятным, детальным, продуманным до мелочей.

При подготовке и организации образовательных квестов необходимо определить цели и задачи, которые ставит перед собой организатор, с учетом возраста участников, пространства, где будет проходить игра и написанием сценария. Самое главное и трудоемкое, это заинтересовать участников.

Дети сталкиваются с различными проблемами, придумывают, как с ними справиться, и в конце игры получают определенный результат. Это, несомненно, творческий акт, который осуществляется в процессе игровой деятельности.

 Общая игровая цель известна участникам изначально и определяет игровую «легенду», особенности и правила заданий. Общая цель представляет собой особый,  «внутренний мотиватор программы».

 В каждом квесте обязательно совмещены элементы обучения и отдыха. Обучение процесс незаметный, ведь при решении поставленных игровых задач можно узнать много нового.

 В ходе организации работы по квест-технологии реализуются следующие задачи:

- образовательная - вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс, в ходе которого формируются новые знания

- развивающая - развитие интереса, творческих способностей, воображения дошкольников, поисковой активности, стремления к новизне

 - воспитательная - воспитание толерантности, личной ответственности за выполнение работы.

 При формировании предметно-развивающей среды необходимо учитывать, что это пространство, которое дает детям возможность воображать, придумывать, творить, так как предметно-развивающая среда является «пусковым механизмом» для творческой активности.

Создание такой среды - первый шаг к достижению поставленной цели.

При планировании и подготовки квеста немаловажную роль играет сам сюжет и то образовательное пространство где будет проходить игра. Будет ли это закрытое пространство или более широкое поле деятельности, сколько будет участников и организаторов, откуда будут стартовать участники, будут двигаться в определенной последовательности или самостоятельно выбирать маршрут. Для составления маршрута можно использовать разные варианты:

-  Маршрутный лист (на нем могут быть просто написаны последовательно станции и где они расположены)

-  загадки, ребусы, зашифрованное слово, ответ на которые и будет то место, куда надо последовать)

-  «Волшебный клубок» (на клубке ниток последовательно прикреплены

записки с названием того места, куда надо отправиться. Постепенно разматывая клубок, дети перемещаются от станции к станции)

- Карта (схематическое изображение маршрута)

- «Волшебный экран» (планшет или ноутбук, где последовательно расположены фотографии тех мест, куда должны последовать участники)

- Участники могут узнавать о том, куда дальше идти после того, как

выполнят задание на станции (от организатора, ответ на задание и есть название следующей станции,  нужно найти спрятанную подсказку на определенной территории).

Принципы организации квестов:

- все игры и задания должны быть безопасными

 - задачи, поставленные перед детьми, должны соответствовать возрасту участников и их индивидуальным особенностям

- ни при каких обстоятельствах нельзя каким-либо образом унижать достоинство ребенка

-  в содержание сценария требуется внедрить разные виды деятельности, так как выполнять однообразные задания дети указанного возраста, согласно психологовозрастным особенностям, не могут

 - задания необходимо продумать таким образом, чтобы они были последовательными, логически взаимосвязанными

- игра должна быть эмоционально окрашена с помощью декораций, музыкального сопровождения, костюмов, инвентаря

- дошкольники должны четко представлять цель игры, к которой они стремятся (например, найти клад или спасти доброго персонажа от злого)

- следует продумать временные интервалы, во время которых дети смогут выполнить задание, но при этом не потеряют к нему интерес

- роль педагога в игре - направлять детей, «наталкивать» на правильное решение, но окончательные выводы дети должны делать самостоятельно.

В дошкольном учреждении квесты можно проводить в разных возрастных группах, начиная уже со второй младшей группы. Но чаще всего в старших группах, где у детей уже присутствуют навыки и определенный запас знаний и умений. Во многих квестах принимают участие не только дети, но и родители.

Квест, с его почти безграничными возможностями, оказывает неоценимую помощь педагогу, предоставляя возможность разнообразить воспитательно-образовательный процесс, сделать его необычным, запоминающимся, увлекательным, веселым, игровым.

Преимущество данной технологии в том, что она не требует какой-то специальной подготовки воспитателей, покупки дополнительного оборудования и вложения денежных средств. Главное - это желание педагогического коллектива заложить основы полноценной социально успешной личности в период дошкольного детства.

Квест - технология, которая имеет четко поставленную дидактическую задачу, игровой замысел, обязательно имеет руководителя (наставника), четкие правила, и реализуется с целью повышения у детей уровня знаний и умений.

Роль педагога-наставника в квест-игре организационная, иначе говоря, педагог определяет образовательные цели квеста, составляет сюжетную линию игры, оценивает процесс деятельности детей и конечный результат, организует поисково-исследовательскую образовательную деятельность.

Основными критериями качества квеста являются его безопасность для участников, оригинальность, логичность, целостность, подчинённость определённому сюжету, а не только теме, создание атмосферы игрового пространства.

Условия, необходимые для организации и реализации квест -

технологии на занятиях по формированию элементарных

математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Развивающая предметно-пространственная среда должна быть:

- содержательно - насыщенной

- трансформируемой

 - полифункциональной

- вариативной

- доступной

- безопасной.

Насыщенность среды должна соответствовать возрастным возможностям детей и содержанию Программы.

1. Образовательное пространство должно быть оснащено средствами обучения и воспитания (в том числе техническими), соответствующими материалами, в том числе расходным игровым, спортивным, оздоровительным оборудованием, инвентарем (в соответствии со спецификой Программы).

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря (в здании и на участке) должны обеспечивать: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников, экспериментирование с доступными детям материалами (в том числе с песком и водой). Двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях. Эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно-пространственным окружением. Возможность самовыражения детей.

2.  Трансформируемость пространства предполагает возможность изменений предметно-пространственной среды в зависимости от образовательной ситуации, в том числе от меняющихся интересов и возможностей детей.

3.  Полифункциональность материалов предполагает:

- возможность разнообразного использования различных составляющих предметной среды, например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм.

Наличие в группе полифункциональных (не обладающих жестко закрепленным способом употребления) предметов, в том числе природных материалов, пригодных для использования в разных видах  детской активности (в том числе в качестве предметов-заместителей в детской игре).

4. Вариативность среды предполагает:

- наличие в Организации или Группе различных пространств (для игры, конструирования, уединения и пр.), а также разнообразных материалов, игр, игрушек и оборудования, обеспечивающих свободный выбор детей

- периодическую сменяемость игрового материала, появление новых предметов, стимулирующих игровую, двигательную, познавательную и исследовательскую активность детей.

5. Доступность среды предполагает:

- доступность для воспитанников, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, всех помещений, где осуществляется образовательная деятельность

- свободный доступ детей, в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья, к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности

- исправность и сохранность материалов и оборудования.

6. Безопасность предметно-пространственной среды предполагает соответствие всех ее элементов требованиям по обеспечению надежности и безопасности их использования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад : Квест - технология, как форма организованной образовательной деятельности при формировании элементарных математических представлений в старшем дошкольном возрасте

Прародителями «реальных» квестов являются компьютерные игры, в которых игрокам приходилось решать головоломки, преодолевать препятствия, чтобы их компьютерный герой дошел до конца игры. То...

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен года".

Конспект организованной образовательной деятельность по формированию элементарных математических представлений с детьми дошкольного возраста средней группы на тему: "Путешествие в страну времен г...

ИОМ "Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр"

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Практика дошкольного образования показывает, что на успешность обучения влияет не только содержание предлагаемого материала, но также форма его подачи, которая способна вызвать заинтересованность ребе...

План работы по самообразованию на 2023-2024 год Тема: «Формирование элементарных математических представлений детей старшего дошкольного возраста посредством сказок и развивающих игр»

Цель: формирование  математических представлений посредством создания сказочных ситуаций для детей старшего дошкольного возраста. Исходя, из этого я определила для себя следующие задачи.Зада...