Конспект НОД по математике в средней группе "Поиск и составления закономерностей"
методическая разработка по математике (средняя группа)

Мерсалова Ирина Сергеевна

Сформировать у детей умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушения, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_-_poisk_i_sostavleniya_zakonomernostey.doc102.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по математике в средней группе

Тема: Поиск и составления закономерностей (Ритм)

 

Цель: Формировать понятие ритма, умение в простейших случаях находить закономерности и их нарушение, самостоятельно составлять последовательности с ритмичным повторением элементов.

Задачи: Закреплять свойства предметов, умение находить признаки сходства и различия, умение объединять предметы со сходными признаками и выделять из совокупности предметы, отличающиеся по какому-либо признаку.

Обучать делению совокупности на 2 равные части.

Закреплять навыки счета в пределах 5.

Развивать речь, мыслительные операции (анализ, сравнение, обобщение, классификацию).

Материалы к занятию:

Демонстрационный - различные музыкальные инструменты, в том

числе барабан, бубен; картинки зданий; фигуры для иллюстрации понятия "ритм"; картинки времен года (зима, весна, лето, осень); картинки частей суток (утро, день, вечер, ночь).

раздаточный - рисунки музыкальных инструментов, кубики

LEGO (или геометрические фигуры), карточки для нахождения лишнего предмета.

Ход занятия:

I. Игра: "Музыканты".

Цель — формирование понятия ритма.

На столе у воспитателя выставлены различные музыкальные инструменты: игрушечное пианино, металлофон, барабан, бубен, игрушечная балалайка и т.д., а на столах перед детьми разложены рисунки музыкальных инструментов.

Воспитатель: Что общего у этих предметов? Как все их можно назвать?

Дети: Музыкальные инструменты.

Воспитатель: Почему их назвали музыкальными? 

Дети: На них можно играть разную музыку.

Воспитатель: Вы слышали, как музыкальный работник играет вам на пианино красивые мелодии. Их можно сыграть на гитаре и скрипке, трубе и аккордеоне. А можно сыграть мелодию на барабане? (На нем можно отбить ритм.)

Воспитатель предлагает детям походить под ритм барабана — стучит то быстрее, то медленнее. Дети должны двигаться соответственно ритму.

Воспитатель: Ритм существует не только в музыке, но и в поэзии, строительстве зданий, человеческом организме, природе, живописи. Дети выполняют следующие задания.

Воспитатель: Ребята, приложите руку к сердцу, и вы почувствуете и услышите, что сердце стучит в определенном ритме.

Воспитатель показывает изображение здания с колоннами одинаковой цилиндрической формы и другое, у которого колонны разной формы и толщины находятся на разном расстоянии друг от друга.

Воспитатель: Ребята, расскажите, где есть ритм в расположении колонн. Какое здание красивее.

Воспитатель: Ребята, ритмичные изменения есть в природе. Так, например, времена года идут по порядку (зима, весна, лето, осень) и повторяются, т. е. в смене времен года есть ритм.

Воспитатель: Давайте расставим времена года по порядку.

Дети на доске раскладывают картинки времен года.

Воспитатель: А что было бы, если бы природный ритм нарушился?

Ответы детей.

Воспитатель: В смене частей суток тоже есть ритм, есть повторение (утро, день, вечер, ночь)

Дети раскладывают на доске картинки частей суток.

II. Физкультминутка.

Дети по очереди отбивают ритм на бубне, барабане (они сами выбирают способ), остальные ходят, приседают, поднимают руки и т.п. в соответствии с ритмом. Во время движения предложить детям считать от 1 до 5 и от 5 до 1 в соответствующем ритме.

III. Поиск закономерностей.

Воспитатель располагает на доске ритмичный орнамент и просит детей объяснить, какие элементы повторяются, а потом ребята продолжают этот ритм. Например,

Затем воспитатель выкладывает орнамент с нарушением ритма, дети должны увидеть нарушение ритма и выразить это в речи.

При обсуждении заданий воспитатель просит детей назвать третью, пятую, вторую и т.д. фигуру в орнаменте.

IV. Деление совокупности предметов на две равные части. Составление закономерностей.

Дети сидят по 2 человека. Перед ними на столе коробка с двумя одинаковыми наборами из 8 - 10 кубиков LEGO, из которых можно составить орнамент (если кубиков LEGO нет, можно использовать геометрические фигуры). В зависимости от уровня подготовки детей кубики могут отличаться только по цвету, только по размеру или по цвету и размеру.

Воспитатель: Ребята, перед вами коробка с набором кубиков. Разделите кубики поровну.

Дети самостоятельно должны решить поставленную проблему - не только математическую, но и личностную.

Через 2-3 мин воспитатель объясняет, как проще и правильнее решить данную задачу: один берет красный кубик, другой берет такой же и т.д.

Воспитатель: Выложите ритмичный орнамент, но не такой, как у соседа.

Затем все дети вместе с воспитателем ходят от стола к столу, рассматривают работы, обсуждают их.

V. Итог занятия.


Список используемой литературы.

  1. Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации. – М., «Баланс», 1998. – 160 с.
  2. Л.А. Венгер, Э.Г. Пилюгина. Воспитание сенсорной культуры ребёнка. - М„ 1988 г.
  3. Л.А. Венгер, М.О. Дьяченко. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста. - М., 1989 г.
  4. А.А. Смоленцева. Сюжетно-дидактические игры с математическим содержанием. - М., 1993 г.
  5. А.К. Бондаренко. Дидактические игры в детском саду. - М., 1991 г.
  6. Т.И. Ерофеева, Л.Н. Павлова, В.П Новикова. Математика для дошкольников. - М., 1992 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект по математике в средней группе

закреплятьс детьми счёт в пределах 4;учить сравнивать две группы предметов;различать и называть части суток...

Конспект по математике в средней группе.(открытое занятие)

Конспект по математике в средней группе .Тема : «Потерянная цифра 4»(счёт в пределах 4,открытое занятие)....

Конспект по математике в средней группе.

Интересное закрепляющие занятие  по математике в средней группе....

Конспект по математике в средней группе.

Интересное закрепляющие занятие  по математике в средней группе....

Конспект по математике в средней группе "Путешествие в страну Геометрия"

ЗАДАЧИ:Образовательные:- Учить называть геометрические фигуры, описывать их свойства;- Развивать умение классифицировать и обобщать фигуры по трем свойствам- Закреплять умение выкладывания геометричес...

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»

Конспект логопедического занятия в средней группе Тема: Составление рассказа с опорой на сюжетную картинку «Моя любимая игрушка»Цель : Учить составлять рассказ по сюжетной картинке, п...