Главные вкладки

    Материал по теме:
    Памятки-буклеты для родителей

    Аксенова Анна Ивановна

              В своей работе с родителями применяю памятки в форме буклетов. Эта форма удобна тем что родители могут получив буклет не только прочитать имеющийся в ней материал, но и поиграть со своими детьми в предложенные игры. Надеюсь что мой опыт работы в данном направлении будет полезен как для педагогов-психологов ДОУ так и для воспитателей.

    Скачать:

    Предварительный просмотр:

    1. Светлый легкий блестящий...
    2. Белый мягкий съедобный...

    Игра «Какой игрушки не хватает?»

    Цель:  развитие зрительной памяти.

    Ход игры: Поставить перед ребенком на 1 минуту 4-5 игрушек, затем попросить ребенка   отвернуться и убрать одну игрушку.

    Вопрос к ребенку: «Какой игрушки не хватает?»

    Игру можно усложнить:

     а) увеличить количество игрушек;

     б) ничего не убирать, а только менять игрушки местами.

           Играть можно 2-3 раза в неделю (игрушки меняются).

         

    Переверни страницу

    Читая ребенку сказку или рассматривая с ним картинки, предложите ему запомнить картинку, а потом переверните и задайте несколько вопросов по картинке

    - сколько мячей было в комнате?

    - сколько окон?

    - куклы сидели или стояли?

    - были ли на окнах цветы?

    - сколько детей было в комнате и т.д.

    Помогут в развитии памяти и разучивание стихотворений, перессказывание сказок, выполнение заданий по памяти:

    - нарисуй 3 квадрата, 1 круг и первую фигуру зачеркни;

    - нарисуй 4 треугольника, 2 овала, 2 и 3 фигуры разукрась красным карандашом и т.д.

     

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

    МДОБУ Центр развития ребенка детский сад №3 «Колокольчик»

    Памятка для родителей

    В игры играем –

    память развиваем.

    Составитель: педагог-психолог

    Аксенова А.И.

    г. Новокубанск.

           Говорят, у одних она большая и крепкая, а у других  совсем дырявая – не чего не держит.

           О чем идет речь? О корзине? О кладовой? Нет, речь идет о памяти.

    Память!  В ней собраны наши знания, воспоминания, опыт, бесценные сокровища ума. Чем больше объем и прочность памяти, тем больше таких сокровищ.

         Специалисты различают кратковременную и долговременную память, а также виды памяти в зависимости от характера запоминаемого материала: моторную, слуховую, зрительную, вербальную (словесную), логическую. 

         Преобладание у человека того или иного вида памяти говорит о том, как ему легче воспринимать информацию: виде зрительных образов или словесной информации, совершая какие-то действия или выстраивая логические цепочки.

    Очень часто эти виды памяти выступают в определенных сочетаниях:

    1. Зрительно-моторная память

    необходима для выполнения работы по образцу (списывание с доски, работа с прописями, с последующим выполнением задания по памяти);

    1. Вербально-моторная (работа со

    словесной инструкцией с указанием порядка выполнения задания: написание под диктовку элементов букв, рисование под диктовку геометрических узоров по клеточкам);

    1. Логическая память

    (запоминание последовательности слов, действий в сюжетных рассказах и т.д.)

        У дошкольников преобладает непроизвольное запоминание (запоминание без цели), поэтому если вы хотите чему-то научить ребенка-дошкольника, необходимо помнить:

    1. Цель обучения должна быть

    эмоционально значима для него – достигнув цели, ребенок ждет похвалы или удивления взрослого.

    1. Лучше сохраняется материал,

    который поразил и увлек ребенка.

    1. Дети очень любят

    соревнование, игру.

    1. Во многом внимание

    дошкольника зависит от изобретательности взрослых, их фантазий.

          К семи годам у ребенка начинает формироваться произвольная память

    (сознательное запоминание), это связано с физиологическим развитием ребенка.

     Предлагаем вам ознакомиться с правилами запоминания, соблюдение которых поможет вам и вашему ребенку при обучении в школе.

    1. Детская память характеризуется

    тем, что заучивание похожего материала стирает предыдущий. Поэтому, прежде чем приступить

    к изучению следующего учебного материала, сделайте перерыв или дайте возможность ребенку сменить деятельность.

    1. Чтобы запомнить новый

    материал его лучше всего учить на ночь(таблицу умножения, стихотворение и т.д.)

    1. Чтобы ребенок лучше запомнил

    новый материал, ему при изучении необходимо задавать вопросы: о чем это? Что про это говорится? И т.д.

    Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие произвольной памяти.

    Игра «Слово за слово».

    Цель: развитие памяти и увеличение объема памяти, расширение и активизация словаря

    Взрослый начинает игру и говорит:

      «На полянке растут цветы:….» («В лесу живут...», «В саду на деревьях растут...». «В зоопарке можно увидеть...» и т. д.)

     Ребенок повторяет сказанное и добавляет название цветка («ромашка»), третий игрок (или

     вновь взрослый) повторяет всю

    фразу и добавляет название цветка («одуванчик»). И так далее. Это позволит расширить словарный запас у ребенка и стимулирует развитие памяти.  

    Игра « Два предмета».

    Цель: активизация зрительной памяти, сосредоточение ребенка на отдельных свойствах предметов. Развитие способности по описанию свойств определять, каким предметам эти свойства принадлежат.

    - Назови два предмета обладающих сразу тремя признаками:

    1. Гладкий черный твердый...
    2. Темный тяжелый шумный...


    Предварительный просмотр:

    6.Выкладывание из палочек, спичек, пуговиц фигур, узоров, предметов по образцу.

    7. Списывание, спечатывание текстов.

    8.Игры на развитие слухового внимания: «Узнай по голосу?» (отвернувшись, ребенок должен узнать, кто его позвал: мама, папа, бабушка или дедушка); «Слушай хлопки» (ребенок должен повторить ритмический рисунок

    хлопков, который только что слышал от взрослого).

    9. Вычеркивание заданных букв из печатного текста: «Найди и зачеркни все буквы «У» из статьи в газете.

    10. Для того чтобы ребенок учился управлять своим вниманием, его надо просить больше рассуждать вслух, выполняя какое-то поручение или самостоятельно играя проговаривать порядок действий.

    Желаем удачи!

    МДОБУ Центр развития ребенка

    д/с №3 «Колокольчик»

    Памятка для родителей

    В игры играем – внимание развиваем.

    Составитель: педагог-психолог

    Аксенова А.И.

    г. Новокубанск

           

    Уважаемые родители, быстро пролетит лето и ваш ребенок пойдет в школу, и, наверное, вам не безразлично как он будет учиться. Одним из условий успешного обучения ребенка в школе является развитие произвольного, преднамеренного внимания, т.е. умение действовать без отвлечений, следовать инструкциям и контролировать получаемый результат.

    Что же такое – ВНИМАНИЕ?

    Внимание это форма организации познавательной деятельности, избирательная направленность сознания на какой-либо объект.

     У  малышей преобладает непроизвольное внимание, т.е. в сознании у них фиксируется то, что ярко, эмоционально, привлекательно.  У вашего ребенка уже необходимо формировать произвольное внимание. Его развитие во многом позволит облегчить  процесс обучения в начальной школе, когда от ребенка потребуется делать не то, что хочется, а то, что необходимо.

    Предлагаем вам несколько простых игр и упражнений на развитие внимания у вашего ребенка.

    1.  «Найди игрушку».

    Цель: развитие зрительного внимания, умения по описанию находить предметы.

    Задание: по описанию взрослого нужно найти игрушку (предмет) находящуюся в комнате. Если ребенок выиграл, поменяйтесь ролями: пусть теперь он не называя предмет, опишет его, а вы попробуете найти.

    2. «Найди отличие»

    Цель: развитие умения концентрировать внимание на деталях.

    Задание: ребенок рисует любую не

     сложную картинку (дом, человечек и др.) и передает ее взрослому, а сам отворачивается. Взрослый дорисовывает несколько деталей и возвращает картинку. Ребенок должен заметить, что изменилось в рисунке. Затем взрослый и ребенок могут поменяться ролями.

    3. «Чего не стало?»

    Цель: развитие зрительного внимания.

    Задание: перед ребенком раскладывается несколько игрушек (от 5 до 10) или предметов (шахматные фигуры, костяшки домино, пуговиц и др.)

    и просят запомнить. Затем ребенок отворачивается, а взрослый убирает один или несколько предметов. Повернувшись, ребенок должен сказать чего не стало. По такому же принципу проводится игра

    4. Домино, лото, шашки, мозаика.

    5. Раскрашивание по образцу и рисование элементарных узоров по клеткам по образцу.


    Предварительный просмотр:

    ! Различение правильно и зеркально изображенных буквенных и цифровых знаков.

    Напишите ряды цифр и букв некоторые из которых написаны не правильно и предложите ребенку найти и зачеркнуть написанные неправильно.

    ! Нахождение сочетания букв (цифр) в ряду других.

    Найди точно такую же группу букв среди остальных

     ! Сопоставление букв (цифр), выполненных разными видами печатного и рукописного шрифта.

    Какие буквы написаны? Сколько их?

    ! Выделение в предметах (геометрическом или буквенно-цифровом материале) сходных деталей и группировка их на этой основе.

    Раздели все буквы на 3 группы. Чем похожи эти буквы? Раздели геометрические фигуры на 3 части.

    ! Срисовывание по образцу фигуру или букву;

    ! Складывание из палочек фигуру (по образцу);

    ! Дополнение недостающего элемента фигуры или буквы;

    ! Соотнесение буквы с предметами (по представлению) (О - обруч, З - змея);

    ! Реконструирование буквы, добавляя элемент (например, из А -Л -Д).

    ! Детям очень нравится игра «Чья цепочка длиннее»?

    Напишете букву и предложите ребенку превратить ее в другую. В какой цепочке получится больше букв. 

    Литература:

    А. В. Запорожец. "Психология", М., Учпедгиз, 1953 Коррекционная педагогика в начальном образовании./ Под ред. Г.Ф. Кумариной. – М.: Академия, 2001

    Локалова Н.П. “Как помочь слабоуспевающему школьнику”, – М.: изд. “Ось-89”, 2003. – 95с.

    Бугрименко Е.А., Цукерман Г.А. Чтение без принуждения. – М.: Творческая педагогика, 1993.-96с.

    Материалы сайтов: «Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»: http://festival.1september.ru (Издательский дом "Первое сентября") , http://adalin.mospsy.ru

    МДОБУ-ЦРР детский сад №3 «Колокольчик»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Готовим детей к школе

      «В игры играем –        

               восприятие

                     развиваем».

    Составитель: педагог-психолог

                     Аксенова А.И.

    г. Новокубанск.

    Детство - пора удивительных открытий. Мир предстает притягивающим разнообразием форм, цветов, запахов, вкусов, звуков. Чтобы правильно ориентироваться в окружающем мире, важно воспринимать не только каждый отдельный предмет (дом, цветок, радугу), но и ситуацию, комплекс каких-то предметов в целом (игровую комнату, картину, звучащую мелодию).  Объединить отдельные свойства предметов и создать целостный образ помогает восприятие - процесс отражения человеком предметов и явлений окружающего мира при их непосредственном воздействии на органы чувств.                

    Ребенок не рождается с готовым умением воспринимать окружающий мир, а учится этому.                                                                 Развитие восприятия, имеет очень важное значение в общем развитии детской психики. Без этого невозможно формировать ни память, ни мышление, ни воображение ребёнка. Вместе с тем развитие восприятия имеет большое значение для подготовки дошкольника к поступлению в школу.
    Школьное обучение уже с первых дней предъявляет большие требования к умению ребенком внимательно слушать учителя, умению сознательно наблюдать за тем, что он показывает во время урока, и пр.                                            Важную роль в развитии восприятия в дошкольном возрасте имеет изобразительная деятельность и игры, в частности игры дидактические. Интересная игра привлекает внимание то теми, то другими особенностями предметов и заставляет ребёнка более точно, более сознательно их воспринимать.
    1. Игры на формирование у детей целостного образа предмета.                                                    ! Разрезные картинки, пазлы, кубики с картинками, мозаика, конструктор.

    ! Лото-вкладки

    ! Игры-головоломки, на воссоздание из геометрических фигур образных изображений

    2. Упражнения на совершенствование зрительного анализа, осмысленности восприятия.

    ! Узнавание контурных или силуэтных изображений предметов.

    Какие предметы изображены? Назови их.

    ! Узнавание точечных или пунктирных изображений предме тов, геометрических фигур, букв, цифр.

    Какие предметы изображены? Назови их.

    ! Узнавание зашумленных (перечеркнутых) или  наложенных друг на друга изображений предметов, геометрических фигур, буквенного или цифрового материала.

    Какие буквы и цифры написаны здесь? Назови.

    ! Нахождение заданной фигуры (буквы, цифры) в ряду других (например в газетной статье)

    ! Найди и обведи все треугольники.    

    ! Поиск отличий в сходных изображени ях.

    ! Поиск в предметных или сюжетных картинках недостающих или неадекватных деталей.

    3. Упражнения на развитие зрительно-пространственного восприятия и зрительной памяти

    ! Угадывание предметов или букв, цифр на незаконченных ри сунках, узнавание их по отдельным характерным деталям. Поощрите малыша за вариативность! Это говорит о гибкости его мышления.


    Предварительный просмотр:




    МДОБУ Центр развития ребенка



    д/с №3 «Колокольчик»







    Памятка для родителей





    «Говорю с ребенком...



     на языке игры»





    Составитель: педагог-психолог



                                  Аксенова А.И.













    г. Новокубанск.




    Не ждите приглашения от своего ребенка, чтобы поиграть, проявите собственную инициативу!

    Используемая литература:

    Арнаутова Е.П. Об игровой компетентности родителей дошкольников.//Детский сад от А до Я №5 /2006

    Михайленко Н.Я., Короткова Н.А. Как играть с детьми. – Изд. 2-е, дораб. – М.: Академический Проект, 2001.

    Наш адрес: Краснодарский край,

                         г. Новокубанск,

                         ул. Первомайская,22а

    Уважаемый родитель!

    Позволяйте себе иногда отключиться от окружающих проблем и погрузиться в игровую атмосферу жизни своего ребенка. Это не только полезно, но и приятно! Вспомните свое собственное детство, ведь это было здорово?! Вот и отправляйтесь прямо сейчас вместе с ребенком в увлекательный мир игровых путешествий.

          Если Вы пришли к ребенку в его комнату или уголок, поинтересуйтесь для начала, во что он любит играть или уже играет? Можно ли с ним поиграть? После этого Вы можете подключиться к уже начавшейся игре, взяв на себя подходящую по сюжету роль или предложить собственный сюжет, если игра у ребенка «не клеится».

         Уважаемый родитель! Если вам кажется, что игровой опыт Вашего малыша недостаточен, попробуйте во время игрового общения с ним брать инициативу в свои руки. Найдите привлекательную для себя роль и от лица этого персонажа вступайте в игровой диалог со своим ребенком.          Постарайтесь не выходить из роли несколько минут естественность, и непринужденность Вашего поведения наверняка будут замечены ребенком и по достоинству оценены.

           Если Ваш ребенок уже приобрел игровой опыт в группе детского сада или общаясь с соседскими ребятами дома, возьмите на заметку тематику некоторых самодеятельных игр для домашнего уик-энда!

         Любимая игра девочек – «В семью». Какими домашними делами займутся члены «игрушечной» семьи? Станут готовится к дню рождения? Замечательно! Кто из игрушек будет именнинком? Надо подумать о подарке. А кто придет в гости? Как развлечь гостей? Чем вкусненьким угостить? Играйте на здоровье.

         Вы давно собирались «В зоопарк»? Не хотите ли отправится прямо сейчас, пройти по вольерам, где живут разные животные... сначала вместе с ребенком соберите всех имеющихся в доме зверей, птиц и пресмыкающихся. Определите в комнате место для зоопарка. Понадобятся также билетная касса, билетер, экскурсовод. Фантазируйте дальше вместе с ребенком. Зоопарк уже открылся...

         В «Туристическом агентстве» предлагают билеты. Кому достанется

    роль менеджера или агента бюро путешествий? С помощью современной техники – компьютера, телефона, факса (коробки из-под обуви или конфет) – агент знакомит потенциальных путешественников с турами на разные континенты. Хорошим оснащением игры станут рисунки ребенка про места, где он побывал с вами в отпуске; старые открытки с изображением растений, обитателей природных зон, городскими пейзажами, сувениры и другое. Сюжет игры выведет на развитие параллельных сюжетов – « В аэропорт», «В авто- или железнодорожный вокзал». Объединив несколько игровых сюжетов, Вы можете играть не один день.

         Если Вы выбрали «Морское путешествие», для корабля вполне подойдет стул или кресло. Наверняка у ребенка есть название кораблю. Подходящий прием для обыгрывания сюжета игры – воображаемые действия, ваши и ребенка. Будут кстати руль, бинокль, рация из предметов заместителей (пустая коробка, крышка от кастрюли). Кому-то понравится роль радиста, а кто-то захочет стать врачом или поваром в ресторане на верхней палубе... через минуту корабль снимается с якоря...


    Предварительный просмотр:

    «Интересно, когда капли дождя падали на землю, что происходило?» (Примеры ответов детей из наших занятий: «Становилась грязь», «Лужи стали», «Выросли цветы», «Листочки стали»). Второй вариант проблемной ситуации в этом примере: «Как помочь девочке добраться сухой до дома?»

    (Варианты ответов – нарисовать зонтик, плащ с капюшоном и др.).

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад №3 «Колокольчик»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Развитие любознательности у детей 3-4 лет.

    Составитель: педагог-психолог                    А.И. Аксенова

    г. Новокубанск

    Есть у меня шестеро слуг,
    Проворных, удалых,
    И всё, что вижу я вокруг, -
    Всё узнаю от них.
    Они по знаку моему
    Являются в нужде…
    Зовут их: «Как и  почему,
    Кто, что, когда и где…»
    Р. Киплинг

    Какого ребенка мы называем любознательным? В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию. Содержание детских вопросов разнообразно. Дети спрашивают об окружающих их предметах, о далеких планетах и космосе, о явлениях общественной жизни, о природе, происхождении человека и всего живого на Земле, войне и мире, нормах и правилах поведения, смысле и значении отдельных слов и т. д.

    На протяжении дошкольного возраста детские вопросы изменяются по форме. Малышей 3-4 лет интересует название предметов, их свойства, качества. Они задают вопросы в форме: «Где? Кто? Что? Какой? Когда?» Ответить на все вопросы маленького «почемучки», порой не хватает сил. Но многие из них можно предвидеть, и помочь ребенку в познании окружающего мира.

    Для неокрепшей психики 3-4-х летних детей появление представлений – огромная нагрузка, воспринимать легче, чем представлять. Поэтому

     •         Ходите с детьми на прогулки, на которых рассматривайте окружающие предметы, наблюдайте за явлениями природы (листопад, как блестит лужа, капли дождя на стекле и т.д.), побуждайте ребенка задавать вопросы, вопросы – это «выходы» познавательной активности  (принимаете любые версии его ответов). Важно, чтобы дети хотели задавать вопросы и умели это делать.

    •        Хорошо, если Вы предлагаете ребенку познавательные сказки. Например, вышла однажды тучка погулять. Посмотрела вниз, увидела желтую траву, деревья без листьев и заплакала. Так пошел осенний дождик. (Вы можете придумывать такие сказки сами или использовать уже готовые. Покупая книжки малышу, обратите внимание именно на познавательные серии).

    •        Отгадывание загадок (важно, чтобы загадки и развивали и веселили): отгадать воображаемый предмет, действие, назначение предмета и т. д.

    Комочек пуха,

    Длинное ухо,

    Прыгает ловко,

    Любит морковку.

    (Кролик, заяц)

    •        Комментирование и разбор путаниц (использовать книжки, придумывать словесные путаницы самим). Например, Вы показываете малышу картинку, на которой собака сидит на дереве, а петух – в будке: «Что здесь перепутано?»

    •        Рисовать с ребенком проблемные ситуации. Например, Вы рисуете девочку, которая вышла погулять; рассказываете об этом ребенку. Далее: «Светило солнышко, вдруг пошел дождь» (рассказ сопровождаете рисунком).


    Предварительный просмотр:

    1. Используйте путаницы,

    нелепицы, загадки, рисование проблемных ситуаций.

    1. Поощряйте  создание детских

    «коллекций», помогайте их пополнять.

    ЖЕЛАЮ УДАЧИ!

    г. Новокубанск.

    ул. Первомайская, 22 а,

    тел. 8-86-195-3-24-43

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад №3 «Колокольчик»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Развитие любознательности у детей 4-5 лет.

    Составитель: педагог-психолог                    А.И. Аксенова

    г. Новокубанск

    Есть у меня шестеро слуг,
    Проворных, удалых,
    И всё, что вижу я вокруг, -
    Всё узнаю от них.
    Они по знаку моему
    Являются в нужде…
    Зовут их: «Как и  почему,
    Кто, что, когда и где…»
    Р. Киплинг

          В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Основой любознательности является познавательная, исследовательская активность детей, удовлетворение которой во многом и будет определять пытливость детского ума, его интерес к знанию.

         Появление представлений у пятилетних детей создает благоприятные условия для развития внешней и внутренней речи, для развития мышления.

    Ребенок 4-5 лет играет не только с

    игрушками, но и с мыслями. Мысль, слово и дело так сливаются в сознании ребенка, что собственная неумелость огорчает его до слез. Интуитивно он чувствует, что для творчества необходима только радость и он добывает ее любыми способами, даже незаконными. Например, сделав ошибку в речи, он может сказать: «А это Ваня сказал неправильно». Возможность ошибки ему неприемлема – он же знает, как надо, значит, он не мог ошибиться.

          Возраст 4-5 лет – возраст почемучек. Именно в этом возрасте наблюдается любовь к игре словами, перевертышам. Как помогать ребенку на этом этапе? Будьте внимательными, благодарными, заинтересованными слушателями; поддерживайте самооценку малыша; радуйтесь вместе с ним, будьте для него интересным партнером.

    1. Важно знакомить ребенка с

    предметами, явлениями, событиями, которые находятся за пределами его непосредственного восприятия и опыта.

    1. Например, для мальчиков,

    которые любят играть с машинками,  можно рассказать сказку об автомобиле, где в занимательной и доступной форме дается информация об устройстве автомобиля; подобрать картинки о разных авто, книжки-раскраски и т.д. Тем самым поддерживается интерес ребенка, расширяются его познавательные устремления.    

    Помните: дети готовы познавать то, к чему относятся благосклонно, положительно, что вызывает у них интерес.

    1. Можно использовать рассказы из

    реальной жизни, но давать возможность для творчества, фантазии детей. Например: «Ты видишь вон тот дом? (показываете ребенку на дом вдалеке) За этим домом есть игровая площадка. Знаешь, что на ней?...» За этим домом могут быть – парк, гаражи, интересное дерево и т.д.

    1. Новая информация должна

    отталкиваться от опыта ребенка и имеющихся у него представлений об окружающем мире: «Мы едим ложками и вилками, а есть такие страны – Япония, Китай, где люди едят с помощью палочек»; «У нас мальчики и мужчины носят брюки, а есть страны (Шотландия), где мужчины могут надевать клетчатые юбки» и т.д. Помните, предлагать ребенку нужно то содержание, в котором Вы сами хорошо ориентируетесь. Если же у вас возникают трудности в ответах на вопросы «почемучек» не стесняйтесь сказать ребенку, что вы не знаете ответа. Предложите вместе пойти в библиотеку, поискать ответ энциклопедии или интернете.


    Предварительный просмотр:

    побуждают ребенка в игре выполнять только те действия, которые заложены программой. Возможностей для творчества, проявления любозна-тельности нет. Все функции четко и узко заданы. Даже телефон говорит за ребенка.

            Таким образом, при выборе игрушек важно понимать, что даст она Вашему ребенку что сформирует: принцип одноразовости, потребительское отношение, комплекс культурной неполноценности или ценностные ориентиры, способствующие нормальному психологическому, физическому, духовному развитию ребенка.          

             Необходимо познавательные устремления детей поддерживать и развивать, используя игры. Их очень много, они разные. Предлагаем вашему вниманию некоторые из таких игр.

    Очевидная надпись

    Цели: пробуждение любопытства, обеспечение возможности пережива-ния  успеха, совершенствование чувственного восприятия.

    Ход игры

    Вы пальцем рисуете на ладони (спине, плече) ребенка геометрические фигуры (предметы, буквы, цифры), а он отгадывает,  что вы нарисовали (написали).

    Что я делаю?

    Цели: развитие любознательности, воображения.

    Материалы: Метла, веник или любой другой предмет, для которого вы сами можете придумать много вариантов использования не по назначению.

    Ход игры:

    Игра проводится во время семейных посиделок, детских праздников. Игроки садятся по кругу. Без слов, по очереди каждый игрок должен показать, в качестве чего можно использовать тот, или иной предмет. Кто первым из зрителей догадается, о чем идет речь, должен об этом сказать. (Например, можно использовать метлу в качестве скаковой лошади, партнера по танцам, костыля).

    «Что я видел не скажу, а что делал покажу».

    Цели: развитие воображения, любознательности.

    Ход игры

    Ведущий показывает, какое либо действие без слов, а игроки отгадывают, что он делает (например, ест яблоко (кашу), пьет, читает, рисует и т.д.). Отгадавший становится ведущим.

    Муниципальное дошкольное образовательное бюджетное учреждение Центр развития ребенка детский сад №3 «Колокольчик»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Развитие любознательности у детей 5-6 лет.

                              Составитель:

                                        педагог-психолог                  

                                 А.И. Аксёнова

    г. Новокубанск

                    Есть у меня шестеро слуг,
    Проворных, удалых,
    И всё, что вижу я вокруг, -
    Всё узнаю от них.
    Они по знаку моему
    Являются в нужде…
    Зовут их: «Как и  почему,
    Кто, что, когда и где…»
    Р. Киплинг

            В Толковом словаре С.И. Ожегова можно прочитать: «Любознательный – склонный к приобретению новых знаний, пытливый». Как же развить детскую любознательность, не дать угаснуть природной детской пытливости?

           У шестилетнего ребенка уже накоплен индивидуальный опыт, это большое богатство, но в нем надо разобраться. Вот и обращается психическая активность ребенка внутрь. «Мысль уходит в подполье». Индивидуальная память и собственное видение мира – вот главное приобретение шестого года жизни.  Нарастают различия между детьми: один лучше двигается, другой читает, третий - лучше знакомится с числами и т.д. После того, как ребенок научился думать и выражать свои мысли вслух и про себя, его память усложняется. Например, пересказывая своими словами, ребенок способен добавлять примеры, пришедшие ему в голову. На этом этапе важно поддерживать рассуждения ребенка, поощрять любые его интеллектуаль-ные решения. Однако  взрослые должны знать, что если ребенок заговорил поздно, если в возрасте 5-6 лет у него сохраняются особенности речевого развития,  значит  нельзя перегружать ребенка словесными логическими заданиями.

            Несколько слов хочется сказать об игрушке, так как она является элементом среды, воздействующей на развитие ребенка в целом, в том числе и на развитие его познавательных устремлений.

            Игрушка – важная составная часть культуры любого народа. Она служит для забавы и развлечений ребенка и вместе с тем является способом его психического развития. Игрушка несет в себе  представления о добре и зле, позволительном и непозволительном, прекрасном и безобразном, безопасном и опасном. Родители современных малышей продолжают находить у своих чад самодельные игрушки или предметы-функционеры. Обычно это камешки, палочки, ракушки и т.д. Наделенные особыми свойствами, связанные  с глубокими переживаниями, смыслами, они создают психологическую безопасность ребенку, помогают ему жить. Такие игрушки надо уважать, дорогие родители. Ведь не монстр и не трансформер, а найденная ребенком ракушка или перо помогают ему вырасти человеком в таком непростом и противоречивом мире, ощущать причастность к нему. Использование природных материалов для замещения тех или иных предметов развивает воображение ребенка и готовит развитие знаковой функции сознания. (Буквы, цифры – это элементы знаковой системы). Поэтому, уважаемые родители, поддерживайте интерес и желание детей действовать с природными материалами (в песке, в луже, в земле, на берегу моря они смогут удовлетворить свои эмоциональные и познавательные потребности). Не ругайте их за испачканную одежду, невозможно исследовать, оставаясь чистым. Лучше привлеките малыша к чистке его костюма.

            Важно при выборе игрушки понять, какое послание она несет ребенку. Игрушки с мертвыми лицами, монстры, вампиры, привидения, пауки  и скелеты приводят к разрушению целостности психики ребенка.  Игрушки с заданной программой


    Предварительный просмотр:

    Подумай, как трудно изменить себя самого, и ты поймешь, сколь ничтожны твои возможности изменить других.
                                                                  Вольтер

        Ваш леворукий ребенок скоро пойдет в школу, а по данным ряда психологов, левши испытывают особые трудности при адаптации к обучению в школе.  Какие же трудности ждут первоклашку- левшу, и как ему помочь справится с ними? А может стоит переучить?....                                        Попробуем разобраться с этими вопросами.
         Наиболее часто леворукие дети встречаются с трудностями при формировании навыков письма, чтения и счета. Дело в том, что отправной точкой для освоения этих умений является зрительное восприятие. Нарушение или недостаточность развития зрительно-пространственного восприятия, зрительной памяти и зрительно-моторной координации, нередко встречающиеся у левшей, ведут к возникновению следующих трудностей:

    1. Восприятия и запоминания сложных

    конфигураций букв при чтении и соответственно медленный темп;

    1. Формирования зрительного образа букв,

    цифр (нарушение соотношения элементов, ребенок путает сходные по конфигурации буквы, цифры, пишет лишние элементы или не дописывает элементы букв, цифр);

    1. Выделения и различения геометрических

    фигур, замена сходных по форме фигур (круг - овал, квадрат – ромб-прямоугольник);

    1. Копирования;
    2. Неустойчивый почерк (неровные штрихи,

    большие, растянутые, разнонаклонные буквы);

    1. Зеркальное написание букв, цифр,

    графических элементов;

    1. Очень медленный темп письма.

         Хотелось бы подробнее остановиться на              сниженном темпе письма и феномене зеркальных движений, как наиболее часто встречающихся и влияющих на успешность обучения.
         Когда ребенок пишет, то его деятельность состоит из двух поочередно сменяющих друг друга этапов: собственно выполнение движения и микропауза, необходимая для контроля своих движений, коррекции и программирования следующего движения.  У левшей микропаузы дольше, чем у правшей,  как на этапе формирования навыка, так и впоследствии, когда письмо уже автоматизируется. Часто в школьной практике учитель, стремясь выработать у таких детей навыки быстрого письма, начинает подгонять их, а когда дети-левши торопятся, это приводит к сокращению микропауз, столь необходимых для контроля своих действий. Таким образом, качество письма ухудшается, возникают различного рода ошибки, которые могут трактоваться учителем и родителями как невнимательность.
         С феноменом зеркальных движений наверняка знакомы большинство родителей маленьких левшей. У кого-то он проявляется в виде зеркального письма,  но встречаются и зеркальное чтение, зеркальное рисование, зеркальное восприятие. Взрослыми, особенно если они правши, такие особенности ребенка могут восприниматься даже как своего рода способности, однако, к сожалению, такие проявления часто являются всего лишь отражением трудностей зрительно-пространственного восприятия, право-левой ориентировки, зрительно-моторной координации.

    1. Частота зеркального письма у леворуких

    детей, по данным исследований, составляет 85%. Однако нужно заметить, что у большинства детей в возрасте от трех до семи лет обнаруживается спонтанное зеркальное письмо, что является обычным этапом в овладении письмом. Элементы зеркального письма отмечаются и у детей с неустойчивым правшеством: при овладении обычным письмом зеркальное письмо у них может проявляться внезапно, когда дети утомлены или невнимательны.

    1. По многочисленным наблюдениям,

    снижение частоты проявления зеркального письма и полное исчезновение этого феномена наблюдается обычно после 10 лет, так как феномен зеркальных движений тесно связан с функциональной недостаточностью мозолистого тела, которое в этом возрасте достигает своей функциональной зрелости. Если же после указанного возраста проявления зеркального восприятия сохраняются, то рекомендуется провести тщательный анализ вида зеркальных движений, их причины и организовать специальные занятия, корректирующие недостатки пространственного восприятия, координации, внимания и навыки самопроверк.

     Необходимо также сказать о      

    нарушениях чтения у некоторых левшей. У одних причины нарушения носят преимущественно зрительно-пространственный характер: дети испытывают затруднения в восприятии слова как целого. Другие не могут уловить связь между буквосочетаниями и теми понятиями, которые они отображают. Одним из объяснений зрительно-пространственных затруднений может являться нестабильная глазодоминантность, которая может привести к нарушению движений глаз, и ребенку будет трудно следить за порядком расположения букв и слов на странице.


           Однако необходимо отметить, что само по себе левшество не обуславливает возникновение нарушений чтения.
         Рассматривая трудности, возникающие у левшей при обучении в школе, нельзя не коснуться вопроса о переучивании леворуких детей. Ведь речь идет не только о ведущей руке, а об определенной организации головного мозга. Поэтому следствиями переучивания могут стать нарушения темпа и ритма речи (согласно статистике, каждый третий ребенок с заиканием - это переученный левша), серьезные перемены в эмоциональном состоянии ребенка (он может стать вспыльчивым, капризным, раздражительным, беспокойно спать, плохо кушать). Позже появляются еще более серьезные нарушения: частые головные боли, постоянная вялость. В итоге развиваются невротические реакции, например, нервные тики, энурез или нарушается функциональное состояние нервно-психической сферы, т.е. развивается невроз, например, писчий спазм.
         Проявления неврозов у леворуких детей специально изучались.
         У леворуких детей нередки также школьные страхи (перед неудачами в школе, перед письменными работами), как правило, в семьях, где родители тревожно относятся к леворукости и считают, что она может послужить препятствием к успехам в учебной деятельности.

         Все вышесказанное  убеждает в том, что нельзя пытаться изменить природу так, как удобно учителям и родителям. Вероятно, в этой ситуации лучший выход - приспособиться к особенностям леворукого ребенка самим и помочь ему адаптироваться в правоориентированном мире.
         К сожалению, в нашей стране еще нет научно разработанной методики обучения письму леворуких детей, нет и методики их работы на уроках труда (ведь даже ножницы ему нужны другие). Поэтому наши левши учатся выполнять все учебные действия также,  как и правши. И все-таки существует ряд рекомендаций, реализуя которые в практике школьного обучения можно облегчить жизнь таким детям:

    1. Необходимо помочь левше организовать свое рабочее место, изменить при письме наклон тетради, положение предплечий, правильно взять ручку, позаботиться о том, чтобы свет падал справа;
    2. Не следует требовать от левши правонаклонного письма, более целесообразным для них будет писать прямо;
    3. Категорически противопоказано требовать от него безотрывного письма;
    4. Любые двигательные действия нужно раскладывать на элементы, объясняя пошагово, каждый элемент должен выполняться осознанно;
    5. Желательно выполнять специальные упражнения, играть с ребенком в игры, развивающие зрительное восприятие и зрительно-моторную координацию;
    6. Никогда не проявлять негативного отношения к леворукости;

    К сведению

    12 августа

    Международный день левшей.

    Памятка подготовлена с использованием материала статьи психолога
    Ломтевой Татьяны Александровны «Психологические особенности леворуких детей. Школьные проблемы левшей».
    lomteva@psilib.ru

    МДОБУ-ЦРР д/с №3 «Колокольчик»

    ПАМЯТКА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

    Готовим детей к школе

    «ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК     ЛЕВОРУКИЙ»

    Составитель: педагог-психолог

                      Аксенова А.И.

    г. Новокубанск.


    Комментарии

    Здравствуйте,Анна Ивановна. Я поддерживаю ваше мнение о том, что буклеты - это интересная форма работы с родителями. Мы тоже их используем и они намного эффективнее консультаций.
    Пекло Лидия Анатольевна

    Очень интересный материал.Удобная форма подачи материала. Можно распечатать и позаниматься с ребенком.Большое спасибо.
    Аксенова Анна Ивановна

    Спасибо за отзыв. Материал будет периодически пополнятся. Добро пожаловать на сайт!
    Лиханова Юлия Александровна

    Замечательная форма работы с родителями у вас, Анна. Обязательно возьму на вооружение. Вы молодец.

    Анна Ивановна, замечательный материал! Действительно, очень личностной подход к каждому родителю. А мы иногда в буклетах используем еще и обратную связь: анкету впечатываем, опрос какой-нибудь, и самое главное, если был семинар или родит.собрание-ОТЗЫВ о проведенном мероприятии. И родителям-печатная консультация, и у нас- материал для размышления. Еще есть у нас такая форма - "страничка на дом". Просто на А4 какая-нибудь информация из интернета, от специалистов вкладывается в кармашек 10-15 шт.-заинтересованные родители обязательно возьмут! И ваш материал мы постараемся использовать! Спасибо.
    Ольга Николаевна Силантьева

    Большое спасибо за информацию! Я работаю в детском саду, действительно. такая форма работы очень удобна, в плане информации, для родителей. Особенно хорошо, дать им материал на руки, после проведённого собрания.
    Аксенова Анна Ивановна

    Спасибо, за коментарии и положительные отзывы. Возьму на вооружение "Страничку на дом". Особенно успешно она пойдет, по моему мнению, с родителями детей с которыми ведется коррекционно-развивающая работа.
    Гареева Елена Евгеньевна

    какая интересная форма работы с родителями! Конечно буду использовать ее в своей работе. Вот только вопрос возник: как Вы размножаете эти буклеты? Я дома много готовлю информации для родителей, материалы по занятиям - получается очень накладно
    Аксенова Анна Ивановна

    Елена Евгеньевна, в детском саду у нас есть ксерокс, принтер, а бумагу приобрести помогают родители.

    Анна Ивановна, спасибо большое за интересный и очень полезный материал. Я тоже использую такую форму работы с родителями по коррекции звукопроизношения и подготовке детей с ОНР к школе. В логопедических группах у каждого ребёнка есть тетрадь для домашних заданий, на первой страничке я приклеила кармашек, в который по мере необходимости помешаю советы и рекомендации.
    Калиянц Людмила Сабировна

    Анна Ивановна, спасибо за предоставленный материал. Мы тоже используем такую форму работы с родителями. В ближайшее время скину свой материал, буду рада поделиться.
    Аксенова Анна Ивановна

    Спасибо за коментарий, Людмила Сабировна. Будет интересно познакомиться с вашими наработками в данной форме работы с родителями.
    Зенина Светлана Владимировна

    Хороший материал. Удобна форма и ничего лишнего. В нашем детском саду мы тоже используем такую форму, но индивидуально каждому родителю не пробовали, выставляем в основном по группам буклеты. Еще мы с логопедом оформили "почтовые" ящики возле своих кабинетов ("Почта психолога", "Почта логопеда"), чтобы работать более адресно с самыми "стеснительными" родителями. Вопрос родитель пишет на листочке и опускает в ящик. Я просматриваю в конце рабочей недели "почту" и затем помещаю ответы на своем стенде. Так же делает учитель-логопед. Но сейчас задумалась над вашим вариантом. Обязательно попробую, если руководство поддержит. :-)
    Аксенова Анна Ивановна

    Памятки для каждого родителя я готовлю в том случае когда иду на родительское собрание или провожу игровой семинар-практикум. В остальное время помещаю памятки в кармашки в групповых уголках для родителей. Если кто-то взял - замечательно, попоплняем. "почта" у нас тоже работает. Но очень "туго". В основном родители спешат и редко кто задает вопросы таким образом. Но мы надежды не оставляем и используем любую форму работы с родителями.
    Шпилёва Ольга Ивановна

    Очень нужная информация. Обязательно воспользуюсь. Я тоже использую в своей работе "Мамину почту" для вопросов-ответов.А буклеты-памятки это очень интересно. Ведь и правда, при всей занятости родители не всегда читают то, что выставляется воспитателями в уголках. А памятка, которую можно взять с собой и прочитать в свободное время - это действительно то ,что нужно нынешним занятым родителям. Спасибо за идею!!!
    Саламатина Алла Анатольевна

    Молодцы интересный материал в интересной форме. Я тоже за это, еще и потому что работаю с детьми с отклонениями в развитии. Стенды не читают, приходится вклеивать в тетрадь. Проверено 10-летним опытом, здорово помогает.
    Швецова Светлана Алексеевна

    Анна Ивановна! Спасибо за памятки! Я тоже использую такую форму работы. Посмотрите мои памятки для родителей малышей. они расходятся быстро. "Почта" у нас тоже не идет.
    Байтерякова Эльвира Михайловна

    Очень интересный материал!
    КолесникОксанаСеменовна

    Материал мне понравился. спасибо. Взяла на заметку и буду использовать.
    Нестерова Елена

    Очень интересное предложение!yes СПАСИБО!!!

    Тухфатуллина Рамиля Шавкатовна

    Ваша работа мне очень понравилась.Это огромный вклад в работе с детьми.Думаю что ваша работа поможет многим.
    Аксенова Анна Ивановна

    Буду рада :-)

    Вы правы, эта форма работы намного эффективнее, чем папки-передвижки. Хотя и папкам нужно отдать должное. Спасибо, материал отличный!

    Аксенова Анна Ивановна

    Спасибо за отзыв, приятно получить "обратную связь", знать что твой опыт работы кому-то будет полезен.

    ТАТЬЯНА ВИКТОРОВНА ЯЦЕНКО

    Анна спасибо за материал...возьму себе в работу. Я тоже использую такую форму работы с родителями, родителям больше нравится взять буклет почитать и обсудить тему дома в семейной обстановке. небольшая проблема все таки есть: приобретение цветных катриджей.

    Чебатура Анна Юрьевна

    Анна очень понравился ваш материал. Возьму себе на заметку.

    Алексеева Наталья Сергеевна

    Спасибо Вам за очень интересный и полезный материал, возьму ваши памятки в свою педагогическую копилочку. Думаю, всем нам педагогам - это большой подарок и стимул к дальнейшей работе! Спасибо огромное!!!!

    Аксенова Анна Ивановна

    Рада что мой материал стал полезен для вас.

    Фролова Ольга Сергеевна

    Отличный материал, большое спасибо