Воспитательное значение русских народных сказок.
план-конспект занятия (подготовительная группа) по теме

Маценко Марина Фёдоровна

Консультация для родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vospitatelnoe_znachenie_skazok.docx16.33 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                    «…Вечером слушаю сказки –

                                                                                     и вознаграждаю тем недостатки

                                                                                     своего воспитания. Что за прелесть

                                                                                     эти сказки! Каждая есть поэма!»                                                    

                                                                                                              А.С. Пушкин 1824 г.  

 С красочным и причудливым миром русской народной сказки каждый  встречается еще в детстве и не расстается с ним никогда. В течение многих столетий сказка учила премудростям нелегкой жизни  «Как мужик гусей делил» , наставляла к добру и справедливости  «Мороз Иванович», мужеству и героизму «Иван крестьянский сын и чудо – юдо», любви и долгу. Сказка скрашивала долгие, зимние вечера, заставляла притихнуть даже самых неугомонных непосед, окруживших седобородого  старика-сказочника, который знал сказок невероятное количество.

   Сказка звучала повсюду. Она снимала усталость после дальней дороги  или тяжелого  трудового дня (недаром русские поморы – рыбаки нанимали для своей артели профессионального «байщика» и платили ему за рассказывание сказок немалые деньги),  сказка звучала на сельских девичниках и вечерних посиделках.

   Мы так никогда и не узнаем имена многих сказочных дел мастеров, в чьих устах звучало живое слово, которое бережно хранили и донесли до наших дней. Правда, сегодня искусство рассказывать сказки уходит от нас, словно обиженное на наше к сказке неуважение, теснимое разными «страшилками» и анекдотами.

   Сказки слушать не только интересно, но и поучительно. В старые времена крестьянин не мог дать своим детям школьного образования, поэтому на помощь приходили сказки, которые рассказывали об окружающем мире, давали начала знаний, воспитывали нравственно.

   Детям рекомендовано читать русские народные сказки даже потому, что они осуждают такие свойства человеческого характера, как лень «Старуха, дверь закрой», жадность «Морозко», упрямство, трусость, зависть и напротив одобрять трудолюбие «Хаврошечка», верность, смелость. Малыши учатся осмысливать поступки сказочных героев, определять, где хорошо, где плохо.

  Но сказки не были бы сказками, если бы в них отсутствовала занимательность. С первых же слов они вводят детей в свой неповторимый мир, в котором все удивляет: звери разговаривают, люди понимают язык животных, герои отправляются в далекие путешествия, где их подстерегают опасные испытания – борьба с чудовищами, переходы через огненные реки, спуск в глубокие подземелья или восхождение на высокие горы. Русский народ в своих сказках запечатлел свою историю. Давайте попробуем почитать ребенку рассказ о Полтавской или Бородинской битве. И ребенку многое не будет понятно и врятли запомнится надолго, потому, что это происходило давно.  Вот еще, почему хочется порекомендовать читать нашим детям сказки, потому, что занимательные повествования об удивительных приключениях сказочных героев есть словесный памятник «живой старины» и национальной истории.

   За внешне неправдоподобными сказочными сюжетами ясно видится реальная русская история, полная славы и драматизма, созидания и борьбы. Народ всегда чтил своих героев, боровшихся с иноземными захватчиками, и сохранила память о них не только в былинном эпосе, но и в прекрасных образах русской волшебной сказки.

   Другая причина, по которой надо читать детям русские народные сказки – это нравственная. Сказки учат детей любить и уважать своих родителей. Старому отцу понадобились молодильные яблоки и сын отправился за ними в далекое и опасное путешествие  «Молодильные яблоки». В другой сказке сын выручает мать из плена, дочь ради отца идет в лес в лютые морозы «Морозко».

   Из сказок дети также узнают, что сын, любящий своих родителей никогда не оставит в беде свою Родину «Иван крестьянский сын и чудо – юдо».

   Вот Иван – простой крестьянин, каких на Руси было великое множество, они пахали, сеяли рожь и пшеницу, убирали по осени урожай. Казалось бы, какое Ивану дело до того, что где-то у реки Смородины объявилось чудо – юдо, которое сжигает деревни, а людей убивает и в полон берет? У Ивана таких сомнений не возникает, потому, что его мир  - это не только собственный двор и дом, но вся огромная Русь. Чувство сопричастности всему, что происходит на земле, патриотизм и героизм простого русского человека – все эти качества национального характера и нашли отражение в русских сказках.

   Русские сказки учат детей тому, что «один в поле не воин». Каким бы ни был сильным Иван, ему кто-то да помогает. То мать или отец советом; товарищ помощью; слабый старик мудростью; волшебные предметы, как бы, дают герою второе дыхание. И опять же дети узнают, что сам по себе волшебный предмет ничего не стоит, если бы он лежал просто на полке.

   Итак, сказка – это занимательный устный рассказ, повествующий о невероятной, но поучительной истории.

   Сказки бывают разные. В одних главными персонажами являются животные «Зимовье зверей», «Заячья избушка» и др. Это – сказки о животных.

   В других главными персонажами являются люди и фантастические существа; животные здесь чаще всего – добрые помощники главного героя «Царевна – лягушка», «Перышко  Финиста – ясно сокола», «Василиса Прекрасная». Это – волшебные сказки.

   Русские народные сказки уникальны тем, что они развивают память ребенка, мышление и речь. Когда дети учатся пересказывать и составлять рассказы, что очень нужно для развития речи, логического мышления, они уже четко знают (на примере сказок), что любой рассказ должен иметь начало, основную часть и концовку, т.е. итог всему сказанному.

   Богат язык сказок, читая их детям, мы обогащаем и их язык. Так же обогащается речь ребенка при помощи эпитетов, часто встречающихся в сказках.  Например: конь добрый, молодецкий; девица красная; солнышко ясное, красное. Ребенок учится мыслить образами.

   Русская народная сказка – явление в мировой культуре уникальное. Это сложное, весьма искусно построенное произведение, свидетельствующее о большом таланте и мастерстве ее создателей.

   Пусть наши дети воспитываются на сказках, растут вместе с ними и становятся умными, добрыми, сильными, как сказочные богатыри.

                    «Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок».

   

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Значение русских народных сказок

Как сказки способствуют развитию и воспитанию ребенка...

Проект «Значение русских народных сказок в развитии речи детей младшего возраста"

У детей младшего возраста слабо развита разговорная речь,  многие дети не могут пересказать простые несложные сказки, рассказы. Детям дома редко читают русские народные сказки. Из- за этого у дет...

Воспитательная ценность русских народных сказок

Воспитательная ценность русских народных сказок заключается ещё и в том, что в них запечатлены лучшие черты русского трудового народа: свободолюбие, природный ум, настойчивость, упорство достижение це...

Значение русских народных сказок для детей дошкольного возраста.

В данной статье рассказывается о значении русских народных сказок для детей. Сказки -удивительное и уникальное явление как в русской литературе, так и во всей русской культуре, которое несет в се...

Воспитательная ценность русских народных сказок

Сказка несет в себе культуру, а так же мировоззрение своего народа....

План самообразования по теме «Воспитательные возможности русских народных сказок в нравственном развитии детей»

В работе с детьми ясельной группы, лучшего примера для воспитания, чем сказка, просто не найти....

Консультация для родителей "Воспитательное значение русских народных сказок"

Русская педагогика еще более ста лет назад отзывалась о сказках не только как о воспитательном и образовательном материале, но и как о педагогическом средстве, методе. Сказки...