Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.
статья (младшая группа) по теме

 Побединская Ирина Викторовна

Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параметры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igry_i_igrushki_-_2-3_goda_na_stend-_may.doc132 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.

Организация сюжетно- ролевой игры.

Игрушки-предметы оперирования для детей от 2 до 3 лет (лишь только овладевающих условным замещающим действием, подражающим в игре простым бытовым действиям взрослых) представляют собой прототипические имитации бытовых "орудий" — игрушечные посуда, утюг, молоток и пр. Привлекательны для детей и прототипические имитаторы транспорта — грузовики (деревянные и пластмассовые, в которые ребенок может нагружать кубики, усесться сам),коляски для кукол, конь на колесиках, тележки и т.п.

Все эти игрушки для детей до 3 лет должны быть довольно крупными (соразмерными самому ребенку или кукле) и готовыми к использованию.

Игрушки-маркеры условного пространства для детей этого возраста также должны быть прототипическими, крупными и готовыми к использованию. В основном, это предметы, имитирующие бытовую обстановку: крупная игрушечная мебель, соразмерная самому ребенку и большим куклам (кроватка, стол, стулья), кухонный шкафчик, кухонная плита и т.п. Это могут быть также имитаторы жилища (ширма-домик, теремок), крупные предметы, моделирующие пространство транспортного средства ("остов" автомобиля, автобуса с рулем и узнаваемым "фасадом"), в которые дети могут заходить и размещаться внутри.

Игрушки-персонажи в игре детей 2-3 лет занимают очень важное место, особенно куклы. Как и рассмотренные выше типы игрушек, игрушечный персонаж для ребенка 2-3 лет должен представлять собой прототипическую по облику игрушку, крупную и среднюю по размерам (далее, говоря о размерах игрушек-персонажей, мы будем иметь в виду примерно такие градации: крупная — 35-50 см., средняя — от 10-15 см. до 20-30 см., мелкая — от 5-7 см. до 10 см.). Прототипичность куклы заключается в том, что основные черты человеческого существа даются в наиболее общем виде. Кукла для ребенка до трех лет - это, в известном смысле, подобие его самого: голыш с обобщенными "детскими" чертами лица, одетый в простую детскую одежду (как одевают девочек и мальчиков до трех лет). В этом возрасте кукла служит объектом воздействия ребенка (а не замещает активного партнера по игре). Он осуществляет по отношению к ней условные игровые действия, которые в реальности взрослый осуществляет по отношению к нему самому (кормит куклу, поит, купает, укладывает спать и т.п.). Именно поэтому существенным требованием к кукле является возможность придавать ей соответствующие функциональные позы: кукла должна "уметь" менять положение — стоять, сидеть, лежать, ее можно взять за ручку и вести рядом с собой.

Большой значение для игры детей, начиная с самого раннего возраста, имеют мягкие игрушки-персонажи — подобия животных. Как и куклы, для детей раннего возраста мягкая игрушка-животное должна быть прототипической,— задавать в своем облике обобщенные, наиболее выразительные черты того или иного животного, делая его для ребенка узнаваемым (мишка, зайчик, собачка и пр.). Условность мягких игрушек-животных заключается еще и в том, что, намекая на облик реального животного, они антропоморфны — имеют строение человеческого тела (игрушку можно как куклу усадить за стол, уложить в кроватку, водить за лапу-ручку). Такого рода игрушка, как и кукла, выступает для ребенка в качестве объекта условных игровых действий. Помимо этого, мягкая антропоморфная игрушка становится для ребенка другом, компаньоном. В этой функции она сохраняет свое значение до конца дошкольного детства.

Полифункциональные материалы, которыми замещаются недостающие прототипические игрушки, необходимы для обеспечения игры взрослого с детьми и их самостоятельной игры. Для детей данного возраста круг полифункциональных материалов невелик. Это небольшое количество надувных и набивных модулей, которые маленький ребенок может свободно перемещать (валики, кубы, параллепипеды). Они используются для огораживания "домика", "автобуса" и пр., как сидения в них, для устройства кроватей для кукол и т.п. Кроме того, целесообразно иметь емкость с разрозненными пластмассовыми и деревянными кубиками, брусками, шарами разных цветов и размеров. В качестве заместителей можно также использовать элементы конструкторов, строительных наборов, дидактических материалов, которые имеются в группе для продуктивной и исследовательской деятельности детей.

Сюжетообразующие наборы материала

Для игры детей 2-3 лет, почти всецело зависящих от внешней обстановки, необходимы наборы (комплексы) игрового материала, в которых представлены все типы сюжетообразующих игрушек (персонажи, предметы оперирования, маркеры пространства).

Материалы для сюжетной игры

Тип материала

Наименование

Игрушки-персонажи

Куклы крупные (35-50 см.)

Куклы средние (25-35 см.)

Мягкие антропоморфные животные ( с подвижными конечностями и головой), крупные (35-50 см.) и средние (25-35 см.)

Звери и птицы, объемные и плоскостные на подставках (мягкие, ПВХ, деревянные, 15-20 см.)

Звери надувные, крупные

Игрушки-предметы оперирования

Набор чайной посуды (крупной)

Набор кухонной посуды (крупной)

Миски (тазики)

Молоток (пластмассовый)

Набор овощей и фруктов (объемные - муляжи)

Комплект постельных принадлежностей для кукол

Грузовик (крупный, деревянный или пластмассовый)

Тележка-ящик (крупная)

Звери и птицы на колесах (каталки - с палочкой или шнурком)

Автомобили с открытым верхом (крупные и средние)

Кукольные коляски, соразмерные куклам (складные)

Конь, (или другие животные) на колесах / качалка

Телефон

Ведерки

Маркеры игрового пространства

Кукольный стол (крупный)

Кукольный стул (крупный)

Кукольная кровать

Кукольный диванчик

Шкафчик для кукольного белья

Кухонный шкафчик, (соразмерный ребенку)

Кухонная плита, (соразмерная ребенку)

Ширма-остов домика

Складной остов автобуса (вагончика) с рулем

Полифункциональные материалы

Объемные модули (набивные или надувные: кубы, валики, параллепипеды)

Ящик с мелкими предметами-заместителями

Значение продуктивной деятельности для развития ребенка-дошкольника

К продуктивным видам детской деятельности относятся конструирование, рисование, лепка, аппликация и создание разного рода поделок, макетов из природного и бросового материала. Все эти виды детской активности играют важную роль в развитии ребенка-дошкольника.

Социально-личностному развитию ребенка способствует возможность проявления им созидательной активности, инициативности при создании рисунка, лепки, поделки и т.п., которые можно использовать самому или показать и подарить другим.

В процессе изобразительной деятельности и конструирования у детей формируется способность к целенаправленной деятельности, волевой регуляции поведения.

Для художественно-эстетического развития ребенка важную роль играет моделирующий характер продуктивной деятельности, позволяющий ему по своему усмотрению отражать окружающую его действительность и создавать те или иные образы. И это положительно влияет на развитие воображения, образного мышления, творческой активности ребенка.

Творческая работа ребенка с различными материалами, в процессе которой он создает полезные и эстетически значимые предметы и изделия для игры или украшения быта, заполняет его свободное время интересным и содержательным делом и формирует очень важное умение – самому себя занять полезной и интересной деятельностью. Кроме того, в процессе работы с разными материалами дети получают возможность почувствовать разнообразие их фактуры, получить широкие представления об их использовании, способах обработки. Действия с материалами и инструментами (кистью, ножницами и др.) имеют общеразвивающий эффект и положительно влияют на развитие руки ребенка, координацию движений обеих рук, действий руки и глаза и т.п.

В процессе систематических занятий конструированием у детей интенсивно развиваются сенсорные и умственные способности. Формируется умение целенаправленно рассматривать и анализировать предметы, сравнивать их между собой, выделять в них общее и различное, делать умозаключения и обобщения, творчески мыслить.

Действуя со строительными материалами, дети знакомятся с отдельными свойствами геометрических тел и пространственных отношений. Учатся планировать и организовывать свою деятельность и добиваться результата. Именно поэтому конструирование и другие виды продуктивной деятельности воспитывают у детей такие ценные качества личности, как самостоятельность, инициативность, трудолюбие, аккуратность, умение работать в коллективе. В процессе конструирования и изобразительной деятельности у детей формируется эстетическое отношение к тому, что они делают и видят, развивается художественный вкус.

По мнению педагогов и психологов, овладение ребенком видами продуктивной деятельности – рисованием, лепкой, конструированием, изготовлением поделок является показателем высокого уровня его общего развития и подготовки к обучению в школе.

Однако, эффективность этой работы во многом зависит от материалов и оборудования, которые имеются в распоряжении воспитателя и которыми пользуются дети.

Поэтому, одной из основных задач, стоящих перед педагогами, является научно обоснованный подбор материалов и оборудования с учетом основных задач развития детей каждого возраста.

Материалы для изобразительной деятельности

Тип материала

Наименование

Для рисования -

-Набор цветных карандашей (6 цветов) -

-Набор фломастеров (6 цветов) -

-Гуашь -

-Круглые кисти (беличьи, колонковые №3,4) -

-Емкости для промывания ворса кисти от краски (0,5 л) -

-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду, для осушения кисти после промывания и при наклеивании готовых форм (15 на 15) -

-Подставки для кистей -

-Бумага для рисования-

Для лепки -

Пластилин [8 цветов] -

-Доски, 20 на 20 см-

-Печатки для нанесения узора на вылепленное изделие-

-Салфетка из ткани, хорошо впитывающей воду (30 на 30), для вытирания рук во время лепки -

Для аппликации

-Готовые формы для выкладывания и наклеивания в зависимости от программных задач -

-Розетки для клея -

-Подносы для форм и обрезков бумаги.-

-Щетинные кисти для клея -

-Пластины, на которые дети кладут фигуры для намазывания клеем-

Материалы для конструирования

Тип материала-

Наименование-

Строительный материал-

Крупногабаритный напольный конструктор (из дерева: типа материалов Агаповой, В.П. Поликарпова, Петербургский; из полимерных материалов )

Игрушки (домашние и дикие животные, матрешки, машины и др.), сомасштабные строительному материалу

Конструкторы-

Пластмассовые конструкторы из ряда основных наборов LEGO DACTA – ПРИМО и ДУПЛО, содержащие геометрические фигуры: кубики, призмы, пластины, кирпичики разных цветов

Разнообразные модульные конструкции

В возрасте 2-3 лет исследовательские действия ребенка встроены в предметно-манипулятивную деятельность. Ребенок находится во власти внешней ситуации, его действия зависят от окружающих вещей. Поэтому материалы для познавательно-исследовательской деятельности, в основном, должны быть представлены объектами для исследования в реальном действии, яркими и привлекательными, которые вызывают интерес ребенка. Эти объекты со специально выделенными, как бы подчеркнутыми физическими свойствами (цвет, форма, величина) заключают в себе возможности освоения внешних свойств вещей (в процессе простой группировки с ориентацией на одно из свойств, парного соотнесения и т.п.), а также возможности освоения действий с простыми орудиями, опосредствующими человеческую деятельность. Действия с такими объектами необходимы для сенсорного развития и развития наглядно-действенного мышления, координации руки и глаза, развития моторики. К таким объектам относятся наборы объемных геометрических тел, различающихся по цвету (основные цвета) и величине (контрастные размеры), доски-вкладыши с основными формами (круг, квадрат, треугольник), крупные цветные мозаики, пирамидки, стержни для нанизывания колец, шнуровки, молоточки для вбивания втулок и т.п. В число объектов для исследования полезно также включить несколько игрушек-забав с простой однозначной зависимостью эффекта (светового, звукового, двигательного) от производимого действия. Большое поле для исследования в действии открывает оборудование для игры с песком и водой, которым, по возможности, следует оснастить групповое помещение.

Для детей данного возраста необходимы также простые материалы, относящиеся к типу образно-символических, позволяющие расширять круг представлений ребенка, развивать речь, продвигающие ребенка на уровень образной репрезентации мира. Это наборы картинок с изображениями простых геометрических форм, бытовых предметов, животных, растений и плодов, разрезные (складные) кубики и картинки (из 2-4 элементов), парные картинки для сравнения, простые сюжетные картинки, серии картинок (истории в картинках) с последовательностью из 2-3 событий или бытовых действий и т.п. Этот материал стимулирует исследование и упорядочение в виде простых группировок (по сенсорным свойствам и по смыслу изображенных предметов), установление простых отношений между элементами (целое — части) и временных отношений (сначала — потом). Для расширения круга представлений и простой группировки могут использоваться и разнообразные образные игрушки — объемные и плоскостные фигурки животных, наборы муляжей фруктов и овощей и т.п. (см. в разделе "Материалы для игровой деятельности").

Размещение материала для познавательно-исследовательской деятельности должно быть мозаичным, в нескольких спокойных местах группового помещения, чтобы дети не мешали друг другу. Часть объектов для исследования в действии может быть стационарно расположена на специальном дидактическом столе (или паре обычных столиков, приспособленных для этой цели). Остальные объекты для исследования и образно-символический материал воспитатель располагает в поле зрения детей непосредственно перед началом их свободной деятельности. Целесообразно разделить весь материал на несколько функционально равнозначных комплектов и периодически в течение года менять их, чтобы вызывать волны интереса детей к новым или немного "подзабытым" материалам.

Примерный набор материалов

Тип материала

Наименование

Объекты для исследования в действии

Пирамидки ( 3-5 элементов), окрашенные в основные цвета

Напольная пирамида (из 6-7 элементов)

Стержни для нанизывания с цветными кольцами, шарами, катушками, полусферами (5-7 элементов)

Набор: грибочки-втулки на стойке (4-6 элементов), 4-х цветов

Дидактический стол

Объемные вкладыши из 3 элементов (миски, конусы)

Матрешки (3 элемента)

Доски-вкладыши (с основными формами)

Набор объемных тел (кубы, цилиндры,бруски, шары, диски)

Рамки-вкладыши с геометрическими формами, разными по величине, 4-х цветов

Мозаика (восьмигранная, цветная, крупная)

Набор кубиков с цветными гранями (4 цвета)

Ящик с прорезями основных геометрических форм для сортировки объемных тел

Емкости с крышками разного размера и цвета (для сортировки мелких предметов)

Рамки с одним видом застежки (шнуровка, пуговицы, кнопки)

Игрушки-забавы с зависимостью эффекта от действия (неваляшка, клюющие курочки, дерущиеся бараны, прыгающие лягушки и т.п.)

Ящик для манипулирования со звуко-световыми эффектами

Набор для забивания: молоточек с втулочками (пластмассовые)

Набор шумовых коробочек (по Монтессори)

Звучащие игрушки, контрастные по тембру и характеру звукоизвлечения (колокольчики, барабан, резиновые пищалки, погремушки)

Набор для экспериментирования с водой: стол-поддон, емкости 2-3 размеров и разной формы, предметы-орудия для переливания и вылавливания — черпачки, сачки

Набор для экспериментирования с песком: стол-песочница, формочки разной конфигурации, емкости разного размера, предметы-орудия — совочки, лопатки

Образно-символический материал

Наборы картинок для группировки, по 3-4 в каждой группе (реалистические изображения): животные, животные с детенышами, птицы, овощи, фрукты, одежда, посуда, мебель, транспорт, предметы обихода, игрушки

Наборы парных картинок (предметные) для сравнения, той же тематики

Наборы парных картинок типа "лото" (из 2-3 частей), той же тематики

Разрезные (складные) кубики с предметными картинками, разделенными на 2-4 части

Разрезные картинки, разделенные на 2 части по прямой

Серии из 2-3 картинок для установления последовательности действий и событий (сказочные, бытовые ситуации)

Сюжетные картинки (с различной тематикой, близкой ребенку - сказочной, социобытовой), крупного формата

Материалы и оборудование для двигательной активности

Дети третьего года жизни очень активны, стараются действовать самостоятельно, совершая большое разнообразие движений с использованием разных пособий (ходьба по скамейке, лазанье и ползание под столом, стульями, прокатывание шарика, мяча, бросание мяча и различных предметов, ходьба по ограниченной опоре с сохранением равновесия и др.).

Самостоятельная двигательная активность детей 2-3 лет связана с обыгрыванием разных предметов и игрушек. Дети тянутся за игрушкой, наклоняются, влезают на куб, прилагают определённые усилия, чтобы достать тот или иной предмет или пособие.

Существенное значение для развития моторики детей имеет возникновение сюжетной игры. Однако, наблюдения показывают, что часто в этих играх малыши двигаются недостаточно. Их игры носят малоподвижный характер, так, все действия с куклой, мишкой, зайчиком и др. выполняются, главным образом, в процессе сидения, стояния или в ходьбе.

Движения ребёнка 3-го года жизни ещё недостаточно сформированы как произвольные, они часто хаотичны и непреднамеренны. В освоении движений и проявлении своей двигательной активности значительную роль у малышей играет способность действовать по подражанию знакомым образам, взрослому, имитируя животных, птиц, транспорт и т. д. Имитационные движения занимают у детей важное место в их самостоятельной деятельности. Можно наблюдать, как ребёнок самостоятельно проявляет свою двигательную активность в играх с образными игрушками. Например, ребёнок с зайчиком прыгает, убегает от волка, подлезает под дуги, прячется в туннеле и т. д.

Малыши стараются подражать действиям взрослого, но при этом они не придерживаются точно заданной формы движения. Для них главное многократно самостоятельно повторять движения и действия, при этом ощущая огромную радость.

Значительно увеличивается двигательная активность детей 2-3 лет в процессе игр с использованием физкультурных пособий. Их действия с пособиями достаточно просты, они обычно обыгрывают их. Например, ребёнок берёт обруч, лежащий на полу, садится в него, представляя, что это домик, затем бежит к лисичке и садится вместе с ней. Потом берёт зайку, мишку и т. д. и опять кладёт их в свой "домик" и т. д. Ребёнок может использовать обруч в качестве руля автомобиля. Из верёвки, скакалки дети могут также соорудить дом (выложить на полу круг), построить заборчик из гимнастических палок, при этом используя такие действия, как перешагивание, подлезание.

Если проанализировать действия ребенка, то можно заметить, что они выполняются в различных комбинациях и пространственно-временных соотношениях (разное направление, скорость, темп и т.д.). Важно находить рациональное сочетание пособий и движений, не допускать их однообразия. В таких условиях у детей быстро появляется умение переносить уже хорошо знакомые движения в новую обстановку. В процессе руководства двигательной активностью детей следует обращать внимание на то, чем заняты дети, и, в случае необходимости, переключать их с одного вида деятельности на другой. Учитывая быструю утомляемость младших дошкольников от однообразных движений и поз, их неумение регулировать свою двигательную активность, важно постоянно следить за сменой движений и чередованием их с отдыхом.

Двух - трехлетние дети любят выполнять поручения взрослых, поэтому чаще надо привлекать малышей к расстановке и уборке пособий. Взрослые должны поддерживать интерес детей к разным физкультурным пособиям с помощью внесения новизны в их использование (внесение нового пособия, перестановка его с одного места на другое, усложнение двигательной задачи с одним и тем же пособием).

Для того, чтобы каждый ребенок в возрасте с 2-х до 3-х лет проявлял свою двигательную активность в разных видах деятельности необходимо иметь в группе достаточный набор физкультурного оборудования.

Примерный набор физкультурного оборудования

Тип оборудования

Наименование

Размеры, масса

Для ходьбы, бега, равновесия

Валик мягкий укороченный

Длина 30 см Диаметр 30 см

Доска с ребристой поверхностью

Длина 150 см Ширина 20 см Высота 3 см

Коврики, дорожки массажные, со следочками (для профилактики плоскостопия)

180 х 40 см

Шнур длинный

Длина 100-150 см

Куб деревянный малый

Ребро 15- 30 см

Обруч плоский (цветной)

Диаметр 40-50 см

Палка гимнастическая длинная

Длина 150см Сечение 3см

Шнур короткий плетёный

Длина 75 см

Для катания, бросания, ловли

Корзина для метания мячей

Мяч резиновый

Диаметр 10-15см

Мяч-шар надувной

Диаметр 40 см

Обруч малый

Диаметр 54-65см

Шарик пластмассовый

Диаметр 4 см

Ящики для влезания (складирующиеся один в другой)

Для общеразвивающих упражнений

Мяч массажный

Диаметр 6-8 см

Мяч резиновый

Диаметр 10-15 см, 20-25 см

Обруч плоский

Диаметр 20-25 см

Палка гимнастическая короткая

Длина 60 - 80 см

Колечко с лентой

Диаметр 5 см

Кольцо резиновое

Диаметр 5-6, 18 см


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка четвёртого года жизни.

Советы родителям и воспитателям ДОУ (2 младшая группа)  по организации полноценной предметно- развивающей среды....

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

"Игровая деятельность детей третьего года жизни"

Второй год жизни малыша является новым этапом развития и совершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он овладел основными двигатель...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности...

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка. ...

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка....