Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни
консультация (младшая группа)

Рыкова Мария Анатольевна

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Материал для родительского собрания по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Ход основной части собрания:

Почему для обсуждения взяли эту тему? Во-первых, потому что вы в анкетах отметили, что хотели бы узнать об играх для развития детей. Во-вторых, психологи доказывают, что игра исчезает из детской жизни, т. к. родители больше заботятся об интеллектуальном развитии своих детей, забывая об игре. А этого нельзя допускать. Очень приятно, что во всех семьях наших воспитанников дети играют, причём играют в разные игры, отдавая предпочтение подвижным. Радует, что вы сами играете с малышами и игра помогает вам в развитии детей. А вот правильно ли вы играете, теми ли играми занимаетесь, поможет разобраться наша сегодняшняя встреча.

Так что же такое игра? Игра — это один из видов человеческой деятельности; занятие, созданное для развития и отдыха; забава, развлечение.

А какие бывают детские игры? Выделим виды игр:

  • подвижные,
  • сюжетные ролевые,
  • театрализованные,
  • дидактические,
  • словесные,
  • настольно-печатные,
  • музыкальные.

Все эти игры, несомненно, развивают малышей, но наиболее развивающим эффектом, как считают многие учёные, обладают сюжетно-ролевые игры. Почему они так считают? На этот вопрос мы постараемся вместе ответить чуть позже. Рассмотрим сюжетно — ролевые игры. Сюжетная игра, как и любая другая человеческая деятельность, не возникает у ребёнка спонтанно, сама собой, а передаётся другими людьми, которые уже владеют ею, т. е. умеют играть. Каким же образом передаётся ребёнку игра? Оказывается, ребёнок овладевает ею, как бы втягиваясь в мир игры, в мир играющих людей. Естественным образом такое «втягивание» происходит в разновозрастных обществах, где есть старшие дети, умеющие играть. Раньше они существовали в виде дворовых, соседских групп, многодетных семьях. А сейчас это большая редкость. В такой ситуации кто должен заменить малышу недостающих братьев, сестёр, старших товарищей? Кто поможет овладеть игровыми умениями, втягивая его в игру? Конечно же, мы, взрослые (т. е. родители и воспитатели). В детском саду для развития игровых умений малышей мы используем специальные методики, разработанные учёными, а вам, уважаемые мамы и папы, предлагаем и настоятельно советуем просто чаще играть со своим малышом, чаще превращаться в его друга и партнёра.

Но учить играть малышей надо постепенно. Что лежит в основе детской игры? Её основой является реальная жизнь. Именно события реальной окружающей жизни  действительности ребёнок и отображает в игре. Он копирует действия взрослого, хочет быть как взрослый. Как развивается игровая деятельность малышей, какие этапы игры должен освоить малыш прежде, чем скажет: «Я — мама, а в коляске лежит моя доченька», «Я — доктор, а ты будешь больной»?

Последовательность формирования игровых умений:

  1. На втором году жизни появляется сюжетно — отобразительная игра. Ребёнок переносит знакомые сюжеты в игру и передаёт смысловые связи между предметами: кормит куклу, укачивает, как это делает с ним мама. Таким образом он осваивает действия с сюжетными игрушками.
  2. В определённый момент в действие включается предмет-заместитель. Что это значит? Например, палочка заменяет ложку, нож, градусник и т. д.
  3. Ещё позже в игру включается воображаемый предмет.
  4. Ближе к трём годам можно учить детей брать на себя роль. Попробуйте в игре задать малышу вопрос: «Ты кто?» Если он ответит, что «он — шофёр», то он принял роль. Таким образом сюжетно — отобразительная игра становится основой для возникновения сюжетно — ролевой игры, которая является ведущей деятельностью в дошкольном возрасте.

Какая главная игрушка сопровождает ребёнка на всех этапах формирования игры?

Рассмотрим подробнее игры в куклы и что для них нужно? Игры в куклы могут быть разными. В психологии их условно разделяют на режиссёрские и сюжетно — ролевые. В чём разница? В режиссёрских играх ребёнок, как режиссёр, выстраивает тот или иной сюжет с несколькими персонажами — игрушками: куклами, зверюшками, машинками и др. Он управляет ими несколькими одновременно, вкладывая при этом в них тот сюжет, который хочет проиграть. В ролевой игре ребёнок берёт роль на себя, т. е. он сам на время игры становится мамой, врачом и т. д. Куклы в этих играх обычно используются разные: в режиссёрских играх — маленькие куколки, которые удобно брать в руку, а в ролевых играх — куклы, которые нужно брать обеими руками, т. е. значительно больше. Конечно, и для маленьких кукол и для больших необходимы соответствующие атрибуты. Это, прежде всего, одежда и обувь, дом, мебель, кухонная утварь, транспорт, предметы ландшафта, предметы-заместители.

В возрасте 1,5 — 3 лет малыш в сюжетной игре с куклой делает то, что с ним делает взрослый. Это время подражания, поэтому большого разнообразия атрибутики не требуется, нужны кроватка и постельные принадлежности (матрас, подушка, одеяло, постельное бельё), ванночка и полотенце (или тряпочки) для купания куклы. В зависимости от  возраста ребёнка в гардеробе куклы должна быть такая одежда, чтобы ребёнок мог сам хотя бы её снимать, а позже и одевать. Для игры малыша вполне достаточно одного комплекта лёгкой одежды, а так же тёплой. При этом нельзя забывать об обуви. Для перемещения кукол необходимы транспортные средства: коляска, машина, санки. Дом -  важное место для игры ребёнка и почти в любых играх он обязательно либо создаётся, либо обозначается. В ход идут столы, стулья, одеяла, покрывала — всё, из чего можно создать уютное гнёздышко и назвать его домом. Разнообразные игрушечные дома, предназначенные для сюжетно — ролевых игр сегодня продаются в магазинах игрушек.

По мере взросления и развития ребёнка кукла начинает «жить полноценной социальной жизнью», поэтому разнообразие кукольных принадлежностей должно увеличиваться. Помимо всего прочего, для развития сюжетной игры необходимы стимулирующие атрибуты. Например, для игры в доктора — докторская шапочка, витамины, бутылёчки различные, для игры в магазин — весы, деньги, продукты и т. д.

Особое значение для игры, как неотъемлемая составляющая часть кукольного хозяйства, имеют предметы-заместители. Они также необходимы любой сюжетной игре, как и сами игрушки. Дело в том, что их значение сложно переоценить — ведь они могут выполнять огромное разнообразие функций в любой игре. Только действие «понарошку», «как будто» развивает воображение, что очень важно для полноценного психического развития ребёнка. Условность — прямой путь к способности абстрактно, т. е. отвлечённо мыслить. А в школе, как известно, без этого умения — никуда. Личностно незрелые, недоигравшие дошкольники пойдут в школу, не научившись регулировать своё поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, я уже перешла к тому вопросу, ответ на который мы должны вывести вместе. Помните этот вопрос? Почему учёные считают, что именно сюжетная игра обладает самым развивающим эффектом среди множества других игр?

Значение игры:

  • развивает воображение, мышление, память, речь, внимание, сосредоточенность;
  • в игре дети учатся регулировать своё поведение, осваивают правила взаимодействия друг с другом;
  • в совместных играх со сверстниками дети приобретают опыт взаимопонимания, учатся пояснять свои действия и намерения, контролировать свои желания;
  • дети уточняют и расширяют знания об окружающем мире, глубже его познают.;
  • принимая на себя роль, воссоздают поступки людей, проникаются чувствами, сопереживают;
  • в игре дети выражают свои эмоции;
  • происходит физическое развитие;
  • воспитывается чувство прекрасного.

Перейдём к практической части. Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребёнка. Какую машину лучше купить двухлетнему ребёнку: красивую блестящую легковушку или небольшой грузовичок с открытым кузовом? Конечно же грузовичок. Его можно не только катать до бесконечности, но, самое главное, в него можно что-то погрузить, из него можно и выгрузить, посадить в него мишку и покатать. Но просто купить хорошую, нужную новую игрушку — мало. Её надо вместе с ребёнком как следует обыграть, т. е. научить малыша игровым действиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы и оборудование для игровой деятельности ребёнка третьего года жизни.

Рекомендации родителям и воспитателям ДОУ ( 1 младшая группа) по созданию предметно- развивающей среды для ребёнка 2-3 лет.Перечень необходимых и достаточных игрушек, их кол-во и функциональные параме...

Родительское собрание по теме: «Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни».

Данная разработка содержит материал для проведения родительского собрания в первой младшей группе по теме "Формирование игровой деятельности у детей третьего года жизни"....

"Игровая деятельность детей третьего года жизни"

Второй год жизни малыша является новым этапом развития и совершенствования его основных навыков. Ребенок становится более выносливым, как физически, так и эмоционально. Он овладел основными двигатель...

Проект "Активизация игровой деятельности детей третьего года жизни посредством самодельного игрового материала"

Цель проекта: создание игрового материала, способствующего развитию игровой деятельности детей. Тип проекта: практический, игровой, групповой, среднесрочный....

ОРГАНИЗАЦИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ТРЕТЬЕГО ГОДА ЖИЗНИ

В современной педагогической науке огромное значение в развитии ребенка придается игровой деятельности...

Формирование игровой деятельности детей третьего года жизни

Надо ли малышам много игрушек? Прежде всего необходимо подбирать такие игрушки, которые соответствовали бы возрасту ребенка. ...

Формирование самостоятельности у детей третьего года жизни, используя поручения

Причиной многих капризов детей третьего года жизни является  неудовлетворение взрослыми желания ребенка к самостоятельным действиям. Это  заставляет педагогов изыски­вать средства для пр...