Растем и развиваемся вместе
статья по теме

Ирина Григорьевна Елизарова

 

Елизарова Ирина Григорьевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Общий педагогический стаж 21 год. Группа из 14 человек с ограниченными возможностями здоровья

( возраст 6 лет). График работы учителя-дефектолога: Понедельник, вторник, пятница – совместная подгрупповая деятельность; среда, четверг – индивидуальная работа с детьми. Среда, пятница с 16.30 – 18.30 – индивидуальное консультирование родителей. Основное направление в работе учителя-дефектолога – развитие интеллектуальных способностей посредством моделирования у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы.

 Комплексное изучение задержки психического развития, как специфической аномалии детского развития, в настоящее время приобретает острую потребность. Важная роль отводится всем направлениям в работе учителя-дефектолога:  диагностики, составлению плана работы систематических коррекционно-развивающих программ ( с учетом характера нарушений и структуры дефекта), составлению индивидуального плана работы на каждого ребенка с диагнозом «ЗПР».

 

 Эти дети часто не достигают нормы в формировании возрастных психических процессов. На занятиях они работают медленно и не продуктивно.

 

У этих детей снижена память, так как нарушены психические процессы внимания и восприятия. Они быстро утомляются и отключаются от работы, а это снижает уровень познавательной деятельности.

 

Для детей с диагнозом «ЗПР» характерно нарушение мышления, его операционных компонентов.  Дети не могут выделить существенные признаки в предмете, явлении – это влечет за собой неумения правильно устанавливать логические связи между предметами. Их речь, отражающая уровень мышления, вопросно-ответная по форме, очень неопределенная, аграмматичная, неточная по смыслу. Понятия величины, формы, цвета, ориентировки в пространстве – все это не дифференцировано, часто искажено. Эти детям, после выявления у них психической задержки , необходима скорая педагогическая помощь, которая заключается в коррекции всех психических процессов, в особенности мышления.

 

Дети с диагнозом «ЗПР» требуют коррекции в развитии познавательной деятельности, так как у них существуют пробелы в элементарных  знаниях, снижена интеллектуальная активность, недостаточно развиты такие мыслительные процессы как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Очень важно на начальном этапе обучения у детей с диагнозом «ЗПР» сформировать интерес к занятиям, желание слушать и выполнять задания – это трудно из-за незрелости или из-за недостаточной сформированности процессов внимания, представления, памяти, недоразвития волевых процессов. Доброжелательный фон занятий, положительная эмоциональная окраска общения с детьми, поощрение их усилий служит основой для серьезной работы по развитию мышления в процессе познавательной деятельности.

 

 Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит  к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимают временные и причинные зависимости. Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

 

 Знания дети расширяют в игровой деятельности, в дидактических, развивающих  и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, делать выводы и умозаключения.  Основной задачей подготовки к школе детей с диагнозом «ЗПР» является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе ребенка с диагнозом «ЗПР»  осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения, навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.

 

Формирование дошкольных  знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств, психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elizarova_irina_grigorevna_uchitel_1.docx16.96 КБ

Предварительный просмотр:

Елизарова Ирина Григорьевна учитель-дефектолог высшей квалификационной категории. Общий педагогический стаж 21 год. Группа из 14 человек с ограниченными возможностями здоровья

( возраст 6 лет). График работы учителя-дефектолога: Понедельник, вторник, пятница – совместная подгрупповая деятельность; среда, четверг – индивидуальная работа с детьми. Среда, пятница с 16.30 – 18.30 – индивидуальное консультирование родителей. Основное направление в работе учителя-дефектолога – развитие интеллектуальных способностей посредством моделирования у детей с ограниченными возможностями здоровья.

 

 Актуальность вопросов диагностики, обучения и воспитания дошкольников, имеющих проблемы в развитии, заметно возросла в последние годы.

 Комплексное изучение задержки психического развития, как специфической аномалии детского развития, в настоящее время приобретает острую потребность. Важная роль отводится всем направлениям в работе учителя-дефектолога:  диагностики, составлению плана работы систематических коррекционно-развивающих программ ( с учетом характера нарушений и структуры дефекта), составлению индивидуального плана работы на каждого ребенка с диагнозом «ЗПР».

 

 Эти дети часто не достигают нормы в формировании возрастных психических процессов. На занятиях они работают медленно и не продуктивно.

 

У этих детей снижена память, так как нарушены психические процессы внимания и восприятия. Они быстро утомляются и отключаются от работы, а это снижает уровень познавательной деятельности.

 

Для детей с диагнозом «ЗПР» характерно нарушение мышления, его операционных компонентов.  Дети не могут выделить существенные признаки в предмете, явлении – это влечет за собой неумения правильно устанавливать логические связи между предметами. Их речь, отражающая уровень мышления, вопросно-ответная по форме, очень неопределенная, аграмматичная, неточная по смыслу. Понятия величины, формы, цвета, ориентировки в пространстве – все это не дифференцировано, часто искажено. Эти детям, после выявления у них психической задержки , необходима скорая педагогическая помощь, которая заключается в коррекции всех психических процессов, в особенности мышления.

 

Дети с диагнозом «ЗПР» требуют коррекции в развитии познавательной деятельности, так как у них существуют пробелы в элементарных  знаниях, снижена интеллектуальная активность, недостаточно развиты такие мыслительные процессы как анализ и синтез, сравнение и обобщение. Очень важно на начальном этапе обучения у детей с диагнозом «ЗПР» сформировать интерес к занятиям, желание слушать и выполнять задания – это трудно из-за незрелости или из-за недостаточной сформированности процессов внимания, представления, памяти, недоразвития волевых процессов. Доброжелательный фон занятий, положительная эмоциональная окраска общения с детьми, поощрение их усилий служит основой для серьезной работы по развитию мышления в процессе познавательной деятельности.

 

 Целенаправленные занятия по формированию мышления существенно изменяют способы ориентировки ребенка в окружающем мире, приучают его выделять существенные связи и отношения между объектами, что приводит  к росту его интеллектуальных возможностей. Дети начинают ориентироваться не только на цель, но и на способы достижения ее. У детей формируется более обобщенное восприятие окружающей действительности, они начинают осмыслять собственные действия, прогнозировать ход простейших явлений, понимают временные и причинные зависимости. Обучение, направленное на развитие мышления, оказывает большое влияние и на речевое развитие ребенка: способствует запоминанию слов, формированию основных функций речи (фиксирующей, познавательной, планирующей). Важно то, что выработанное в процессе занятий стремление фиксировать выделенные и осознанные закономерности в слове ведет к активному поиску детьми способов словесного выражения, к использованию всех имеющихся у них речевых возможностей.

 

 Знания дети расширяют в игровой деятельности, в дидактических, развивающих  и сюжетно-ролевых играх. В ходе обсуждения наблюдаемых объектов и явлений дети учатся их анализировать, сравнивать, обобщать, приходить к определенным суждениям, делать выводы и умозаключения.  Основной задачей подготовки к школе детей с диагнозом «ЗПР» является повышение уровня психического развития ребенка: интеллектуального, эмоционального, социального. Подготовка к школе ребенка с диагнозом «ЗПР»  осуществляется с целью помочь ему на начальной ступени обучения освоить необходимые знания, умения, навыки, способы учебной работы и адаптироваться в традиционной системе обучения.

 

Формирование дошкольных  знаний и представлений, а также способов деятельности рассматривается не как самоцель, а как одно из средств, психического развития ребенка и воспитания у него положительных качеств личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растем и развиваемся вместе! Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет»

Новообразования детей 4-5 лет. Причины мешающие коммуникативному развитию. Помощь ребенку в развитии коммуникаций....

Тематическое родительское собрание по познанию «Растем и развиваемся вместе»

Цель: повышение компетентности родителей в вопросах познавательного развития детей раннего возврата. Задачи: вызвать интерес родителей к познавательному развитиюдетей;познакомить родителей с игра...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе» на 2019-2021 учебные годы

Цель программы:Повышение родительской компетентности в вопросах развития коммуникативных способностей детей младшего дошкольного возраста, формирование компетентности и обогащение родительских предста...

Детско -родительская гостиная "Растем и развивается вместе"

Данная программа создает условия для успешной организации коррекционно-развивающей деятельности. Совместная деятельность детей, родителей и педагогов позволяет добиться максимальной положительной дина...

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»

Программа детско-родительского клуба «Растем и развиваемся вместе»...

Проект "Растем и развиваемся вместе"

Проект для детей младшей группы...