Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях.
учебно-методический материал по теме

Платонова Елена Викторовна

Доклад к семинару для воспитателей о содержании и укреплении психологического здоровья дошкольников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_psikhologicheskoe_zdorove.docx21.99 КБ

Предварительный просмотр:

Тема доклада:

Психическое здоровье детей в дошкольных образовательных учреждениях

Аннотация

 Сегодняшний день особо остро ставит перед обществом задачу сохранения и укрепления психического здоровья подрастающего поколения. Дошкольное образование должно стать той ступенью, с которой начнется взросление физически и психически здоровой личности. Поэтому в детском саду необходимо внедрять целенаправленную систему работы по сохранению и укреплению психологического здоровья дошкольников с момента поступления ребёнка в ДОУ и заканчивая его выпуском в первый класс общеобразовательной школы. Таким образом целью данного доклада является систематизация знаний в области психическом здоровья ребенка и  создание предпосылок для планирования целенаправленной работы по сохранению и укреплению психического здоровья воспитанников детских дошкольных учреждений.

В последние годы в России специалисты различных сфер общественной деятельности все чаще озабочены проблемой психологического здоровья подрастающего поколения.

И от решения этой проблемы зависит состояние не только сегодняшнего, но и будущего населения нашей страны, его социально-психологические особенности и социально-демографическая структура на ближайшие 50 лет.

Дети являются не просто особым социальным слоем, но группой, определяющей прогресс развития общества в целом, и тем самым приоритетной. Ведь уровень культуры, образованности, здоровья детей уже через короткое время трансформируются в качество жизни и здоровье нации в целом, в развитие науки и разработку новых технологий, в авторитет нашей страны на мировой арене.

В настоящее время экономическое и социальное положение в современном обществе формируют большое число факторов риска для подрастающего поколения и ведут к целому ряду проблем.  Важная роль в концепции модернизации образования отводится психологическому сопровождению детей в образовательных учреждениях, здоровьесберегающим технологиям, способствующим сохранению и укреплению психологического и психосоматического здоровья. И нередко остаются вне поля зрения дети, чье состояние можно охарактеризовать как пограничное относительно нормы психологического здоровья.

Здоровье – комплексный, многоаспектный феномен, включающий в себя медицинские, психологические, педагогические и другие аспекты.

Всемирная организация зравоохранения (ВОЗ) предлагает понимать здоровье как «…состояние полного физического, духовного и социального благополучия».

Специалисты выделяют следующие признаки психического здоровья.        

Признаки психического здоровья:

  • способность справляться с трудностями в сложных незнакомых ситуациях
  • чувство уверенности и доверия
  • формы проявления эмоций и поведения соответствуют ситуации и вероятным чувствам ребенка
  • достаточный диапазон чувств

В психологической литературе выделены и достаточно глубоко проанализированы факторы, оказывающие влияние на психологическое здоровье ребенка. Большинство из этих факторов носят социально-психологический, социально-культурный и социально-экономический характер.

Социально-культурный характер факторов, оказывающих негативное влияние на психологическое здоровье ребенка, обусловлен недостаточными условиями для снятия эмоционального напряжения и для расслабления и ускорением темпа современной жизни.  Влияние этих факторов обуславливает чрезмерную загруженность родителей, их невротизацию, появление множества личностных проблем, что  в сочетании с недостаточной осведомленностью о путях решения внутриличностных конфликтов и о возможностях психологической и психотерапевтической помощи оказывает негативное влияние на психику ребенка в семье.

Также на эмоциональную атмосферу в семье и на психологическое состояние ее членов влияют социально-экономические факторы. А.И. Захаров особо выделяет среди них следующие: неудовлетворительные жилищно-бытовые условия, занятость родителей, ранний выход матери на работу и помещение ребенка в ясли. Известно, что сильным психотравмирующим явлением становится для ребенка в раннем возрасте помещение в детские дошкольные учреждения или привлечение няни для их воспитания, поскольку такие дети еще не готовы к разлуке с матерью. В ситуации нормального и продолжительного близкого эмоционального общения ребенка с матерью к трем годам у детей формируется восприятие себя как отдельного индивида, вследствие чего постепенно уменьшается чувство зависимости от родителей. При частых и длительных разлуках с матерью у детей раннего возраста чувство зависимости от матери лишь повышается, что может перерасти в невротическую привязанность. В среднем лишь к трем годам у ребенка появляется желание стать более независимым от взрослых. Кроме того, в этом возрасте уже возникает стойкая потребность в общении со сверстниками, в совместных играх с другими детьми. Поэтому ребенка в возрасте трех лет можно помещать в детский сад, не рискуя его психическим здоровьем.

Эксперты Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), основываясь на анализе исследований, проведенных в различных странах мира, констатировали, что нарушения психического здоровья гораздо чаще отмечаются у детей, живущих в ситуации дисгармоничных отношений со взрослыми. В тех же исследованиях было обнаружено, что преобладающая часть нарушений психического здоровья в детском возрасте имеет две характерные черты: во-первых, они представляют собой лишь количественные отклонения от нормального процесса психического развития, во-вторых, многие их проявления можно рассматривать как реакцию на психотравмирующие ситуации.

Также на психологическое здоровье детей влияют социально-психические факторы, прежде всего, такие, как дисгармония семейных отношений и дисгармония семейного воспитания или нарушения в сфере детско-родительских отношений.

Подводя итоги вышесказанному, стоит отметить, что факторы риска психологического здоровья детей можно разделить на две основные группы: средовые (все, что окружает ребенка) и субъективные (его индивидуальные личностные особенности).

К средовым факторам можно отнести неблагоприятные семейные условия и неблагоприятные условия, связанные с детским учреждением. В детском учреждении психотравмирующей может стать ситуация первой встречи с воспитателем, которая во многом определит последующее взаимодействие ребенка со взрослыми. Для примера: проведенные исследования показали, что педагог обычно не замечает 50 % направленных к нему обращений детей. С одной стороны, это может привести к росту самостоятельности ребенка, снижению его эгоцентризма. С другой – к фрустрации потребности безопасности, развитию тревожности, психосоматизации ребенка. Кроме того, в детском саду ребенок получает возможность появления конфликтных отношений со сверстниками, что нарушает эмоциональный комфорт, тормозит формирование его личности.

К внутриличностным (субъективным) факторам относятся характер, темперамент, самооценка. Учет индивидуальных особенностей ребенка при построении работы, особенно оздоровительной, создаст благоприятную почву для эффективного созидания психологического комфорта и формирования психологического здоровья каждого конкретного ребенка.

В целом можно сделать вывод, что психологическое здоровье формируется при взаимодействии внутренних и внешних факторов. Основным условием нормального психосоциального развития (помимо здоровой нервной системы) признается спокойная и доброжелательная обстановка, создаваемая благодаря постоянному присутствию родителей или воспитателей, которые внимательно относятся к эмоциональным потребностям ребенка, беседуют и играют с ним, поддерживают дисциплину, осуществляют необходимое наблюдение за ребенком. Следует предоставлять ребенку больше самостоятельности и независимости.

 

Всем специалистам, работающим с детьми дошкольного возраста, необходимо помнить признаки психомоторного неблагополучия, которые должны вызывать особое внимание и необходимость помощи такого рода детям.

Признаки психомоторного неблагополучия у дошкольников:

  • со стороны мышечного тонуса - сгорбленность, приниженность, подавленность, напряженность поз(втянутая в плечи голова, руки прижаты к корпусу, пальцы напряжены или сжаты в кулаки);
  • со стороны походки ребенка — на цыпочках, неуверенная, вялая, спотыкающаяся или как у манекена;
  • со стороны общей моторики — бесцельные, непродуктивные движения при высокой интенсивности или психомоторная заторможенность;
  • со стороны жестикуляции и мимики — вялая, бедная, маловыразительная, возможно гримасничанье или неподвижность лица;
  • со стороны речи — невнятная, невыразительная, монотонная речь, возможны заикания.

Чтобы помочь ребенку сохранить его психическое здоровье, надо хорошо знать особенности его психического развития, социальную ситуацию семьи и использовать полученные знания в области поддержания психического здоровья ребенка.

Психологическая поддержка детей в дошкольном учреждении.

Задачи психологической поддержки детей:

  • Обучение положительному самоотношению и принятию других людей.
  • Обучение рефлексивным умениям (умение осознавать свои чувства, причины поведения).
  • Формирование потребности в саморазвитии (умение находить в трудных ситуациях силы внутри себя).

Эти задачи могут реализовываться на групповых занятиях с детьми.

Исходя из задач, система работы по формированию психологического здоровья будет состоять из следующих этапов:

  • Диагностика тревожности и адаптированности детей к детскому саду и семье, наблюдение за воспитанниками и последующее определение их уровня психологического здоровья.
  • Включение детей, отнесенных ко второму уровню психологического здоровья, в еженедельные групповые занятия профилактической направленности.
  • Подключение детей, отнесенных к третьему уровню психологического здоровья, к коррекционной работе с привлечением родителей к индивидуальному консультированию

Воспитание личности невозможно без ее знания и понимания. Воспитатели нередко снисходительно относятся к рекомендациям психологов, а часто просто игнорируют их. Жизненный опыт и здравый смысл играют неоценимую роль в воспитании, но жизнь стала сложнее, а потому воспитание без специальных знаний психологии, физиологии, гигиены и многого другого — это воспитание "на авось". Важнейшим условием эффективности воспитания является глубокое понимание личности воспитанника, его индивидуальных особенностей, высокая требовательность к испытуемому, уважение к нему (по A.C.Макаренко).

Стоит помнить, что психологический аспект психического здоровья предполагает внимание к внутреннему миру ребенка: его уверенности или неуверенности в себе, в своих силах; его отношению к людям, окружающему миру и обеспечение психологического комфорта для здоровья развивающейся личности.

Список литературы

  1. Ананьев, Б.Г. Психологическая структура личности и ее становление в процессе индивидуального развития человека [Текст]/ Б.Г.Ананьев; - Самара: Изд.дом «Бахрах», - 1999.-94с. – ISBN 5-7567-0234-2
  2. Андреева А.Д., Вохмянина Т.В., Воронова А.П., Чуткина Н.И. /под ред. Дубровиной М.В./. Руководство практического психолога. Психическое здоровье детей и подростков. М., 2005 г.
  3. Доклад Комитета экспертов Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ) 1979 года: Психическое здоровье и психосоциальное развитие детей. Журнал. Вопросы психологии, №2, 1996 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Формирование здорового образа жизни детей как направление социализации детей в дошкольном образовательном учреждении"

Данная статья раскрывает вопрос о сохранении и укреплении здоровья каждого отдельного ребёнка, формировании ценностных установок на здоровый образ жизни....

Образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

"Технологии сохранения и стимулирования здоровья детей в дошкольном образовательном учреждении"

Мы все и педагоги, и родители хотим видеть наших детей здоровыми и гармонично развитыми.«Что же это такое – здоровье?» По определению специалистов Всемирной организации здравоохранен...

Театрально-образовательное событие «Муха-Цокотуха» детей старшей подготовительной группы совместно с детьми с особенными возможностями здоровья не посещающих дошкольные образовательные учреждения.

Театрально-образовательное событие «Муха-Цокотуха» детей старшей подготовительной группы совместно с детьми с особенными возможностями здоровья не посещающих дошкольные образовательные учр...