предметная деятельность ранний возрост
презентация к занятию (младшая группа) на тему

Макарова Наталья Николаевна

Предметная деятельность

 

Действия с предметами... так ли уж это важно?

Развитие человека идет по мере освоения того социального опыта, который накопило человечество. Это и есть процесс его социализации. Человек по­степенно осваивает знания, способы деятельности, нормы отноше­ний в человеческом обществе и т. п. Предметный мир одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустыш­ки и заканчивая сложнейшими машинами, нано-технологиями и т. п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается ис­пользовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку; совочек, лопатку, карандаш и т. п.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет раз­ные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развива­ется память. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, действует практически. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интел­лекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности.

Предмет­ная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У ребенка более старшего возраста, да и у взрослого из рук все валится, если действия с пред­метами уже в раннем детстве не стали заботой родителей.

 

Как развиваются предметные действия?

 

·     Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т. д.).

·     Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул).

·     Потом появляются собст­венно предметные действия, которые малыш выполняет в соответ­ствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. п.).

·     Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздей­ствует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой приче­сывает куклу и т. п.).

Таким образом, уже в пределах раннего воз­раста действия постепенно усложняются.

Все это можно увидеть на примере вашего ребенка. Понаблю­дайте или вспомните, как ваш малыш учится есть ложкой:

·     Снача­ла он стучит ею, так как удобно ухватил за ручку.

·     Потом, пытаясь есть ложкой, он зажимает в ладошке самую емкую часть и несет ко рту вместе с пищей.

·     Позднее, уже более уверенно ухватившись за ручку ложки всей кистью, с трудом доносит ее до рта, разливая почти все содержимое, и т. д.

 

Почему малышу так трудно осваивать новое дейст­вие?

 

Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре:

·     Прежде всего, ребенок ставит цель (неосознанно): хочу съесть ложку супа;

·     Производит ориентировочные операции: соотно­сит глу­бину ложки и тарелки с характером пищи (жидкий суп), расстояние от тарелки до рта;

·     Производит само движение,

·     И контролирует, чтобы суп не пролился.

Согласитесь, малышу проделать столько последовательных операций очень сложно!

Но по мере повторения предметные действия становятся более смелыми, уверенными, точными, самостоятельными, и, наконец, великое достижение! - малыш легко доносит ложку до рта, не проливая суп, – действие сформировано.

Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия:

·     научился есть ложкой - легче насыпает песок совком в формочку;

·     научился застегивать крупные пуговки - осваивает более мелкие и т. п.

То есть, дейст­вия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начи­нает ощущать свою умелость (конечно, умелость относительная), проявляет все больше инициативы: «Хочу сам делать». И в этих заявлениях, формируется личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, ле­лейте эти проявления.

Итак, мы рассказали о том, что такое пред­метная деятельность, зачем она нужна и как постепенно развива­ется. Но без вашей помощи малыш не освоит ее.

Как помочь ребенку осво­ить действия с предметами?

 

Условия успешного развития

предмет­ной деятельности ребенка

 

1.                   Создание предметной среды. Это и специальные игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики и пр.), и предметы быта (ложки, кастрюли, платки, коробки и т.д.).

Предметная деятельность органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия:

·     в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать колготки, туфли, платье и т. п., лепит с мамой пельмени, стирает свой плато­чек и т. д.),

·     в изодеятельностн — учится действовать с каран­дашом, кистью, глиной, бумагой и т. п.

Важно: не ограничивайте, не прячьте от него все подряд, не отталкивайте: «Не мешай», а предоставляйте малышу предметы и давайте возмож­ность действовать с ними. Поддержите природное любопытство ребенка, его актив­ность и стремление понять все новое.

2.  Обучение со стороны взрослых.

Важно: обучение - это не дрессировка.

·       Для начала порадуйтесь, что малыш чем-то заинтересовался.

·       Не спешите помогать, тем более делать за него.

·       Наблюдайте за ребенком и оказывайте помощь только его при затруднениях.

·              Не упрощайте ему задачу слишком, он должен прила­гать собственные усилия. Но и не ставьте непосильных задач.

·              Дайте ребенку возможность упражняться в действиях с предметами (напри­мер, ребенок обнаружил коробки для круп и с интересом вклады­вает одну в другую, выкладывает и опять повторяет все с начала – пусть упражняется). Ребенок сам определит, когда ему нужно закончить упраж­нение.   

·              Предоставляйте возможность выбора (предметов, способов действия, его длительности).

·              Обучайте, не подав­ляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.

·              Не подгоняйте ребенка в освоении предмета и действия с ним. Для вас главное — видеть своего ребенка, а не сравни­вать его успехи с чужими.

3.                   Характер общения с ребенком.

·         доброжела­тельность,

·         вера в ребенка,

·         поддержка и поощрение (не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать),

·         терпение.

Это трудно, но постарайтесь.

 

Игры и упражнения для овладения

предметной деятель­ностью

 

1. однородные предметы (палочки, колечки, ленточки, шарики; фигуры, разные по размеру кубики, конусы, стаканчики-вкладыши и т.д.) - покажите, как сделать башенки, вкладывать стаканчики один в другой. 

2. предметы быта: кастрюли, коробки, расчески и др.

3. разные фигуры, резко раз­личающиеся по форме (треугольник, круг, квадрат) - поместить в соответствующие им отверстия на доске.

4. Очень хороши для детей народные игрушки типа вкладышей: бирюльки, бусы, шнуровки. Их нужно особенно широко использовать, потому что в действиях с такими игрушками развивается мелкая моторика кисти.

5.  Игры с предметами-орудиями (лопатка, совок, машинка на веревочке и т.д.). Покажите малышу, как легко притянуть к себе за веревочку воздушный шар. Можно толкать па­лочкой каталку впереди себя, везти за веревочку автомобиль, те­лежку. Покажите, как вытолкнуть палочкой мягкие предметы из трубки.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Предметная деятельность детей раннего возраста

Слайд 2

Предметный мир — одна из сфер, которую осваивает человек, начиная от пустыш­ки и заканчивая сложнейшими машинами, нано-технологиями и т.п .

Слайд 3

Значение развития предметной деятельности Восприятие Память Мышление Речь Интеллект В предметной деятельности происходит психическое и физическое развитие человека

Слайд 4

Как развиваются предметные действия ? Манипулятивные Результативные Предметные Орудийные

Слайд 5

Почему малышу так трудно осваивать новое действие ? Постановка цели Ориентировочные операции Само движение Контроль действия

Слайд 6

Условия успешного развития предметной деятельности ребенка Создание предметной среды Обучение со стороны взрослых : порадуйтесь Не спешите помогать, тем более делать за него оказывайте помощь только его при затруднениях Не упрощайте задачу, он и не давайте непосильных заданий Дайте ребенку возможность упражняться в действиях с предметами Предоставляйте возможность выбора предметов , способов действия Не подавляйте стремления ребенка к самостоятельному познанию Не подгоняйте ребенка в освоении предмета и действия с ним Характер общения с ребенком : доброжелательность вера в ребенка поддержка и поощрение терпение

Слайд 7

Игры для овладения предметной деятельностью однородные предметы: палочки , колечки; кубики , конусы, стаканчики-вкладыши предметы быта : кастрюли, коробки, расчески и др. фигуры , резко различающиеся по форме треугольник , круг, квадрат народные игрушки : бирюльки, бусы, шнуровки Предметы-орудия : лопатка , совок, машинка на веревочке, каталка на палочке и др.



Предварительный просмотр:

Предметная деятельность

Действия с предметами... так ли уж это важно?

Развитие человека идет по мере освоения того социального опыта, который накопило человечество. Это и есть процесс его социализации. Человек постепенно осваивает знания, способы деятельности, нормы отношений в человеческом обществе и т. п. Предметный мир одна из сфер, которую так же осваивает человек, начиная от пустышки и заканчивая сложнейшими машинами, нано-технологиями и т. п. Без их освоения он не сможет нормально жить и развиваться. Именно в возрасте от 1 года до 3 лет ребенок начинает усваивать существующие в обществе способы употребления различных предметов. Вначале он приучается использовать по назначению предметы быта: одежду, ложку, чашку; совочек, лопатку, карандаш и т. п.

Знакомясь с предметами и осваивая их, малыш выделяет разные их признаки, свойства, а значит, развивается и его восприятие. Он запоминает предметы, их признаки, названия — развивается память. Пытаясь понять, как действовать с предметами, малыш размышляет, действует практически. Развитие при этом мелких мышц, движений руки влияет на развитие его речи, интеллекта.

Таким образом, психическое и физическое развитие человека происходит и в предметной деятельности.

Предметная деятельность — основа, родничок, из которого берет начало игра, труд, изобразительная деятельность и др. У ребенка более старшего возраста, да и у взрослого из рук все валится, если действия с предметами уже в раннем детстве не стали заботой родителей.

Как развиваются предметные действия?

  • Сначала это манипулятивные действия (ощупывает, похлопывает, тянет в рот, бросает, стучит и т. д.).
  • Затем результативные (переложил игрушку с места на место, передвинул).
  • Потом появляются собственно предметные действия, которые малыш выполняет в соответствии с назначением предметов (погремушкой гремит, пирамидку собирает и т. п.).
  • Позднее появляются орудийные действия, то есть ребенок использует предметы как орудия, с их помощью воздействует на другие предметы (ложкой берет пищу, расческой причесывает куклу и т. п.).

Таким образом, уже в пределах раннего возраста действия постепенно усложняются.

Все это можно увидеть на примере вашего ребенка. Понаблюдайте или вспомните, как ваш малыш учится есть ложкой:

  • Сначала он стучит ею, так как удобно ухватил за ручку.
  • Потом, пытаясь есть ложкой, он зажимает в ладошке самую емкую часть и несет ко рту вместе с пищей.
  • Позднее, уже более уверенно ухватившись за ручку ложки всей кистью, с трудом доносит ее до рта, разливая почти все содержимое, и т. д.

Почему малышу так трудно осваивать новое действие?

Дело в том, что любое действие достаточно сложно по своей структуре:

  • Прежде всего, ребенок ставит цель (неосознанно): хочу съесть ложку супа;
  • Производит ориентировочные операции: соотносит глубину ложки и тарелки с характером пищи (жидкий суп), расстояние от тарелки до рта;
  • Производит само движение,
  • И контролирует, чтобы суп не пролился.

Согласитесь, малышу проделать столько последовательных операций очень сложно!

Но по мере повторения предметные действия становятся более смелыми, уверенными, точными, самостоятельными, и, наконец, великое достижение! - малыш легко доносит ложку до рта, не проливая суп, – действие сформировано.

Теперь малыш уже гораздо легче осваивает другие, особенно подобные, действия:

  • научился есть ложкой - легче насыпает песок совком в формочку;
  • научился застегивать крупные пуговки - осваивает более мелкие и т. п.

То есть, действия становятся более разнообразными. В итоге ребенок становится все более самостоятельным, все менее зависимым от вас. Он начинает ощущать свою умелость (конечно, умелость относительная), проявляет все больше инициативы: «Хочу сам делать». И в этих заявлениях, формируется личность малыша. Уважительно к этому относитесь, берегите, лелейте эти проявления.

Итак, мы рассказали о том, что такое предметная деятельность, зачем она нужна и как постепенно развивается. Но без вашей помощи малыш не освоит ее.

Как помочь ребенку освоить действия с предметами?

Условия успешного развития

предметной деятельности ребенка

  1. Создание предметной среды. Это и специальные игрушки (матрешки, пирамидки, вкладыши, мозаики и пр.), и предметы быта (ложки, кастрюли, платки, коробки и т.д.).

Предметная деятельность органически включается в другие виды деятельности, превращается в них в отдельные действия:

  • в труде — действия с предметами труда (малыш учится надевать колготки, туфли, платье и т. п., лепит с мамой пельмени, стирает свой платочек и т. д.),
  • в изодеятельностн — учится действовать с карандашом, кистью, глиной, бумагой и т. п.

Важно: не ограничивайте, не прячьте от него все подряд, не отталкивайте: «Не мешай», а предоставляйте малышу предметы и давайте возможность действовать с ними. Поддержите природное любопытство ребенка, его активность и стремление понять все новое.

  1. Обучение со стороны взрослых.

Важно: обучение - это не дрессировка.

  • Для начала порадуйтесь, что малыш чем-то заинтересовался.
  • Не спешите помогать, тем более делать за него.
  • Наблюдайте за ребенком и оказывайте помощь только его при затруднениях.
  • Не упрощайте ему задачу слишком, он должен прилагать собственные усилия. Но и не ставьте непосильных задач. 
  • Дайте ребенку возможность упражняться в действиях с предметами (например, ребенок обнаружил коробки для круп и с интересом вкладывает одну в другую, выкладывает и опять повторяет все с начала – пусть упражняется). Ребенок сам определит, когда ему нужно закончить упражнение.    
  • Предоставляйте возможность выбора (предметов, способов действия, его длительности).
  • Обучайте, не подавляя стремления ребенка к самостоятельному познанию.
  • Не подгоняйте ребенка в освоении предмета и действия с ним. Для вас главное — видеть своего ребенка, а не сравнивать его успехи с чужими.
  1. Характер общения с ребенком.
  • доброжелательность,
  • вера в ребенка,
  • поддержка и поощрение (не только за успехи, но уже за одно желание и старание самому действовать),
  • терпение.

Это трудно, но постарайтесь.

Игры и упражнения для овладения

предметной деятельностью

  1. однородные предметы (палочки, колечки, ленточки, шарики; фигуры, разные по размеру кубики, конусы, стаканчики-вкладыши и т.д.) - покажите, как сделать башенки, вкладывать стаканчики один в другой.  
  2. предметы быта: кастрюли, коробки, расчески и др.
  3. разные фигуры, резко различающиеся по форме (треугольник, круг, квадрат) - поместить в соответствующие им отверстия на доске.
  4. Очень хороши для детей народные игрушки типа вкладышей: бирюльки, бусы, шнуровки. Их нужно особенно широко использовать, потому что в действиях с такими игрушками развивается мелкая моторика кисти.
  5.  Игры с предметами-орудиями (лопатка, совок, машинка на веревочке и т.д.). Покажите малышу, как легко притянуть к себе за веревочку воздушный шар. Можно толкать палочкой каталку впереди себя, везти за веревочку автомобиль, тележку. Покажите, как вытолкнуть палочкой мягкие предметы из трубки.

Слова ученого


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Влияние предметной деятельности на развитие восприятия цвета, формы и величины у дошкольников 3-4 лет

Предметная деятельность, как одна из важнейших форм деятельности ребенка, первична по отношению к развитию многих психических процессов. Восприятие младших дошкольников (3-4 года) носит предметный хар...

Консультация для воспитателей «Коррекция гиперактивности в художественно-предметной деятельности»

Гиперактивный ребенок независимо от ситуации и в любых условиях: дома, в гостях, в кабинете врача, на улице – будет вести себя одинаково: бегать, бесцельно двигаться, не задерживаясь надолго на ...

Предметная деятельность и её роль в развитии малыша

Предметная деятельность является ведущей потому,  что именно в ней происходит развитие всех сторон  психики и личности ребёнка....

Методические рекомендации, направленные на развитие речевой деятельности детей раннего возраста в процессе предметной деятельности

Своевременное и полноценное формирование речи ребенка в раннем возрасте – одно из основных условий нормального развития ребенка и в дальнейшей его успешной познавательной деятельности.Недопустима заде...

Создание благоприятной предметно-развивающей среды как одно из условий развития предметной деятельности детей раннего возраста.

Правильно организованная предметная среда является одним из необходимых условий для развития предметной деятельности детей раннего возраста. Поэтому её созданию мы придаем большое значение. В нашей гр...

«Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка .Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деятельности»

1.Предметная деятельность: сущность, значение для разностороннего развития ребенка. Особенности развития предметной деятельности в младенческом и раннем возрасте. Методика формирования предметной деят...