Волшебная сила интонации
консультация на тему

Бакланова Ирина Васильевна

К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы  познакомить их с разнообразным содержанием игр и упражнений, которые они могли бы использовать дома.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon volshebnaya_sila_intonatsii.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Волшебная сила  интонации

                                                                              И.В. Бакланова

                                                                           Учитель - логопед

                                                   Муниципальное дошкольное образовательное учрежден

                                                       детский сад №47  «Лесовичок» - Центр развития ребенка

                            Город Старый Оскол Белгородской области

       «Выразительность речи – умение внятно, убедительно и в то же время по возможности сжато выражать свои мысли и чувства, умение владеть интонацией, выбором слов, построением предложений, подбором фактов, примеров действовать на слушателя и читателя»,- писал Н.С. Рождестственский.

        Как правило, интонационной выразительностью дети овладевают естественным путем. Но как показывает логопедическое обследование у воспитанников, поступающих в речевые группы, с которыми я работаю, имеются нарушения процессов восприятия и воспроизведения интонационных структур. Их речь монотонна и невыразительна, ускоренная или наоборот - замедленная. Они не осознают значения интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему.
      Коррекционная работа с такими детьми по формированию интонационной выразительности сочетает мероприятия, направленные на развитие речевого дыхания, ритма, темпа, силы и модуляции голоса. А также на формирование восприятия и воспроизведения основных интонационных типов, развитие эмоциональной отзывчивости ребенка и умения передавать с помощью интонации определенные чувства и настроения.

      К сожалению, большинство родителей не имеют определенных знаний в области формирования интонационной выразительности речи. Поэтому, хотелось бы  познакомить их с разнообразным содержанием игр и упражнений, которые они могли бы использовать дома.

                                              Дышим правильно

            Развитию правильного речевого дыхания с удлиненным, постепенным выдохом помогают регулярные занятия дыхательной гимнастикой. Обратите внимание ребенка на следующие правила:

- вдыхать воздух через рот и нос, выдыхать через рот;

- вдыхать бесшумно. При вдохе не набирать слишком много воздуха. Выдох должен быть естественным, экономным;

- «добирать» воздух только между смысловыми отрезками во фразе;

- при выполнении упражнений не напрягать мышцы шеи, рук, груди; не поднимать плечи при вдохе.

         Предложите  ему «задуть воображаемую свечу». Для этого нужно положить ладони рук на ребра. Вдохнуть и «подуть на свечу». Воздух из легких выходит плавно и постепенно, ребра опадают постепенно, по мере выдувания.

         Для выполнения упражнения «Спустить мяч» ребенок делает вдох. Руки располагает  на уровне груди. Сжимает воображаемый мяч, произнося звук «с-с-с».

Понижаем и повышаем голос

        Использование голосовой гимнастики способствует развитию силы, высоты, тембра голоса, интонационно-мелодической речи.

Упражнение «Голосовая горка». Ребенок произносит гласный звук, изменяя его по высоте, представляя горку, по которой звук «взбирается» и «спускается вниз»: А – А – А – А – А - А - А

Упражнение «Разбойники увидели жертву». В игровой ситуации взрослый предлагает ребенку произнести на выдохе «ах-ха-ха-ха-ха» (представляя жертву),  затем на выдохе произнести «ох-хо-хо-хо-хо» (представляя, что они с ней сделают). 

                                        Согласуем речь с движением

         Связь речи и движений нормализует состояние мышечного тонуса, помогает освободиться от эмоциональной и двигательной зажатости, развивает координацию процессов дыхания. Большую помощь в коррекционной работе оказывают специальные упражнения в стиле «робота», с хлопками в ладоши, ходьба на месте, по кругу, встречное дирижирование и т. д.

Упражнение «Робот». Ребенок сгибает руки в локтях, совершая поочередно действия, имитирующие движения рук робота или Буратино. Текст произносит скандировано и четко.

                                          В этой маленькой корзинке

                                          Есть помада и духи,

                                          Ленты, кружева, ботинки,

                                          Что угодно для души.

                                      Важное по значению слово

           Для того чтобы предложение приобрело определенный смысл, необходимо силой голоса выделить важное по значению слово в ряду остальных. Смысл изменяется в зависимости от того, где поставлено логическое ударение, - эту мысль важно донести до ребенка. Предложите ему произнести предложения по – разному:

                                         Саша научился читать.

                                         Саша научился читать.

                                         Саша научился читать.

Если дошкольник затрудняется, задайте наводящие вопросы. Предложите  проспрягать простые предложения. При изменении по лицам логическим центром предложения всегда будет первое слово.

                                                    Я читаю книгу.

                                                   Ты читаешь книгу.

                                                   Он читает книгу и т. д.

                                                 «Мимический кубик»

        На каждой стороне кубика взрослый схематически изображает эмоциональные состояния. Подражания им, ребенок может сопровождать движениями тела, мимикой.

Боль: «А-а-а, у меня болит голова» - руки у головы, брови нахмурены, лицо изображает страдание.

Радость: «А-а-а! Ура! Не болит голова, мама пришла» - руки вверх, глаза широко открыты, рот в улыбке.

Вопрос: «А? Где? Кто там? Мама?» - руки в стороны, согнуты в локтях, брови подняты, рот приоткрыт.

Просьба: «А, аа-а, дай, помоги мне, иди ко мне, мама» - руки вперед, брови немного сдвинуты.

Усталость: «О, а, ох, ах, устал я» - руки опущены вниз, мышцы лица расслаблены.

Упражнение «Скажи и покажи» предложите ребенку по картинкам назвать слова-антонимы, сопровождая речь выразительными жестами и мимикой: веселый - грустный, злой - добрый, удивленный - равнодушный.

                                      «Это точка – точка-одиночка»

        После знакомства ребенка с повествовательной интонацией,                         средствами ее выражения и способами обозначения, ему можно предложить следующие упражнения:

- «Хлопни столько раз, сколько повествовательных предложений ты услышишь». Взрослый читает рассказ или произносит несколько предложений, а ребенок по окончании каждого предложения хлопает в ладоши.

- «Выложить столько фишек, сколько повествовательных предложений встречается в речевом материале».

«Чудак – восклицательный знак»

           Знакомство с восклицательной интонацией осуществляется в процессе рассматривания картинок, содержание которых можно соотнести с междометиями (типа: Ой! Ах! Ух! Ура!), проведения беседы по содержанию каждой из них. Затем ребенку следует объяснить, что восклицательно можно произнести и целое предложение, уточнить, что при его произнесении голос или резко повышается или сначала повышается, а затем несколько понижается. Заучите с ребенком стихотворение:

Чудак - восклицательный знак.

Никогда он не молчит, Оглушительно кричит: «Ура! Долой! Караул! Разбой!»

Упражнение «Произнеси как я». Взрослый произносит предложение с соответствующей интонацией, а ребенок повторяет.                                                        

Упражнение «Выложить столько фишек, сколько восклицательных предложений встречается в речевом материале».

Упражнение «Прочти стихотворение»

Катит лыжа впереди,                                                 Я—за лыжей позади.                               Я кричу ей: «Погоди! Лыжа, лыжа, не кати!»

Я кричу ей: «Хватит!»                         А она все катит. Правую лыжу                      Я уже не вижу.        

(Э. Мошковская)

                           «Это кривоносый вопросительный знак»

         Задайте дошкольнику вопросы, а потом предложите ему сделать это самостоятельно, обсудите с ним особенности произнесения вопросительного предложения: " В конце  вопросительного предложения голос повышается". Заучите с ребенком стихотворение:

                                            Это кривоносый

                                            Вопросительный знак,

                                            Задает вопросы:

                                         «Кто? Кого? Откуда? Как?»

Упражнение «Произнеси как я». Взрослый произносит предложение с соответствующей интонацией, а ребенок повторяет.                                                        

Упражнение «Выложить столько фишек, сколько вопросительных предложений встречается в речевом материале». 

Упражнение «Прочти стихотворение»

                                      Что такое?

                                      Что случилось?                                                        

                                      Отчего же все кругом

                                      Завертелось, закружилось

                                     И помчалось колесом?

( К. Чуковский )

                                    Куда вы пропали?

                                   Или в канаву упали?

                                   Или шальные собаки

                                   Вас разорвали во мраке?            ( К. Чуковский )

 Дифференциация интонационных структур предложений проводится на материале считалок, диалогов, игр-инсценировок, сказок, разыгрываемых по ролям, при подражании голосам, интонациям героев.

         Проводимая работа оказывает положительное влияние на расширение речевых навыков, развитие слуховой памяти, эмоционального восприятия дошкольников. У детей появляется умение произвольно использовать в речи интонационные средства, жест, мимику. Все это помогает осознанному чтению, пониманию образной речи. Дети становятся более активными, у них пробуждается интерес к различным видам исполнительской деятельности.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебная сила добра".

Сказкотерапевтеческое занятие для детей старшего дошкольного возраста. Цель: эмоционально-волевой развитие детей....

Волшебная сила музыки

Статья о силе музыки....

Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"

Неделя игры и игрушки "Волшебная сила игры"....

«Волшебная сила черной краски»

Цель: Заинтересовать детей получением оттенков темных цветов и познакомить  с изменением красок с помощью черных красок.Материал. Гуашь, палитры из плотной бумаги, тонкого картона, кисточка, стак...

Опыт работы "Волшебная сила растений"

Опыт работы "Волшебная сила растений"...

Волшебная сила воды

Ознакомление детей со свойствами воды: прозрачность, не имеет запаха, вкуса, вода растворитель, формирование у детей знания о значении воды в жизни человека, уточнение представления детей о том, что в...

Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания

Волшебные приключения режима дня: как дети детского сада открывают для себя волшебную силу расписания...