«Сенсорное воспитание детей - эффективное средство для развития познавательных, умственных способностей детей и эстетических чувств».
консультация (средняя группа) по теме

Самсонова Наталья Николаевна

Период дошкольного детства является периодом интенсивного
сенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,
познавательного, физического и эстетического воспитания детей в
дальнейшем. Поэтому задача детского сада - обеспечить полное развитие
воспитанников с учётом возрастных характеристик.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка необходимо обогащать
теорию и практику дошкольного воспитания, разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском
саду.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_roditeley.docx19.08 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное дошкольное образовательное
учреждение детский сад «Солнышко»
Купинского района Новосибирской области.

Консультация на тему:
«Сенсорное воспитание детей -
эффективное средство для развития
познавательных, умственных
способностей детей и эстетических

чувств»,

Воспитатель: Самсонова

Наталья Николаевна         2013г

Период дошкольного детства является периодом интенсивного
сенсорного развития ребёнка. От его уровня зависит успешность усвоенного,
познавательного, физического и эстетического воспитания детей в
дальнейшем. Поэтому задача детского сада - обеспечить полное развитие
воспитанников с учётом возрастных характеристик.

Для улучшения сенсорного развития ребёнка необходимо обогащать
теорию и практику дошкольного воспитания, разрабатывать и использовать
наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском
саду.

Для этого мы решаем следующие задачи:

  1. Развивать и совершенствовать у детей все виды воспитания, обогащать их
    чувственный опыт;
  2. Развивать осязательное воспитание, а именно, тактильные ощущения,
    микро- и макромоторику воспитанников;
  3. Повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и
    воспитанию;
  4. Повышать   уровень   компетентности   по   сенсорному   развитию   и
    воспитанию дошкольников у педагогов.

Решение первых трёх задач зависит от успешного развития последней.

Выполнение всех этих задач основывается на следующей идее:
сенсорное развитие дошкольника должно охватывать всё многообразие
окружающего мира и осуществляться на основе «жизненной обстановки» в
целом - а это помещение детского сада и его территории.

Сенсорное воспитание детей осуществляется через разные формы
работы:

  • занятия «Предметный мир»;
  • занятия «Помощники, которые всегда с тобой»;
  • игры экспериментирования на развитие всех видов восприятия (игры со
    светом, с водой, со стеклом);
  • коллекционирование;
  • мини-музеи;
  • развлечения;
  • работа на маршрутах «Сенсорный сад».

Все мероприятия проходят в группе в сенсорных центрах и побуждают
детей к взаимодействию друг с другом, родителями и окружающим миром.

Подобные цели реализуются проведением игр, экспериментирования,
которые направлены на развитие всех видов восприятия.

Особый интерес представляет такая инновация, как сенсорные
маршруты, которые можно создавать, как в помещениях, так и на территории
детского сада.

Территория детского сада поделена на станции (тематические
площадки).

  • Облачко (зрительное восприятие).
  • Колокольчик (слуховое восприятие).
  • Любознайка (осязательное восприятие).
  • Яблочко (вкусовое восприятие).
  • Цветочная (обонятельное восприятие).

Можно включать тематические площадки. Для обозначения каждой
станции разрабатывается символика и указатели.

Например: на станции «Цветочная» есть уголок леса, фитоклумба,
фонтан...

Общий маршрут объединяет все объекты. На основе этого же принципа
организовывается работа в помещении детского сада. Здесь в рамках
сенсорных маршрутов создаются:

  • сенсорные центры в групповых комнатах;
  • функциональные зоны;
  • сенсорные комнаты.

Назначение сенсорного центра в группе - это развитие всех видов
восприятия, создание условий для реализации всех видов способностей, так
же речевого, психического развития детей. Оформление сенсорного центра
для детей младшего дошкольного возраста может быть сюжетным. Время игр
в сенсорном центре не регламентируется.

Функциональные зоны - это помещения, в которых находятся объекты
для развития того или иного вида восприятия опоследованным путём (музей,
музыкальные залы, бассейны).

Вся работа по развитию всех видов восприятия должна проходить
поэтапно: диагностический, обучающий, заключительный. Для отслеживания
результатов всей работы по сенсорному развитию проводится контроль
педагогического процесса. Это оценки методов и приёмов, перспективы в
развитии, развитие предметно-развивающей среды.

Таким образом, благодаря созданию в детском саду единого
образовательного пространства на полисенсорной основе осуществляется
качественное развитие воспитанников.

Подробную информацию по созданию сенсорного центра можно найти
в журнале «Сенсорный уголок в группе» №5 - 2008 г., журнал «Дошкольное
воспитание» №8 - 2010 г., «Сенсорно-двигательные игры для детей раннего
и младшего возраста», журнал «Ребёнок» №2 - 2008 г., «Сенсорно-моторная
зона».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация театрализованной деятельности ДОУ как эффективное средство развития и коррекции коммуникативных способностей детей с нарушениями речи Авторы: Поклонская П.Н., Московкина Е.А.

Поклонская Полина Николаевнастарший воспитатель;Московкина Евгения Александровнамузыкальный руководитель  МБДОУ «Детский сад №67», город Барнаул  Организация театрализованной...

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"

Презентация мастер-класса "Са-Фи-Дансе - как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста"...

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»

Мастер-класс «Са-фи-дансе, как эффективное средство физического развития и музыкального воспитания детей дошкольного возраста»...

.«Проектная деятельность как средство развития познавательно исследовательских способностей детей старшего возраста.»

Проектная деятельность - активная деятельность - наиболее успешный вид восприятия информации....

Педагогический опыт по теме: «Эйдетика как средство развития познавательно-речевых способностей детей дошкольного возраста».

Эйдетика – это специальная методика, которая помогает детям с легкостью запоминать большой объем информации, а также правильно использовать свою память.Метод эйдетики, используемый мной в образо...

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование"" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-исследовательских способностей детей дошкольного возраста"

Выступление воспитателя приюта из опыта работы кружка "Легоконструирование" с детьми дошкольного возраста (3-7 лет) на тему: "LEGO- конструирование как средство развития познавательно-и...

Опыт работы по теме «Мнемотехника как эффективное средство речевого развития и творческих способностей старших дошкольников»

Подробный опыт работы одержит методы и приемы работы в ДОУ по освоению приемов мнемотехники в игровой и образовательной деятельности дошкольников...