Статья "Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста"
статья (старшая группа) на тему

Семичева Татьяна Анатольевна

Статья будет полезна для родителей, стремящихся воспитать гармонично-развитую личность. Поможет выстроить систему поведения в отношении своего ребенка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Семья как важнейшее условие обеспечения эмоционального благополучия ребенка дошкольного возраста

Рассматривая семью как важнейшее условие обеспечения психологического и эмоционального благополучия ребенка, обычно исходят из следующих положений:

  • Существуют «нормальные» и «нарушенные» детско-родительские отношения, которые непосредственно обусловливают трудности в развитии ребенка;
  • Для благополучного развития ребенка необходимо осознание проблем супружеских и детско-родительских отношений и гармонизация влияния семьи на воспитание ребенка.

В результате взаимовлияния индивидов в семье она выступает как персональная микросреда развития личности. Основными звеньями семьи как микросреды развития являются: коллективное мнение, межличностные внутрисемейные отношения, семейные традиции, обычаи, настроения, нормы внутрисемейного поведения, нравственно-духовный климат. Семья характеризуется определенной структурой, известной внутренней расстановкой и группировкой ее членов. Основой жизнедеятельности семьи является система общения — межличностные, внутрисемейные и внешние контакты, взаимодействия как в ходе совместной деятельности, так и во время отдыха, обмена информацией, взаимные воспитательные и мобилизующие влияния, взаимовыручка, стремление к единству мыслей и действий, а также индивидуальные особенности каждого члена семьи.

Важное место в жизнедеятельности полноценной семьи занимает воспитание детей от рождения до начала трудовой деятельности. Его результативность находится в прямой зависимости от многочисленных факторов, влияющих на воспитательный потенциал семьи. В различных категориях семей процесс воспитания детей имеет свои особенности. Поэтому важно не только изучение значимых факторов, но и выявление их общих взаимосвязей и взаимозависимостей с эффективностью воспитательного процесса.

Семья для ребенка — это место рождения и основная среда обитания. В семье у него близкие люди, которые понимают его и принимают таким, каков он есть, — здоровый или больной, добрый или не очень, покладистый или колючий и дерзкий — там он свой. Именно в семье ребенок получает азы знаний об окружающем мире, а при высоком культурном и образовательном потенциале родителей — продолжает получать не только азы, но и саму культуру всю жизнь. Семья — это определенный морально-психологический климат, для ребенка это первая школа отношений с людьми. Именно в семье складываются представления ребенка о добре и зле, о порядочности, об уважительном отношении к материальным и духовным ценностям. С близкими людьми в семье он переживает чувства любви, дружбы, долга, ответственности, справедливости.

Личность — это человеческая «самость», исключительность, выражаемая как в способностях, так и в нравственном облике человека. Именно личность имеет сложившееся мировоззрение, которое она отстаивает во всех перипетиях жизни. [23,с.244]

Когда малыш появляется на свет, первая забота родителей — его физическое и психическое здоровье. И только потом — значительно позже — они начинают задумываться о том, каким человеком он станет. С этого и начинается формирование личности ребенка.

Малыш постепенно овладевает общими свойственными человеку формами поведения среди людей и развивается как индивидуальность. Сохранение положительных взаимоотношений со своими родителями и близкими — условие, при котором личность ребенка будет развиваться благополучно. Хорошее отношение со стороны родителей жизненно необходимо ребенку. Желание заслужить похвалу, родительское одобрение является одним из рычагов воспитания. Оценка поведения со стороны родителей и близких — один из важнейших источников чувств малыша. Похвала вызывает чувство гордости, постепенно начинает проявляться такое важное образование, как самоуважение. Притязание на признание — одна из самых значимых человеческих потребностей. Она основана на стремлении получить высокую оценку своих достижений, отвечающих общественным ожиданиям людей. Стремление к реализации притязаний развивает ребенка, делает его совершеннее.

Личность рождается постепенно — в развивающемся ребенке появляются такие образования, которые позволяют назвать его личностью. К определяющим личность образованиям можно отнести: притязание на признание, осознание себя во времени, осознание своей половой принадлежности, осознание себя в социальном пространстве. Малыш уже в 3 года имеет чувство собственного достоинства, он гордится своими достижениями и стремится в чем-то быть лучше.

После того как у ребенка возникло отношение к самому себе как к «хорошему», у него появляется стремление к тому, чтобы соответствовать требованиям взрослых, быть признанным сейчас и в будущем. Поэтому важно, чтобы семья поддерживала в нем уверенность, что ребенок обязательно научится тому, чего пока еще не умеет; что он действительно хороший, честный, добросовестный, доброжелательный, замечательный ребенок.

Лишение ребенка перспективы, обесценивание его личности в настоящем и в будущем не укрепляют его веры в свои возможности и не вызывают желания стать лучше. Только родительская любовь и вера рождают оптимизм, желание быть хорошим. Это желание как бы подталкивает ребенка к исполнению родительских ожиданий.

Ребенок 5—6 лет уже может сознательно управлять своим поведением, своими действиями, помыслами, однако сфера применения этой способности достаточно ограничена. Родители не должны пропускать победы ребенка над самим собой. Заметить его борьбу с самим собой, поддержать малыша — значит придать ему силы для самого трудного — строить самого себя, опираясь на свои внутренние стремления и поступки.

Привязанность к родителям — важнейший компонент эмоционального развития дошкольника. Привязанность к родителям — это форма эмоциональной коммуникации, взаимодействия, общения с родителями, прежде всего с матерью как наиболее близким лицом. О начальных проявлениях привязанности можно говорить уже к середине первого года жизни. Беспокойство при разлуке с матерью сохраняется у девочек до 2,5 лет, у мальчиков до 3,5 лет.

Некоторые тревожные и властные по характеру матери непроизвольно привязывают к себе детей до такой степени, что создают у них искусственную или болезненную зависимость от себя и своего настроения. Эти матери испытывают страх одиночества, изживая его чрезмерной заботой о ребенке. Подобная невротическая привязанность создает инфантильность, несамостоятельность, неуверенность в своих силах и возможностях. К невротической привязанности приводит и излишняя строгость отца, не воспитывающего, а дрессирующего, требующего беспрекословного подчинения своим непомерно высоким требованиям и наказывающего физически при малейшем непослушании. Эти отцы относятся к детям как к взрослым, забывая об их повышенной потребности в нежности и ласке. Почти всегда в таких семьях существуют конфликты по поводу воспитания. Матери, в противовес отцу, стремятся восполнить недостаток эмоционального тепла, во всем уступая ребенку и окружая его избыточной заботой. Подобные крайности родительского отношения не проходят бесследно. В этих случаях дети невротически привязаны к матери, а также отличаются капризностью, неустойчивостью поведения и повышенной возбудимостью.[21,с.312]

Другая крайность отношения родителей к детям состоит в недостатке эмоциональной заботы — их рано отдают в ясли или перепоручают уход за ними бабушкам, дедушкам или другим родственникам. Чувствительные дети восполняют недостаток эмоциональности и непосредственности тем, что часто приходят в возбужденное состояние, кричат, плачут, клянчат, словно опасаясь, что про них забудут, не приласкают. Вместо изменения поведения родители только «закручивают» гайки, продолжая не обращать внимания на ухудшающееся эмоциональное состояние детей. Опасность данной ситуации, если она продолжительна, — в компенсаторном развитии самолюбия детей, когда они односторонне начинают любить себя в противовес чувству любви к другим и не способны делиться с кем-либо своими радостями и печалями.

Все, что затрудняет развитие эмоционального контакта детей с родителями, в том числе привязанности, относится к такой высшей человеческой ценности, как любовь. Ее предпосылкой является ответное чувство ребенка на проявления нежности и любви в семье.

Если ребенок не удовлетворен чувством любви, причину нужно искать прежде всего в родителях. Чувства и установки родителей, семейные отношения и чувства детей могут быть очень тесно связаны. Нетрудно догадаться, что в самой неблагоприятной, драматической обстановке оказывается ребенок. Особенно трагично это положение для дошкольника.

На фоне выраженной привязанности и любви к матери одновременно происходит и процесс отождествления себя с родителем того же пола. Поскольку родители состоят друг с другом в ролевых отношениях мужа и жены, то понимание этого создает у ребенка потребность в подражании.

К 6 годам завершается для современного ребенка период дошкольного детства. Влияние семьи на дошкольника проявляется в заложенных необходимых умениях и навыках, человеческих началах в формирующейся личности ребенка. Это означает, что дети 6 лет:

  1. естественно проходят фазы своего развития и решают закономерные возрастные проблемы;
  2. испытывают чувства привязанности, нежности и любви в ответ на аналогичные чувства родителей;
  3. реализуют свою потребность в авторитете и уважении, понимании со стороны близких и значимых для них лиц;
  4. обладают устойчивым чувством «я», уверенностью в себе, адекватной самооценкой, в том числе уровнем притязаний и возможностей;
  5. способны к сопереживанию;
  6. не проявляют выраженных чувств ревности и зависти при наличии ведущего чувства доброжелательности к людям;
  7. контактны и общительны, стремятся к взаимодействию со сверстниками на равных. [6,с.267]

Все эти приобретения личности ребенка — результат положительного влияния семьи на личностное развитие ребенка, итог разумного воспитания, любви к детям и здоровой эмоциональной атмосферы.

Есть определенная специфика семейного воспитания в отличие от воспитания общественного. По природе своей семейное воспитание основано на чувстве. Изначально семья основана на чувстве любви, определяющем нравственную атмосферу этой социальной группы, стиль и тон взаимоотношений ее членов: проявление нежности, ласки, заботы, терпимости, великодушия, умения прощать, чувства долга. Чувство любви со всей гармонией различных нюансов его проявления сопровождает ребенка, начиная с внутриутробного существования до взрослости. Эта гамма чувств благотворно влияет на развитие и воспитание ребенка: дает ему непроходящее ощущение надежности существования, чувство защищенности от внешних невзгод, а в лице родителей — авторитетных советчиков.

Однако парадокс заключается в том, что эта изначально позитивная для развития ребенка гамма чувств может стать как позитивным, так и негативным фактором воспитания. Здесь важна мера проявления чувства. Недополучивший родительской любви ребенок вырастает озлобленным, а иногда — замкнутым. Выросший же в атмосфере чрезмерной любви, маленький человек рано развивает в себе черты эгоизма и эгоцентризма, изнеженности, избалованности, зазнайства, лицемерия. Если в семье нет должной гармонии чувств, если ребенок подвержен влиянию безнравственной атмосферы, буйных, а нередко низменных страстей, эмоционально отрицательных проявлений в отношении к самому ребенку, то нередко в таких семьях развитие ребенка осложняется, семейное воспитание становится неблагоприятным фактором формирования личности.[19,с.456]

Характер ребенка складывается в семье и психологический климат представляет для него среду ближайшего социального окружения. Он формирует навыки, те или иные черты характера, устойчивые эмоционально-познавательные структуры. В литературе по психиатрии завоевала признание точка зрения о том, что семейная среда, взаимоотношения родителей могут создавать психотравмирующую обстановку для ребенка, в результате чего он приобретает ряд отрицательных черт характера. Более того, в семье могут создаваться условия, приводящие к нервно-психическим заболеваниям детей. В конфликтной, проблемной семье вполне возможны случаи патологического развития характера ребенка. Естественно, что такие особенности ребенка могут проявиться в его дальнейшей жизни, когда он вырастет и создаст свою семью.

В условиях конфликтной семьи ребенок приобретает отрицательный опыт общения, он видит, чувствует враждебные, недружелюбные взаимоотношения между родителями. Он перестает верить в возможность существования дружеских и нежных взаимоотношений между  людьми. Он преждевременно разочаровывается в человеческих взаимоотношениях вообще и не приобретает положительного опыта сотрудничества и кооперации, столь необходимого для дальнейшей жизни, в том числе и брачной.

Отрицательный опыт конфликтной семьи для будущей брачной и семейной жизни выражается в: ребенок растет в условиях противоречивых, несогласованных требований матери и отца; духовная атмосфера семьи лишена покоя, мира, благополучия, стабильности, т. е. всех тех условий, которые необходимы для полноценного духовного и психического развития ребенка; резко возрастает риск нервно-психических заболеваний; растет безнадзорность и бесконтрольность поведения; снижается способность ребенка к адаптации; возрастают  дефекты морального порядка; ребенок не усваивает целый ряд нравственных общечеловеческих норм; очень часто у него формируются противоречивые чувства к своим родителям, а порою даже и враждебные чувства к одному из них.

Различные дефекты семейного воспитания способствуют развитию и формированию различных нервно-психических расстройств у детей. Многие расстройства являются «нажитыми», приобретенными в процессе жизни в неблагополучной социальной среде, особенно в конфликтной семье. В ряде случаев наследственные факторы являются лишь предпосылкой для развития болезни. Если семейная среда благополучна и отношения между мужем и женой хорошие, то можно компенсировать те или иные наследственные факторы. Мать и отец по отношению к своему ребенку могут выполнять роль мудрых, проницательных и заботливых психотерапевтов. В этом случае нежность и любовь, понимание душевных состояний ребенка, уместная и гибкая коррекция его поведения дают весьма успешный лечебный эффект. [15,с.513]

Действия, поведение, эмоционально-неконтролируемые реакции нервных и неразумных родителей часто могут способствовать формированию истерических черт в характере ребенка, а в определенных случаях и развитию невроза. Нужно отметить, что в конфликтной семье из-за частых ссор между супругами ребенок подвергается сильной психологической травматизации, влиянию отрицательных эмоций. Если подобные ситуации, в семье регулярны, они способны расшатать нормальную психику ребенка.

Эмоциональный тон отношений между родителями и детьми психологи представляют в виде шкалы, на одном полюсе которой находятся максимально близкие, теплые,  доброжелательные отношения (родительская любовь), а на другом — далекие, холодные и враждебные. В первом случае основными средствами воспитания являются внимание и поощрение, во втором — строгость и наказание. Имеется множество исследований, доказывающих преимущество первого подхода. Ребенок, лишенный сильных и недвусмысленных доказательств родительской любви, имеет меньше шансов на высокое самоуважение, теплые и дружественные отношения с другими людьми и устойчивый положительный образ «Я».

Изучение личности юношей и взрослых, страдающих психофизиологическими и соматическими нарушениями, невротическими расстройствами, трудностями в общении, в умственной деятельности или учебе, показывает, что все указанные явления значительно чаще наблюдаются у людей, которым в детстве недоставало родительского внимания и тепла. Недоброжелательность со стороны родителей вызывает неосознанную взаимную враждебность у детей. Она может проявляться как явно по отношению к самим родителям, так и скрытно. Невротические изменения личности матерей осложняют их взаимоотношения с людьми и это прежде всего проявляется в сфере семейных отношений, где излишняя принципиальность и негибкость матери, ее неспособность пойти на уступки и компромиссы, перестроить свои отношения создают предпосылки для возникновения семейного конфликта. Такие матери недостаточно эмоционально отзывчивы, они проявляют холодность к детям, неспособны проникнуть в их внутренний мир и переживания, одарить душевной добротой. Наоборот, матери излишне принципиальны, требовательны и категоричны, безоговорочно навязывают свое мнение ребенку, не доверяют его опыту, самостоятельности и творческой активности.

Таким образом, конфликтные отношения между мужем и женой, мужем и тещей, женой и свекровью, недовольство родителей самими собой — все это отражается на ребенке, так или иначе нанося ему психические травмы, которые, безусловно, скажутся на его характерологических особенностях и на эмоциональной сфере тогда, когда он станет взрослым. У ребенка может возникнуть ощущение отчужденности, отвергнутости, неприкаянности, заброшенности. Более того, у него может не сформироваться чувство дружелюбия и эмпатии к людям, не появиться настоящего, подлинного чувства любви к своим близким.[12,с.517]

Литература

1.     Годовикова Д.Б. Влияние общения со взрослым на общение детей со сверстниками// Исследование по проблемам возрастной и педагогической психологии  - М.,1980

2. Залысина И.А., Смирнова Е.О. Некоторые особенности психического развития дошкольников, воспитывающихся вне семьи// Вопр. психологии. 1985. № 4.

3. Землянухина Т. М. Особенности общения и познавательная активность у воспитанников яслей и домов ребенка - М., 1982.

4. Лисина М.И. Проблемы онтогенеза общения. М., 1986.

5. Лисина М.И., Галигуэова Л.Н. Изучение становления потребности в общении со взрослыми и сверстниками у детей раннего возраста - М., 1999.

6. Лисина М.И., Смирнова Р.А. Формирование избирательных привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной психологии. Минск, 1985.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместного семинара для педагогов дошкольного образовательного учреждения «Решение проблем взаимодействия ДОУ и семьи как важный фактор комфортных развивающих условий для эмоционального благополучия ребенка».

ГБОУ детский сад №994, является учреждением комбинированного вида, где наряду с детьми групп общего развития сформированы группы детей с нарушениями в развитии ( ОНР и ДЦП). Данный факт накладывает оп...

Эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста

Материал предназначен для педагогов и родителей детей дошкольного возраста...

Обновление развивающей предметно – пространственной среды в ДОУ для обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста

С вступлением в силу Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  впервые на законодательном уровне обозначена очень важная задача «охрана и укрепление физиче...

"Подвижная игра как средство обеспечения эмоционального благополучия детей дошкольного возраста"

В методической разработке игра представлена как ведущий вид деятельности детей дошкольного возраста. Прописано значение игры. Создание условий  для эмоционального благополучия ребенка и его позит...

Долгосрочный проект "Розовый слон" ( групповой уголок уединения и релаксации как условие обеспечения эмоционального благополучия и психологического комфорта дошкольников)

Краткая аннотация проектаКраткая аннотация проекта «Розовый слон»         Модернизация современной системы российского образования, на-прямую ...

Педагогические условия обеспечения эмоционального благополучия детей в дошкольном образовательном учреждении

Проблема эмоционального самочувствия детей в образовательном учреждении является одной из самых актуальных, так как положительное эмоциональное состояние относится к числу важнейших условий разв...